СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностические методики в области"Художественное творчество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Диагностические методики в области"Художественное творчество"»

Диагностика

по образовательной области «Художественное творчество»

для детей дошкольного возраста

Известно, что детский рисунок может использоваться в качестве средства диагностики интеллектуального и эстетического развития ребёнка, степени его подготовленности к школе. В связи с этим важно знать критерии оценки уровня овладения ребёнком навыками изобразительной деятельности.

Для выявления степени овладения ребёнком навыками изобразительной деятельностью предлагается методика диагностирования детей перед поступлением в первый класс.

Полный набор соответствующих критериев и показателей можно использовать для более глубокой характеристики уровня овладения детьми навыками изобразительной деятельности; для более оперативного диагностирования следует отобрать некоторые из них.

Выделенные критерии объединены в две группы:

  • первая применяется при анализе продуктов деятельности;

  • вторая – при анализе процесса деятельности.

Анализ продуктов изобразительной деятельности

1.Содержание изображения (полнота изображения образа)

Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребёнком изображения.

2.Передача формы:

  • форма передана точно;

  • есть незначительные искажения;

  • искажения значительные, форма не удалась.

3.Строение предмета:

  • части расположены, верно;

  • есть незначительные искажения;

  • части предмета расположены неверно.

4.Передача пропорции предмета в изображении:

  • пропорции предмета соблюдаются;

  • есть незначительные искажения;

  • пропорции предмета переданы неверно.

5.Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):

а) расположение изображений на листе;

  • по всему листу;

  • на полосе листа;

  • не продумана, носит случайный характер;

б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:

  • соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

  • есть незначительные искажения;

  • пропорциональность разных предметов передана неверно.

6.Передача движения:

  • движение передано достаточно чётко;

  • движение передано неопределённо, неумело;

  • изображение статичное.

7.Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая – творческое отношение ребёнка к цвету, свободное обращение с цветом):

а) цветовое решение изображения:

  • передан реальный цвет предметов;

  • есть отступления от реальной окраски;

  • цвет предметов передан неверно;

б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

  • многоцветная или ограниченная гамма – цветовое решение соответствует замыслу и характеристики изображаемого;

  • преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;

  • безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).


Анализ процесса изобразительной деятельности.

1.Характер линии (в соответствии с проведённым исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей):

а) характер линии:

  • слитная;

  • линия прерывистая;

  • дрожащая (жесткая, грубая);

б) нажим:

  • средний;

  • сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу);

  • слабый (иногда еле видный);

в) раскрашивание (размах):

  • мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;

  • крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;

  • беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;

г) регуляция силы нажима:

  • ребёнок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;

  • ребёнок не всегда регулирует силу нажима и размах;

  • ребёнок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.

2.Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности):

а) отношение к оценке взрослого:

  • адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности;

  • эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при критике – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);

  • безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

б) оценка ребёнком созданного им изображения:

  • адекватна;

  • неадекватна (завышенная, заниженная);

  • отсутствует;

в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребёнок относится:

  • к предложенному заданию;

  • к процессу деятельности;

  • к продукту собственной деятельности.

3.Уровень самостоятельности:

  • выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

  • требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;

  • необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

4.Творчество:

а) самостоятельность замысла;

б) оригинальность изображения;

в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нём показателям носит не количественный, а качественный характер и даётся в описательной форме.













По всем критериям, имеющим одну, две и три группы показателей, оценка даётся по трехбалльной системе: 1-й – 3 балла; 2-й – 2 балла; 3-й – 1 балл.

Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребёнку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребёнок, - 45, низшее – 15 баллов. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками изобразительной деятельности. Для этого нужно создать ранговый ряд, то есть составить список детей в последовательности от высшего числа набранных ребёнком баллов к низшему. Такой ранговый ряд можно построить и по каждому критерию отдельно. Ранговый ряд условно можно разделить на три части. Так, если в группе диагностировалось 20 человек, то в каждой подгруппе может в среднем получиться 6 – 7 детей, но могут быть и резкие различия. Каждая из этих подгрупп будет отнесена к высшему, среднему и низшему уровню (по числу набранных балов).

Следующее диагностическое обследование, проведённое после целенаправленных занятий с детьми, должно изменить количество детей в каждой подгруппе за счёт увеличения дошкольников в подгруппах высокого и среднего уровня и сокращения числа тех, кто выполнял изображение на низком уровне, что будет свидетельствовать об эффективности работы воспитателя.

Для текущей диагностики можно ограничиться первой группой критериев, построенной на анализе продуктов деятельности и позволяющей определить уровень овладения детьми навыками рисования, лепки, аппликации (опуская те критерии, которые не характерны для некоторых видов деятельности, как, например, цвет для лепки). Для определения уровня развития творчества к этим показателям следует присоединить диагностику с дорисовыванием кругов.

Можно составить сводную таблицу, в которой будут представлены все оценки, полученные детьми по каждому критерию и показателю. Возьмём за основу данные показателей анализа продукта деятельности (их восемь).



















С целью выявления результатов опытно – экспериментальной работы и уровня развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста в конце учебного года можно провести следующее диагностическое обследование.

Всем детям предлагается задание на дорисовывание шести кругов: детям выдаётся стандартный альбомный лист бумаги с нарисованными на нём в два ряда (по три в каждом) кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см). Детям предлагается рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их.

Выполнение этого задания оценивается следующим образом: по критерию «продуктивность» - количество кругов, оформленных ребёнком в образы, и составляется количество баллов, полученных ребёнком. Так, если в образы оформляются все шесть кругов, то выставляется оценка 6, если 5, то оценка 5 и т.д. Все баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания воспитанниками всей группы.

Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оцениваются по трехбалльной системе. Оценка «3» – высокий уровень – ставится тем детям, которые наделили предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторов (например, яблоко или мордочки зверюшек). Оценка «2» – средний уровень – ставится детям, которые наделяют образным значением все или почти все круги, но допускают практически буквальное повторение (например, мордочка) или оформляют круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мячик и т.п.). Оценка «1» – низкий балл – ставится тем детям, которые не смогли наделить образным решением все круги, задание выполнили не до конца и небрежно.

Оценивается не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребёнок ограничивался лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания). Подсчитывается общее количество баллов, полученное детьми каждой группы (суммарный балл), затем выводится средний балл для группы (общее число баллов, полученное группой, делиться на количество детей в ней).

(Т.С.Комарова - доктор педагогический наук. Журнал «Обруч» №1 2007 год)













Сводная таблица оценок, полученных детьми

по каждому критерию и показателю

Ф.И.

ребёнка

передача

формы

строение предмета

передача

пропорции

Композиция

передача

движения

цвет

Общее кол-во

баллов









































































































































































































Итого баллов по критериям










возможное высшее число












Ранговый ряд, построенный на основе полученной детьми суммы баллов

(от высшего числа к низшему)

№ п/п

Фамилия, имя ребёнка

Общее число баллов

1.

Петров Иван

18























































20.

Иванов Коля

10

Наивысшее число баллов

21

Низшее число баллов

7





Результаты выполнения детьми задания оцениваются по 3-х бальной системе

 Оценка 3 (высокий уровень) ставится тем детям, которые наделяют оригинальным образным содержанием преимущественно без повторения одного или близкого образца.

 Оценка 2 (средний уровень) ставится тем детям, которые наделяют образным содержанием все или почти все круги, но допускают почти буквальное повторение (например, цветочек или мордочка) или оформляют круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, солнышко и т.п.).

 Оценка 1 (низкий уровень) ставится тем, кто не смог наделить образным решением все круги, задание выполняют не до конца и небрежно.

 Параметры развития детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности.

Параметры развития


Виды творческого развития

Высокий уровень развития

Средний уровень развития

Низкий уровень развития

Овладение техническими навыками и умениями.

 

 

Живопись

 

 

Графика

 

 

Архитектура

 

 

Скульптура

 

 

Художественно – прикладное творчество

 

 

Нетрадиционные техники

 

Полностью владеет техническими навыками и умениями.

Испытывает затруднения в применении технических навыков и умений.

Пользуется помощью педагога.

Развитие цветового восприятия.

Использует всю цветовую гамму. Самостоятельно работает с оттенками.

Использует всю цветовую гамму.

Использует не более 2-3 цветов.

Развитие композиционных умений

Самостоятельно составляет и выполняет композиционный замысел.

Испытывает затруднения в композиционном решении.

Изображает предметы не объединяя их единым содержанием.

Развитие эмоционально – художественного восприятии, творческого воображения.

Видит красоту окружающего мира, художественных произведений, народного декоративно - прикладного творчества, отражает свое эмоциональное состояние в работе.

Увлечен выполнением работы, создает образы самостоятельно, использует в полной мере приобретенные навыки.

Видит красоту окружающего мира, художественных произведений, народного декоративно - прикладного творчества. Испытывает затруднения в передаче своего эмоционального состояния через образы.

Чувствует красоту окружающего мира, художественных произведений, народного декоративно - прикладного творчества. Но не может самостоятельно выразить свое эмоциональное состояние через образ, цвет.