СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика и коррекция детских страхов

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические разработки

Просмотр содержимого документа
«Диагностика и коррекция детских страхов»

Диагностика детских страхов

  1. Беседа с ребенком, направленная на установление контакта.

  2. Методика А.И.Захарова в модификации М.Панфиловой «Страхи в домиках». Ребенку предлагается рисунок черного и красного домиков и инструкция: «В эти домики надо расселить страхи. В черном будут жить страшные страхи, а в красном – нестрашные. Я буду перечислять страхи, а ты записывай их номера внутри домиков».

  3. Методика выявления детских страхов

  4. «Страхи в домиках» (А.И. Захаров и М.Панфилова)

  5. Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.

    Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием). Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах) : черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: "Скажи, ты боишься или не боишься ...".

    Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа "да" - "нет" или "боюсь" - "не боюсь". Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа "не боюсь темноты", а не "нет" или "да". Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.

    После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ - выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи.

    Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Из 31вида страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.

    Инструкция для ребенка: "В черном домике живут страшные страхи, а в красном - не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам".

    Ты боишься:

  6. 1. когда остаешься один;
    2. нападения;
    3. заболеть, заразиться;
    4. умереть;
    5. того, что умрут твои родители;
    6. каких-то детей;
    7. каких-то людей;
    8. мамы или папы;
    9. того, что они тебя накажут;
    10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы - вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);
    11. перед тем как заснуть;
    12. страшных снов (каких именно);
    13. темноты;
    14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
    15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
    16. бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
    17. когда очень высоко (страх высоты);
    18. когда очень глубоко (страх глубины);
    19. в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);
    20. воды;
    21. огня;
    22. пожара;
    23. войны;
    24. больших улиц, площадей;
    25. врачей (кроме зубных);
    26. крови (когда идет кровь);
    27. уколов;
    28. боли (когда больно);
    29. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);
    30. сделать что-либо не так, неправильно (плохо - у дошкольников);
    31. опоздать в сад (школу);


  7. Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп:

  8.   медицинские страхи- боль, уколы, врачи, болезни;

  9.   страхи, связанные с причинением физического ущерба - транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии;

  10.   страх смерти (своей);

  11.   боязнь животных ;

  12.   страхи сказочных персонажей;

  13.   страх темноты и кошмарных снов;

  14.   социально-опосредованные страхи - людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества;

  15.   пространственные страхи - высоты, глубины, замкнутых пространств;

    Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка - это показатель преневротического состояния .

    Так, присущие детям средней группы (4-5 лет), наиболее выраженные страхи:

    выраженные страхи

    у девочек

    у мальчиков

    страх одиночества

    в 100% случаев

    90%

    страх смерти родителей

    100%

    70%

    страх умереть

    100%

    30%

    страх родителей

    60%

    90%

    страх снов

    100%

    80%

    страх войны

    70%

    90%

    страх темноты

    90%

    60%

    страх перед животными

    90%

    70%

    страх чудовищ

    40%

    60%

    страх высоты

    70%

    40%

    страх глубины

    30%

    30%

    страх замкнутого пространства

    30%

    40%

    страх огня и пожара

    100%

    70%

    страх перед врачами

    20%

    20%

    страх крови

    50%

    30%

    страх перед уколами

    50%

    30%

    страх боли

    40%

    50%

    страх резких звуков

    30%

    30%


  16. Для детей подготовительной группы (5-7 лет ) характерны такие страхи:

    выраженные страхи

    у девочек

    у мальчиков

    страх перед нападением

    70%

    90%

    страх умереть

    100%

    50%

    страх смерти родителей

    100%

    60%

    страх перед папой и мамой

    90%

    90%

    страх наказания

    70%

    100%

    страх чудовищ

    50%

    80%

    страх глубины

    90%

    40%

    страх перед стихией

    80%

    60%

    страх высоты

    90%

    40%

    страх пожара

    100%

    60%

    боязнь врачей и боли

    80%

    50%

    боязнь крови

    100%

    20%

    боязнь уколов

    90%

    40%

    страх перед неожиданными звуками

    100%

    60%

    страх темноты

    60%

    40%

    страх увидеть страшные сны

    70%

    40%

    страх замкнутого пространства

    70%

    20%

    страх войны

    70%

    60%

    страх огня

    60%

    60%

    страх больших улиц

    20%

    20%


  17. Таблица 1. Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту)

    Возраст в годах

    Число страхов

    Возраст в годах

    Число страхов

     

    Мальчики

    Девочки

     

    Мальчики

    Девочки

    3

    9

    7

    9

    7

    10

    4

    7

    9

    10

    7

    10

    5

    8

    11

    11

    8

    11

    6

    9

    11

    12

    7

    8

    7*

    9

    12

    13

    8

    9

    7**

    6

    9

    14

    6

    9

    8

    6

    9

    15

    6

    7

  18. * Дошкольники.

  19. ** Школьники.

  20.  

  21. Таблица 2. Распределение (%) страхов у детей и подростков

    Страх

    Мальчики

    Девочки

     

    дошкольники

    школьники

    дошкольницы

    школьницы

    Боли

    32

    18

    35

    25

    Уколов

    25

    8

    31

    9

    Крови

    18

    11

    19

    17

    Врачей

    16

    10

    15

    14

    Болезней

    27

    29

    34

    29

    Неожиданных звуков

    28

    28

    40

    37

    Нападения

    43

    39

    57

    64

    Транспорта

    15

    9

    17

    12

    Огня

    34

    21

    49

    39

    Пожара

    49

    49

    58

    68

    Стихии

    37

    39

    44

    50

    Войны

    44

    77

    65

    86

    Смерти

    47

    55

    70

    60

    Смерти родителей

    53

    93

    61

    95

    Животных

    35

    23

    48

    28

    Сказочных персонажей

    40

    4

    55

    6

    При засыпании

    11

    3

    15

    7

    Темноты

    26

    8

    14

    14

    Страшных снов

    11

    14

    39

    94

    Людей

    27

    28

    29

    49

    Родителей

    8

    4

    7

    4

    Наказания

    24

    12

    26

    12

    Опоздать

    18

    44

    25

    53

    Одиночества

    19

    6

    27

    13

    Высоты

    26

    23

    31

    27

    Глубины

    41

    17

    51

    36

    Воды

    10

    4

    11

    6

    Замкнутого пространства

    10

    6

    14

    11

    Площадей

    14

    4

    18

    6

  22.  









Коррекция детских страхов

  1. Беседа (актуализация эмоции страха):

- Каждому человеку – и взрослому, и ребенку – иногда бывает страшно. Закрой глаза и вспомни ситуацию, когда тебе было страшно. Придумай этому название. Открой глаза. Расскажи о своих чувствах. (Нельзя принуждать ребенка, если он отказывается говорить; можно работать в паре, рассказывая друг другу самые страшные истории из своей жизни). Нужно обязательно сказать ребенку, что чего-то бояться – это нормально. Но иногда страх мешает нам жить и хочется от него избавиться. «Ты бы хотел перестать бояться?»

  1. Рисование страха.

Инструкция: «Нарисуй свой самый большой, страшный страх». Если ребенок отказывается, не нужно настаивать. Пусть нарисует любой страх. После прорисовывания страха – небольшая беседа на тему этого страха. «А что ты можешь сделать с этим страхом, чтобы он исчез? Как его можно уничтожить?». Ребенок сам предлагает способы уничтожения страха, можно ему подсказать, если он испытывает затруднения (разорвать, сжечь, утопить в воде, выпустить с воздушным шариком). Уничтожение рисунка со страхом сопровождается терапевтическими фразами психолога. На одно занятие достаточно одного «уничтожения страха».

Другие варианты - рисунок страха можно преобразовать, сделать его нестрашным, как-то украсить; можно изобразить себя рядом со страхом не боящимся, победившим страх.

Таким образом проводятся столько занятий, сколько требуется для избавления от большинства страхов.

Завершающее занятие («Дерево счастья» или «Домик радости»)

«Дерево счастья»

  1. Рисуются два страха на отдельных листах, либо сохраняются два рисунка с предыдущих занятий.

  2. Из одного склеивается внутрь рисунком ствол дерева и украшается всевозможными «радостями», веселыми рисунками (солнышками, смайликами, бантиками, сердечками). Верхняя часть ствола надрезается так, чтобы получилась бахрома примерно на 2 см. от верха. Бахрома должна быть крупной – в дальнейшем к ней будут крепиться листочки Дерева счастья.

  3. Из второго рисунка со страхом вырезаются листочки, которые так же расписываются «радостями». Листочки крепятся к бахроме ствола.

«Домик радости»

  1. Для изготовления домика нужно три листочка со страхами.

  2. Каждый листочек делится на 4 части. Листочки накручивается на карандаш или ручку страхами внутрь и склеивается скотчем. Получаются бревнышки.

  3. Складываем их домиком и крепим друг к другу с помощью двустороннего скотча. Делаем крышу.

  4. Также расписываем домик «радостями».

Так получается замечательная композиция – дерево счастья и домик, которые позволяют быстро избавить ребенка от страхов и тревог. Как показывает практика для достижения желаемого результата вполне достаточно и одного дерева или одного домика. Тем более, что за одно занятие сделать всю композицию слишком утомительно. Хочется отметить, что в процессе работы многие дети сами придумывают способы, как можно уничтожить страх или сделать его нестрашным. В моем случае это было, например, утопить страх и изготовить домик, в котором могут жить страхи и превращаться в «нестрахи», радости.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!