СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностический материал по изучению семьи и семейных взаимоотношений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Диагностический материал по изучению семьи и семейных взаимоотношений»

Диагностический материал по изучению семьи и семейных взаимоотношений

1.Интервью с ребенком» (автор А. И. Захаров)

Цель – выяснить особенности внутрисемейных отношений и роли ребенка в семье.

Методика проведения. В свободной беседе ребенку задаются следующие вопросы:

1. С кем ты живешь дома?

Обычно ребенок на 1-е место ставит наиболее значимое для него лицо, к которому он испытывает чувство привязанности. На последнем месте ребенок называет наименее значимое для него лицо.

2. Если бы ты играл в воображаемую игру «Семья», кого бы ты в ней изображал: маму, папу или себя?

Старшие дошкольники обычно выбирают роль родителя того же пола, обнаруживая возрастную потребность в ролевой идентификации с ним. Если ребенок выбирает родителя другого пола, то это подчеркивает диспозицию в отношениях с родителями того же пола.

3. Если бы дома никого не было, кого бы ты ждал в первую очередь (маму, папу; папу, маму?).

Если в ответе мать не стоит на первом месте, то это свидетельствует об эмоциональных проблемах в отношениях с ней.

4. Если с тобой случилась беда, тебя обидел кто-то, ты всегда бы рассказал об этом маме, поделился бы с ней или не всегда? (Этот вопрос повторяется в отношении отца.)

Меньшая откровенность указывает не столько на конфликт, сколько на отсутствие доверительных отношений с детьми.

5. Скажи, ты боишься или нет, что тебя накажет мама (папа)?

6. Если бы ты вырос и сам стал мамой (папой), у тебя были бы девочка (мальчик), то ты бы так же относился, воспитывал ее (его), как к тебе относятся, воспитывают родители, или по-другому?

Обычно дети стремятся, не меняя родительскую роль, сохранить хорошие отношения. Ведущий мотив при этом — страх утраты любви, угроза которой существует у чрезмерно занятых и принципиальных родителей.

7. Когда ты вырастешь, ты будешь, как папа (мама), работать?

Предпочтение той же профессии, как правило, признак высокого авторитета родителей в представлении детей.

Результаты беседы помогут воспитателю выяснить особенности детско-родительских проблем таких, как наказание дошкольников, авторитетность родителей, их значимость для детей.

2. Родительское сочинение

(автор — В.В. Столин, адаптация — А.И. Тащевой)

Цель – изучение характера детско-родительских отношений, особенностей личности описываемого объекта (ребенка) и субъекта (родителя) сочинения.

Методика проведения. Воспитатель предлагает родителям написать сочинение на тему «Мой ребенок» или «Портрет моего ребенка».

Инструкция

«Уважаемый родитель, Вам необходимо максимально полно, в свободной форме, рассказать о Вашем ребенке. Сообщите о нем, пожалуйста, самое главное, поделитесь своими тревогами. Объем Вашего рассказа о ребенке не ограничивается».

Анализ результатов.

Изучая сочинения родителей, следует обратить внимание на следующие моменты:

1. Многие данные о ребенке известны заранее и достоверно: его пол, возраст, национальность, место проживания, социальное происхождение и т. д.

2. Существенным показателем актуальности возможной проблемы является временная перспектива, в которой излагается информация: если автор использует в основном прошедшее время, то, скорее всего, данная проблема в прошлом и не является значимой в данный момент.

4. Содержание сочинения, особенно характер изложения данных, может определяться характером взаимоотношений, сложившихся между воспитателем и родителем. Так, при сухом (формальном) отношении воспитателя текст может преподноситься холодно; если воспитатель в предварительной беседе упрекнул родителя в проблемах ребенка, то сочинение может принять форму оправдания.

Анализ родительских сочинений осуществляется по следующим категориям: симпатия — антипатия, близость — отдаленность, уважение — неуважение.

Индикаторы названных категорий в тексте:

Симпатия

— любование, умиление ребенком, одобрение его поступков, благожелательность, удовлетворение сделанным ребенком;

— употребление имени ребенка, эмоционально окрашенных слов, ласкательных, уменьшительных суффиксов, его любимых словечек;

— смягчение или оправдание негативных черт, социальных параметров в характеристике ребенка.

Антипатия

— негативное отношение к внешности ребенка, негативная оценка черт, даже социально одобряемых, утрирование его отрицательных черт;

— неблагожелательное отношение к личности, мыслям, чувствам, увлечениям ребенка;

— раздраженность по поводу динамических черт его поведения, неадекватная раздраженность к мелочам;

— негодование, укор, злая ирония по поводу деятельности ребенка, его отношение к взрослым и сверстникам;

— неодобрение его стрижки, манеры одеваться и пр.

Уважение

— высокая оценка интеллекта, признание достоинств, уважение к занятиям и увлечениям ребенка;

—  указание в личности ребенка социально одобряемых черт;

— отношение к ребенку как к равному.

Неуважение

— отрицание способностей, наличия интеллекта, его перспектив;

— отрицание прав ребенка, занижение его возраста, доминирование, властвование над ним;

— указание на личностные качества, которые выдают его как неадаптивного (слабый, неответственный, несамостоятельный и пр.);

— указание на социально неодобряемые черты ребенка.

Близость

— ощущение родственности, единства (выражения типа «мы», «наш» и т.д.);

— хорошее знание ребенка (развернутое описание свойств личности ребенка, его мыслей, чувств, мелочей, любимых игр, книг, фильмов, музыки и пр.);

— употребление прямой речи;

— беспокойство за настоящее и будущее ребенка;

— оправдание ребенка, скрывание его недостатков;

— взгляд на ребенка изнутри, без сравнения с «нормой», без безоговорочной ориентации на отзывы о нем воспитателей и других взрослых.

Отдаленность

— отстранение, незнание родителями друзей ребенка, его увлечений, забот, проблем, привязанностей;

—  взгляд на ребенка с ориентацией на «норму»;

—  описание ребенка по описаниям другими людьми: воспитателями, соседями, знакомыми;

— противопоставление «он» — «мы»;

— формальное описание ребенка, перечисление по пунктам его свойств, сухость в описании интимной жизни ребенка;

— постоянное неупотребление имени ребенка.

Порядок анализа информации может быть следующим:о ребенке, об авторе сочинения, о характере взаимодействия между ними, о социальной ситуации в семье.

Данная методика позволит воспитателю определить проблемы и особенности воспитания и развития ребенка «глазами родителя», выявить зоны конфликта в детско-родительском взаимодействии. Это позволит в дальнейшем воспитателю наладить контакт с семьей воспитанника.

Наряду с традиционными методами изучения особенностей семейного воспитания (наблюдение, анкетирование, беседы с родителями и детьми) в ходе предварительной диагностики целесообразно использовать и сравнительно новые методы, некоторые из которых вошли в педагогическую практику из психологии и психотерапии. Это анализ детских рисунков на тему «Моя семья», Проективная беседа с детьми «Чтобы бы ты сделал» (модифицированный вариант методики Хоментаускаса Г.Т. «Рисунок семьи»), диагностические игры «Семья» (автор - Т.И. Пухова, модификация В.И. Худяковой), «День рождения» М. Панфиловой и другие.

3. Анализ детских рисунков на тему «Моя семья»

Цель – изучить переживания и восприятие ребёнком своего места в семье, отношение ребёнка к семье в целом и к отдельным её членам.

Стимульный материал. Для исследования необходимы: лист белой бумаги (21*29 см), 6 цветных карандашей (чёрный, красный, синий, зелёный, жёлтый, коричневый), стирательная резинка.

Методика проведения: детям предлагается нарисовать рисунок о своей семье, тема и содержание рисунка не уточняется. После рисования может быть проведена беседа с ребенком.

После выполнения задания ребёнку задаются вопросы:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают?

4. Кто это придумал?

5. Им весело или скучно? Почему?

6. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

7. Кто из них самый несчастный? Почему?

При опросе пытаться выяснить смысл нарисованного ребёнком: чувства к отдельным членам семьи; почему ребёнок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи; что значат для него определённые детали рисунка (птицы, зверушки и т.д.). Нельзя настаивать на обязательном ответе, если ребёнок не хочет отвечать – он может не отвечать.

Анализ полученных результатов.

Анализ структуры рисунка.

Обычно, ребёнок переживающий эмоциональное благополучие в семье, рисует полную семью. Искажение реального состава семьи - это эмоциональный конфликт. Варианты:

1. вообще не изображены люди;

2. изображены только не связанные с семьёй люди (травматические переживания, связанные с семьёй; чувство отверженности, покинутости; чувство небезопасности, большой уровень тревожности);

3. уменьшение состава семьи, «забывают» рисовать тех членов семьи, которые им менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились конфликтные отношения (ребёнок разряжает неприемлемую эмоциональную атмосферу, избегает негативных эмоций; конкуренция с братьями или сестрами, ребёнок «монополизирует» любовь и внимание родителей);

4. вместо реальных членов семьи ребёнок рисует маленьких зверушек, птиц (ребёнок идентифицирует зверей и птиц с братьями и сёстрами, чьё влияние в семье стремится уменьшить);

5. вместо реальной семьи рисует воображаемую семью (зверят, семью в волшебной стране, игрушки) - возможно ребёнок ощущает эмоционально отвержение в своей семье;

6. ребёнок не рисует себя или вместо семьи рисует только себя (ребёнок не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии чувства общности; ребёнок чувствует отвержение);

7. увеличение состава семьи (дети часто включают в рисунок посторонних людей, дополнительно нарисован ребёнок того же возраста - выражение потребности в равноправных, кооперативных связях, дополнительно нарисованы взрослые или вместо родителей - поиск человека, способного удовлетворить потребность ребёнка в близких эмоциональных контактах, возможно символическое разрушение целостности семьи, месть родителям вследствие ощущения отверженности, ненужности);

8. расположение членов семьи на рисунке указывает на некоторые особенности взаимоотношений в семье: сплочённость семьи (благополучие, восприятия целостности  семьи, включённость в семью); разобщённость членов семьи (низкий уровень эмоциональных связей); ребёнок рисует себя отдалённо (чувство невключённости, отчуждённости); отделение другого члена семьи (негативное отношение ребёнка к нему, иногда наличие угрозы, исходящей от него);

9. выбор цвета и связь с эмоциями (желтый, красный, зеленый – ассоциируются с положительными эмоциями; коричневый, черный, серый – негативные эмоциональные состояния); предпочитаемые цвета.

Анализ особенностей графических презентаций отдельных членов семьи.

Дети, как правило, самыми большими по величине рисуют отца или мать, что соответствует реальности. Однако иногда соотношение размеров нарисованных фигур семьи- ребёнок старшего дошкольного возраста может быть нарисован выше и шире своих родителей. Это объясняется тем, что для ребёнка размер фигуры является средством, при помощи которого он выражает силу, превосходство, значимость, доминирование.

Значительно меньшими, чем других членов семьи, себя рисуют дети: а) ощущающие свою незначительность, ненужность и т. п.; б) требующие опеки, заботы со стороны родителей. Большие, занимающие весь лист фигуры рисуют импульсивные, уверенные в себе, склонные к доминированию дети.

Необходимо обратить внимание на выражение отношения ребенка к нарисованному члену семьи с помощью содержания рисунка, линии, аксессуаров, деталей. На основании анализа рисунков делают выводы об отношении ребенка к родителям.

Для того, чтобы полнее изучить особенности взаимоотношений старших дошкольников с близкими в семье может быть использована проективная беседа с ребенком.

4. «Лики родительской любви»

Инструкция: Данный опросник поможет и отцу и матери оценить, на каких основаниях

строится ваше отношение к ребенку. Если вы согласны с приведенным утверждением,

поставьте себе один балл. Если не согласны - баллов не ставьте. Ответив на все опросы,

подсчитайте общую сумму баллов.

1. Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудностями, поэтому долг

родителей - до поры его от них ограждать.

2. Иногда немного жаль, что ребенок вырастет и станет взрослым: ведь он так мил в

свои детские годы.

3. Если малыш говорит неправду, то он скорее всего не лжет, а просто фантазирует

вслух.

4. Современные школьные программы чересчур сложны.

5. Мать должна служить своего рода эмоциональным буфером между ребенком и

отцом, потому что отцам вообще свойственна излишняя строгость.

6. Если ребенок занялся чем-то полезным, но никакого успеха не достиг, его все

равно надо похвалить за усилия.

7. Наивная непосредственность - это скорее достоинство детского возраста, чем

недостаток.

8. Ваш ребенок мог бы добиться большего успеха в учебе, если бы учителя

относились к нему более благожелательно.

9. У каждого ребенка есть свои достоинства, которые намного важнее недостатков.

10. Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, правильнее

прислушиваться к мнению матери, поскольку женщины - прирожденные воспитатели.

11. В детстве занятия спортом нужны не столько ради высоких достижений, сколько

ради общего физического развития.

12. За семейным столом лучшие куски должны доставаться детям.

13. Детское непослушание часто возникает от того, что родители требуют от ребенка

слишком многого.

14. Если ребенок не любит засыпать в темноте, надо поставить у его кровати лампу-

ночник.

15. Многие детские шалости объяснимы дурным влиянием сверстников.

Обработка результатов

12-15 баллов. Если эту сумму набрал отец: в своем отношении к ребенку вы в

значительной мере разделяете материнскую позицию. Это, с одной стороны, неплохо, так

как способствует единству вашей родительской стратегии. Однако вы недооцениваете

традиционную мужскую роль в воспитании. Ваша требовательность к ребенку чаще

бывает продиктована вашим настроением, чем его поведением. Задумайтесь: в полной ли

мере вы стимулируете умственное, эмоциональное и физическое развитие ребенка.

Вероятно, чуть больше доброжелательной требовательности с вашей стороны пойдет ему

только на пользу. Если эту сумму набрала мать: вы исповедуете типично женский подход

к воспитанию, исполненный любви и заботы. Не забывайте только, что заострение такого

подхода впоследствии чревато недостаточной самостоятельностью ребенка. А ведь ему

предстоит в своей жизни не только радовать вас, но и многие проблемы решать самому.

Менее 8 баллов. Отец: вы придерживаетесь традиционно мужских ценностей в

воспитании, хотите видеть своего ребенка состоявшейся и преуспевшей личностью. Ваши

требования и оценки служат мощным стимулом его достижений. Постарайтесь только не

завышать этих требований, не будьте слишком строгим судьей. Мать: вы предпочитаете

скорее мужской стиль воспитания, ваша любовь к ребенку сочетается с довольно

высокими требованиями к нему. Ваши цели вполне оправданны, но достичь их мы могли

бы более успешно за счет мягкости и поощрения.

Если отец и мать набрали 9-12 баллов, то такую позицию можно назвать промежуточной,

лишенной крайностей. Этот подход хорош тем, что страхует от всяких излишеств. Однако

задумайтесь: не имеет ли тут место эмоциональная отстраненность? Внимательнее

присмотритесь к своему ребенку, к его проблемам, не ждет ли он от вас большего участия?

5. Опросник родительского отношения

(А.Я.Варга, В.В.Столин)

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой

психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского

отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания

детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных

чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с

ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков.

Структура опросника

Опросник состоит из 5 шкал:

1. "Принятие-отвержение". Шкала отражает интегральное эмоциональное

отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок

таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему.

Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы

и планы. На другом полюсе шкалы; родитель воспринимает своего ребенка плохим,

неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни

из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части

родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет

ребенку и не уважает его.

2. "Кооперация" - социально желательный образ родительского отношения.

Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах

ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает

интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за

него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, стирается быть с ним на

равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения и спорных

вопросах.

3. "Симбиоз" - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком.

При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к сим

биотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так -

родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все

потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным.

Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу

обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку

самостоятельности никогда.

4. "Авторитарная гиперсоциализация" - отражает форму и направление контроля

за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале и родительском отношении

данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка

безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою

волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово

наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его

индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

5. "Маленький неудачник" - отражает особенности восприятия и понимания

ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении

данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему

личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по

сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся

родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не

успешным, открытым для дурных влиянии. Родитель не доверяет своему ребенку,

досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить

ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Текст опросника

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если

они его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую

пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего

не стоят.

15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка".

18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный

человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я принимаю участие в своем ребенке.

22. К моему ребенку "липнет" все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок

не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по

поведению, и по суждениям.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью

вспоминаю его маленьким.

29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от

него.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39. Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.

40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения своего ребенка.

44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45. Я понимаю огорчения своего ребенка.

46. Мой ребенок часто раздражает меня.

47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети благодарят потом.

51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю интересы своего ребенка.

54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то

обязательно не так.

55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его

родителям.

Ключи к опроснику

• Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40,

42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

• Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.

• Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

• Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30,48, 50, 57, 59.

• "Маленький неудачник": 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

6. Методика «Стратегии семейного воспитания» С.С. Степанова

в модификации И.И. Махониной

Инструкция: С помощью этого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию

семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый для Вас

предпочтительный.

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека -

наследственностью или воспитанием?

А. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

Б. Преимущественно воспитанием.

В. Главным образом врожденными задатками.

Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

Б. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли

родителей как воспитателей своих детей.

В. Абсолютно с этим согласен (дети воспитывают своих родителей).

Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер)

Б. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)

В. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)

Г. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар

Хоу)

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

Б. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в

школьном возрасте главное - позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений

безнравственности.

В. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у

детей интерес к этим вопросам.

Г. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

А. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и

контролировать расходы.

Б. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на

месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

В. Если попросит, можно и дать.

Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

А. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

Б. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

В. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Г. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.

7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

А. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с

невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

Б. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди

порядочных людей, это не принято.

В. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

Г. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не

выходит за разумные пределы.

8. Дочь(сын)-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется

компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее (его)?

А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и

повеселиться, пускай делают это под надзором старших.

Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.

В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее

отсутствие буду немного беспокоиться.

Г. Не вижу причины запрещать.

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

В. Расстроюсь

Г. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А. Безусловно.

Б. Стараюсь.

В. Надеюсь.

Г. Не знаю.

Обработка и интерпретация результатов

Стиль поведения Номера вопросов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

авторитарный А А А А А А А А А А

авторитетный Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б

либеральный В В В В В В В В В В

индифферентный Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г

Посчитайте выбранные Вами варианты ответов. Чем больше преобладание одного из

типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.

Если больше ответов А, то у Вас преобладает авторитарный стиль родительского

поведения.

Авторитарный стиль (в терминологии других авторов — «автократический», «диктат»,

«доминирование»). Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и

прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень

категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим

контролем. Родители с таким стилем воспитания ограничивают самостоятельность

ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их

жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В

подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность.

Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся

избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе

это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей,

не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим

подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то

авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При

таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный

на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне

исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным.

Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними

и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности,

постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Авторитетный стиль (в терминологии других авторов — «демократический»,

«сотрудничество») – преобладают ответы типа Б. Вы осознаете свою важную роль в

становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие.

Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных

пределах готовы пересматривать свои позиции. Родители поощряют личную

ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными

возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в

принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители

требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их

запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и

последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное

социальное поведение.

Либеральный стиль (в терминологии других авторов — «попустительский»,

«снисходительный», «гипоопека») - преобладают ответы типа В. Вы высоко цените своего

ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему,

не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку

такая свобода? Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не

потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные

эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны,

воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и

эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. Неспособность

семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в

асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для

самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

Индифферентный стиль - преобладают ответы типа Г. Проблемы воспитания не

являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы

ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на

большее участие и поддержку с вашей стороны!

Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет

о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение

родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-

таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

7. Методика идентификации детей с родителями

опросник А.И. Зарова

Ребенку задают следующий набор вопросов.

1. Если бы ты участвовал в игре "Семья", то кого бы стал изображать, кем бы в

ней стал - мамой, папой или собой? (Для устранения суггестивного влияния

последние слова в вопросе меняются местами, например: "папой, мамой или

собой", "собой, мамой или папой" и т.д. Испытуемые должны сделать выбор

между изображением себя и одного из родителей).

2. С кем ты живешь дома? (Кто у тебя есть дома? - для дошкольников).

3. Кто в семье, по-твоему, главный из родителей или в семье нет главного?

4. Когда ты вырастешь, то станешь делать то же, что делает твой папа (мама - у

девочек) на работе или другое?

5. Когда ты станешь взрослым и у тебя будет мальчик (девочка -

соответственно полу испытуемого), ты будешь так же его воспитывать

(играть, заниматься с ним - для дошкольников), как тебя сейчас воспитывает

папа (мама - у девочек), или не так, по-другому?

6. Если бы дома долго никого не было, то кого из родителей ты хотел бы

видеть в первую очередь? (Как тебе хотелось, чтобы кто первым зашел в

комнату? - для дошкольников).

7. Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье (тебя обидел бы кто-нибудь

из ребят - у дошкольников), ты бы рассказал об этом папе (маме - у девочек)

или не рассказал?

8. Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье (тебя обидел бы кто-нибудь

из ребят - у дошкольников), ты бы рассказал об этом маме (папе - у девочек)

или не рассказал?

9. Ты боишься, что тебя накажет папа (мама - у девочек) или не боишься?

10. Ты боишься, что тебя накажет мама (папа - у девочек) или не боишься?

Обработка и интерпретация результатов

Посредством первых 5 вопросов диагностируются компетентность и престижность

родителей в восприятии детей, остальные вопросы направлены на выявление

особенностей эмоциональных отношений с родителями.

При обработке и анализе результатов опроса важно учитывать следующее:

 возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола

составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек - 3-8 лет;

 успешность идентификации зависит от компетентности и престижности

родителя того же пола в представлении детей, а также от наличия в семье

идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки - у мальчиков

и бабушки - у девочек);

 идентификация с родителем того же пола в семье сопряжена с эмоционально

теплыми отношениями с родителем другого пола;

 уменьшение интенсивности идентификации с родителем того же пола

обусловлено формированием "Я-концепции, т.е. развитием самосознания,

показателем которого служит выбор себя. Выбор себя преобладает у

мальчиков с 10 лет, у девочек с 9 лет, отражая возрастающую личностную

автономию - эмансипацию - от родительского авторитета;

 идентификация с родителем того же пола у девочек отличается от подобной

идентификации у мальчиков следующими особенностями:

а) большим возрастным периодом идентификации девочек;

б) большей интенсивностью процесса идентификации, т.е. девочки чаще

выбирают роль матери, чем мальчики роль отца;

в) большей значимостью для идентификации девочек эмоционально теплых

и доверительных отношений с матерью, чем этих отношений с отцом у

мальчиков;

г) большей зависимостью идентификации девочек от характера отношений

между родителями, когда конфликт матери с отцом отрицательно

сказывается на идентификации девочек с матерью;

д) меньшим влиянием сестры на идентификацию девочек с матерью, чем

брата на идентификацию мальчиков с отцом.

8.Детский апперцептивный тест

Описание методики

Детский апперцептивный тест (Children’s Apperception Test – САТ) разработан Леопольдом и

Соней Беллак и относится к классу интерпретативных методик, где проецируется значимое

содержание потребностей, конфликтов, установок личности. С помощью данной методики можно

выявить:ведущие потребности и мотивыособенности восприятия и отношения ребенка к родителям

(в том числе к родителям как к супружеской паре)особенности взаимоотношений ребенка с

сиблингамисодержание внутриличностных конфликтов как следствия фрустрации ведущих

потребностей ребенкаособенности защитных механизмов как способов разрешения внутренних

конфликтовагрессивные фантазии, страхи, фобии, тревоги, связанные с ситуациями

фрустрациидинамические и структурные особенности поведения ребенка среди сверстников.Еще

Фрейд заметил, что детьми охотнее идентифицирут себя с животными, чем с людьми. САТ создан,

чтобы облегчить понимание детского отношения к наиболее значимым фигурам и стимулам. В

тесте представлено определенное количество основных ситуаций, которые могут отражать

проявление текущих проблем ребенка. Картинки были разработаны для получения ответов на

основние проблемы - в частности, проблемы конкуренции братьев и сестер, отношения к родителям

и то, какими они воспринимаются, фантазии ребенка об агрессии, о принятии взрослого мира, о его

страхе остаться одному, о поведении, касающемся туалета и родительские реакции на это.Тест

предназначен для обследования детей в возрасте от 3 до 10 лет. Время проведения теста - 30-40

мин.

Процедура проведения

Исследование проводится индивидуально, позиционируя не как тест, а как игру. После

установления контакта с ребенком, ему предъявляют картинки. Можно сказать: " Мы собираемся

поиграть в игру. Ты будешь рассказывать истории о картинках , которые я тебе дам. Расскажи, что

происходит, что животные делают сейчас." В подходящий момент ребенка можно спросить о том,

что было в рассказе до показанного момента и что случится после. Возможно, придется ободрить

ребенка, что-то подсказать ему; прерывать его не запрещается. Конечно же, подсказки не должны

носить внушающий характер. Все ответы записываются буквально и позже анализируются. Следует

записывать также все комментарии и действия ребенка, имеющие отношения к рассказу.После того,

как составлены все рассказы, можно вернуться к каждому из них для уточнения отдельных

моментов, например: почему какой-либо персонаж назван именно так, а не иначе, указано именно

это место действия персонажей, именно этот возраст, и т.п., и даже почему именно так окончен

рассказ. Если ребенок не может сосредоточиться на исследовании, было бы неплохо попытаться

сделать это позднее, но не откладывая надолго после предъявления теста.Лучше держать все

картинки за пределами взгляда ребенка, т.к. маленькие дети имеют тенденцию играть со всеми

картинками сразу, выбирать их случайно для рассказывания историй.Картинки были

пронумерованы и упорядочены в определенной последовательности по определенным

соображениям, поэтому следует показывать их в определенном порядке. Если ребенок

беспокойный, можно уменьшить тест до тех нескольких картинок, которые освещают

специфические проблемы. Так, ребенку, который определенно имеет проблему конкуренции с

братом или сестрой, можно дать картинки 1 и 4 и т д.

Анализ результатов

При анализе апперцептивного поведения обычно рассматриваются, что ребенок видит и как

мыслит , в отличие от оценки выраженного Анализ рассказов строится следующим образом:1)

нахождение "героя", с которым обследуемый идентифицирует себя. Разработан ряд критериев,

облегчающих поиск "героя" (например, подробное описание мыслей и чувств какого-либо из

персонажей совпадение с ним по полу и возрасту, социальному статусу, употребление прямой речи

и др.);2) определение важнейших характеристик "героя" - его чувств, желаний стремлений, или, по

терминологии Г. Мюррея, "потребностей". Также выявляются "давления" среды, т. е силы,

воздействующие на "героя" извне. Как "потребности", так и "давления" среды оцениваются по

пятибалльной шкале в зависимости от интенсивности, длительности, частоты и значения их в

сюжете рассказа. Сумма оценок по каждой переменной сравнивается со стандартной для

определенной группы обследуемых;3) сравнительная оценка сил, исходящих от "героя", и сил,

исходящих из среды. Сочетание этих переменных образует "тему" или динамическую структуру

взаимодействия личности и среды. Cодержание таких "тем" составляет:а) то, что обследуемый

реально совершает;б) то, к чему он стремится;в) то, что им не осознается, проявляясь в фантазиях;г)

то, что он испытывает в настоящий момент;д) то, каким ему представляется будущее.В итоге

исследователь получает сведения об основных стремлениях, потребностях обследуемого,

воздействиях, оказываемых на него конфликтах, возникающих во взаимодействии с другими

людьми, и способах их разрешения, другую информацию.

Описание и типичные реакции на картины САТ

Картинка 1 («Цыплята за столом»). Цыплята сидят за столом, на котором большая миска с

пищей. С одной стороны большая курица, неясно очерченная.Ответы вращаются вокруг пищи,

достаточно ли его кормил каждый из родителей. Темы конкуренции братьев — сестер сводятся к

тому, кто получит больше, кто лучше себя ведет и т.д. Пища может оказаться подкреплением или,

наоборот, от нее отказывается как от представляющей опасности, основные проблемы связаны с

удовлетворением или - фрустрацией, пищевыми проблемами и т.п.

Картинка 2 («Медведи, перетягивающие канат»). Один медведь, тянущий канат в одну

сторону в то время, как другой медведь с медвежонком тянут в другую сторону.Интересно

наблюдать идентифицирует ли себя ребенок с фигурой, которая сотрудничает, с отцом или

матерью. Это может выглядеть как серьезная борьба, сопровождающаяся страхом или агрессией,

которая завершает собственную агрессию или автономию ребенка. Более мягко эта картина может

казаться игрой (в перетягивание каната, например). Например, сам канат может быть источником

рассмотрения - канат порвался — это является источником последующей опасности.

Картинка 3 («Лев с трубкой»). Лев с трубкой и тростью, сидящий в кресле, в нижнем правом

углу маленькая мышь появляется в норе.Льва обычно видят как фигуру отца, экипированного

такими предметами, как трубка и трость. Позже это может видеться как инструмент агрессии или

может быть использовано, чтобы сделать родительскую фигуру старой, беспомощной, которую не

нужно будет боятся. Если лев воспринимается как сильная родительская фигура, важно отметить -

мягкий ли он или сильный и опасный.Мышь большинство детей видят как ребенка и часто

идентифициуют с собой. В этом случае, посредством хитрости и обстоятельств мышь могут сделать

более сильной. С другой стороны, она может быть полностью во власти льва. Некоторые дети

идентифицируются со львом, давая подтверждение конфликту между согласием и автономией и т.д.

Картинка 4 («Кенгуру с кенгурятами»). Кенгуру в дамской шляпке на голове, несущая сумку

с молочными бутылками. В ее сумке кенгуренок с воздушным шаром, на велосипеде кенгуренок

побольше.Тут обычно проявляются темы конкуренции с братом или сестрой, или беспокойство по

поводу появления малыша. В то же время, здесь просматривается связь с матерью - часто важная

черта.Иногда ребенок, который старший брат или сестра, идентифицирует себя с младенцем в

сумке. Это показывает регрессивное желание с целью быть ближе к матери. С другой стороны,

ребенок, который реально моложе, может идентифицировать себя со старшим, это означает его

желание независимости и власти. Сумка может давать пищевые темы. Также может быть введена

тема бегства от опасности. Это может быть связано с бессознательным страхом в области

взаимоотношений отца и матери, секса, беременности.

Картинка 5 («Два медвежонка в кроватке»). Затемненная комната с большой кроватью на

заднем плане. Детская кроватка на переднем плане, в которой два маленьких медвежонка.Ребенок

рассматривает то, что происходит между родителями в кровати. Эти истории хорошо отражают

догадки, наблюдения, смущения и эмоциональные переживания у части детей. Два ребенка в

детской кроватке — дает темы о взаимных манипуляциях и исследованиях между детьми.

Картинка 6 («Медведи в затемненной пещере»). Темная пещера с двумя фигурами медведей,

неясно очерченными, на заднем плане; медвежонок, лежащий впереди.Эта картина используется в

сумме с Картиной 5. Картина 6 будет с большей частотой и сильнее действовать на все, что

оставалось на заднем плане в реакциях на изначальную сцену. Будет отражена ревность в этой

тройственной ситуации. Проблема мастурбации во время пребывания в постели может проявится

как в реакциях на картину 5, так и на картину 6.

Картинка 7 («Разъяренный тигр и обезьяна»). Тигр с обнаженными клыками и когтями,

прыгающий на обезьяну, которая также прыгает в воздух.Здесь демонстрируются страхи, избегание

агрессии и способы борьбы с ними. Часто становится очевидной степень напряжения ребенка.(Это

может быть настолько сильным, что ведет к отвержению картины, или могут быть такие защитные

реакции, как превращение в безобидный рассказ. Обезьяна может даже перехитрить тигра. Хвосты

животных легко могут быть вызвать рассказы, ведущие к проецированию страха.

Картинка 8 («Взрослая обезьяна беседует с маленькой обезьянкой»). Две взрослых обезьяны

сидят на софе и пьют из чайных чашек. Одна взрослая обезьяна сидит на подушечке и беседует с

маленькой обезьянкой.Тут часто выявляется роль, в которую ребенок помещает себя внутри

семейного созвездия. Его интерпретация главной (на переднем плане) обезьяны как фигуры отца

или матери, становится значимой в отношении его восприятия этой фигуры как доброй обезьяны,

или как делающей выговор, подавляющей.

Картинка 9 («Зайчонок в темной комнате»). Темная комната просматривается из освещенной

комнаты через открытую дверь. В темноте - зайчонок, сидящий в детской кровати, смотрящий в

дверь.Тема страха темноты, одиночества, страха быть брошенными родителями, удовлетворяют

наше любопытство посредством того, что может быть в следующей комнате или общего ответа на

картину.

Картинка 10 («Щенок на лапах взрослой собаки»). Щенок, лежащий на лапах взрослой

собаки, обе фигуры с минимумом выразительных черт, фигуры расположены на переднем плане в

ванной комнате.

Интерпретация результатов

Когда приступают интерпретации данных, полученных в результате применения

апперцептивных методик, подобных САТ, лучше всего придерживаться нескольких основных

принципов, о которых следует твердо помнить. Испытуемого просят "апперцептировать", т.е.

интерпретировать стимульную ситуацию значимым для него способом.Интерпретация стимульного

материала нашего теста предоставляет валидные данные, в которых личность проявляется как

континуум психического. Конечно, в детстве личность больше подвержена изменениям, нежели

сформировавшаяся, однако можно судить об особенностях мотивации, исходя из того, что любой

ответ испытуемого отражает индивидуальное значение стимула; более того, мы можем дополнить

полученные данные сравнением одних индивидуальных ответов с другими, т.е. мы изучаем

индивидуальные различия в данных и делаем заключение об испытуемом на основе результатов

сравнения.Для облегчения интерпретации данных, полученных в результате применения САТ, мы

предлагаем анализировать 10 переменных, которые описываются ниже. Для этого разработан

специальный бланк записи и анализа ответов по САТ.

9. Цветовой тест отношений (ЦТО)

Тест основывается на предположении о том, что невербальный компонент отношений к

значимым другим и себе самому отражается в цветовых ассоциациях к ним. В

соответствии с разработанной М Люшером теорией личности каждый из цветов обладает

собственным, ясно определѐнным эмоционально-личностным значением.

Обоснование возможности диагностики отношений с помощью ЦТО было проведено

А.М. Эткиндом.

Стимульный материал. В Цветовом тесте отношений используется набор цветовых

стимулов М. Люшера (8-ми цветовой)

Процедура проведения.

1-й этап. Проводится классический Тест Цветовых выборов М. Люшера. Выбор делается

дважды с 5-ти минутным перерывом.

2-й этап. После проведения теста М. Люшера желательно вернуться к вопросам

стандартизированного интервью. Затем через 10-15 минут перед испытуемым снова

раскладываются полукругом цветовые стимулы таким образом, чтобы они не наезжали

друг на друга и находились прямо в поле зрения без отсветов и бликов от осветительных

приборов.

Инструкция: «Перед Вами те же карточки, но задание будет другое. Сейчас буду называть

вам слова. К каждому из них Вы должны подобрать наиболее подходящий цвет из

лежащих перед вами. Для разных слов при желании можно выбирать одни и те же цвета».

Желательно использовать определѐнную последовательность предъявляемых слов – лиц и

понятий (для взрослых): имя супруга (супруги); имена уже имеющихся детей и других

членов семьи; «Будущий ребѐнок» (если в семью предполагается принять несколько детей

и имена их известны, то предъявляются и они), «Настоящее»; «будущее»; «Я».

Для детей вместо супруга (супруги) называются «мама», «папа». В остальном список

предъявлений сохраняется, и тоже в последнюю очередь ребѐнка просят выбрать цвет,

подходящий к его собственному характеру («Я»).

Результаты заносятся в бланк, где каждому значимому лицу и понятию соответствует

номер цвета по М. Люшеру.

Анализ и интерпретация результатов. Интерпретация результатов основывается на

формализованном и качественном анализе.

Формализованный анализ результатов. Формальным показателем ЦТО является ранг

цвета, ассоциируемого со значимым лицом или понятием, в раскладке по предпочтению.

Таким образом, на 1-м месте располагается наиболее предпочитаемый цвет, на 8-м –

наименее предпочитаемый.

Например, стандартная раскладка по предпочтению (2-й выбор) представляет следующую

последовательность: 3, 4, 2, 5, 1, 6, 0, 7. Если испытуемый выбирает красный цвет (3) для

супруги, то, следовательно, степень эмоциональной близости, привлекательности еѐ для

обследуемого в данном случае наивысшая.

Для удобства анализа выделяются три типа эмоционального отношения (знак ранга):

положительное (1-3 место в раскладке, обозначается «+»), нейтральное (4,5 место «=» и

негативное 6-8 место, « - » ). В приведѐнном выше примере, отношение к супруге

диагностируется как положительное, со знаком «+» и фиксируется в бланке как « 3+ ».

При значительном отличии первой и второй раскладки теста М. Люшера есть смысл

учитывать оба знака. В этом случае добавляются дополнительные типы отношений:

положительно – нейтральный, амбивалентный (положительный и негативный).

Например, 1-я раскладка: 3,2,4,5,1,6,0,7

2-я раскладка: 3,4,5,6,1,2,0,7 149

Ребенок выбрал для «папы» - красный (3+ +), то есть отношение положительное. Для

«мамы» - зелѐный (2+ -), отношение амбивалентное; для «старшей сестры» - синий (1 = =),

отношение нейтральное.

Качественный анализ результатов. Диагностически значимым является не только место,

которое занимает цвет, но и сам этот цвет.

Установлено, что люди закономерно, статистически значимо связывают цвета с

эмоционально – личностными характеристиками, определѐнным символическим

значением.

Символическое значение цветов, входящих в ЦТО:

1. Синий: честный, справедливый, невозмутимый, добросовестный, добрый спокойный.

2. Зелёный: черствый, самостоятельный, невозбудимый.

3. Красный: отзывчивый, энергичный, суетливый, дружелюбный, уверенный,

общительный, раздражительный, обаятельный, деятельный.

4. Желтый: разговорчивый, безответственный, открытый, общительный, энергичный,

напряженный.

5. Фиолетовый: несправедливый, неискренний, эгоистичный, самостоятельный.

6. Коричневый: уступчивый, зависимый, спокойный, добросовестный, расслабленный.

7. Черный: непривлекательный, молчаливый, упрямый, замкнутый, эгоистичный,

независимый, враждебный, нелюдимый.

8. Серый: нерешительный, вялый, расслабленный, неуверенный, несамостоятельный,

слабый, пассивный.

Совпадение цветов, с которыми обследуемый ассоциирует себя и другого члена семьи,

свидетельствует о наличии процесса идентификации, сильной связи с ним.

10. Тест «Семья животных»

Тест предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Он поможет прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.
При обследовании взрослых людей этот тест часто оказывается более информативным, чем тесты «Рисунок семьи» и «Динамический рисунок семьи». Как и тест «Рисунок семьи», он доступен детям с четырехлетнего возраста.

Проведение тестирования

Лист бумаги кладут перед обследуемым горизонтально. Инструкция: «Нарисуйте семью, состоящую из животных, так, чтобы все члены семьи были разными животными». Можно пояснить, что речь идет о сказочной семье, поскольку на самом деле звериные семьи состоят из одинаковых животных.
Обследуемому не говорят, что предполагается изображение его собственной семьи. Напротив, по инструкции должна быть нарисована некая абстрактная семья. Однако ассоциации обследуемого все равно определяются его самоощущением в своей семье.
Обследуемый может сказать, что не умеет рисовать животных. Тогда ему объясняют, что это не страшно, и если будет непонятно, кого он нарисовал, то он скажет, кто это, а проверяющий запишет. После окончания рисунка проверяющий выясняет, какие это животные и кто они в семье (кто какой член семьи). Ответы фиксируют в протоколе. Задавая вопросы, нельзя произносить слов «мама», «папа», «ребенок», «бабушка» и др. Нужно использовать нейтральное словосочетание «член семьи».

Обсуждение

Обсуждают рисунок так же, как и в тесте «Рисунок семьи». Если обследуемый «закрывается» от проверяющего, то тест «Семья животных» часто оказывается показательнее, чем тесты «Рисунок семьи» и «Динамический рисунок семьи», так как его направленность менее очевидна. Его можно использовать вместо теста «Рисунок семьи» или в сочетании с ним для получения дополнительных данных.
Встречаются случаи, когда в тесте «Рисунок семьи» обследуемый воспроизводит реальные семейные отношения, а в тесте «Семья животных» - идеализированные (такие, какими он хотел бы их видеть). Встречается и обратное соотношение: чтобы произвести благоприятное впечатление, обследуемый изображает в тесте «Рисунок семьи» идеализированную картину, а в тесте «Семья животных», из-за его большей нейтральности, проявляется прямая проекция реальных семейных отношений. Содержательный анализ рисунков позволяет установить, какой вариант имеет место в каждом конкретном случае.

Значение животных

Особо мелкие: мышь, воробей, насекомое - представление о малой значимости данного члена семьи;
Холоднокровные: ящерица, лягушка, рыба - малая эмоциональность данного члена семьи.
Змея, червяк, скорпион - эмоциональная холодность; негативное или амбивалентное отношение к данному члену семьи; изображение в таком виде ребенка - чувство своей отверженности в семье.
Черепаха - потребность в защите.
Ёж, дикобраз - упрямство.
Гиена, ехидна - негативное отношение к данному члену семьи.
Крупные теплокровные хищники: тигр, волк - сила, активность; иногда агрессивность.
Крокодил - агрессивность.
Родители в виде особо крупных животных - гиперопека.