СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностические технологии в работе социального педагога.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья рассказывает о различных диагностических технологиях, которые может применять в совей работе социальный педагог. А также историческое происхождение некоторых терминов. Советы и собственный опыт работы помогут начинающему специалисту в диагностической работе с детьми и подростками 

Просмотр содержимого документа
«Диагностические технологии в работе социального педагога.»

Диагностические технологии в работе социального педагога.


Термин «диагностика» происходит от греческих слов dia - после, через и gnosis – знание. В античном мире диагностами называли людей, которые после сражения подсчитывали количество раненых и убитых воинов. В эпоху Возрождения диагностика – уже медицинское понятие, означающее распознавание болезней. В начале ХХ века это понятие стало широко использоваться в философии, а затем и в психологии, технике и других областях.

Для эффективной профессиональной деятельности социальному педагогу необходима достоверная информация, касающаяся различных сторон жизнедеятельности его подопечных. Социальному педагогу приходится пользоваться многими видами диагностики, приспосабливая их к конкретным задачам своей профессиональной деятельности.

Поскольку деятельность социального педагога является многоплановой, а его функции разнообразны и в процессе реализации опираются на различные области научного знания, в практике работы ему приходится использовать методы, относящиеся к разным профессиям.

Медицинская диагностика – процесс установления медицинского диагноза, т.е. заключения о характере и существе болезни пациента на основе принятой классификации.

Социального педагога диагноз будет интересовать с точки зрения психосоциальных и педагогических аспектов. Например, он не ставит диагноз, но может диагностировать социально-педагогические последствия, которые сопровождают эти заболевания, признаки их влияния на формирование личности ребенка.

Социальная диагностика – комплексный процесс выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономическое, культурно-правовое, нравственно-психологическое состояние.

Для социального педагога важно разобраться в отношениях ребенка с семьей и другими социальными группами, к которым он принадлежит. Можно руководствовать следующими вопросами:

  • Существуют ли проблемы среди членов семьи (в группе)?

  • Насколько эффективны формы общения?

  • Кто из окружения подопечного принимает значимые решения, каковы их последствия?

  • Какие основные конфликты, касающиеся подопечного, какие меры принимаются для их решения?

  • Какие ценности и нормы определяют поведение членов семьи (группы), как обеспечивается выполнение этих норм?


Объем и характер искомой информации варьируется в зависимости от цели социально-педагогической работы с подопечным, от специфики необходимой ему помощи. Например, если помощь имеет реабилитационную или терапевтическую направленность, то необходимо правильно понимать природу, причины и перспективы развития проблемы.

В последнее время в профессиональный словарь социальных педагогов вошло понятие «социально-педагогический мониторинг». Мониторинг является производным от латинского – monitor – предостерегающий. В толковом словаре Даля дается понятие «Мониторь – военный корабль… Название дано от ящерицы мониторь, будто бы предваряющий о близости крокодила…»

В социологии рассматриваются основные положения, объясняющие сущность понятия «мониторинг»:

  • это процесс наблюдения за объектом, оценки его состояния, контроля над происходящими событиями, предупреждение нежелательных тенденций развития;

  • непрерывный процесс, организующийся на достаточно продолжительном отрезке времени, что позволяет фиксировать состояние объекта и осуществлять прогноз развития тенденций;

  • мониторинг имеет адресность и предметную направленность, т.е. применяется к конкретным объектам и процессам для решения конкретных задач.

Таким образом, социально-педагогический мониторинг – это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа информации о состоянии объекта социально-педагогической деятельности, принятие на этой основе стратегического и тактического решения.

В своей работе социального педагога я применяю различные диагностические технологии и методики. Например, пакет диагностических методик и процедур по организации социально-педагогических исследований (в редакции Рыжовой О.С., Сорочинской Е.Н, Чальцевой И.С. – Ростов-на-Дону, 2005 год).

  1. Выявление коммуникативных способностей воспитанников. Отслеживание их личностного развития. Цель исследования: выявление коммуникативных склонностей воспитанников.

  2. Изучение социализированности воспитанников. Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности.

  3. Изучение свободного времени подростка. Цель исследования: занятость подростка в свободное от учебы время.

  4. Определение рейтинга ценностей. Цель: выявление проблем, связанных с психологическими и социальными особенностями ценностей современных подростков.

  5. Изучение профессиональных качеств личности, профессионального самоопределения. Цель исследования: выявление склонностей к той или иной профессии, профориентация подростков, и др.

Также мне помогают в работе мониторинги деятельности социального педагога в условиях центра помощи детям, а именно:

  1. Мониторинг численности и комфортности воспитанников, пребывающих в семьях граждан в каникулярные и праздничные дни;

  2. Мониторинг личных данных несовершеннолетних, находящихся в группе, приемно-карантинном отделении и т.д.

  3. Мониторинг жилых помещений несовершеннолетних;

  4. Мониторинг денежных средств на лицевых счетах воспитанников;

  5. Мониторинг пенсионных, алиментных накоплений и т.д.

Советы начинающему специалисту, которому придется работать с детьми и подростками. Проводя любую диагностику, социальный педагог должен знать определенные требования к проведению:

  • Изучение личности должно быть направлено не столько на вскрытие недостатков, сколько на поиск резервов личности, ее нераскрытых возможностей;

  • Диагностика не должна быть самоцелью, а должна носить стимулирующий характер;

  • Изучение личности необходимо осуществлять в процессе деятельности и общения;

  • Личность изучается не изолированно, а в контексте социальных отношений;

  • Данные диагностики не должны быть направлены против самой личности; нельзя делать выводы о личности только на основе одного диагностического метода;

  • Необходимо изучать личность ребенка в развитии и сравнивать ее достижения не только с успехами других детей, но и, прежде всего, с его собственными показателями.

Желаю успехов!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!