СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика аттестующихся учителей

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аналитическая справка по результатам проведенного диагностического исследования аттестующихся учителей

Просмотр содержимого документа
«Диагностика аттестующихся учителей»

Аналитическая справка по результатам проведенного психодиагностического исследования аттестуемых учителей и воспитателей

В сентябре 2018/2019 учебного было проведено психодиагностическое исследование 2 учителей и 3 воспитателей, проходящих аттестацию в этом учебном году, с целью выявить уровень личностной и ситуативной тревожности, определить стиль поведения испытуемых в конфликтных и стрессовых ситуациях.

Были использованы следующие методики:

-диагностика уровня тревожности

- Опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте»


Диагностика уровня тревожности


Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить или только личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.

Испытуемым выдается бланк с вопросами и инструкцией:

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов — низкая, 31—44 балла — умеренная; 45 и более высокая.

Опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте»

Тест можно использовать при групповых обследованиях (и тогда стимульный материал зачитывается вслух) и индивидуально (в этом случае необходимо сделать 30 пар карточек с написанными на них высказываниями, а затем предложить испытуемому выбрать из каждой пары одну карточку, ту, которая кажется ему ближе к истине применительно к его поведению). Затраты времени — не более 15-20 мин.

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.












Результаты диагностики уровня личностной и ситуативной тревожности


Уровень ситуативной тревожности



Из полученной диаграммы уровня ситуативной тревожности можно видеть, что высокий уровень ситуативной тревожности имеет респондент №1. Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности.

Так, лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Респонденты №2, №3, №4 имеют умеренный уровень ситуативной тревожности.

Респондент №5 имеет низкий уровень ситуативной тревожности. Для низкотревожных людей требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.


Уровень личностной тревожности





Из полученной диаграммы уровня личностной тревожности можно видеть, что высокий уровень ситуативной тревожности имеет респондент №1, №3, №4.

Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа

Респонденты №2 и №5 имеют умеренный уровень личностной тревожности.

Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Одновременно высокий уровень ситуативной и личностной тревожности наблюдается у респондента №1, это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.



Результаты диагностики «Определение стиля поведения в конфликтной ситуации».


  1. Респондент №1





У респондента №1 преобладающим стилем поведения в конфликтной ситуации, согласно полученной диаграмме, является стиль избегания. Уклонение (избегание): для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.







  1. Респондент №2




У респондента №2 преобладающим стилем поведения в конфликтной ситуации, согласно полученной диаграмме, является стиль «компромисс». Компромисс: как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок.



  1. Респондент №3


У респондента №3 преобладающим стилем поведения в конфликтной и стрессовой ситуации является стиль «приспособление». Приспособление, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.








  1. Респондент №4




















У респондента №4 преобладающим стилем поведения в конфликтной ситуации является стиль избегания, для которого, так же как и для респондента №1, характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.



  1. Респондент №5




















Преобладающим стилем поведения для респондента №5 является «компромисс». В конфликтной ситуации предпочтение отдается соглашению между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок.








Общая диаграмма «Определение стиля поведения в конфликтной ситуации».




- как можно видеть из данных полученной диаграммы, одинаковое количество положительных и преобладающих выборов получили такие стили поведения как «компромисс» и «избегание» 25,3 %

- стиль поведения «приспособление» - 21,3 %,

- стиль поведения в конфликтной ситуации «сотрудничество», когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон - 18%

- «соперничество» наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому - 6,6 %.


Каждому из 5 респондентов педагогом-психологом разработаны рекомендации для преодоления ситуативной и личностной тревожности.