Диагностика
по образовательной области «Художественное творчество»
для детей дошкольного возраста
Известно, что детский рисунок может использоваться в качестве средства диагностики интеллектуального и эстетического развития ребёнка, степени его подготовленности к школе. В связи с этим важно знать критерии оценки уровня овладения ребёнком навыками изобразительной деятельности.
Для выявления степени овладения ребёнком навыками изобразительной деятельностью предлагается методика диагностирования детей перед поступлением в первый класс.
Полный набор соответствующих критериев и показателей можно использовать для более глубокой характеристики уровня овладения детьми навыками изобразительной деятельности; для более оперативного диагностирования следует отобрать некоторые из них.
Выделенные критерии объединены в две группы:
первая применяется при анализе продуктов деятельности;
вторая – при анализе процесса деятельности.
Анализ продуктов изобразительной деятельности
1.Содержание изображения (полнота изображения образа)
Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребёнком изображения.
2.Передача формы:
форма передана точно;
есть незначительные искажения;
искажения значительные, форма не удалась.
3.Строение предмета:
части расположены, верно;
есть незначительные искажения;
части предмета расположены неверно.
4.Передача пропорции предмета в изображении:
пропорции предмета соблюдаются;
есть незначительные искажения;
пропорции предмета переданы неверно.
5.Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):
а) расположение изображений на листе;
по всему листу;
на полосе листа;
не продумана, носит случайный характер;
б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:
соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
есть незначительные искажения;
пропорциональность разных предметов передана неверно.
6.Передача движения:
движение передано достаточно чётко;
движение передано неопределённо, неумело;
изображение статичное.
7.Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая – творческое отношение ребёнка к цвету, свободное обращение с цветом):
а) цветовое решение изображения:
передан реальный цвет предметов;
есть отступления от реальной окраски;
цвет предметов передан неверно;
б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:
многоцветная или ограниченная гамма – цветовое решение соответствует замыслу и характеристики изображаемого;
преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;
безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).
Анализ процесса изобразительной деятельности.
1.Характер линии (в соответствии с проведённым исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей):
а) характер линии:
слитная;
линия прерывистая;
дрожащая (жесткая, грубая);
б) нажим:
средний;
сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу);
слабый (иногда еле видный);
в) раскрашивание (размах):
мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;
крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;
беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;
г) регуляция силы нажима:
ребёнок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;
ребёнок не всегда регулирует силу нажима и размах;
ребёнок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.
2.Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности):
а) отношение к оценке взрослого:
адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности;
эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при критике – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);
безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);
б) оценка ребёнком созданного им изображения:
адекватна;
неадекватна (завышенная, заниженная);
отсутствует;
в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребёнок относится:
3.Уровень самостоятельности:
выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;
требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;
необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.
4.Творчество:
а) самостоятельность замысла;
б) оригинальность изображения;
в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нём показателям носит не количественный, а качественный характер и даётся в описательной форме.
По всем критериям, имеющим одну, две и три группы показателей, оценка даётся по трехбалльной системе: 1-й – 3 балла; 2-й – 2 балла; 3-й – 1 балл.
Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребёнку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребёнок, - 45, низшее – 15 баллов. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками изобразительной деятельности. Для этого нужно создать ранговый ряд, то есть составить список детей в последовательности от высшего числа набранных ребёнком баллов к низшему. Такой ранговый ряд можно построить и по каждому критерию отдельно. Ранговый ряд условно можно разделить на три части. Так, если в группе диагностировалось 20 человек, то в каждой подгруппе может в среднем получиться 6 – 7 детей, но могут быть и резкие различия. Каждая из этих подгрупп будет отнесена к высшему, среднему и низшему уровню (по числу набранных балов).
Следующее диагностическое обследование, проведённое после целенаправленных занятий с детьми, должно изменить количество детей в каждой подгруппе за счёт увеличения дошкольников в подгруппах высокого и среднего уровня и сокращения числа тех, кто выполнял изображение на низком уровне, что будет свидетельствовать об эффективности работы воспитателя.
Для текущей диагностики можно ограничиться первой группой критериев, построенной на анализе продуктов деятельности и позволяющей определить уровень овладения детьми навыками рисования, лепки, аппликации (опуская те критерии, которые не характерны для некоторых видов деятельности, как, например, цвет для лепки). Для определения уровня развития творчества к этим показателям следует присоединить диагностику с дорисовыванием кругов.
Можно составить сводную таблицу, в которой будут представлены все оценки, полученные детьми по каждому критерию и показателю. Возьмём за основу данные показателей анализа продукта деятельности (их восемь).
С целью выявления результатов опытно – экспериментальной работы и уровня развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста в конце учебного года можно провести следующее диагностическое обследование.
Всем детям предлагается задание на дорисовывание шести кругов: детям выдаётся стандартный альбомный лист бумаги с нарисованными на нём в два ряда (по три в каждом) кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см). Детям предлагается рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их.
Выполнение этого задания оценивается следующим образом: по критерию «продуктивность» - количество кругов, оформленных ребёнком в образы, и составляется количество баллов, полученных ребёнком. Так, если в образы оформляются все шесть кругов, то выставляется оценка 6, если 5, то оценка 5 и т.д. Все баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания воспитанниками всей группы.
Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оцениваются по трехбалльной системе. Оценка «3» – высокий уровень – ставится тем детям, которые наделили предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторов (например, яблоко или мордочки зверюшек). Оценка «2» – средний уровень – ставится детям, которые наделяют образным значением все или почти все круги, но допускают практически буквальное повторение (например, мордочка) или оформляют круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мячик и т.п.). Оценка «1» – низкий балл – ставится тем детям, которые не смогли наделить образным решением все круги, задание выполнили не до конца и небрежно.
Оценивается не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребёнок ограничивался лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания). Подсчитывается общее количество баллов, полученное детьми каждой группы (суммарный балл), затем выводится средний балл для группы (общее число баллов, полученное группой, делиться на количество детей в ней).
(Т.С.Комарова - доктор педагогический наук. Журнал «Обруч» №1 2007 год)
Сводная таблица оценок, полученных детьми
по каждому критерию и показателю
№ | Ф.И. ребёнка | передача формы | строение предмета | передача пропорции | Композиция | передача движения | цвет | Общее кол-во баллов |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
Итого баллов по критериям | | | | | | | | | |
возможное высшее число | | | | | | | | | |
Ранговый ряд, построенный на основе полученной детьми суммы баллов
(от высшего числа к низшему)
№ п/п | Фамилия, имя ребёнка | Общее число баллов |
1. | Петров Иван | 18 |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
20. | Иванов Коля | 10 |
Наивысшее число баллов | 21 |
Низшее число баллов | 7 |
Результаты выполнения детьми задания оцениваются по 3-х бальной системе
Оценка 3 (высокий уровень) ставится тем детям, которые наделяют оригинальным образным содержанием преимущественно без повторения одного или близкого образца.
Оценка 2 (средний уровень) ставится тем детям, которые наделяют образным содержанием все или почти все круги, но допускают почти буквальное повторение (например, цветочек или мордочка) или оформляют круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, солнышко и т.п.).
Оценка 1 (низкий уровень) ставится тем, кто не смог наделить образным решением все круги, задание выполняют не до конца и небрежно.
Параметры развития детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности.
Параметры развития | Виды творческого развития | Высокий уровень развития | Средний уровень развития | Низкий уровень развития |
Овладение техническими навыками и умениями. | Живопись Графика Архитектура Скульптура Художественно – прикладное творчество Нетрадиционные техники | Полностью владеет техническими навыками и умениями. | Испытывает затруднения в применении технических навыков и умений. | Пользуется помощью педагога. |
Развитие цветового восприятия. | Использует всю цветовую гамму. Самостоятельно работает с оттенками. | Использует всю цветовую гамму. | Использует не более 2-3 цветов. |
Развитие композиционных умений | Самостоятельно составляет и выполняет композиционный замысел. | Испытывает затруднения в композиционном решении. | Изображает предметы не объединяя их единым содержанием. |
Развитие эмоционально – художественного восприятии, творческого воображения. | Видит красоту окружающего мира, художественных произведений, народного декоративно - прикладного творчества, отражает свое эмоциональное состояние в работе. Увлечен выполнением работы, создает образы самостоятельно, использует в полной мере приобретенные навыки. | Видит красоту окружающего мира, художественных произведений, народного декоративно - прикладного творчества. Испытывает затруднения в передаче своего эмоционального состояния через образы. | Чувствует красоту окружающего мира, художественных произведений, народного декоративно - прикладного творчества. Но не может самостоятельно выразить свое эмоциональное состояние через образ, цвет. |