Диагностические методики изучения детского коллектива
Диагностика - это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Отбирая диагностические методики, нужно учитывать следующее:
особенности возраста учащихся класса;
степень сформированности детского коллектива;
особенности взаимоотношений классного руководителя и учащихся;
степень доверия друг другу детей и взрослых.
Работая с диагностическими методиками, классный руководитель должен придерживаться следующих правил:
Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.
Диагностика должна носить содержательный характер и создавать широкое поле исследовательской деятельности.
Результаты диагностического исследования не должны обсуждаться с людьми, не имеющим отношения к делам класса.
Результаты (любые) должны служить не во вред, а во благо учащихся класса.
По результатам диагностического исследования должны вноситься коррективы и планирование воспитательной работы в классе.
Необходимость педагогической диагностики должна учащимся разъясняться.
Анализ развития коллектива класса осуществляется по следующим направлениям:
Социально-психологический микроклимат в классе. Какие факторы (люди, условия) оказывают влияние на формирование этого климата? Особенности нравственно-психологического климата в классе: характер взаимоотношений учащихся (тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к другу, проявление взаимной ответственности, заботы и т. д.); преобладающее отношение учащихся к учителям и школе, доминирующий эмоциональный настрой учащихся класса, особенности общения в классном коллективе.
Социометрическая, ролевая и коммуникативная структура класса, уровень развития коллективных взаимоотношений и коллективной творческой деятельности в нем, степень включенности учащихся в жизнедеятельность класса, в процесс планирования, организации и анализа совместной деятельности.
Развитие общественной активности учащихся (их инициативность, творчество, организованность, самостоятельность, участие в самоуправлении класса).
Изменения состава класса, произошедшие в течение года, индивидуальные особенности «новеньких» учащихся, их адаптация и интеграция в классном коллективе.
Особенности общественного мнения класса и его влияния на интересы и поведение учащихся (что оказывает наибольшее влияние на общественное мнение класса).
Для изучения детского коллектива классный руководитель может использовать следующие диагностические методики:
Наблюдение дает возможность изучить участие каждого учащегося в деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. Наблюдение используют тогда, когда существует конфликтная ситуация или необходимо сформировать мнение о поведении ученика и совершаемых им поступках.
Опросник дает возможность изучить мотивацию действий, изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретной группы учащихся или класса в целом, уровень тревожности учащихся класса. Опросник позволяет выявить отношение учащихся к конкретным проблемам и явлениям.
Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой, деятельности, будущей профессиональной деятельности и своей социальной роли.
Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости.
Сочинения помогают изучить степень развитости кругозора учащихся, уровня интеллектуального развития учащихся, личностных качеств, отношение к миру.
Графические и рисуночные темы. Данные методики позволяют изучить отношение к коллективу, к педагогам и родителям.
Диагностические методики изучения классного коллектива
Начиная работу с детским коллективом впервые в жизни или продолжая работу с детьми, классному руководителю всегда очень важно знать, как относятся друг к другу все члены детского коллектива, значим ли для них коллектив, в котором они находятся длительное время вместе.
Диагностическая методика № 1. «Фотография»
Учащимся класса предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников. Среди одноклассников он должен расположить свое фото и фото классного руководителя. Анализируя полученные
фотографии, классный руководитель должен обратить внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.
Диагностическая методика № 2. «Урок физкультуры»
Учащимся предлагается построить класс на урок физкультуры. Главное требование — учащиеся не имеют права строить учащихся по росту. На листах бумаги ребята могут по своему усмотрению, построить весь класс. От них зависит, будут ли стоять ребята друг за другом или в парах. Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, степень его включенности в жизнь класса.
Диагностическая методика № 3. «Дом, в котором я живу»
Учащимся класса предлагается нарисовать на листке бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика поможет изучить привязанность учащихся друг другу, к родным и близким людям, к товарищам.
Диагностическая методика № 4. «Письмо островитянину»
Учащимся класса предлагается представить себе, что они находятся на необитаемом острове. Жизнь на острове трудная, помощи ждать неоткуда. Но вдруг к берегу прибивает бутылку, в которой находится записка: «Обратись с письмом к людям, которым ты доверяешь и которых ты любишь. Они тебе помогут. Письмо отправь с помощью этой же бутылки». Учащиеся должны написать письмо тем людям, которым доверяют.
Классному руководителю следует обратить внимание на то, каким будет содержание письма, к кому будут эти письма обращены.
Диагностическая методика № 5. «Дневник моей жизни»
Классный руководитель предлагает учащимся класса каждую неделю подводить итоги прожитых за неделю дней. Ребятам предлагается определить степень значимости данных событий в жизни класса и самого ученика. Дневник можно вести по следующему образцу:
Школьная неделя | Значимые события |
я | класс |
1-ая | | |
2-ая | | |
. . . | | |
34-ая | | |
Диагностическая методика № 6. «Пьедестал»
Учащимся класса предлагается построить пьедестал для награждения, на который они имеют право поставить своих одноклассников. Для этого ребята должны сами определить, за что они ставят своих одноклассников на ступеньки пьедестала. Всех ступенек — 5. У учащихся есть возможность среди этих пяти ступенек одну определить для себя, если ученик считает нужным это сделать.
Данная методика позволяет увидеть взаимоотношение учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.
Диагностическая методика № 7. «Государство — это мы»
Учащимся класса предлагается представить себе, что класс — это маленькое государство, а все ребята — представители этого государства. Для этого необходимо определить положение, место и предполагаемую должность каждого в этом государстве и свое собственное место. Эта методика позволит классному руководителю увидеть, кого ребята определяют на роль лидера в коллективе и кому отводится место изолированного человека.
Диагностическая методика № 8. «Круги на воде»
Ребятам предлагается листок, на котором нарисованы круги, в которые нужно вписать имена одноклассников «по степени» значимости для себя. В каждый круг ребята должны вписать не более трех имен своих одноклассников.
Диагностическая проективная методика № 9
Учащимся предлагается определить свое отношение к одноклассникам, продолжить следующие предложения:
1. Самый близкий мне человек в классе, это...
2. Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное от учебы время, это...
3. Ребята, которых мне приятно видеть в своем доме, это...
4. Ребята, с которыми я хотел бы общаться в школе, это...
5. Ребята, с которыми я хотел бы общаться вне школы, это...
6. Ребята, с которыми я не общаюсь, это...
7. Ребята, с которыми мне приходиться общаться в школе по необходимости, это...
8. Ребята, интересы которых мне чужды, это...
9. Ребята, которые мне неприятны, это...
10. Ребята, которых я избегаю, это...
Диагностическая методика № 10. «Фильм о моем классе»
Учащимся класса предлагается выступить в роли режиссера и снять фильм о своем классе. Каждый кадр фильма должен, быть снабжен текстом. Для того, чтобы фильм получился, каждый должен придумать свою сюжетную линию, время действия в фильме и т.д. Чтобы ребятам было легче снимать фильм, они должны ответить на следующие вопросы:
1. Как называется фильм?
2. Где происходит действие фильма?
3. Кто является главным героем фильма?
4. Кто играет второстепенные роли в фильме?
5. Каким является фильм по жанру?
6. Каков финал фильма?
7. В каком цвете снимался фильм?
Эту диагностическую методику можно использовать в различных вариантах. К примеру, можно провести классный кинофестиваль, на который жюри отберет несколько картин. Эти фильмы можно посмотреть на итоговом классном часу или на родительском собрании. Это исследование весьма информативно и поможет классному руководителю увидеть интересные и не всегда видимые события и мгновения из жизни классного коллектива.
Диагностическая методика № 11 «Сочинение»
Учащимся класса предлагается написать сочинение или эссе по следующим темам:
«Ода моему классу»
«Мой класс через 5лет»
«Чтобы могло со мной произойти, если бы я попал в другой класс»
«Удивительные истории моего класса»
«Болезни роста нашего класса»
Помимо тем сочинений, связанных с классным коллективом, можно предложить учащимся темы сочинений, связанных с собственной личностью. К примеру:
«Родственные души или вариации на тему: «Мои друзья в моем классе»,
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный: «Моя жизнь в классе»,
«Письмо самому себе»,
«Мои «хочу», «могу» и «надо».
Если ученики доверяют классному руководителю, то они будут откровенны, а это позволит вдумчивому педагогу увидеть трудные моменты в жизни учащихся и помочь в решении наболевших проблем. Одна и та же тема сочинений учащихся может стать традиционной, и ребята могут выполнять такое задание в начале каждого учебного года, это сможет стать традицией класса, увлечь ребят. Итоги этих личностных изысканий можно подвести на выпускном вечере и подарить каждому на память «архивные материалы» за несколько лет, которые смогут стать началом собственного личного архива.
Традиционные темы сочинений могут быть такие:
«Мои осенние размышления»
«Привет самому себе из сентября 20… года»
«Год 20…. Мои поиски истины»
«Мои взлеты и падения»
Диагностическая методика № 12. «Социометрия»
Целью социометрического исследования, является изучение взаимоотношений учащихся в коллективе и определение приоритетов отдельных учащихся в классе.
Под социометрией понимают социально-психологический тест, направленный на выявление особенностей взаимоотношений внутри группы. В его основе лежит подход Дж. Морено, который выдвинул теорию о том, что психологическое состояние отдельной личности зависит от особенностей неформальных отношений ближайшего окружения: соотношения симпатий и антипатий. Другими словами, выявив место конкретного человека внутри коллектива, можно понять его проблемы. Социометрическая методика используется в различных группах: и взрослых, и детских. Она позволяет измерить в количественных выражениях уровень эмоционально-психологической близости отдельных участников коллектива. Кроме того, с помощью социометрии можно: выявить существование референтных групп (мини-коллективов); зафиксировать уровень сплочённости коллектива; определить лидеров в симпатиях со стороны других участников.
Для младших школьников важна формулировка вопроса. Он должен быть понятен, а ситуация выбора — ценной для ребёнка. Например:
Кого ты хочешь (не хочешь) пригласить на свой день рождения?
С кем ты хотел бы сидеть за одной партой?
С кем бы ты хотел делать домашние задания?
С кем бы ты хотел дружить?
Если бы ты переходил в другую школу, кого бы позвал с собой?
Примерные вопросы для старшеклассников:
1. У тебя есть деньги, сумма которых позволяет тебе купить подарки только трем одноклассникам. Отметь, кому ты хотел бы сделать подарок.
2. Прошло десять лет после школы. У тебя появилась возможность определить лишь трех человек из класса, с кем ты хотел встретиться. Запиши их фамилии.
3. Ты победил на выборах и у тебя есть возможность сформировать свою команду из бывших одноклассников. Их должно быть не более трех. Кого ты предпочтешь?
По данным опросных бланков (листов) заполняется социоматрица. Социоматрица – таблица, в которой отражены данные социометрического опроса. В ней положительные выборы обозначают по горизонтали “плюсом”, отрицательные – “минусом”. Взаимные выборы обводят кружком (О). Далее подсчитывают сумму выборов.
Пример социометрической матрицы.
Выбирающий | Выбираемые | Число взаимных выборов |
01 | 02 | 03 | 04 | 05 |
Александров С. | 01 | | + | + | - | + | 3 |
Иванов Н. | 02 | + | | - | - | + | 1 |
Ковалев В. | 03 | + | + | | + | - | 2 |
Леонтьев А. | 04 | - | - | + | | + | 2 |
Кузнецов М. | 05 | + | - | - | + | | 2 |
Предложенная методика дает возможность определить следующие психологические характеристики межличностных отношений: социовалентность (степень включенности во взаимоотношения); статус детей и статусную структуру группы – сплочённость группы и взаимность контактов – уровень конфликтности (агрессивности) группы – детей, которые являются объектами групповой агрессии. Целесообразно начинать анализ социометрических данных социовалентности детей, свидетельствующей о степени и характере включенности школьника в систему взаимоотношений в классе. По социовалентности можно судить о потребности ребёнка в общении и о его установке на удовлетворение этой потребности именно в данной группе, что, в свою очередь, позволит опосредованно судить о привлекательности коллектива для ребенка. Определяется социовалентность по количеству и характеру сделанных учащимися выборов. Социовалентность будет положительной, если у ребенка преобладают положительные выборы, и отрицательной – если преобладают негативные выборы.
Результаты социометрического исследования:
Лидеры - 5-7 положительных выборов
Изолированные – выборов- 0
Предпочитаемые - 3-4 выбора
Пренебрегаемые - 1-2выбора
Конфликтные, раздражающие - 4-7 - отрицательных выборов
Диагностическая методика № 13 Опросник «Мой класс»
Цель: выявить уровень удовлетворенности школьной жизнью, взаимопонимания в коллективе, защищенности членов коллектива.
Ход проведения: необходимо на вопросы отвечать «да», «нет», «не знаю».
Обработка результатов.
В каждом отдельном блоке из трех вопросов
1-й измеряет степень удовлетворенности школьной жизнью (У),
2-й – степень конфликтности в классе (К),
3-й – степень сплоченности класса (С).
3 балла за ответ «да» в 1, 5, 8, 12, 15-м вопросах, «нет» в 6, 10-м вопросах.
2 балла за ответы «да» и «нет» в 9 и 13 вопросах.
1 балл – «нет» во 2, 3, 7, 11, 14-м и «да» в 4-м вопросах.
Далее подсчитываются суммы баллов по вопросам:
1, 4, 7, 10, 13 – степень удовлетворенности школьной жизнью (У).
3, 6, 9, 12, 15 – степень сплоченности класса (С).
2, 5, 8, 11, 14 – степень конфликтности в классе (К).
Максимальные суммы баллов по параметрам: У – 10, К – 9, С – 12.
Текст опросника «Мой класс»
ФИО _______________________________ Класс _______________
Таблица А.1 – Бланк опросника
Вопросы | «Да» | «Нет» | «Не знаю» |
Ребятам нравится учиться в нашем классе. | | | |
Дети в классе всегда дерутся друг с другом. | | | |
В нашем классе каждый ученик – мой друг. | | | |
Некоторые ученики в нашем классе несчастливы. | | | |
Некоторые дети в нашем классе являются «середнячками». | | | |
С некоторыми детьми в нашем классе я не дружу. | | | |
Ребята нашего класса с удовольствием ходят в школу. | | | |
Многие дети в нашем классе любят драться. | | | |
Все ученики в нашем классе - друзья. | | | |
Некоторые ученики не любят свой класс. | | | |
Отдельные ученики всегда стремятся настоять на своем. | | | |
Все ученики в нашем классе хорошо относятся друг к другу. | | | |
Наш класс веселый. | | | |
Дети в нашем классе много ссорятся. | | | |
Дети в нашем классе любят друг друга как друзья. | | | |
Диагностическая методика № 14 «Лесенка»
В определении сплоченности класса классному руководителю может помочь методика «Лесенка». Ребенку предлагается нарисованная лесенка из 5 ступенек, на одну из которых он должен поместить свой класс:
«Песок» - каждый в классе сам по себе;
«Глина» - мы объединяемся только на время под воздействием учителя;
«Маяк» - ребята общаются только в «своих» микрогруппах, всех вместе нас объединяют общие дела и переживания, но это случается не всегда;
«Парус» - мы все дружны и сплочены, как команда, плывущая на одном корабле;
«Факел» - мы нужны не только друг другу, но и другим - в школе и за ее пределами.
Обработать такую анкету не представляет сложности, но необходимо обратить внимание и на «разброс мнений», в таком случае говорить о сплоченности не приходится.
Диагностическая методика № 15 «Альпинисты»
Детям предлагается рисунок горы. Ребятам следует представить себе, что каждый из них – альпинист. Класс покоряет горные вершины. Пик горы – это по-настоящему дружный класс. Каждый ребенок самостоятельно должен решить, какой высоты достиг класс? Подножие горы – 1, пик – 10. После того, как все дети выставили баллы, сумма делится на количество опрошенных. Средний балл, как правило, 6 – 7 баллов. Затем с детьми проводится беседа о том, что нужно сделать, чтобы покорить вершину вместе.
Диагностическая методика № 16
“Методику оценки привлекательности классного коллектива” (7-10 лет).
Методика предназначена для оценки привлекательности для ученика классного коллектива. Представляет собой анкету, в которой к каждому вопросу предлагается определенным количеством баллов:
Ответ
“а” - 5 баллов,
“б” - 4 балла,
“в” - 3 балла,
“г” - 2 балла,
“д” - 1 балл,
“е” - 0 баллов.
Таким образом, максимальное количество баллов, которые может набрать ребенок после заполнения анкеты, составляет 25 баллов.
Анкетирование может проводиться в группе и индивидуально. В последнем случае может использоваться в качестве основы для беседы об особенностях взаимоотношения ученика с классом.
Анкета для оценки привлекательности классного коллектива
1. Как вы оценили бы свою принадлежность к классу?
а) Чувствую себя членом класса, частью коллектива;
б) Участвую в большинстве видов деятельности;
в) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других;
г) Не чувствую что являюсь членом коллектива;
д) Учусь, не общаясь с другими детьми класса;
е) Не знаю, затрудняюсь ответить.
2. Перешли бы вы учиться в другой класс, если бы представилась такая возможность?
а) Да, очень хотел бы перейти;
б) Скорее всего, перешел бы, чем остался;
в) Не вижу никакой разницы;
г) Скорее всего, остался бы в своем классе;
д) Очень хотел бы остаться в своем классе;
е) Не знаю, трудно сказать.
3. Каковы взаимоотношения между учениками в вашем классе?
а) Лучше, чем в любом другом классе;
б) Лучше, чем в большинстве классов;
в) Примерно такие же, как и в большинстве классов;
г) Хуже, чем в большинстве классов;
д) Хуже, чем в любом классе;
е) Не знаю.
4. Каковы взаимоотношения учеников с воспитателем (классным руководителем)?
а) Лучше, чем в любом другом классе;
б) Лучше, чем в большинстве классов;
в) Примерно такие же, как большинстве классов;
г) Хуже, чем в большинстве классов;
д) Хуже, чем в любом классе;
е) Не знаю.
5. Какого отношение учеников к учебе в классе?
а) Лучше, чем любом другом классе;
б) Лучше, чем в большинстве классов;
в) Примерно такие же, как и в большинстве классов;
г) Хуже ,чем в большинстве классов;
д) Хуже, чем в любом классе;
е) Не знаю.
Обработка результатов.
Все баллы, полученные ребёнком за каждый ответ, суммируются и интерпретируются следующим образом:
25-18 баллов – классный коллектив является для ребенка очень привлекательным. Атмосфера внутри класса полностью удовлетворяет ребенка. Он дорожит взаимоотношениями с остальными детьми коллектива.
17-12 баллов – ребенок хорошо адаптирован в классном коллективе. Атмосфера взаимоотношений является для него комфортной и благоприятной. Классный коллектив представляет ценность для ребенка.
11-6 баллов – нейтральное отношение ребенка к коллективу свидетельствует о наличии определенных благоприятных зон взаимоотношений, которые дискомфортно влияют на ощущение собственного положения ученика в классе. Имеется явное желание либо отдалиться от коллектива, либо изменить свое отношение в нем.
5 и менее баллов – негативное отношение к классу. Неудовлетворенность своим положением и ролью в нем. Возможна дезадаптация в его структуре.
10