| Краевое государственное бюджетное Профессиональное образовательное учреждение «Комсомольский-на-Амуре строительный колледж» |
Методическая работа | Диагностический инструментарий в работе социального педагога Разработал: Копылова Татьяна Владимировна, социальный педагог КГБ ПОУ КСК г. Комсомольск-на-Амуре, 2020 г. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из основных направлений в работе социального педагога колледжа является своевременное выявление и сопровождение студентов, склонных к социальной дезадаптации (категория детей из «группы риска»).
В настоящее время понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Обучающиеся «группы риска» – это категория студентов, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации.
Существует пять основных проблемных групп обучающихся, которые находятся в зоне риска и могут перейти в «группу риска», если им не будут обеспечены адекватные условия развития, психолого-педагогическое сопровождение в образовательной организации, любовь, понимание и забота в семье, индивидуальный подход к удовлетворению их специальных потребностей. К этим группам относятся:
Одаренные.
Студенты, имеющие затруднения в обучении.
Лица с ограниченными возможностями здоровья.
Обучающиеся из проблемных и неблагополучных семей.
Задача данного диагностического пособия - сформировать копилку диагностических методик по работе с категорией студентов – «детьми из группы риска», а также обобщить свой личный опыт нахождения максимально эффективного диагностического инструментария по выявлению проблемных зон у обучающихся, которые требуют углубленной диагностики и коррекции, систематизировать доступные формы и методы психолого-педагогического воздействия на все субъекты образовательного пространства.
Специфика социально-педагогической деятельности обуславливает характер и способы получения профессиональной информации. Социальному педагогу приходится пользоваться различными видами диагностики. Поскольку он является междисциплинарным специалистом и должен владеть методами социологического, педагогического и отчасти психологического исследования. Диагноз чаще всего понимается как определение состояния объекта.
Социально-педагогическая диагностика – специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов.
Объектом диагностики для социального педагога является развивающаяся личность ребенка в системе ее взаимодействия с социальной микросредой. Предметом диагностики является социально-педагогическая реальность.
Процесс социально-педагогической диагностики имеет следующую структуру:
Констатация определенного неблагополучия в деятельности и поведении подростка.
Осознание возможных причин неблагополучия, анализ особенностей случая.
Выдвижение рабочей гипотезы путем анализа совокупности имеющихся данных.
Сбор дополнительной информации, необходимой для проверки гипотезы.
Проверка рабочей гипотезы путем анализа совокупности данных.
При неподтверждении гипотезы повторение процедуры.
Диагностический этап в аспекте профилактики Деятельность социального педагога в образовательном учреждении представлена весьма многообразна, в том числе в проведении диагностического этапа в аспекте профилактики.
Диагностический этап предполагает фиксацию факта правонарушения, всесторонний анализ социокультурной ситуации, выявление основной проблематики обучающихся и воспитанников. После анализа ситуации и выявления основных проблем определяется комплекс причин, вызвавших данную ситуацию. Важно определить те категории подросков, семей, которые в первую очередь требуют особого социально-педагогического внимания и влияния.
МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
(разработана профессором М. И. Рожковым)
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности обучающихся.
Ход проведения:
Обучающимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 - всегда;
3 - почти всегда; 2 - иногда;
1 - очень редко; 0 - никогда.
Суждения:
Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.
Я умею прощать людей.
Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
Мне хочется быть впереди других в любом деле.
Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни.
Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
Мне нравится помогать другим.
Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
Если мне кто-то не нравится, то я не буду с ним общаться.
Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
Переживаю неприятности других как свои.
Стремлюсь не ссориться с товарищами.
Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Чтобы быстрее и легче провести обработку результатов, необходимо изготовить для каждого анкетируемого бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.
1 | 5 | 9 | 1 3 | 1 7 |
2 | 6 | 1 0 | 1 4 | 1 8 |
3 | 7 | 1 1 | 1 5 | 1 9 |
4 | 8 | 1 2 | 1 6 | 2 0 |
Обработка полученных данных
Среднюю оценку социальной адаптированности обучающихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять.
Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой, оценка социальной активности - с третьей строчкой, оценка приверженности подросков гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) - с четвертой строчкой.
Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности подроска; если он больше двух, но меньше трех, это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если же коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что этот учащийся имеет низкий уровень социальной адаптированности.
ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКАИ ЕГО СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ Для подобной диагностики целесообразно использовать следующие методики.
«НЕДОПИСАННЫЙ ТЕЗИС». Эта методика позволяет определить убеждения людей, которые повлияли на развитие и становление личности подростка.
Педагог просит испытуемого закончить следующие утверждения: Я был воспитан с убеждением в том, что:
семья - это...
работа-это...
деньги - это...
учеба - это...
мужчина - это...
женщина - это...
успех - это...
Важно объяснить подростку, что он должен определить не собственную позицию, а позицию окружающих его взрослых (родителей, родственников, знакомых, учителей и др.). Ребята могут также отметить, какие позиции они принимают (знаком «+»), а с какими категорически не согласны (знаком «-»). Проанализировав полученную информацию, можно определить ценности и убеждения подростка.
«Недостатки - продолжение достоинств»
Эта методика позволит педагогу по-новому взглянуть на подростка. Выявите наиболее развитые качества подростка. Негативные черты характера переведите в позитивные по принципу «недостатки - продолжение достоинств».
Например:
упрямство - умение отстаивать свою точку зрения;
жадность - способность жить экономно;
выскочка - любопытный, желающий помочь, имеет свое мнение;
робость - скромность, стеснительность.
«Что я люблю? Что я не люблю?»
Методика выявляет жизненные ценности подростка. Педагог просит детей написать по 10 ответов на вопросы «Что я люблю?» и «Что я большевсего не люблю?».
«Ранжирование»
Педагог предлагает ребятам расставить по порядку личной значимости качества личности, ценности, занятия.
Качества личности | Ценности | Занятия |
Умный | Друзья | Читать |
Честный | Труд | Смотреть телевизор |
Скромный | Знания | Гулять |
Справедливый | Родина | Веселиться, гулять |
Трудолюбивый | Деньги | Общаться с друзьями |
Верный | Школа | Учиться |
Ласковый | Человек | Помогать по хозяйству |
Добрый | Природа | Заботиться о животных |
Предприимчивый | Здоровье | Играть с малышами |
Общительный | Семья | Заниматься спортом |
Веселый | Успех | Слушать музыку |
Энергичный | Творчество | Возиться с техникой |
Педагог предлагает обучающимся ранжировать местоимения.
Местоимения «я», «она», «он», «мы», «они» нужно расставить по порядку личной значимости. Что поставит подросток на первое место («я», «мы»), что на последнее?
Можно усложнить задание, попросив участников после ранжирования уточнить (надписать), какой смысл они вкладывают в каждое из этихместоимений. Например, под местоимением «мы» может подразумеваться семья, друзья, класс и т.д.
«ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ВЫБОР» Методика позволяет определить потребности подростков. Педагог предлагает обучающимся ответить на вопросы:
Приплыла к тебе золотая рыбка и спросила: «Что тебе надобно, отрок?». Что ты ответишь?
На один час ты становишься волшебником. Что бы ты сделал?
Ты отправляешься на необитаемый остров и будешь жить там всю оставшуюся жизнь. Какие пять предметов (вещей) ты возьмешь с собой?
«Недописанное письмо»
Педагог предлагает детям продолжить письмо незнакомому другу:
Я живу хорошо, потому что...
Я живу плохо, потому что...
Анкета «Отношение детей к наркотикам»
Кому Вы доверяете и прислушиваетесь, когда речь заходит о наркотиках?
Врачам-наркологам;
родителям, родственникам;
людям, испытавшим на себе действе наркотиков;
друзьям, хорошим знакомым;
работникам правоохранительных органов;
никому нельзя доверять;
другие ответы;
учителям, непосредственным руководителям;
ученым, писателям;
журналистам.
Почему молодежь отказывается от употребления наркотиков?
Знают, что вредно для здоровья;
нет желания;
боятся втянуться и стать наркоманом;
думают, что этого поступка не простят близкие люди;
опасаются возможного наказания;
нет средств для приобретения наркотиков.
Что может побудить Вас согласиться попробовать наркотические вещества?
Желание испытать новое, необычное ощущение, любопытство;
потребность выйти из состояния подавленности, психологического стресса;
желание забыться от проблем;
расслабиться; улучшить настроение;
неумение отказаться, когда настойчиво уговаривают;
отвращение к всевозможным запретам, запугиванию;
стремление доказать, что я способен на поступок.
Употребление наркотических веществ я считаю:
болезнью;
увлечением;
распущенностью;
привычкой;
модой;
глупостью.
Анкета «Семейное воспитание»
(для родителей)
Анкета поможет классному руководителю, социальному педагогу выявить тип семейного воспитания, понять, как развивается подросток, его интересы и как у него складываются взаимоотношения с людьми - взрослыми и сверстниками.
Испытываете ли Вы трудности в воспитании ребенка?
Какими положительными чертами, качествами обладает Ваш ребенок?
Как они проявляются?
Что Вам не нравится в поведении Вашего сына (дочери)?
Каковы, по Вашему мнению, причины неадекватного поведения ребенка?
Оказывает ли кто-нибудь из окружающих взрослых или детей отрицательное влияние на него? В чем оно выражается?
Какие меры принимались Вами для исправления поведения сына (дочери)? Каковы результаты применения этих мер? Что вы намерены делать в этом направлении дальше?
Какая помощь в воспитании ребенка Вам необходима со стороны школы, общественности?
Как Ваш ребенок проводит свободное время?
Как Вы помогаете ребенку в учебе, общественной работе, труде?
Анкета «Что я знаю о вреде курения»
Дата заполнения (время, число, месяц, год)
Пол Возраст Класс
Да я знаю, что некоторые мои однокурсники курят. Я чувствую это по запаху, который от них исходит, или видел, как они это делают. Мое отношение: меня проблема курения не волнует;
считаю, что это явление - норма, так как «всякий по-своему с ума сходит»;
меня возмущает, что курильщики так примитивно относятся к своему здоровью и здоровью окружающих. Хотел(а) как-то изменить существующее положение;
твой вариант.
Некто «X» и «У» - однокурсник курили на перемене в туалете, и я это видел. Мои действия: попытался(лась) разубедить их курить, объяснял(ла), что они очень быстро потеряют здоровье, если будут курить;
покурил(ла) вместе с ними;
мне не нравится, что ребята курят, но что делать, чтобы они не курили, я не знаю.
О том, что курить вредно, что в результате этой вредной привычки можно получить такие серьезные болезни, как гангрена ног, заболевание легких, сердца и другие болезни, я узнал(а): от родителей, которые специально мне все объяснили;
только на занятии;
от врача, которому приходилось лечить курильщика;
от друзей;
я об этом никогда не слышал (а).
Где курящие подростки берут сигареты и деньги на них? Дают родители;
вымогают у однокурсников;
когда нет денег, то подбирают окурки на улицах;
выпрашивают у взрослых;
свой вариант.
Что нужно и можно сделать для того, чтобы подростки не курили? Не рекламировать табак в СМИ;
запретить продажу табачных изделий подросткам;
улучшить пропаганду о вреде табакокурения во всех СМИ;
перестать курить родителям - лучший пример для подражания; свой вариант
Методика выявления позиций дошкольников во взаимодействии (модифицированный вариант методики Т.В. Сенько)
Воспитателю, психологу и социальному педагогу предлагается по четырехбалльной шкале оценить некоторые характеристики взаимодействия каждого подростка группы, где выражаются позиции подросков во взаимодействии: положительное и отрицательное доминирование, положительное и отрицательное подчинение, способность взаимодействовать на равных.
Шкала:
4 - ставится, если данная характеристика проявляется часто; 3 - достаточно часто; 2 - редко; 1 - очень редко.
Перечень характеристик, подлежащих оценке:
Подчиняется.
Нападает.
Руководит.
Согласовывает.
Наставляет.
Переживает.
Ругает.
Воодушевляется.
Терпит.
Советует.
Сотрудничает.
Слушается.
Соглашается.
Поддерживает.
Приказывает.
Хвалит.
Заставляет.
Доверяет.
Уступает.
Помогает.
Все полученные результаты сводятся в общую матрицу.
Например:
Характеристики взаимодействия | Маша | Паша |
Воспитатель | Психолог или социальный педагог | Воспитатель | Психолог или социальный педагог |
Положительное доминирование | | | | |
Помогает | 3 | 4 | | |
Хвалит | 2 | 3 | | |
Руководит | 3 | 4 | | |
Наставляет | 4 | 4 | | |
Сумма баллов: | 12 | 15 | | |
Средний балл: | Сумма баллов 27: 4 (четыре качества) х 2 (два воспитателя)=3,4 | | |
| | |
Положительное подчинение: | | | | |
Слушается | 2 | 1 | | |
Соглашается | 4 | 3 | | |
Воодушевляется | 4 | 4 | | |
Доверяет | 4 | 4 | | |
Сумма баллов: | 14 | 12 | | |
Средний балл: | 26:8=3,3 | | |
Отрицательное доминирование | | | | |
Нападает | 1 | 1 | | |
Ругает | 2 | 1 | | |
Заставляет | 3 | 1 | | |
Приказывает | 2 | 1 | | |
Сумма баллов: | 8 | 4 | | |
Средний балл: | 12:8=1,5 | | |
Характеристики взаимодействия | Маша | Паша |
Воспитатель | Психолог или социальный педагог | Воспитатель | Психолог или социальный педагог |
Отрицательное подчинение: | | | | |
Уступает | 1 | 1 | | |
Подчиняется | 1 | 2 | | |
Терпит | 2 | 2 | | |
Переживает | 1 | 2 | | |
Сумма баллов: | 5 | 7 | | |
Средний балл: | 12:8=1,5 | | |
Равенство: | | | |
Согласовывает | 4 | 4 | | |
Сотрудничает | 3 | 2 | | |
Советует | 4 | 4 | | |
Поддерживает | 4 | 4 | | |
Сумма баллов: | 15 | 1 4 | | |
Средний балл: | 29:8=3,6 | | |
Если средний балл превышает 2, то параметр взаимодействия считается выраженным. У Маши преобладают такие параметры взаимодействия, как положительное доминирование, положительное подчинение и умение взаимодействовать на равных.
Аналогичным образом проводится оценка параметров взаимодействия всех студентов группы.