СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поступающие в дошкольное учреждение дети в своем большинстве проходят период адаптации к новым социальным условиям. 

Предлагаемые методы диагностики, профилактики и преодоления дезадаптации  детей к дошкольному учреждению предназначены для работы с детьми в возрасте 2,5 -3,5 лет.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ»

Диагностика детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ

Баджурак М.В.

педагог-психолог МОАУ «СОШ №60»

Поступающие в дошкольное учреждение дети в своем большинстве проходят период адаптации к новым социальным условиям.

Предлагаемые методы диагностики, профилактики и преодоления дезадаптации детей к дошкольному учреждению предназначены для работы с детьми в возрасте 2,5 -3,5 лет.

Данные методы, как система психодиагностических инструментов и психологических средств, выявляют тревогоформирующие факторы, оказывающие влияние на детей в период привыкания их к новым условиям, и способствуют успешной адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

При этом психолог решает следующие задачи:

- анализ конкретного единичного случая в контексте новых, изменившихся условий;

- выявление причин дезадаптации и нарушения эмоционально-личностной сферы ребенка;

- оценка психоэмоционального состояния ребенка в начале периода адаптации и через месяц посещений ДОУ.

Использование психодиагностических методов обусловливает разработку программ развития и коррекции. Поэтому для психологического заключения (вывода) используются результаты первичных и контрольных вариантов обследования.

В программу включены различные методы: наблюдение, анкеты, опросники, беседа.

Работа проводится поэтапно:

Первичная диагностики (в период поступления ребенка в ДОУ)

Профилактическая и коррекционная работа психолога с детьми, родителями и воспитателями.

Контрольная диагностика (повторная) – через месяц посещения ребенком ДОУ.

Обследование на первом этапе может проводится одновременно в двух направлениях: первое – характеристика родителями состояния своих детей преимущественно в семье (анкеты для родителей); второе - оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада (так называемые «Карты наблюдений»).

Родителям предлагается анкета, в которой они оценивают психоэмоциональное напряжение, состояние тревожности у ребенка преимущественно в домашних условиях.

«Карту наблюдений» предлагается заполнить воспитателям для оценки психоэмоционального состояния детей в начале периода адаптации и через месяц посещения ими детского сада.

На втором этапе проводится психопрофилактическая и коррекционная работа по решению проблем, возникших в начальном периоде адаптации детей к условиям ДОУ.

При этом особое внимание следует уделить согласованности действий родителей и воспитателей, соблюдения общего подхода к ребенку в семье и в детском саду. Здесь необходима работа по психологическому просвещению взрослых, в ходе которой и родители и воспитатели получают информацию и знания о симптомах трудной адаптации, рекомендации по улучшению адаптации к общим условиям группы каждого конкретного ребенка с его выраженной индивидуальностью.

При проведении контрольного этапа сравниваются результаты по картам наблюдений в начале адаптационного периода и через месяц посещения детьми детского сада.

Анализируя по идентичным параметрам характеристики состояний детей, данные родителями и воспитателями, можно соотнести индивидуальные оценки эмоционально-личностного состояния ребенка в период адаптации.

В случае, когда выявляются различия позиций воспитателей и родителей по одному и тому же критерию эмоционально-личностного состояния ребенка, то это дает основу для проведения углубленного индивидуального исследования, совместного обсуждения данного вопроса с воспитателями и родителями, выявление истинных причин беспокойства, тревожности. Это позволит педагогу-психологу проанализировать и разрешить конкретную ситуацию.

Проведение обследования и обработка данных на первом этапе

Как уже отмечалось выше, обследование на первом этапе проводится одновременно в двух направлениях: первое – характеристика родителями состояния своих детей преимущественно в семье (анкеты для родителей); второе - оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада (так называемые «Карты наблюдений»).

Анкета для родителей

Родителям предлагается анкета, в которой они оценивают психоэмоциональное напряжение, состояние тревожности у ребенка преимущественно в домашних условиях. Желательно проведение анкетирования родителей до начала посещения ребенком детского сада.

Инструкция: «Уважаемые родители! Заполните, пожалуйста, бланк анкеты. Отвечая на вопросы, постарайтесь отметить состояние ребенка, свойственное ему в привычных домашних условиях»



  1. Ф.И.О. заполняющего анкету______________________________________________________

  2. Фамилия ,имя ребенка, возраст____________________________________________________

3. Какое настроение чаще всего бывает у вашего ребенка?

а) бодрое, уравновешенное

б) неустойчивое, раздражительное

в) подавленное

4. Какой у вашего ребенка аппетит?

а) хороший

б) избирательный, неустойчивый

в) плохой

5. Как ваш ребенок засыпает?

а) быстрое засыпание (до 10минут)

б) неустойчивое

в) медленное

6. Как спит ваш малыш?

а) продолжительность сна соответствует возрасту

б) неустойчивая продолжительность сна

в) не соответствует возрасту

7. Умеет ли он самостоятельно играть?

а) умеет

б) не всегда

в) самостоятельно не играет

8. Легко ли идет на контакт с другими взрослыми?

а) легко

б) избирательно

в) трудно

9. Как переносит разлуку с матерью?

а) легко, быстро успокаивается

б) через некоторое время успокаивается

в) тяжело

10. Нет ли у вашего ребенка привычки: сосать большой палец, грызть ногти, часто хныкать, теребить кончик носа или др.? (укажите)

_______________________________________________________________________________________

11. Какие сложности вы испытываете в воспитании ребенка?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Обработка результатов:

Оцениваются ответы родителей и лиц их заменяющих, в следующем порядке:

1. Засыпание:

- быстрое (до 10 минут), спокойное – 3балла;

- неустойчивое – 2балла;

- медленное, неспокойное – 1балл.

2. Сон:

- спокойный, соответствует возрасту – 3балла;

- неустойчивый – 2-балла;

- неспокойный, не соответствует возрасту – 1 балл.

3. Аппетит:

- хороший – 3балла;

- избирательный, неустойчивый – 2балла;

- плохой – 1балл.

4. Самостоятельность в игре:

- умеет играть самостоятельно – 3балла;

- не всегда – 2балла;

- сам не играет – 1балл

5. Контакты с другими взрослыми:

- легко идет на контакт – 3балла;

- избирательно – 2балла;

- трудно – 1балл.

6. Разлука с матерью:

- легко переносит разлуку, быстро успокаивается – 3балла;

- успокаивается через некоторое время – 2балла;

- тяжело успокаивается – 1балл.

Баллы заносятся в групповой протоколы (сводная карта-характеристика)


Сводная карта - характеристика


Параметры


Характеристика

Имя Фамилия ребенка


























Засыпание

быстрое, спокойное






















неустойчивое






















медленное, неспокойное






















Сон



спокойный, соотв. возрасту






















неустойчивый






















неспокойный, не соотв. возрасту






















Аппетит

хороший






















избирательный, неустойчивый






















плохой






















Самостоятельность в игре

умеет играть самостоятельно






















не всегда






















сам не играет






















Контакт со взрослыми


легко






















избирательно






















трудно






















Реакция на отрыв от матери

разлуку переносит легко






















через некоторое время привыкает






















тяжело

























«Карта наблюдений» (1часть)

Карту наблюдений за детьми предлагается заполнить воспитателям для оценивания психоэмоционального состояния детей в начале периода адаптации (часть1) и через месяц посещения ими детского сада (2 часа).

Инструкция: «Заполните, пожалуйста первую часть бланка. Ставьте знак «+» рядом с выбранной Вами характеристикой, отражающей состояние ребенка в первые дни (первую неделю) посещения детского сада».

Основные позиции критериев оценки заложены по следующим параметрам: характеристика сна, аппетита, самостоятельности в игре, контакта со взрослыми, реакции на расставание с матерью и т.д.




Карта наблюдений за ребенком в период адаптации (для воспитателей)

Фамилия, имя ребенка, возраст____________________________________________________________

Дата заполнения: 1-й части_______________ 2-йчасти_________________


Параметры


Характеристика

1часть

(ч-з 1-неделю)

2часть

(ч-з месяц)


1.Настроение

бодрое, уравновешенное



неустойчивое, раздражительное



подавленное




2.Длительность и характер засыпания

спокойное, быстрое (до 10 мин)



неустойчивое



неспокойное, медленное




3.Длительность и характер сна

спокойный, соответствует возрасту



неустойчивый



неспокойный, не соответствует возрасту




4.Аппетит

хороший



избирательный, неустойчивый



плохой




5.Навыки самообслуживания

соответствует возрасту



не всегда



не соответствует возрасту




6.Инициативность в игре

умеет найти себе дело



не всегда



нет



7.Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми

вступает в контакт сам



не всегда вступает в контакт сам



сам не вступает в контакт




8.Результативность действий

доводит начатое дело до конца



не всегда



не доводит




9.Самостоятельность в игре

умеет играть самостоятельно



не всегда



сам не играет




10.Идет на контакт со взрослыми

легко



избирательно



трудно



11.Идет на контакт со сверстниками

легко



избирательно



трудно



12.Реакция на отрыв от матери

отходит от матери, проявляет интерес к окружающему



отрывается не сразу



периодически возвращается и плачет



Общий балл




Средний балл





Воспитатели: __________________________________________________________________________








Обработка результатов:

Результаты оцениваются следующим образом:


Параметры


Характеристика

1часть

(ч-з 1недели)

2часть

(ч-з месяц)

1.Настроение

бодрое, уравновешенное

3

3

неустойчивое, раздражительное

2

2

подавленное

1

1

2.Длительность и характер засыпания

спокойное, быстрое (до 10 мин)

3

3

неустойчивое

2

2

неспокойное, медленное

1

1

3.Длительность и характер сна

спокойный, соответствует возрасту

3

3

неустойчивый

2

2

неспокойный, не соответствует возрасту

1

1

4.Аппетит

хороший

3

3

избирательный, неустойчивый

2

2

плохой

1

1

5.Навыки самообслуживания

соответствует возрасту

3

3

не всегда

2

2

не соответствует возрасту

1

1

6.Инициативность в игре

умеет найти себе дело

3

3

не всегда

2

2

нет

1

1

7.Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми

вступает в контакт сам

3

3

не всегда вступает в контакт сам

2

2

сам не вступает в контакт

1

1

8.Результативность действий

доводит начатое дело до конца

3

3

не всегда

2

2

не доводит

1

1

9.Самостоятельность в игре

умеет играть самостоятельно

3

3

не всегда

2

2

сам не играет

1

1

10.Идет на контакт со взрослыми

легко

3

3

избирательно

2

2

трудно

1

1

11.Идет на контакт со сверстниками

легко

3

3

избирательно

2

2

трудно

1

1

12.Реакция на отрыв от матери

отходит от матери, проявляет интерес к окружающему

3

3

отрывается не сразу

2

2

периодически возвращается и плачет

1

1



Выявление уровня адаптации ребенка к детскому саду производится из расчета суммирования баллов по всем параметрам и определения среднего балла. При этом предлагается следующая градация уровней адаптации:

  1. Легкая адаптация, если у ребенка в большинстве случаев присутствуют признаки успешной адаптации и средний балл по «Карте наблюдений» составляет 2,6 – 3 балла.

  2. Средняя адаптация, если у ребенка присутствуют признаки успешной адаптации, но в большинстве случаев отмечены неустойчивые признаки адаптации и средний балл по «Карте наблюдений» соответствует 2,1 – 2,5 балла.

  3. Трудная адаптация, если у ребенка на фоне неустойчивых признаков отмечаются и признаки дезадаптивного поведения. Средний балл по «Карте наблюдений» составляет 1,6 – 2 балла.

Полученные результаты заносятся в групповой протокол.


Сводная карта - характеристика


Параметры


Характеристика

Имя Фамилия ребенка


























Засыпание

быстрое, спокойное






















неустойчивое






















медленное, неспокойное






















Сон



спокойный, соотв. возрасту






















неустойчивый






















неспокойный, не соотв. возрасту






















Аппетит

хороший






















избирательный, неустойчивый






















плохой






















Самостоятельность в игре

умеет играть самостоятельно






















не всегда






















сам не играет






















Контакт со взрослыми


легко






















избирательно






















трудно






















Реакция на отрыв от матери

разлуку переносит легко






















через некоторое время привыкает






















тяжело





































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!