СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностический подход как научная основа управления методической работой в современной школе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный доклад был разработан для выступления на педсовете в гимназии №1

Просмотр содержимого документа
«Диагностический подход как научная основа управления методической работой в современной школе»

Ханнанова Зарима Сарваровна, учитель русского языка и литературы МАОУ гимназия № 1 г. Белебея

Диагностический подход как научная основа управления

методической работой в современной школе

Кто владеет информацией,

тот владеет всем.

Ли Якокка

Управление современным образовательным учреждением сегодня невозможно без получения систематической, оперативной, достоверной информации как средства обратной связи.

Анализ практики показывает, что без диагностики нельзя оптимально управлять какими бы то ни было педагогическими процессами. Смысл диагностирования и состоит в том, чтобы получить реальную и, по возможности, наглядную картину действительности.

Сегодня же педагогическая диагностика становится все более полифункциональной, включая в себя, целый ряд важнейших функций.

Информационная функция - это постоянная информа­ция всех участников педагогического (учебно-воспитательного, ме­тодического) процесса о позитивных результатах педагогической диагностики.

Собственно-диагностическая функция - это психо­лого-педагогическое изучение уровня обученности, воспитанности и развития ребенка, а также уровня профессиональной компетентности учителя.

Оценочная функция - это качественная и количественная оценка деятельности администрации школы, каждого педагога и каждого ребенка.

Коррекционная функция - это дидактическая коррекция учебно-воспитательного процесса и психолого-педагогическая коррекция собственной активности учителя в сторону саморазвития. Следует помнить и учитывать, что вся система позитивных тенденций (ценностей) лежит не вне учителя, а в нем самом.

Ориентационная функция - это ориентация педагогиче­ского коллектива на решение целей и задач школы, на устранение тех «болевых точек», которые имеют место в жизни всего коллек­тива и отдельных педагогов.

Аналитическая функция - это психолого-педагогический анализ методического и образовательного процес­сов на всех уровнях их структурной организации как педагогиче­ской системы. В отличие от контролирующей функции, направлен­ной лишь на выявление недостатков, аналитическая функция выяв­ляет причинно-следственные связи в учебно-воспитательном и методическом процессах между условиями и результатами обучения детей и взрослых.

Для повышения объективности и изучения динамики разви­тия важно соблю­дать этапность, периодичность.

Этапы педагогической диагностики.

  • Подготовительный - определение цели, формирование
    группы для изучения проблем методической или образовательной
    деятельности, инструктаж её членов.

  • Диагностический - изучение практики управленческой, ме­тодической, учебной, воспитательной деятельности, сбор информа­ции по всем аспектам работы.

  • Аналитический - анализ полученной информации, установ­ка причинно-следственных связей, обеспечивающих успех или за­трудняющих педагогический, управленческий, методический и дру­гие процессы в школе.

  • Заключительный (обобщающий) - формулирование выво­дов, принятие управленческих решений, оказание практической помощи руководителям различных звеньев внутришкольной мето­дической службы, разработка методических рекомендаций, со­ставление планов и программ по различным направлениям дея­тельности.

Поскольку необходимо изучить не только исходное состояние объекта, но и промежуточные и конечные результаты, то следует проводить, как минимум, три среза: первичный срез - входной кон­троль (стартовую диагностику), вторичный - текущий контроль (сравнительную диагностику) и выходной контроль (итоговую ди­агностику).

Основными диагностическими механизмами являются: собственно диагностика, мониторинг и экспертиза.

Процессы децентрализации, характерные для современной системы образования, дали возможности для экспериментирования и нововве­дений, обновления различных сторон школьной жизни, но вместе с тем повысили ответственность за результаты образовательного процесса и принятые управленческих решений. Профессиональное управление сегодня должно быть основано только на постоянно по­ступающей, фиксируемой и достоверной информации о ходе и ре­зультатах образовательного процесса, о качестве образования, о со­стоянии всех школьных систем.

Принципы педагогической диагностики:

  1. целенаправленность и адресность;

  2. изучение конкретного учителя во взаимосвязи с педагогическим коллективом;

  3. соответ­ствие диагностических процедур современным достижениям педа­гогической науки и практики;

  4. системность и непрерывность изу­чения личности и деятельности ученика и учителя;

  5. обязательный учёт результатов диагностики в дальнейшей деятельности руково­дителя.

Педагогическая диагностика не может превратиться в самоцель. Ее результаты должны подвергаться тщательному анализу и служить основой для выработки рекомендаций по коррекции и самокоррекции личности и деятельности.

Педагогическая диагностика – важнейшее средство получения управленческой информации.

Методы сбора такой информации: наблюдение, опросы, анкетирование, тестирование, изучение различной документации и так далее.

Показателями результативности диагностики являются:

  • её системность;

  • возможность выявления оперативной, точной и объективной: информации о состоянии деятельности педагогического и учениче­ского коллективов;

  • возможность построения прогноза на основе диагностических данных.

Вторым важнейшим механизмом диагностики является мониторинг. Мониторинг - это системная диагностика и сопоставление полученных результатов с эталоном (стандартом), выявление и анализ оценивание степени и причин отклонений, принятие управленческих решений, оценка и коррекция результативности принятых мер.

Мониторинг качества управления - это систематическая и регулярная процедура сбора данных по важным управ­ленческим аспектам на различных уровнях, основными элементами которой является установление критериев, по которым можно су­дить о достижении целей; сбор данных и оценка конечных результатов и результатов принятых мер.

Мониторинговые процедуры можно разбить на два основных типа: статическая и динамическая.

Статическая процедура позволяет одномоментно снять показатели по одному или нескольким направлениям деятельности об­разовательного учреждения, сравнить полученный результат с имеющимися нормативами и, определив отклонения, провести углубленный анализ, а затем, разработав веер возможных управленческих решений, принять к исполнению те из них, которые могут быть реализованы, исходя из имеющихся и реально возможных ресурсов. Для осуществления мониторинговых процедур необходимо определить способы замера необходимой информации и критерии оценки.

Мониторинговое отслеживание динамики изменений пред­полагает неоднократный замер одних и тех же или, наряду с ни­ми, дополнительных характеристик в течение всего цикла деятельности.

Для обеспечения эффективности мониторинга в образова­тельном учреждении важным становится ряд требований:

  1. полнота,

  2. релевантность

  3. адекватность,

  4. объектив­ность,

  5. точность,

  6. своевременность,

  7. доступность,

  8. непре­рывность,

  9. структурированность,

  10. специфичность для каждого уровня мониторинга.

Виды мониторинга:

  1. по масштабу целей образования (стратегический, тактический, оперативный);

  2. по этапам обучения (входной или отборочный, учебный или промежуточный, выходной или итого­вый);

  3. по временной зависимости (ретроспективный, предупреди­тельный или опережающий, текущий);

  4. по частоте процедур (разовый, периодический, систематический);

  5. по охвату объекта наблюдения (локальный, выборочный, сплошной);

  6. по организаци­онным формам (индивидуальный, групповой, фронтальный);

  7. по формам объект-субъектных отношений (внешний или социальный);

  8. по используемому инструмента­рию (стандартизованный, нестандартизованный, матричный и дру­гие).

Таким образом, система диагностики (собственно диагно­стика, мониторинг, самоэкспертиза) является важным фактором в системе управления образовательным учреждением, и особенно -инновационным; фактором, позволяющим сделать работу педа­гогического коллектива более осмысленной, целенаправленной и результативной.

Диагностический подход реа­лизуется за счет создания системы комплексной диагностики и са­модиагностики, самоэкспертизы и мониторинга продвижения как учащихся, так и всего педагогического коллектива на различный этапах деятельности, поэтому позволяет более объективно оценивать результаты управленческой деятельности.

Виды диагностики:

  1. Психологическая диагностика. Позволяет опре­делять психофизиологические особенности, личностные новообра­зования детей, уровень их подготовленности к школе, уровень сформированности словесно-логического мышления, динамику раз­вития познавательной сферы учащихся, динамику уровня личност­ной тревожности, степени школьной дезадаптации и многое другое. Проводится школьным психологом.

  2. Логопедическая диагностика. Выявляет нарушения в развитии устной и письменной речи учащихся, уровень речевого развития и другие показатели. Провидится учителем-логопедом.

  3. Социологическая диагностика. Проводится социальным педагогом.

  4. Педагогическая диагностика учащихся. Включает в себя пакет диагностических методик, позволяющих от­слеживать во времени количественные характеристики по 25 важ­нейшим параметрам, в числе которых уровень сформированности общеучебных умений и навыков у учащихся, основных математи­ческих понятий, основных вычислительных навыков и другие.

  5. Педагогическая (профессиональная) диаг­ностика учителей. Решает задачи определения уровня педа­гогического мастерства учителей, готовности педагогов к профес­сиональному развитию, к реализации дифференцированного, личностно-ориентированного и других инновационных подходов.

Организация диагностических исследований, направленных на повышение эффективности образовательной деятельности педагогического коллектива, включает следующие направления ра­боты:

  • в определение содержания и направлений диагностических исследований;

  • разработка программы мониторинга;

  • создание службы диагностики и мониторинга из числа наи­более опытных учителей;

  • создание банка диагностических методик и измерителей;

  • осуществление комплексной диагностики профессионализ­ма педагогов и управленческих кадров: профессионально значимых качеств, знаний по предмету, общепедагогического профессиона­лизма (знания, умения, опыт), управленческого профессионализма, обучающей деятельности учителя и другое;

  • создание банка статистических и отчетных материалов по итогам диагностических исследований;

  • коррекция деятельности педагога и руководителя на основе полученных данных.

Широкое использование диагностического подхода позволя­ет создать реальную, достоверную картину состояния инноваци­онной деятельности, уров­ня развития педагогического коллектива и отдельных педагогов, эффективности принимаемых управленческих решений; помогает сосредоточить внимание руководителей школы на действительно актуальных проблемах, требующих оперативного вмешательства и сопровождения.

Диагностирование переворачивает управленческую пирамиду; и во главу угла ставит личность педагога с его профессиональными запросами и потребностями.