Выступление на педагогическом совете
по теме
«Организация и реализация работы социально-психологической службы в работе с выпускниками 11 класса»
Жевагина Е.И.
09.01.2017
Социально-психологическая работа проводится среди учащихся выпускных классов и включает изменение внутреннего психологического настроя выпускников, с целью воздействия на внешние жизненные обстоятельства. Например, профильной ориентации а именно оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании версии продолжения обучения (слайд 2)
При внедрении новых педагогических технологий, системы организации учебной деятельности школьников особое место занимает социально – психологическое сопровождение данных процессов. (Подготовка и сдача ЕГЭ). В процессе работы с учащимися классный руководитель использует все виды работы. А именно:
- методическую работу - составление и разработка плана работы.
- диагностическую работу с учащимися 11 классов (проведение психологических исследований и социологических опросов);
- психокоррекционную работу с учащимися предпрофильной подготовки, у которых могут возникнуть трудности в новой среде (выравнивание индивидуальных и групповых траекторий образования, групповые и индивидуальные консультации, тренинги, развивающие упражнения);
- просветительскую работу со всеми участниками образовательного процесса (проведение родительских собраний о ходе психологической работы основные темы «Порядок ГИА, Как помочь учащимся к экзаменам, раздаются памятки как учащимся так и их родителям, участие в педсоветах с отчетами о проделанной работе, индивидуальная работа с родителями и учащимися по их запросам).
- Изучение социального портрета контингента учащихся 11 классов (Подготовка сведений о дальнейшем обучении или трудоустройстве учащихся 11 классов).
(слайд 3)
Центральное место в воспитательном процессе всегда традиционно отводится классному руководителю, его задачей становится координация работы всех элементов воспитательной системы, установление взаимосвязи между действиями учителей-предметников, социального педагога, психолога, врача, коллективом учащихся и воспитанником. (слайд 4) Воздействие на выпускника производится большим количеством участников психологической службы, поэтому
Социально-психологическая работа – это работа, направленная на изменение в сторону позитивного развития учащихся. и добивается разными способами
а) путем прямого управления,
б) собственных действий, без помощи обучащихся,
в) путем косвенного управления.
При прямом управлении учитель прямо руководит действиями учащихся, предлагает, призывает, заставляет иногда учащиеся делать то-то и т.д. – т.е. здесь он берет ответственность за действия. Поскольку социально-педагогическая деятельность, в первую очередь, связана с диагностикой проблем ученика и среды, классный руководитель должен знать и уметь применять различные диагностические методики или же обращаться за помощью к специалистам (психологам) Проводилось выявление уровня тревожности среди уч-ся 11 класса а также -методика «Рисунок человека» направленная на изучение психологических черт, наличия страхов, тревоги
В последствии выстраиваются профилактические меры, консультации, беседы. (слайд 5,6)
После оценки общего психологического настроя учащегося, т. е факторов, классный руководитель доводит информацию до родителей непосредственно с целью осуществления благоприятного изменения ситуации.
При косвенном управлении используется рациональная терапия, аппелирование к сознанию обучающихся, побуждение их принять решение об улучшении своей ситуации и реализовать это решение.
Таким образом, анализ позиций приводит к следующим общим выводам:
1. Психология составляет существенную часть содержания теории и практики профориентационной работы, ибо объект социальной работы индивид или группа индивидов, обладают определенными психологическими особенностями, которые необходимо учитывать в процессе работы с ними.
2. Основная цель социально-психологической деятельности – улучшить внутренний психологический настрой выпускников, повысить приспособляемость выпускников в стрессовой ситуации.( чем и яв-ся экзамен)
Ожидаемые конечные результаты социально-педагогической работы
- - гармоничное развитие учащихся, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов;
- - успешная адаптация и социализация выпускников школы;
(слайд 7)
Благодарю за внимание! (слайд 8).