Диагностический инструментарий
изучения эффективности воспитательной системы
Громак Надежда Ивановна,
заведующий отделом анализа и
методического сопровождения
среднего общего образования
ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО»
Процесс изучения эффективности воспитательной деятельности не должен причинить вреда испытуемым, а его результаты не могут стать средством административного давления на педагога, родителя или учащегося. В противном случае станет невозможным получение достоверных результатов на последующих этапах диагностики.
При проведении диагностического исследования необходимо соблюдение педагогического такта. Недопустимо без согласия испытуемых публичное оглашение ответов на вопросы анкеты или беседы, сообщение результатов, которые унижают достоинство отдельных учителей или школьников.
Алгоритм изучения эффективности процесса воспитания можно представить следующим образом:
Определение цели и задач изучения.
Подбор критериев и показателей для определения результативности процесса воспитания учащихся.
Выбор методик изучения.
Подготовка диагностического инструментария.
Исследование испытуемых.
Обработка и интерпретация результатов исследования.
Анализ, оценка и обсуждение результатов изучения.
Определение цели и задач изучения.
Подбор критериев и показателей для определения результативности процесса воспитания учащихся.
Главное содержание диагностики сформированности и результативности функционирующей воспитательной системы составляет исследование результатов развития личности обучающегося. Диагностический инструментарий изучения эффективности воспитательной системы конкретного образовательного учреждения должен обладать и общими, и особенными чертами из-за специфики, неповторимости этого учреждения и окружающей его социальной и природной среды, характера построения воспитательных отношений.
В воспитательной практике используются различные подходы к выявлению уровня воспитанности. Чаще встречаются упрощенные подходы, например, описательный подход, когда характеризуются отдельные стороны личности, ее характера, реального поведения. Возможен также функциональный подход в определении уровня воспитанности, в основу которого закладывается подготовленность воспитанника к выполнению различных социальных ролей и функций в обществе.
Используется в практике также мотивационный подход (изучение направленности личности). В ряде случаев внешнее поведение ученика не выражает его внутреннего состояния. Чтобы хорошо изучить и понять ученика, а, следовательно, и уровень его воспитанности, надо узнать, что за каждым его поступком лежат обычно скрытые от постороннего наблюдателя мотивы. Они и побуждают его вести себя определенным образом, влияют на характер деятельности школьника.
В личностно-ориентированном типе образования под воспитанием понимается прежде всего педагогическая деятельность, направленная на поддержку ребенка, его защиту, создание условий для развития и социального становления.
На наш взгляд, воспитанность представляет следующую структуру:
Знания о содержании нравственных и духовных ценностях и нормах поведения в обществе (когнитивный компонент);
Эмоциональное отношение к ценностям и нормам поведения (эмоциональный компонент);
Способность регулировать свое поведение в соответствии с нравственными ценностями и нормами (регулятивный компонент).
Обобщенно под воспитанностью мы понимаем определенный уровень нравственного развития, соблюдения нравственных норм и правил поведения, культуру речи, общения и взаимоотношений, образованность человека. Воспитанность является результатом воспитания и воздействия на субъект: взрослых, сверстников, детского окружения и др. В этом случае один уровень воспитанности будет отличаться от другого мерой педагогической помощи, заботы и внимания для обеспечения оптимальных условий в развитии детей. Характеризуя воспитанность школьников, необходимо исходить, прежде всего, из цели обучения, воспитания и развития личности.
Результатом всей работы должен стать молодой человек, воспитанный как личность и индивидуальность, ориентированный на самопознание и самовоспитание, на творчество, на вечные абсолютные ценности, с чувством гражданина, политической культурой, с духом свободы и демократии, личным достоинством.
Общепедагогические методы диагностики и измерения уровня нравственной воспитанности учащихся общеизвестны (педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, интервьюирование, социометрия, ранжирование и др.). Если речь идет о локальной диагностической акции в отдельно взятом классе, группе учеников, выбор методов диагностики определяется конкретными воспитательными целями, задачами, условиями и зависит от субъективной позиции педагога. Если же диагностика воспитанности учащихся проводится как элемент системы общешкольного педагогического мониторинга, то здесь должны действовать общие для всего образовательного учреждения принципы, правила, организация, единые сроки, порядок обработки информации и др.
Выявлять, а тем более фиксировать в реальных показателях результаты нравственного развития чрезвычайно сложно в силу динамичности формирующейся личности ребенка, а также трудности объективной оценки и измерений показателей воспитанности.
Для оценки качества результатов образования, как считает профессор Е.В. Бондаревская, следует использовать и критерий учебных достижений, и критерий ключевых компетенций, и критерий личностного развития, понимая их как разные уровни достижений образованности и воспитанности обучающихся.
Ключевые компетенции, определяют современное качество образования.
Компетенция — это возможность установить связь между знанием и ситуацией, найти, обнаружить процедуру (т.е. знания и действия), подходящую для решения проблемы.
Ключевые (т.е. открывающие дверь другим) компетенции — компетенции, которыми важно вооружить выпускников общеобразовательных школ, следующие:
Политические и социальные компетенции — способность
брать на себя ответственность, участвовать в современном
принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов и др.
Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе, — это прежде всего межкультурные компетенции как понимание различий людей, уважение друг к другу, способность жить по-добрососедски с представителями других культур, языков и религий и др.
Компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением, важным в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто ими не обладает, грозит исключение из общества.
Компетенции, связанные с возникновением общества информации: способность критически относиться к информации, распространяемой средствами массовой информации, и к рекламе, владение новыми технологиями, понимание их силы и применение и др.
Способность учиться всю жизнь как основа непрерывной профессиональной компетентности, а также успешности в личной и общественной жизни.
Компетентность как свойство индивида существует в различных формах: в качестве степени умелости, способа личностной самореализации (привычка, способ жизнедеятельности, увлечение), некоего итога саморазвития индивида или формы проявления способности и др.
Природа компетентности такова, что она, будучи продуктом обучения, не прямо вытекает из него, а является, скорее, следствием саморазвития индивида, его не столько технологического, сколько личностного роста, следствием самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта.
Компетенция школьника не сводится только к знаниям и умениям. Быть компетентным — значит уметь мобилизировать в данной ситуации (обстоятельствах) полученные знания и опыт. О компетенциях говорят тогда, когда они проявляются в какой-либо ситуации, непроявленная компетенция, остающаяся в ряду потенциальностей, является скрытой возможностью.
Правильно выстроить работу в данном направлении поможет план анализа воспитательного процесса в образовательном учреждении, реализующем основы педагогики сотрудничества.
Схема анализа эффективности воспитательного процесса
Нравственная и творческая целенаправленность воспитательного процесса:
анализ поступков, результатов деятельности и отношений учащихся;
планирование и проведение мероприятий, развивающих творческие качества учащихся.
Демократические взаимоотношения в классе:
уважительное общение, соблюдение школьных правил;
учет прав учащихся, тактичность оценки, обеспечение ситуации успеха;
контролируемое доверие, исключение принуждения;
развитие интересов учащихся.
Проектирование личности учащихся на основе изучения ее интересов и потребностей, сотрудничества с родителями:
изучение и оценка качеств личности учащихся с помощью педагогических карт;
индивидуальные консультации и воспитательные занятия;
составление и выполнение индивидуальных программ воспитания;
совместные действия с учителями и родителями по реализации программ воспитания.
Ведущая роль творческой деятельности:
организация коллективных творческих дел в классе;
творческие ситуации и задания на воспитательных занятиях и мероприятиях;
индивидуальные творческие дела.
Комплексное воспитание культуры жизнедеятельности:
рациональное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм воспитания;
воспитание здорового образа жизни;
изучение и выполнение правил культуры поведения;
воспитание общей культуры;
воспитание правил поведения в экстремальных ситуациях;
обучение решению социальных проблем;
профессиональная ориентация.
Социальное творчество учащихся на основе самоуправления их коллективной жизнью:
анализ и коррекция проблемы развития коллектива класса
с помощью педагогической карты;
организация и развитие самоуправления в классе;
создание и развитие традиций класса;
В настоящий момент в гимназии реализуется проект мониторинга эффективности воспитательного процесса, который на первом этапе включает в себя следующие виды деятельности:
Анализ факторов положительно и отрицательно воздействующих на качество воспитательной работы в гимназии
Разработка параметрической модели мониторинга воспитанности в гимназии.
Анализ полноты существующих элементов мониторинга воспитанности учащихся гимназии.
Оценка возможностей использования информационно-компьютерной среды в системе мониторинга воспитанности учащихся
Проектирование организационного механизма мониторинга воспитанности учащихся.
Разработка оценочных, диагностических средств для использования в системе мониторинга воспитанности учащихся.
Адаптация новой системы мониторинга воспитанности к изменениям нормативной базы в области воспитания.
Поэтапное внедрение и совершенствование модели мониторинга воспитанности учащихся.
Разработка и внедрение научно-методического, информационного комплексов для каждого элемента мониторинга воспитанности учащихся гимназии.
Механизм выполнения проекта
1.Организация серии проблемных семинаров, круглых столов по разработке параметрической модели воспитанности учащихся.
2. Создание творческой группы с участием классных руководителей, заместителя директора по воспитательной работе, заинтересованных педагогов гимназии.
3. Разработка долгосрочного плана деятельности гимназии по реализации целевых установок проекта.
4. Проведение эксперимента по использованию мониторинга воспитанности учащихся гимназии.
5. Корректировка и уточнение содержания воспитательной работы в гимназии в части содержания, форм, методов и технологий с учётом рекомендаций мониторинга.
6. Проведение мероприятий по внедрению процедуры мониторинга воспитанности учащихся гимназии.