| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
ПРОВЕРИЛ
Преподаватель
_______________
_______/_______/
«_» ________201_г.
«Диагностические методики в работе с родителями»
Выполнила:
студентка Ш-21 группы
Максимчук Инна
Ейск, 2020 г.
Рисуночный тест «Я в кругу семьи»
Инструкция для учителя. Учитель просит младших школьников нарисовать на альбомном листе круглый стол, стулья по количеству членов семьи. Один стул нарисовать в стороне.
Инструкция для ученика. Представь, что вы собираетесь вечером за столом ужинать. Рассади всех членов семьи и себя за этим столом. Подпиши людей, которых ты нарисовал.
Данный рисунок помогает увидеть взаимоотношения в семье ученика. Учитель обращает внимание на то, где ребёнок нарисовал себя, каким цветом раскрасил своих родных.
Размер того или иного члена семьи говорит о том значении, которое имеет этот персонаж для ребенка. Помещая одного из членов семьи выше остальных, ученик тем самым придает ему главный статус. Этот персонаж, по мнению ребенка, обладает наибольшей властью в семье.
Например, если ребенок выше всех помешает своего младшего брата, то, по его мнению, он именно тот, кто управляет всеми остальными.
Ниже остальных ребенок склонен помещать того, чье влияние в семье минимально. Наименее значимый персонаж на рисунке изображается самым маленьким, рисуется в последнюю очередь и может помещаться в стороне от остальных. Такую фигуру школьник может перечеркнуть несколькими штрихами или стереть резинкой.
Ученик может выделить одного из членов семьи тем, что изображает его в какой-то особенной одежде, наделяет какими-то деталями и таким же образом изображает собственную фигуру, отождествляя, таким образом, себя с этим персонажем.
Сильная штриховка или сильный нажим карандаша при изображении той или иной фигуры выдают чувство тревоги, страха, которое испытывает школьник по отношению к этому персонажу. И напротив, именно такая фигура может быть изображена с помощью слабой, тонкой линии.
Предпочтение к членам семьи выражается в том, ближе к кому из родителей нарисовал себя ребенок, какое выражение лица прочитывается в фигурах родителей.
Дистанция между членами семьи – один из основных факторов, отражающих предпочтения ребенка. Расстояния на рисунке являются отражением психологической дистанции. Таким образом, наиболее близкие люди изображаются на рисунке ближе к фигуре ребенка. Это же касается и других персонажей: те, кого ребенок помешает на рисунке рядом, близки, по его мнению, и в жизни.
Если же ученик нарисовал себя за отдельно стоящим стулом, то это показатель отчуждённости, психологического дискомфорта. Ребёнок чувствует себя одиноким и отверженным в данной семье.
Таким образом, данный рисуночный тест помогает учителю узнать, каким ученик видит семью, родителей, себя, понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их разрешении.
Рисуночный тест
Взрослый просит учащихся на листочке в столбик написать членов его семьи. Рядом нарисовать прямоугольник и закрасить его цветом, показав своё отношение к родным людям.
папа
мама
сестра
Если ученик использует тёплые цвета (красный, жёлтый, оранжевый, салатовый и др.), то это показатель жизни, солнца, огня, цвет сердца, олицетворение радости и счастья, умиротворённости и чувства безопасности.
Фиолетовый, сиреневый, лиловый цвета отражают внутреннюю, эмоциональную привязанность человека. Можно наблюдать идентификацию испытуемого с фигурой, нарисованной этим цветом. Значениями фиолетового являются также стремление к духовному контакту.
Черный и серый цвета выражает подавленность, отверженность, эмоциональную отгороженность, страх и боязнь по отношению к близким людям. Понимание важности выбора цвета и его психологического значения даёт учителю много дополнительной информации. Однако, если у вас некоторые цвета вызывают сомнение, то при разговоре с учеником можно выявить отношение школьника к членам своей семьи.