СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностический инструментарий изучения аналитических данных о наличии профессиональных дефицитов у молодых педагогов

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня система профессионального образования популярна среди абитуриентов, а рабочие профессии стали осознанным выбором молодого поколения и гарантом успешного старта карьеры. Именно развитие системы среднего профессионального образования (далее – СПО) является ключевым направлением в подготовке молодых кадров для экономики субъектов России.

В связи с этим возникла необходимость повышения профессиональных компетенций и преподавательского состава учебных заведений СПО. Значимое место в образовательном процессе отводится профессиональной роли педагога, которая является основополагающей.

Просмотр содержимого документа
«Диагностический инструментарий изучения аналитических данных о наличии профессиональных дефицитов у молодых педагогов»











Министерство образования и науки Хабаровского края


краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Комсомольский-на-Амуре строительный колледж»


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА


Диагностический инструментарий изучения аналитических данных о наличии профессиональных дефицитов у молодых педагогов









Автор:

Павлова Татьяна Николаевна, преподаватель

КГБ ПОУ

«Комсомольский-на-Амуре

строительный колледж»








г. Комсомольск-на-Амуре

2023 г.




Пояснительная записка

В настоящее время к специалистам среднего звена предъявляются высокие требования. Это вызвано продолжающейся реорганизацией производственного сектора и изменениями социально-экономической ситуации в нашей стране. Сегодня система профессионального образования популярна среди абитуриентов, а рабочие профессии стали осознанным выбором молодого поколения и гарантом успешного старта карьеры. Именно развитие системы среднего профессионального образования (далее – СПО) является ключевым направлением в подготовке молодых кадров для экономики субъектов России.

В связи с этим возникла необходимость повышения профессиональных компетенций и преподавательского состава учебных заведений СПО. Значимое место в образовательном процессе отводится профессиональной роли педагога, которая является основополагающей.

Профессиональная роль педагога определяется как совокупность требований, предъявляемых к профессиональному поведению педагога, которое контролируется представлением его самого и окружающих о характере этой роли, о необходимых действиях в конкретной педагогической ситуации.

Современный педагог должен внедрять в образовательный процесс инновационные цели, методы, формы обучения и воспитания, современные образовательные и информационные технологии. Это позволит отработать полученные знания у студентов, закрепить умения и навыки в учебной деятельности, формировать мыслительную деятельность, развивать умения самостоятельно планировать свой учебный процесс. От этого будет зависеть достижение преподавателем высоких результатов студентов.

Для успешной реализации творческого потенциала студентов и формирования общих и профессиональных компетенций на аудиторных занятиях педагогами предусматриваются творческие задания, а также проводится внеурочная деятельность: внеклассные мероприятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады, тематические конференции. Все это позволяет студентам не только реализовать свои знания по учебным дисциплинам, но и формировать творческое профессиональное мышление.

Профессиональная роль педагога в современной образовательной среде не сводится только к роли координатора учебного процесса. В первую очередь, на педагога возлагается обязанность самому быть активной творческой личностью. Он должен являться создателем творческой атмосферы среди студенческого коллектива для дальнейшей плодотворной совместной работы.

К ведущей роли педагога относится и роль модератора, т.е. человека, осуществляющего организацию активной работы всех участников образовательного процесса.

В век информационных технологий педагог выступает и как дистанционный тьютер (реализовывает образовательные программы на дистанционной платформе в сети Интернет), а также является куратором дистанционного обучения, участвуя в организации самого процесса дистанционного обучения.

Профессиональная роль педагога отличается от некоторых других ролей тем, что для раскрытия ее сути ей требуется другая роль – роль студента. Именно студент является главным, но не единственным партнером педагога в профессиональной деятельности. Партнерские отношения складываются у педагога и с родителями обучающихся, коллегами, администрацией учебного заведения, специалистами органов образованием и др.

Поэтому для преподавателя важны не только профессиональные, но и личностные качества. Он должен обладать человеческими качествами для того, чтобы выстроить доброжелательные и эффективные отношения со всеми участниками образовательного процесса.

На педагога возлагается дополнительная ответственность – не просто готовить профессионала, а воспитывать гражданина.

Таким образом, как бы ни была обусловлена профессиональная роль педагога СПО, важно, чтобы содержание этой роли включало гуманистическую направленность творца, высокий уровень компетентности, интеллигентность, а в центре содержания этой роли был студент.

Несомненно, роль педагога в обществе, в целом, и в образовательном процессе, в частности, модифицируется. Но неизменным должно оставаться одно – престижный статус педагогической профессии в обществе, профессионализм и высокие нравственные компетенции педагога, потому как именно он является «воспитателем души» человеческой.

Поэтому профессия педагога востребована в любом обществе, так как он формирует социальную среду, готовит «кузницу» рабочих кадров, адаптирует к жизни будущее поколение.

Педагог-это лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи имеющее специальную подготовку в этой области. Когда мы слышим данный термин, нам представляется уверенный, справедливый, чуткий, терпеливый профессионал своего дела. Но в самом начале своей педагогической деятельности не может похвастаться данными характеристиками. Молодой педагог испытывает трудности с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности. Основные трудности – это направление процесса развития обучаемого, ведение учебной документации и выстраивание отношений с учениками и коллегами. Проблемы возникают оттого, что молодой педагог в начале работы владеет достаточными теоретическими знаниями, но практических умений еще недостаточно, так как у него еще не сформированы профессионально значимые качества.

В настоящее время происходит внедрение наставничества в систему образования, и тут хочется отметить, что данный процесс будет иметь актуальность не только для студента, но и для молодых специалистов. Неудовлетворенность своей работой — одна из причин, по которым педагог уходит от своей профессии. Источником такой неудовлетворенности может являться отсутствие поддержки молодых специалистов.

Современная школа имеет необходимость в молодых, талантливых, высококвалифицированных учителях, способных адекватно реагировать на изменение образовательной ситуации в стране, специфику педагогических систем, новые условия профессиональной деятельности. В сегодняшнее время многие исследователи указывают на необходимость возрождения наставничества в современное образование.

Наставничество - отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции, то есть наставничество – передача личного опыта профессиональной деятельности молодому преподавателю, в ускорении его адаптации к профессиональной деятельности, оказание помощи и поддержки.



































Анкета для молодого педагога

(текущая диагностика)

Уважаемый педагог!

С целью изучения проблем, возникающих на начальном этапе профессиональной деятельности начинающего педагога, просим Вас ответить на предложенные вопросы анкеты. Выберите тот вариант ответа, который соответствует именно Вам. Нам очень важно знать ваше мнение. Заранее благодарим Вас.

Ф.И.О.____________________________________________________________

1. Какие чувства Вы испытываете в период адаптации (в первое время работы в КГБ ПОУ КСК)?

  • Тревожность, неуверенность в своих силах

  • Пессимизм, чувство собственной неполноценности

  • Повышенная утомляемость, снижение работоспособности

  • Страх перед воспитанниками

  • Неуверенность в уровне своей профессиональной подготовки

  • Другое ____________________________________________________________

2. Изменилось ли Ваше отношение к выбранной специальности после начала Вашей профессиональной деятельности?

  • Да, изменилось в лучшую сторону

  • Да, изменилось в худшую сторону

  • Нет, осталось прежним

  • Затрудняюсь ответить

  • Другое ____________________________________________________________

3. Что делается в образовательном учреждении для молодых педагогов?

  • Закрепление за молодыми преподавателями наставника - педагога

  • Консультации и помощь, оказываемые молодому специалисту со стороны педагогов со стажем

  • Оказывается помощь со стороны администрации образовательного учреждения

  • Другое ____________________________________________________________

4. Испытываете ли Вы трудности в профессиональной деятельности?

  • Да, я испытываю трудности в своей профессиональной деятельности

  • Нет, трудностей практически не возникает

  • Затрудняюсь ответить.

5. Что для Вас является основными трудностями в процессе адаптации к новой социально-профессиональной деятельности?

  • Неожиданное посещение занятия директором или методистом;

  • Разговор с администрацией по поводу возникающих проблем;

  • Знакомство с родителями обучающихся, проведение родительного собрания;

  • Индивидуальная беседа с родителями обучающихся по различным поводам;

  • Взаимодействие с обучающимися в процессе организации непосредственно-образовательной деятельности; в процессе организации самостоятельной деятельности.

  • Переживание неуверенности в своей профессиональной подготовке;

  • Разработка документации (планирование, составление технологической карты занятия, разработка дидактического материала и т.п.)

  • Другое____________________________________________________________

6. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?

  • Да

  • Нет

  • Частично

7. Каких знаний, умений, навыков или способностей вам не хватало в начальный период педагогической деятельности (допишите)?


8. Представляет ли для вас трудность (да/нет):

  • подбирать для обучающихся задания различной степени трудности, ориентируясь на их индивидуальные особенности ______

  • организовывать сотрудничество между студентами _____

  • подбирать оптимальные методы и приемы для проведения занятия _____

  • мотивировать студентов, активизировать их внимание в процессе совместной деятельности ______

  • создавать проблемно-поисковые ситуации в зависимости от цели деятельности ____

  • другое (допишите)________________________________________

9. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение (пронумеруйте в порядке выбора):

  • cамообразованию

  • семинарам-практикумам

  • курсам повышения квалификации

  • мастер-классам

  • творческим лабораториям

  • индивидуальной помощи со стороны наставника

  • школе молодого педагога

  • другое (допишите)


Анкета

для выявления проблем у молодого педагога

Эта анкета необходима для того, чтобы улучшить в нашей организации адаптацию молодых педагогов. Для быстрого и легкого погружения в рабочий процесс Вам предлагается ответить на вопросы, чтобы выявить проблемы. Выберите наиболее подходящий ответ или укажите свой вариант ответа.


1. При проведении, каких видов учебных занятий вы испытываете трудности?

  • «Лекция»

  • «Семинарское занятие»

  • «Практическое занятие»

  1. «Лабораторное занятие»

2. Какие причины, по вашему мнению, этих трудностей?

  • Материальные условия

  • Большое количество студентов в группе

  • Недостаточная методическая помощь со стороны руководства

  • Недостаток педагогического опыта

  • Нехватка методической литературы

3. Испытываете ли Вы затруднения в общении с родителями, обучающимися, администрацией?

  • Да

  • Нет

  • Не знаю

4. Какие методы и приемы вы используете для активизации познавательной деятельности обучающихся?

  • При проведении учебных занятий

  • При проведении внеаудиторных занятий

  • При организации работы студентов над индивидуальным проектом

  • При организации самостоятельной работы

5. Оцените, пожалуйста, по 10 бальной системе, в какой степени у вас сформированы гностические умения:

Умение изучать и развивать способности обучающихся на своих занятиях

_________

Умение анализировать и оценить свою деятельность и поведение ____

Умение видеть и понимать мотивы поведения ребенка _______

Знание особенностей эмоционального развития дошкольника и умение его изучать ______

6. Какие задачи вы ставите перед собой на ближайшее время? ____________________________________________________________


7. В какой методической помощи вы нуждаетесь?

  • В прослушивании лекций по психологии, педагогике, методикам преподавания

  • В методических консультациях по отдельным разделам

  • Посещений занятий опытных преподавателей

  • В знакомстве с передовым педагогическим опытом



































Анкета

для выявления компетенций наставника – педагога


ФИО педагога __________________________________________________________________

Должность __________________________________________________________________

Стаж


№ п/п

Вопрос

Ответ

1

Есть ли опыт работы в качестве наставника?

  • Да;

  • Нет.

2

Почему Вы решили стать наставником?

  • Хочу быть полезным;

  • Хочу научиться общаться с молодым поколением;

  • Хочу развить свое мышление, общаясь с молодым поколением;

  • Другое_________________________________

3

Какие у вас есть качества, навыки или другие характеристики, способные принести пользу молодежи?

  • Умение планировать;

  • Умение взаимодействовать/сотрудничать;

  • Умение адаптироваться;

  • Умение работать самостоятельно;

  • Умение анализировать;

  • Знание предмета/опыт работы;

  • Другое_________________________________

4

Готовы ли вы взять на себя обязательство участвовать в программе наставничества с момента вашего прикрепления к наставляемому до ее завершения?

  • Да;

  • Нет.


5

Сколько времени в неделю вы готовы уделять наставничеству?

  • Не более 1 часа;

  • 1-2 часа;

  • 2-3 часа;

  • Более 3 часов;

  • Другое_________________________________

6

Вы готовы регулярно и открыто общаться с куратором программы, регулярно предоставлять информацию о вашей наставнической деятельности, а также получать отзывы относительно вашего участия в программе наставничества?

  • Да;

  • Нет.


7

В каких обучающих мероприятиях в рамках программы наставничества вы готовы принимать участие?

  • В очных семинарах/лекциях/конференциях;

  • В дистанционных семинарах /лекциях/ конференциях;

  • В очных курсах повышения квалификации;

  • В дистанционных курсах повышения квалификации;

  • В очных курсах переподготовки;

  • В дистанционных курсах переподготовки;

  • Другое_____________________________.

8

Готовы ли вы работать с людьми группы риска и ОВЗ?

  • Да

  • Нет

  • Затрудняюсь ответить

  • При необходимости, да

9

В чем Вы видите результаты осуществления Вами наставничества?

  • В эффективном выполнении конкретных поручений наставляемым;

  • В положительной мотивации наставляемого к обучению/работе;

  • В саморазвитии;

  • В осознанности;

  • В личной продуктивности

  • В самоопределении;

  • В самостоятельности наставляемого;

  • Другое ____________________.

10

Какими нижеперечисленными качествами на Ваш взгляд должен обладать наставник?

  • Сопереживание;

  • Строгость;

  • Чувствительность;

  • Проницательность;

  • Авторитетность;

  • Пунктуальность;

  • Уважение к личности;

  • Поощрение инициативы ;

  • Самокритичность;

  • Внимательность;

  • Требовательность;

  • Желание развиваться;

  • Другое____________________.

11

Какими нижеперечисленными качествами на Ваш взгляд Вы обладаете?

  • Сопереживание;

  • Строгость;

  • Чувствительность;

  • Проницательность;

  • Авторитетность;

  • Пунктуальность;

  • Уважение к личности;

  • Поощрение инициативы;

  • Самокритичность;

  • Внимательность;

  • Требовательность;

  • Другое ______________________.

12

Какими качествами на Ваш взгляд должен обладать наставляемый?

  • Ответственность;

  • Исполнительность;

  • Дисциплинированность;

  • Умение отстаивать собственное мнение;

  • Внимательность;

  • Быстрая обучаемость;

  • Уважение к наставнику;

  • Уверенность;

  • Пунктуальность;

  • Желание развиваться;

  • Другое ______________________.












Анкета для определения наставнических пар

Ф.И.О. педагога, _________________________________________________

1. Хотели бы вы принять участие в программе в качестве наставника?

Да/нет (подчеркните вариант ответа)

2. Какую роль в качестве наставника Вы бы выбрали? Отметьте + вариант ответа

  • Опытный педагог

  • Лидер педагогического сообщества - Педагог новатор

  • Не хочу/ не готов быть наставником

3. В формировании каких профессиональных компетенций Вы могли бы оказать наставническую помощь своим коллегам? Отметьте + вариант ответа

  • Владение содержанием и методологией предмета.

  • Знание закономерностей познавательных процессов студента в обучении и умение применять их при проектировании реального учебного процесса.

  • Владение приёмами эффективного общения с обучающимися, коллегами, родителями.

  • Компетенция в сфере медиатехнологий.

  • Владение методиками, приёмами, социализирующими и развивающими средствами учебного предмета.

  • Владение управленческими технологиями (педагогический анализ, постановка целей, планирование, организация).

  • Умение управлять инновационным процессом (проектировать, провести и проанализировать эксперимент).

  • Владение навыками обобщения и передачи своего опыта.

  • Способность к профессиональному самосовершенствованию

4. В реализации каких образовательных областей вы испытываете трудности:

  • В специально-профессиональной компетентности

  • В информационной компетентности

  • В коммуникативной компетентности

  • Не испытываю трудностей

5. Работа с обучающимися из зоны риска:

  • Выявление обучающихся из зоны риска

  • Выстраивание плана работы и индивидуального маршрута развития обучающегося

6. Укажите свой вариант предмета наставничества, в котором Вы можете выступить в качестве наставника: __________________________________________________________________

7. Укажите, с каким коллегой Вы хотели бы (могли бы) сотрудничать в качестве наставника? Ф.И.О. __________________________________________________________________

8. Укажите, с каким коллегой Вы хотели бы (могли бы) сотрудничать в качестве наставляемого? Ф.И.О. _______________________________________________________________

9. Какую роль в качестве наставляемого Вы бы выбрали? Отметьте + вариант ответа

  • Молодой специалист

  • Педагог, испытывающий затруднения

  • Консервативный педагог

  • Неопытный преподаватель

10. В формировании каких профессиональных компетенций Вы хотели бы получить наставническую помощь? Отметьте + вариант ответа

  • Владение содержанием и методологией предмета.

  • Знание закономерностей познавательных процессов студента в обучении и умение применять их при проектировании реального учебного процесса.

  • Владение приёмами эффективного общения с обучающимися, коллегами, родителями.

  • Компетенция в сфере медиатехнологий.

  • Владение методиками, приёмами, социализирующими и развивающими средствами учебного предмета.

  • Владение управленческими технологиями (педагогический анализ, постановка целей, планирование, организация).

  • Умение управлять инновационным процессом (проектировать, провести и проанализировать эксперимент).

  • Владение навыками обобщения и передачи своего опыта.

  • Способность к профессиональному самосовершенствованию

11. В реализации каких образовательных областей вы испытываете трудности:

  • В специально-профессиональной компетентности

  • В информационной компетентности

  • В коммуникативной компетентности

  • Не испытываю трудностей

12. Работа с обучающимися из зоны риска:

- Выявление обучающихся из зоны риска

- Выстраивание плана работы и индивидуального маршрута развития обучающегося

13. Укажите свой вариант предмета наставничества, в котором Вы хотели бы поучаствовать в качестве наставляемого _____________________________________________________________


Анкета для педагога наставника

для анализа промежуточных результатов работы


Уважаемый педагог!

Эта анкета необходима для того, чтобы улучшить процесс адаптации и наставничества новых работников в нашей организации. К Вам прикреплен молодой педагог. Ответьте, пожалуйста, как строится ваше взаимодействие и как Вы оцениваете результат.

Вопрос

Оценка

(по шкале от 1 до 5)

1. Достаточно ли было времени, проведенного Вами с молодым педагогом, для получения им необходимых знаний и навыков?


2. Насколько точно следовал Вашим рекомендациям молодой педагог?


3. В какой степени затраченное на наставничество время было
посвящено проработке теоретических знаний?


4. В какой степени затраченное на наставничество время было
посвящено проработке практических навыков?


5. Насколько, по Вашему мнению, молодой педагог готов к
самостоятельному исполнению должностных обязанностей
благодаря пройденному наставничеству?


6. Каков на данный момент, на Ваш взгляд, уровень
профессионализма молодого педагога?


7. Какой из аспектов адаптации, на Ваш взгляд, является
наиболее важным для молодого педагога при прохождении наставничества? Расставьте баллы от 1 до 5 для каждого из параметров:


  • помощь при вхождении в коллектив, знакомство с принятыми правилами поведения;


  • освоение практических навыков работы;


  • изучение теории, выявление пробелов в знаниях;


  • освоение административных процедур и принятых правил
    делопроизводства


8. Какой из используемых Вами методов обучения Вы считаете
наиболее эффективным? Расставьте баллы от 1 до 5 для каждого
из методов:


  • самостоятельное изучение молодым педагогом материалов и выполнение заданий, ответы наставника на возникающие вопросы по электронной почте;


  • в основном самостоятельное изучение молодым педагогом материалов и выполнение заданий, ответы наставника на возникающие вопросы по телефону;


  • личные консультации в заранее определенное время;


  • личные консультации по мере возникновения необходимости;


  • поэтапный совместный разбор практических заданий




Ваши предложения по организации процесса наставничества в образовательной организации:________________________________________






























Карта оценка качества деятельности наставника


ФИО наставника:________________________________________________

Критерий

Показатель

Индикатор

Инструментарий

Профессионализм

деятельности


Получение квалификационной категории

Присвоение 100% молодых педагогов

Приказ

Участие в профессиональных конкурсах

100% участие молодых педагогов

Сертификаты участников

Победы в профессиональных конкурсах

50 % побед

Дипломы победителей

Участие в разработке совместных методических проектов

Не менее 1 продукта в каждом жанре

План работы педагога;

Конспекты занятий;

Сценарий воспитательного мероприятия;

Инновационные методические продукты


Самостоятельная разработка методических продуктов

Не менее 3 по приоритетному направлению

Проведение публичных мероприятий

Не менее 1

Положительные отзывы специалистов

Публикация методических материалов

Не менее 1

Свидетельство о публикации, статья в методических журналах

Профессионализм

личности

Сформированность оптимальной стратегии поведения

Преобладающий % активного саморазвития

Анкета

«Препятствующие и стимулирующие факторы»

Сформированность профессиональной позиции

Более 7 баллов по заданной шкале

Анкета «Оценка профессиональной направленности личности педагога»

Способность правильно решать педагогические проблемы

Грамотное решение педагогических ситуаций

Методика «Педагогические ситуации»

Сформированность умения определять факторы профессионального развития

Составление плана профессионального развития

План профессионального развития

Сформированность аналитических умений

Составление самоанализа педагогической деятельности

Самоанализ педагогической деятельности




























Анкета для наставника

  1. Что Вы знаете о программе наставничества? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Каким, по-вашему, должно быть наставничество среди педагогов? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. Хотели бы вы стать наставником? ______________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

  4. Какие формы работы с наставляемыми, на Ваш взгляд, более эффективны и почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что в наставничестве является наиболее ценным для Вас?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какую роль в работе наставника Вы отводите планированию? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Что вы ожидаете от проекта и своей роли в нем? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. На Ваш взгляд, какие формы обучения наиболее эффективны для наставников? ____________________________________________________________________________________________________________________________________





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!