Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №92 общеразвивающего вида» города Сыктывкара
Самообразование
«Развитие пассивной и активной речи детей раннего возраста с использованием инновационных игровых технологий в условиях реализации ФГОС ДО».
Автор: Микушева Е.Д.
Сыктывкар, 2021-2022
План по самообразованию педагога Микушевой Екатерины Дмитриевны
Тема: «Развитие пассивной и активной речи детей раннего возраста с использованием инновационных игровых технологий в условиях реализации ФГОС ДО».
Вид проекта: долгосрочный (1сентября – 31 мая).
Участники проекта: дети раннего возраста, воспитатели, родители детей.
Введение
Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так актуально заботиться о своевременном формировании речи детей, начиная с раннего детства.
Развитие речи детей раннего возраста обусловлено определенными закономерностями. Ребенок рождается с готовым аппаратом речи, но не говорит. Обусловлено это не только недоразвитием всей нервной системы и центра речи, но и рядом других причин:
- новорожденный не владеет навыком пользования своим аппаратом речи, ему надо этот навык приобрести;
- у него нет содержания для речи, ему надо это содержание накопить;
- ему незнакомы словесные формы речи, он должен с ними познакомиться;
- речь связана с проявлением мышления и обусловлена им;
- язык развивается в условиях социального общения между людьми; между новорожденным и окружающими его людьми социальные связи еще не установились, их надо установить.
Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение для дальнейшего его развития. С момента рождения ребенок, общаясь с окружающими, развивает все свои силы и способности. Проявления развития ребенка особенно ярки в области языка. Легкость и быстрота, с которыми ребенок при благоприятной педагогической обстановке овладевает речью, поистине изумительны. По данным Е.А.Аркина, рост словаря характеризуется следующими количественными особенностями.
- 1 год – 9 слов;
- 1год 6 месяцев – 39 слов;
- 2 года – 300 слов;
- 3 года – до 1500 слов.
В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования заложен чёткий принцип организации образовательного процесса, в основе которого лежит игра.
Советские психологи (Л.С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребёнка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития. В игре все стороны личности ребёнка формируются в единстве и взаимодействии.
В современной дошкольной педагогике выделяются разные виды игр, передающие детям определённые знания и умения: дидактические, подвижные, игры драматизации, музыкальные игры- забавы, где игровые действия заранее предусмотрены правилами игры. Во многих из этих игр содержание обучения как бы вплетается в игровой сюжет, интересный и близкий детям по их жизненному опыту. Предлагаемый игровой сюжет предусматривает такое поведение детей, которое обеспечивает усвоение новых знаний, умений, нравственных правил. Дети, действуя в воображаемой ситуации, незаметно для себя усваивают заложенный в них учебный речевой материал.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, таким образом, осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.
Учитывая современные подходы и требования к образовательному процессу, необходимо создавать условия для игры в дошкольном образовательном учреждении таким образом, чтобы она способствовала формированию у ребёнка любознательности, инициативности, воображения, мышления, стимулировала к развитию речевой активности.
Исследования отечественных ученых – педагогов и мой тридцатилетний опыт работы с детьми показывает, что ранний возраст это период первоначального ознакомления с окружающим миром, это время стремительного развития познавательных и речевых способностей ребенка, поэтому тема моей педагогической деятельности «Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий» является актуальной на данном этапе.
Актуальность вопроса связана с тем, что внедрение федеральных государственных стандартов дошкольного образования определило требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования")
Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. Овладение речью – одно из главных достижений в развитии ребенка раннего возраста.
Учитывая важность данной проблемы, в детском учреждении необходимо уделять особое внимание речевому развитию детей раннего возраста.
Цель: Поиск инновационных подходов к решению проблемы развития речи детей раннего возраста в условиях внедрения ФГОС.
Задачи:
Образовательные:
1. Повысить собственный уровень знаний в области речевого развития детей раннего возраста путем изучения педагогической литературы, посещения РМО по данной теме, работы с банком педагогической информации в системе интернет;
2. Разработать и реализовать стратегию взаимодействия с родителями, систему работы с детьми;
3. Использовать в работе с детьми раннего возраста инновационные, развивающие педагогические технологии;
4. Оформить в группе центр активности «Речевое развитие»
- Развивающие
1. Развивать речь детей.
2. Развивать внимание, воображение, память, мышление детей.
3. Совершенствовать зрительное восприятие, развитие зрительно-моторной координации, формирование плавности и точности движений.
4. Обогащать словарь детей за счёт разучивания новых пальчиковых игр, расширять знания детей по основным лексическим темам.
5. Создавать благоприятный эмоциональный фон общения.
Воспитательные:
- Формирование у детей звуковой культуры речи.
Ожидаемые результаты:
Для детей: Создание условий для развития речи у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности на основе инновационных технологий. Формирование памяти, мышления, воображения и внимания.
Для родителей: Наглядное информирование, открытые просмотры, консультации, привлечение родителей к участию в жизни ребенка в ДОУ
Для педагогов: Повышение эффективности развития речи детей раннего возраста, приёмы развития мелкой моторки рук в игровой деятельности, в усовершенствованной, модернизированной и адаптированной к различным ситуациям и условиям форме.
месяц
|
Работа воспитателя
|
Работа с детьми
|
Работа с родителями
|
|
|
Сентябрь
|
- Изучение и анализ методической литературы.
- Подбор материала по работе с родителями.
|
Чтение художественной литературы, пальчиковые игры.
|
Консультация «Адаптация в детском саду».
|
|
|
Октябрь
|
Изучение темы: «Методика изучения безопасности жизнедеятельности»
Создание картотеки пальчиковой гимнастики.
-Проект «Потешки для малышей»
|
Организация игр и упражнений
«Повторяй за мной», «Угадай кто идет», «Угадай, кто пришел к тебе в гости?» «Игра как зовут зверят», «Голоса животных»
|
Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста».
|
|
|
Ноябрь
|
Оформить в группе «Уголок развития речи»
Изучение темы «Роль потешек в развитии речи ребенка»,
|
Разучивание и проговаривание потешек.
Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных.
Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». (Пальчиковые игры на основе русских народных потешек)
|
Консультации для родителей «Как говорит ваш ребенок»
|
|
|
Декабрь
|
Изучение темы: «Инновационные игровые технологии у детей раннего возраста»
Разработка конспектов НОД.
Создание картотеки потешек.
|
Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото)
Упражнения для развития артикуляционного аппарата
Развлечение «Маленькие солнышки-помощники большого солнца»
|
Домашнее задание «Артикуляционная гимнастика»
|
|
|
Январь
|
Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми»».
Обмен опытом на сайтах (Публикация картотеки пальчиковых игр и потешек)
Создание картотеки артикуляционной гимнастики.
|
Выставка рисунков «Моя любимая сказка».
Подвижные игры с элементами развития речи (сопровождаются диалогами): «Косолапый мишка», «Идёт коза рогатая» и т.д.
Просмотр мультфильмов на основе произведений русского фольклора.
|
Привлечение родителей к пополнению библиотеки книгами с русскими народными сказками.
Родительское собрание «Развитие мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте»
Конкурс совместных творческих работ «Моя любимая сказка»
|
|
|
Февраль
|
Изучение темы: «Игры в пальчиковый театр с детьми», «Театрализованные игры как средство развития речи детей»
|
Игры в пальчиковый театр «Репка», «Теремок».
Показ настольного театра «Колобок».
Артикуляционная гимнастика «Весёлый язычок».
|
Создание пальчикового театра.
Памятка для родителей
«Массаж пальцев рук»
|
|
|
Март
|
Изучение темы: «Методы и приёмы развития речи».
Создание картотеки игр на основе детского фольклора.
|
Дидактические игры с различными предметами и материалами. «Кто как кричит?», «Кто в домике живет», «Лисичка, пляши».
|
Консультации: «Как выбрать полезную сказку для
малыша».
|
|
|
Апрель
|
Проведение итогового мониторинга по развитию речи. Анализ его результатов.
Обмен опытом на сайтах (Публикация самообразования).
|
Сюжетно-ролевые игры.
Упражнения для развития артикуляционного аппарата «Веселый язычок»
|
Памятка для родителей «Игротека в кругу семьи»
|
|
|
Май
|
Самоанализ плана самообразования.
|
Разучивание и проговаривание потешек, закличек.
Игры в настольный театр, пальчиковый театр.
|
Памятка для родителей. «Активизация словарного запаса ребенка 2-3 лет».
|
|
|
Формулировка “Инновационные технологии” может предполагать новые подходы к работе над развитием речи, а также помогающие воспитателю в работе. Почему сегодня мы прибегаем к инновационным технологиям?
Основным критерием «инновационности» педагогической технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счет ее применения.
Именно в раннем возрасте ребенок получает от взрослого сведения словесным путем: ему много рассказывают, объясняют, читают. И поэтому я обратилась к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народному фольклору, одному из действенных и ярких средств, таящих огромные дидактические возможности.
Понятие "фольклор" в переводе с английского языка означает - народная мудрость и представляет собой словесное, устное художественное творчество, которое возникло в процессе становления, формирования речи человека. Соответственно, переоценить влияние народного фольклора на развитие ребенка практически невозможно.
Чем раньше мы начинаем знакомить малыша с народным фольклором, чем чаще мы будем это делать, тем больше шансов на то, что ребенок раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.
Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир — яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами — в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора. Мною разработана картотека, на основе народного фольклора, для речевого развития детей раннего возраста.
В основу картотеки речевого развития заложен фольклор для детей, включающий в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки.
Поэзия пестования, материнская поэзия открывается колыбельными песнями, назначение которых убаюкать, усыпить младенца. Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его забавляют песенками и короткими стишками - пестушками. Их назначение—вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. Пестушки - произведения, предназначенные для сопровождения физических упражнений и гигиенических процедур, необходимых для младенца. Ритмичные, весёлые приговоры, соединённые с приятными для ребёнка поглаживаниями, бодрыми или плавными движениями ручек и ножек, которым обучают его взрослые, доставляли удовольствие и развивали как физически, так и эмоционально. За ними следуют потешки-стишки и стихи к первым играм с пальцами, ручками, ножками. В потешках, первых играх с маленькими детьми, поэтические произведения соединяются с драматическим сюжетом, в котором персонажами становятся пальчики, ручки, ножки младенца, руки того, кто его забавляет.
Позднее наступает черед прибауток - песенок и стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием.
В предметно-развивающей среде особое место занимает мини-музей «Моя игрушка» - инновационная педагогическая технология познавательного развития детей на основе фольклорного речевого материала.
Технология помогает закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра. В мини - музее размещены книги — игрушки, книги — раскладушки, книги - картинки, книжки — малышки. Здесь же размещены фигурки персонажей знакомых сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержания знакомых потешек.
Ещё одна из инновационных технологий, применяемая в моей практике – технология пальчиковой гимнастики.
Н.А.Бернштейн писал: «Представление, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание человека». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно влияют на развитие детской речи. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. А именно: выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Одновременно малыш учится концентрировать внимание и правильно его распределять. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. При выполнении пальчиковых упражнений у малыша развиваются воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказать руками» целые истории. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыками письма.
Технология пальчиковой гимнастики удачно сочеталась с народным фольклором. С этой целью создан банк пальчиковых игр, которые направлены на устранение имеющихся проблем речевого развития детей, на развитие мелкой моторики.
Обучение правильному звукопроизношению тесно связано с развитием мелкой моторики. Мелкая моторика напрямую связана с речью и сказывается не только на ее развитии, но и на предотвращении и устранении дефектов, кроме того, напрямую влияет на способность ребенка учиться - чем "умнее" руки, тем умнее и малыш. Хорошие результаты дает методика Марии Монтессори. В последнее время эта методика стала очень популярна в детских центрах развития по всему миру. Основными принципами этой методики являются самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Наша же задача только помогать ребенку реализовывать себя и свою индивидуальность. Никакого принуждения.
Виды игр по Монтессори:
- шнуровки;
- игры с водой;
- игры с пересыпанием (крупа, песок);
- игры с прищепками, бусами;
- мозаика;
- вкладыши;
- пазлы;
- пальчиковые игры;
- лабиринты и мн. др.
Знакомство детей с миром театра начинается с кукольного, как наиболее близкого детям раннего возраста.
Основными требованиями к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте являются: разнообразие и содержательность тематики соответствующая данному возрасту; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, т. е. во все формы организации педагогического процесса; формирование интереса, к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности; взаимодействие детей с взрослыми.
Использую театрализацию в разных видах деятельности: в режимных моментах, например, в воспитании КГН персонаж - кукла покажет, как правильно мыть руки, пользоваться полотенцем; во время еды к ним в гости приходит Бабушка - Сказушка из театра «Куклы на платках» и показывает, как правильно держать ложку, пользоваться салфеткой; перед сном споёт колыбельную.
Использую персонажи - игрушки в адаптационный период, куклы отвлекают детей, помогают им расслабиться, снять напряжение, вызывают у детей положительные эмоции.
Также использую персонажи - игрушки, как сюрпризные моменты во время занятий; для организации сюжетно - ролевых, подвижных игр.
У нас в группе создан театральный уголок, где имеются различные виды театров.
С помощью театрализованной деятельности малыши учатся внимательно слушать, понимать, запоминать, действовать с предметами - игрушками, узнавать их свойства, осваивают мимику, учатся сочувствовать, отличать хорошее от плохого.
При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Таким образом, игра – драматизация оказывает большое воздействие на развитие речи ребенка. Он впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Во время игры в кукольный театр интенсивно развивается речь, в том числе, диалогическая, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас.
Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.
Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.
Куклотерапия – это метод комплексного воздействия на детей для обогащения и закрепления знаний, которые педагоги и родители преподносили в разных видах деятельности.
Задачи куклотерапии: совершенствование мелкой моторики руки и координации движений; развитие посредством куклы способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять.
Куклы совершенствуют у детей мелкую моторику, массажируют мышцы пальцев, помогают осваивать все то, с чем их знакомили, развивая детей. Мы предлагали детям поздороваться с куклой за руку, помять ладошки, посмотреть, во что она нарядилась, рассказать, что больше всего понравилось, глядя на куклу. В свою очередь кукла могла и успокоить ребенка, и подбодрить.
Постоянный разговор с ребенком. С ребенком необходимо постоянно говорить, многократно проговаривая все обычные ситуации (одевание и раздевание, умывание, еда, прогулка, подготовка ко сну, раскладывание игрушек по местам, уборка со стола, подметание пола и др.). Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении книжек, просмотра мультфильмов и проч. О чем говорим с малышами? Обо всем, что попало в их поле внимания и вызвало интерес, а также о том, что мы преднамеренно включили в программу совместных наблюдений.
При этом взрослый часто обращается к ребенку, задает вопросы. Но не следует требовать от малыша немедленного ответа. Взрослый задает вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам. После того, как ребенок много раз услышал название предмета, брал его, ощупывал и рассматривал, действовал с ним, можно попросить малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет или совершить с ним какое‑либо действие.
Необходимо помнить, что речь – особая деятельность ребенка. Она не существует как речь ради речи, речь возникает в какой-либо деятельности, сопровождает ее и существенно влияет на ее протекание. При этом и сама речь совершенствуется. В каждой совместной с детьми деятельности мы стараемся предусмотреть ситуации, которые незаметно для малыша вовлекут его в речевое общение.
Приведу примеры различных ситуаций.
Пример: воспитатель вяжет для куклы шапочку. Несколько детей заинтересовались действиями воспитателя, подходят, спрашивают:
-Что ты делаешь?
-Я вяжу. Вяжу для нашей куклы шапочку. Вяжу на спицах из ниток. Спицы длинные, острые, потрогайте. Какого цвета нитки у меня в корзинке?
-Красные, синие, …(рассматривают, трогают нитки)
-Нитки мягкие, пушистые, шерстяные. Теплая, нарядная получится шапочка, кукле Кате будет тепло гулять. Из красных ниток какого цвета шапочка получится? Как вы думаете, понравится Кате такая шапочка? Что скажет нам Катя?
Дети вспоминают:
-Моя мама тоже вязала шапочку и рукавички.
-А моя бабушка вязала из ниток шарфик.
-Теплый шарфик связала бабушка? Какого цвета твой шарфик? И т.д.
Затем воспитатель на глазах у детей может сделать из ниток помпончики и поиграть с детьми.
Умывание
-Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку – вот так. А сейчас давай умоем лицо – вот так. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с ручек – вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал.
Сборы на прогулку
- Сейчас мы пойдём гулять. Найди, где у нас лежат штанишки. Вот они. Давай наденем штаны – вот так. Сначала на одну ногу, потом на другую ногу. Теперь застегнем пуговицу. Покажи, где пуговичка. Неси кофту. Ой, какая красивая, теплая кофточка. А это что на кофте? Карман. Найди, где на кофте спрятался мишка. Правильно, вот он. А где цветочек? Тут. Давай наденем кофточку.
Во время укладывания детей на сон можно поговорить о чистом, красивом белье, как приятно положить головку на мягкую подушку со свежей наволочкой, какие замечательные сны приснятся, вспомнить названия предметов постельного белья, обязательно спеть колыбельную песенку.
Итак, ребенок постоянно слышит речь взрослого и таким образом узнает много новых слов и выражений. А так как речь сопровождает значимую для ребенка ситуацию, смысловые значения слов и их сочетаний лучше запоминаются, крепче откладываются в сознании ребенка.
Речевая политика воспитателя.
К речи воспитателя предъявляются особые требования. (Какие?) Она должна быть правильной, четкой, неторопливой, эмоционально окрашенной, выразительной, спокойной, доброжелательной. Воспитатель всегда внимательно и заинтересованно выслушивает ребенка, вовлекает детей в разговор на определенную тему, помогает ребенку вступить в контакт со сверстниками и взрослыми.
Наблюдения
С огромным вниманием ребенок наблюдает самые простые, незначительные, с точки зрения взрослого человека, явления и события. Но для малышей это грандиозные открытия, неиссякаемый источник новой информации.
Темы для наблюдений в природе подробно изложены в программе по всем временам года «Чем удивит и очарует осень, зима, весна, лето». В чем заключается участие взрослого в детских наблюдениях? Педагог ведет наблюдение вместе с детьми и комментирует все происходящее.
На прогулке:
Навещаем любимую березку, обязательно здороваемся с ней, называем ласково, поглаживаем ствол:
Здравствуй, березонька-красавица! К тебе пришли наши ребятки: и Саша, и Ваня, и Сонечка, и Катюша…(называем всех детей по именам). Посмотрите, как березка машет нам веточками – это она здоровается с нами, приглашает в гости. Покажите, как березка здоровается. Весна пришла, наша березка одевается в листочки. Какие листочки у березки? (маленькие, зеленые, душистые) А еще березка нарядилась в сережки. Как красиво они свисают с веточек!
Посмотрите, какая сегодня погода. Да, дождик идет. Надевайте капюшоны. А я раскрою зонтик. Вот так. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Это лужа. В луже водичка. Дождик капал, капал – и получилась лужа. Пойдем дальше. Вот дерево. Посмотри, что это такое под деревом? Это листики упали. Вот желтый лист. А этот листик какого цвета? Красный листик. Много листьев. Покажите, как много листиков.И т. д.
Таким образом, нацеленность наших разговоров с детьми на активизацию речи малышей положительно влияет на пополнение словарного запаса, начинает бурно увеличиваться активный словарь, и прежде всего за счет употребления слов, сопровождающих те моменты его жизни, когда он активно действует. Словарь малыша пополняется за счет существительных, глаголов, наречий, прилагательных, предлогов, часто употребляемых окружающими его людьми.
Применение ИКТ в речевом развитии детей раннего возраста
Современную жизнь невозможно представить без компьютерных технологий. Достоинства компьютерного обучения несомненны, а необходимость овладения компьютерной грамотой тем, кому предстоит жить в ХХI веке, очевидно. Одним из основных процессов, характеризующих современное общество, является информатизация. Владение новыми информационными технологиями становятся в один ряд с такими качествами как умение читать и писать.
Современное дошкольное образование является первой ступенью в единой системе образования России. Это положение закреплено в Федеральном законе "Об образовании" и в Государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС). Одним из требований принципов и задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста является вариативность и разнообразие содержания организационных форм дошкольного образования с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников.
Нам, педагогам-дошкольникам следует адаптироваться к новому информационному веку. Сегодня почти все педагоги используют компьютеры, как для самообразования, так и для поиска новой информации, обмена опытом, на занятиях для обучения детей. Использование компьютера открывает для педагога неограниченные возможности, новые перспективы в поиске улучшения образовательного процесса.
Таким образом, деятельность по развитию речи детей раннего возраста в игровой деятельности я начала строить исходя из уникальности каждого ребёнка, используя личностно-ориентированный подход на основе инновационных технологий: народной педагогики, основанной на фольклоре, музейной педагогики, включающей систему духовно-нравственного воспитания детей на основе фольклорного речевого материала и технологии пальчиковой гимнастики. В результате целенаправленной и систематической работы в специально подготовленной предметно-пространственной среде по развитию речи с использованием фольклора позволило заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его речевого и общего развития в дошкольный период детства.
Эффект сочетания инновационных технологий по развитию речи у детей раннего возраста в игровой деятельности проявляется в высокой мотивации детей к участию в музыкальных мероприятиях, проводимых в МАДОУ, отзывы и оценки родителей.
Заключение
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Исследования отечественных психологов и педагогов доказали, что овладение речью не просто что- то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность, поэтому важное значение в педагогическом процессе дошкольного учреждения отводиться речевому развитию детей. В работе по развитию речи детей младшего дошкольного возраста ведущее значение имеет не только формирование фонетической и грамматической сторон речи, но и формирование лексического запаса ребенка, на основе которого проводиться работа по развитию правильной устной речи.
В конце года могу отметить, что дети раннего возраста довольно хорошо начали согласовывать слова в предложении. Часто они сами, играя, пробуют подбирать слова с определенным оттенком значения.
И результаты диагностики речи детей раннего возраста показали, что дети, которые имели низкий уровень развития речи, выполнили некоторые задания и показали средний уровень. Словарь активизировался, дети стали употреблять в речи не только существительные и глаголы, но и прилагательные, наречия. Предложения стали включать не одно слово, а три слова, с включением обращений, однородных членов предложения.
Подводя итог, хочется сказать следующее: я рассказала о тех игровых технологиях, которые, исходя из опыта, показали большую результативность. Но все это индивидуально, и порою для каждого ребенка в отдельности приходится подбирать такую игру, которая его заинтересует, в которую он будет играть с удовольствием.
Таким образом, использование инновационных игровых технологий в работе, способствуют развитию речевой активности детей. Необходимо помнить, что развитие речи дошкольников в ходе игровой деятельности — попытка учить детей светло, радостно, без принуждения. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. В связи с этим в детском саду должны быть созданы все условия для разнообразных игр, обеспечивающих всестороннее развитие каждого ребенка.
Интернет-ресурсы:
1. https://edu-time.ru/pub/118770
2.https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/razvitie_rechi_u_detei_rannego_vozrasta_v_igrovoi_deiatelnosti_na_osnove_innovat
3. https://imfourok.net/plan-po-samoobrazovaniyu-vospitatelya-razvitie-rechi-detej-v-processe-igrovoj-deyatelnosti-4683566.html
4. https://core.ac.uk/download/pdf/154819382.phttps://imfourok.net/plan-po-samoobrazovaniyu-vospitatelya-razvitie-rechi-detej-v-processe-igrovoj-deyatelnosti-4683566.htmldf
5. https://imfourok.net/plan-samoobrazovaniya-vospitatelya-razvitie-rechi-detej-rannego-vozrasta-posredstvom-folklora-4126951.html
6. https://www.maam.ru/detskijsad/plan-po-samobrazovaniyu-razvitie-rechi-detei-mladshego-vozrasta-v-igrovoi-dejatelnosti.html
7. http://mbdou9hm.ru/wp-content/uploads/2018/11/L.A.Nikiforova_2018-2023_uch.god.pdf
8. http://2018.vospitately.ru/publikacii-vospitate