Методика «Изучение мотивации обучения
у младших школьников» М.Р. Гинзбурга
соответствии с основными компонентами (показателями) мотивации учения данная диагностическая методика включает в себя шесть содержательных блоков: личностный смысл обучения; степень развития целеполагания; виды мотивации; внешние или внутренние мотивы; тенденция на достижение успеха или неудачи при обучении; реализация мотивов обучения в поведении. Каждый блок представлен в анкете тремя вопросами.
методике для детей младшего школьного возраста (переходящих из начальных классов в средние) акцент ставится на выявление общего (итогового) уровня мотивации успеха в целом и преобладающих мотивов.
Цель: Выявить уровень развития учебной мотивации учащегося, как составляющей одного из показателей личностных УУД.
Ход проведения. В форме анкеты учащемуся предлагаются неоконченные предложения и варианты ответов к ним. Время на заполнение анкеты – 20 минут. Следует выбрать для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов.
Инструкция для обучающегося
Дорогой друг! Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых от-ветов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы под-черкни.
Анкета для обучающегося
Дата _________________________
Ф.И. _________________________
Класс _________________________
Я стараюсь учиться лучше, чтобы...
а) получить хорошую отметку;
б) наш класс был лучшим;
в) принести больше пользы людям;
г) получать впоследствии много денег;
д) меня уважали и хвалили товарищи;
е) меня любила и хвалила учительница;
ж) меня хвалили родители;
з) мне покупали красивые вещи;
и) меня не наказывали; к) я больше знал и умел.
Я не могу учиться лучше, так как...
а)у меня есть более интересные дела;
б)можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;
в)мне мешают дома;
г)в школе меня часто ругают;
д)мне просто не хочется учиться;
е)не могу заставить себя делать это;
ж)мне трудно усвоить учебный материал;
з)я не успеваю работать вместе со всеми.
Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что...
а)я хорошо знаю учебный материал;
б)мои товарищи будут мной довольны;
в)я буду считаться хорошим учеником;
г)мама будет довольна;
д)учительница будет рада;
е)мне купят красивую вещь;
ж)меня не будут наказывать;
з)я не буду тянуть класс назад.
Бели я получаю плохую отметку, мне больше всего не нравится то, что...
а)я плохо знаю учебный материал;
б)это получилось;
в)я буду считаться плохим учеником;
г)товарищи будут смеяться надо мной;
д)мама будет расстроена;
е) учительница будет недовольна;
ж) я весь класс тяну назад;
з) меня накажут дома;
и) мне не купят красивую вещь. Спасибо за ответы!
Обработка данных. Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выборов и получить объективные результаты. Каждый вариант ответов имеет оп-ределенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает (Таблица обра-ботки результатов).
Внешний мотив - 0 баллов.
Игровой мотив - 1 балл.
Получение отметки - 2 балла.
Позиционный мотив - 3 балла.
Социальный мотив - 4 балла.
Учебный мотив - 5 баллов.
Таблица обработки результатов
Варианты | Количество баллов по номерам предложений |
ответов | 1 | 2 | 3 | 4 |
а) | 2 | 3 | 5 | 5 |
б) | 3 | 3 | 3 | 2 |
в) | 4 | 0 | 3 | 3 |
г) | 4 | 4 | 3 | 3 |
д) | 3 | 1 | 3 | 3 |
е) | 3 | 3 | 0 | 3 |
ж) | 3 | 5 | 0 | 4 |
з) | 0 | 3 | 4 | 0 |
и) | 0 | — | — | 0 |
к) | 5 | — | — | — |
Баллы суммируются и по оценочной таблице выявляется итоговый уровень мотивации учения. Он вносится в сводный оценочный лист (образец листа см. выше).
Интерпретация полученных данных
| Оценочная таблица |
Уровни мотивации | | Сумма баллов итогового уровня мотивации |
I | | 41-49 |
II | | 33-40 |
III | | 25-32 |
IV | | 15-24 |
V | | 5-14 |
Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из на-чальных классов в средние.
- очень высокий уровень мотивации учения;
II- высокий уровень мотивации учения;
III - нормальный (средний) уровень мотивации учения; IV - сниженный уровень мотивации учения;
V- низкий уровень мотивации учения.
Таким образом, оценка качества образовательного процесса на данном этапе тестирования
осуществляется по следующим групповым показателям:
количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
количество учащихся с низким и сниженным уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.