Диагностические технологии в работе социального педагога.
Термин «диагностика» происходит от греческих слов dia - после, через и gnosis – знание. В античном мире диагностами называли людей, которые после сражения подсчитывали количество раненых и убитых воинов. В эпоху Возрождения диагностика – уже медицинское понятие, означающее распознавание болезней. В начале ХХ века это понятие стало широко использоваться в философии, а затем и в психологии, технике и других областях.
Для эффективной профессиональной деятельности социальному педагогу необходима достоверная информация, касающаяся различных сторон жизнедеятельности его подопечных. Социальному педагогу приходится пользоваться многими видами диагностики, приспосабливая их к конкретным задачам своей профессиональной деятельности.
Поскольку деятельность социального педагога является многоплановой, а его функции разнообразны и в процессе реализации опираются на различные области научного знания, в практике работы ему приходится использовать методы, относящиеся к разным профессиям.
Медицинская диагностика – процесс установления медицинского диагноза, т.е. заключения о характере и существе болезни пациента на основе принятой классификации.
Социального педагога диагноз будет интересовать с точки зрения психосоциальных и педагогических аспектов. Например, он не ставит диагноз, но может диагностировать социально-педагогические последствия, которые сопровождают эти заболевания, признаки их влияния на формирование личности ребенка.
Социальная диагностика – комплексный процесс выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономическое, культурно-правовое, нравственно-психологическое состояние.
Для социального педагога важно разобраться в отношениях ребенка с семьей и другими социальными группами, к которым он принадлежит. Можно руководствовать следующими вопросами:
Существуют ли проблемы среди членов семьи (в группе)?
Насколько эффективны формы общения?
Кто из окружения подопечного принимает значимые решения, каковы их последствия?
Какие основные конфликты, касающиеся подопечного, какие меры принимаются для их решения?
Какие ценности и нормы определяют поведение членов семьи (группы), как обеспечивается выполнение этих норм?
Объем и характер искомой информации варьируется в зависимости от цели социально-педагогической работы с подопечным, от специфики необходимой ему помощи. Например, если помощь имеет реабилитационную или терапевтическую направленность, то необходимо правильно понимать природу, причины и перспективы развития проблемы.
В последнее время в профессиональный словарь социальных педагогов вошло понятие «социально-педагогический мониторинг». Мониторинг является производным от латинского – monitor – предостерегающий. В толковом словаре Даля дается понятие «Мониторь – военный корабль… Название дано от ящерицы мониторь, будто бы предваряющий о близости крокодила…»
В социологии рассматриваются основные положения, объясняющие сущность понятия «мониторинг»:
это процесс наблюдения за объектом, оценки его состояния, контроля над происходящими событиями, предупреждение нежелательных тенденций развития;
непрерывный процесс, организующийся на достаточно продолжительном отрезке времени, что позволяет фиксировать состояние объекта и осуществлять прогноз развития тенденций;
мониторинг имеет адресность и предметную направленность, т.е. применяется к конкретным объектам и процессам для решения конкретных задач.
Таким образом, социально-педагогический мониторинг – это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа информации о состоянии объекта социально-педагогической деятельности, принятие на этой основе стратегического и тактического решения.
В своей работе социального педагога я применяю различные диагностические технологии и методики. Например, пакет диагностических методик и процедур по организации социально-педагогических исследований (в редакции Рыжовой О.С., Сорочинской Е.Н, Чальцевой И.С. – Ростов-на-Дону, 2005 год).
Выявление коммуникативных способностей воспитанников. Отслеживание их личностного развития. Цель исследования: выявление коммуникативных склонностей воспитанников.
Изучение социализированности воспитанников. Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности.
Изучение свободного времени подростка. Цель исследования: занятость подростка в свободное от учебы время.
Определение рейтинга ценностей. Цель: выявление проблем, связанных с психологическими и социальными особенностями ценностей современных подростков.
Изучение профессиональных качеств личности, профессионального самоопределения. Цель исследования: выявление склонностей к той или иной профессии, профориентация подростков, и др.
Также мне помогают в работе мониторинги деятельности социального педагога в условиях центра помощи детям, а именно:
Мониторинг численности и комфортности воспитанников, пребывающих в семьях граждан в каникулярные и праздничные дни;
Мониторинг личных данных несовершеннолетних, находящихся в группе, приемно-карантинном отделении и т.д.
Мониторинг жилых помещений несовершеннолетних;
Мониторинг денежных средств на лицевых счетах воспитанников;
Мониторинг пенсионных, алиментных накоплений и т.д.
Советы начинающему специалисту, которому придется работать с детьми и подростками. Проводя любую диагностику, социальный педагог должен знать определенные требования к проведению:
Изучение личности должно быть направлено не столько на вскрытие недостатков, сколько на поиск резервов личности, ее нераскрытых возможностей;
Диагностика не должна быть самоцелью, а должна носить стимулирующий характер;
Изучение личности необходимо осуществлять в процессе деятельности и общения;
Личность изучается не изолированно, а в контексте социальных отношений;
Данные диагностики не должны быть направлены против самой личности; нельзя делать выводы о личности только на основе одного диагностического метода;
Необходимо изучать личность ребенка в развитии и сравнивать ее достижения не только с успехами других детей, но и, прежде всего, с его собственными показателями.
Желаю успехов!