СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ДИАГНОСТИКА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОЛГОВЕЧНОСТИ АВТОМОБИЛЕЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«МУРОМСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО – ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
ДИАГНОСТИКА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОЛГОВЕЧНОСТИ АВТОМОБИЛЕЙ
Методические указания к лабораторным работам
Составитель: С.В. Лабутов
МУРОМ
2017
Диагностика и обеспечение долговечности автомобилей: метод. Указания к выполнению лабораторных работ сост. С.В. Лабутов. - Муром:
Содержится методика и порядок проверки технического состояния типовых конструкций узлов и агрегатов автотранспортных средств. Приведенные материалы основаны на действующих методиках и стандартах, регламентирующих техническое состояние и диагностические нормативы отечественных автотранспортных средств и являются основой для изучения последующих дисциплин, таких как « Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Устройство автотранспортных средств» и др.
Методические указания предназначены для студентов специальности 23.02.03 “Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта” и профессии 23.01.03 «Автомеханик»
Содержание
Введение 4
Лабораторная работа № 1.
ОЦЕНКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТОРМОЗНЫХ СИСТЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 6
Лабораторная работа № 2.
ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПО УСЛОВИЯМ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ. 23
Лабораторная работа № 3.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ. ДЫМНОСТИ ДИЗЕЛЯ 33
Лабораторная работа № 4.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОКСИЧНОСТИ БЕНЗИНОВОГО ДВИГАТЕЛЯ 39
Введение
На лабораторных занятиях студенты должны закрепить и углубить знания по изучаемому разделу. Для этой цели необходимо всесторонне использовать имеющиеся в лаборатории стенды агрегатов и узлов, плакаты, альбомы и каталоги конструкций автомобилей, учебную литературу и методические указания.
Механизмы и системы автомобиля начинают изучать с рассмотрения схемы и принципа действия.
Изучив материал соответствующих разделов учебника, правила техники безопасности, и последовательность выполнения лабораторной работы студент получает допуск к выполнению лабораторной работы на рабочем месте. В процессе выполнения регулировочных работ студенты полнее усваивают взаимодействие деталей между собой, при работе механизма или агрегата. После проведения контрольно-регулировочных работ механизма или агрегата его испытывают с целью проверки правильности выполненных работ и соответствия выходных параметров технической характеристике, заложенной заводом-изготовителем. Важно помнить, что в производственных условиях контрольные испытания это ответственная работа, от которой зависит длительность работоспособного состояния автомобиля.
При выполнении лабораторных работ необходимо уделять внимание правильной организации труда на рабочем месте.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ
В ЛАБОРАТОРИИ
Спецодежда должна быть подобрана по размеру. Руки не должны быть мокрыми и замасленными, чтобы инструмент не выскальзывал.
Рабочие места необходимо содержать в порядке. Пол в лаборатории нужно поддерживать сухим. Пролитые нефтепродукты засыпьте опилками, затем уберите их и вытрите насухо следы жидкости.
Инструмент должен быть исправным. Гаечный ключ подбирайте точно по размеру гайки. Не закладывайте под ключ пластинки, не наращивайте рукоятку другим ключом или трубой.
При использовании любых гаечных ключей рабочее движение (вращение) с приложением больших усилий тоже должно быть направлено только к себе. Для отвинчивания туго затянутых гаек или затягивания их до отказа не пользуйтесь торцевыми ключами, прилагал значительные усилия. Головку торцевого ключа надевайте на гайку до упора.
Разборку и сборку тяжелых и громоздких агрегатов проводят на стендах или приспособлениях, которые обеспечивают устойчивое положение агрегата. У поворотных стендов проверьте исправность фиксирующих устройств, чтобы избежать самопроизвольного поворота или смещения закрепленных частей машины.
Разбирая и собирая агрегат или устанавливая его на машину, остерегайтесь травм. Например, когда вынимают или ставят в цилиндр поршень с шатуном, чтобы не повредить руки, нельзя браться за шатун у поршня или за кромку его юбки.
При демонтаже и монтаже упругих спиральных пружин пользуйтесь специальными съемниками, предупреждающими вылет, срыв или внезапное распрямление пружин.
Приступая к работе со съемниками, проверьте, нет ли у его деталей трещин, не погнут ли винт, не забита или не сорвана ли резьба винта, исправны ли лапки, упоры, тяги. Устанавливайте съемник так, чтобы силовой винт располагался соосно снимаемой детали, и все лапки надежно захватили ее.
После изучения основных правил техники безопасности студент обязан получить допуск к лабораторным работам путем проверки полученных знаний у ведущего преподавателя. Допуск по технике безопасности и охране труда оформляется в установленном порядке.
Лабораторная работа № 1
ОЦЕНКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТОРМОЗНЫХ СИСТЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Содержание работы
1. Изучить назначение и методику применения диагностического оборудования.
2. Изучить и уяснить диагностические нормативы технического состояния транспортного средства по условиям безопасности движения.
3. Освоить методику проверки параметров технического состояния тормозной системы транспортного средства по условиям безопасности движения.
4. Рассчитать значения тормозного пути транспортного средства в зависимости от начальной скорости торможения.
5. Составить отчёт по результатам испытаний и измерений.
Порядок выполнения лабораторной работы
1. Изучите и уясните требования к тормозным системам транспортного средства по условиям безопасности движения.
2. Изучите методику проведения испытаний и диагностические нормативы технического состояния.
3. Проведите исследование соответствующей системы автотранспортного средства, результаты запишите в форме таблиц.
4. Проведите контрольно-регулировочные работы и испытайте соответствующую систему автотранспортного средства. Если система не поддаётся регулировке выясните причины данного явления.
5. Составьте подробный отчёт о техническом состоянии исследуемой системы.
При определении категории полуприцепа под его полной массой подразумевают сумму всех осевых масс полностью нагруженного и сцепленного с тягачом полуприцепа, измеренных в статическом положении на горизонтальной поверхности.
При определении категории седельного автомобиля-тягача под его полной массой подразумевают массу тягача в снаряженном состоянии с добавлением части полной массы полуприцепа, которая в статическом положении передается на тягач.
Сочлененное автотранспортное средство категорий М, состоящее из сцепленных единиц, не предназначенных для расцепки в процессе эксплуатации, рассматривают как одно автотранспортное средство.
Под пассажирским автопоездом подразумевают автопоезд, хотя бы одно из звеньев которого предназначено для перевозки пассажиров.
Таблица 1
Классификация автотранспортных средств в зависимости от назначения и полной массы
Категория | Тип автотранспортного средства | Полная масса, т | Наименование автотранспортного средства |
М | Автотранспортные средства с двигателем, предназначенные для перевозки пассажиров. |
| Пассажирские и грузопассажирские автомобили, их модификации, автобусы, пассажирские автопоезда |
М1 | То же, имеющие не более 8 мест для сидения, кроме места водителя. |
| То же |
М2 | То же, имеющие более 8 мест для сидения, кроме места водителя. | До 5,0 |
|
М3 | То же | Св. 5,0 |
|
N | Автотранспортные средства с двигателем, предназначенные для перевозки грузов |
| Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, а также их шасси со смонтированными на них установками (специальные автомобили) |
N1 | То же | До 3,5 | То же |
N2 |
| Св. 3,5 | » |
|
| До 12,0 |
|
N3 |
| Св. 12,0 |
|
О | Автотранспортные средства без двигателя |
| Прицепы и полуприцепы |
О1 | То же | До 0,75 | Одноосные прицепы |
О2 |
| До 3,5 | Прицепы и полуприцепы, за исключением прицепов категории О1 |
О3 |
| Св. 3,5 | Прицепы и полуприцепы |
| - | До 10,0 |
|
O4 |
| Св. 10,0 | То же |
1. Общие требования
1.1. Автотранспортное средство должно иметь рабочую, запасную и стояночную тормозные системы.
1.2. На автотранспортных средствах категорий М и N должно быть не менее двух независимых органов управления различными тормозными системами. У тормозных систем могут быть общие элементы.
1.3. Автотранспортные средства категории N3 с дизельным двигателем, а также категории М3, предназначенные для эксплуатации в горных районах, должны иметь вспомогательную тормозную систему.
1.4. Автотранспортные средства категорий О могут не иметь запасную тормозную систему.
1.5.Тормозные системы после обкатки автотранспортного средства и необходимой приработки тормозных механизмов должны обеспечивать равномерное распределение тормозных сил между колесами одной оси. Допустимое отклонение не должно превышать 15% наибольшего значения тормозной силы.
2. Требования к рабочей тормозной системе
2.1. Рабочая тормозная система должна обеспечивать уменьшение скорости и остановку автотранспортного средства независимо от его скорости, нагрузки и величин уклонов дорог, для которых оно предназначено.
2.2 Рабочая тормозная система должна действовать на все колеса автотранспортного средства. Действие рабочей тормозной системы должно быть регулируемым и рационально распределяться по осям автотранспортного средства.
2.3. В рабочих тормозных системах, имеющих аккумулятор энергии, ее максимальный запас при неработающем источнике энергии должен быть таким, чтобы после восьмикратного полного приведения в действие органа управления рабочей тормозной системой автотранспортных средств категорий М и N:
2.4 Критериями оценки эффективности рабочей тормозной системы при дорожных испытаниях автотранспортных средств категорий М и N должны являться величины тормозного пути и установившегося замедления, категорий О - величина суммарной тормозной силы и время срабатывания.
2.5 Критериями оценки эффективности рабочей тормозной системы при стендовых испытаниях должны являться величина суммарной тормозной силы, развиваемой в контакте колес с опорной поверхностью, и время срабатывания.
2.6 Нормы эффективности рабочей тормозной системы одиночных автотранспортных средств категорий М и N и автопоездов должны соответствовать указанным в табл. 2.
2.7 Если автотранспортное средство согласно инструкции по эксплуатации не может развить указанную в таблице начальную скорость торможения, то торможение должно производиться с максимальной скоростью данного автотранспортного средства. В этом случае нормативные значения тормозного пути пересчитываются (см. п.):
,
2.8 При испытаниях «ноль» суммарная тормозная сила в % массы, приходящейся на ось (оси) автотранспортного средства категорий О, должна составлять не менее:
56% - при торможении с замедлением 5,5 м/с2;
56% - для прицепов, оборудованных инерционной тормозной системой, при толкающем усилии в сцепном устройстве, не превышающем 11,5% полной массы одноосных и двухосных прицепов, расстояние между осями которых менее 1 м, и 7,6% полной массы других прицепов;
45% - при торможении с замедлением 4,4 м/с2 для автотранспортных средств категории О, оборудованных комбинированным (одно- и двухпроводным) приводом тормозов, если управление тормозами осуществляется по однопроводному приводу.
2.9. При испытаниях I суммарная тормозная сила должна составлять не менее 80% значений, установленных в п. 2.8, и не менее 60% значения, полученного при испытаниях «ноль» данного автотранспортного средства.
2.10 При испытаниях II суммарная тормозная сила должна составлять не менее 75% значений, установленных в п. 2.8.
2.11. Время срабатывания привода рабочей тормозной системы автотранспортных средств, в приводе которых используют сжатый воздух, - по ГОСТ 4364-81, а в приводе которых не используют сжатый воздух, должно составлять не более 0,6 с - для автотранспортных средств категорий М и N и не более 0,4 с - для автотранспортных средств других категорий.
Таблица 2
Нормативы эффективности рабочей тормозной системы автотранспортных средств категорий M и N
Наименование автотранспортного средства | Категория | Начальная скорость торможения, V0, км/ч | Усилие на органе управления | Тормозной путь Sт, м, не более | Установившееся замедление, jуст, м/с2, не менее | Тормозной путь Sт, м, не более | Установившееся замедление, jуст, м/с2, не менее | Тормозной путь Sт, м, не более | Установившееся замедление, jуст, м/с2, не менее | |
Ручном | Ножном | При испытаниях | ||||||||
Ноль | I | II | ||||||||
Пассажирские и грузопассажирские автомобили, автобусы | М1, М2, М3 | 80 | 40 | 50 | 43,2 | 7,0 | 52,1 | 5,6 | - | - |
60 | - | 70 | 32,1 | 6,0 | 38,0 | 4,8 | 39,8 | 4,5 | ||
Пассажирские автопоезда | М1, М2, М3 | 80 | 40 | 50 | 50,7 | 5,8 | 61,7 | 4,6 | - | - |
60 | - | 70 | 33,9 | 6,0 | 39,8 | 4,8 | 41,6 | 4,5 | ||
Грузовые автомобили | N1, N2, N3 | 70 50 40 | - - - | 70 | 44,8 25,0 17,2 | 5,5 | 53,5 29,4 20,0 | 4,5 | - 31,0 21,0 | - |
4,1 | ||||||||||
Грузовые автопоезда, тягачами которых являются автомобили категорий: | N1, N2, N3 | 70 50 40 | - - - | 70 | 46,9 25,6 18,4 | 5,5 | 55,6 30,9 21,2 | 4,4 | - 32,5 22,2 | - |
4,1 |
Указанные значения должны быть получены при приведении в действие органа управления тормозной системой автотранспортных средств категорий М и N или при изменении сигнала управления торможением автотранспортных средств категорий О за 0,2 с.
3. Требования к запасной тормозной системе
3.1. Запасная тормозная система должна обеспечивать выполнение функций по п. 2.1 рабочей тормозной системы при неисправности или повреждении любого элемента рабочей тормозной системы, при условии, что одновременно может произойти не более одного отказа. Действие запасной тормозной системы должно быть регулируемым.
3.2. Орган управления запасной тормозной системой может быть независимым или общим с органом управления рабочей или стояночной тормозной системой.
3.3. При наличии независимых органов управления рабочей и запасной тормозными системами одновременное приведение их в действие не должно ухудшать тормозные свойства автотранспортного средства, как при исправности этих тормозных систем, так и при выходе из строя одной из них.
3.4. Критерием оценки эффективности запасной тормозной системы при дорожных испытаниях должны являться критерии, приведенные в п. 2.4. Испытания по определению эффективности запасной тормозной системы следует проводить аналогично испытаниям «ноль» рабочей тормозной системы.
3.5 Нормы эффективности запасной тормозной системы автотранспортных средств категорий М и N и автопоездов должны соответствовать указанным в табл. 3.
4. Требования к эффективности стояночной тормозной системы
4.1 Суммарная тормозная сила стояночной тормозной системы должна обеспечивать удержание полностью груженого автотранспортного средства на уклоне, заданном техническими условиями на автотранспортное средство, но не менее;
18% - Для автотранспортных средств категорий О и автопоездов;
20% - для автотранспортных средств категорий М2, М3 и N;
25% - для автотранспортных средств категорий M1.
Таблица 3
Нормативы эффективности запасной тормозной системы автотранспортных средств категорий М и N и автопоездов
Наименование Автотранспортного средства | Категория | Начальная скорость торможения Vo км/ч | Усилие на органе Управления Рп, кгс, не более | Тормозной путь ST, м, не более | Установившееся замедление jуст м/с2, не менее | |
Ручном | Ножном | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Пассажирские и грузопассажирские автомобили, Автобусы | М1 М2 М3 | 80 | 40 | 50 | 93,3 | 2,9 |
60 | 60 | 70 | 64,4 | 2,5 | ||
Пассажирские автопоезда | М1 М2 М3 | 80 | 40 | 50 | 100,7 | 2,5 |
60 | 60 | 70 | 66,2 | 2,5 | ||
Грузовые автомобили | N1 N2 N3 | 70 50 40 | 60 | 70 | 95,7 51,0 33,8 | 2,2 |
Грузовые автопоезда, тягачами которых являются автомобили категории: | N1 N2 N3 | 70 50 40 | 60 | 70 | 97,8 52,5 35,0 | 2,2 |
Суммарная тормозная сила стояночной тормозной системы автомобиля-тягача должна обеспечивать удержание всего автопоезда на уклоне, заданном техническими условиями на автотранспортное средство, но не менее 12%.
4.2. Установленная эффективность должна быть получена при усилии на органе управления: ручном - не более 40 кгс и ножном - не более 50 кгс для автотранспортных средств категорий M1; ручном - не более 60 кгс и ножном - не более 70 кгс для автотранспортных средств остальных категорий. Значения усилий даны при условии использования для торможения только мускульной силы водителя.
5. Требования к вспомогательной тормозной системе
5.1. Вспомогательная тормозная система должна обеспечивать регулирование скорости движения автотранспортного средства самостоятельно или совместно с рабочей тормозной системой.
5.2 Водитель должен иметь возможность управлять вспомогательной тормозной системой с рабочего места, контролируя при этом рулевое колесо, по крайней мере, одной рукой.
6. Требования к эффективности вспомогательной
тормозной системы
6.1 Критерием оценки эффективности вспомогательной тормозной системы должно являться значение суммарной тормозной силы, развиваемой тормозными механизмами этой системы.
6.2 Эффективность вспомогательной тормозной системы должна обеспечивать без применения иных тормозных систем спуск автотранспортного средства со скоростью (30±2) км/ч по уклону, протяженностью 6 км.
6.3 Для автотранспортных средств, у которых в качестве вспомогательной тормозной системы, использован только двигатель без применения в его системах специальных тормозных устройств, скорость при испытаниях при включении соответствующей передачи в трансмиссии должна иметь значение30±5 км/ч.
6.4 Допускается оценивать эффективность торможения автотранспортных средств на горизонтальной дороге. При этом определяют среднее значение замедления в диапазоне скоростей 35-25 км/ч.
6.5 Для автотранспортных средств категории М3 испытания вспомогательной тормозной системы должны проводиться на уклоне 7%. При испытаниях автотранспортных средств категории М3 величина среднего замедления должна быть не менее 0,6 м/с2.Для автотранспортных средств категории N3 с дизельным двигателем значения уклона и среднего замедления должны быть установлены в технических условиях на конкретные модели автомобилей.
7. Требования к тормозному управлению
7.1 Нормативы эффективности торможения и устойчивости автотранспортного средства при торможении рабочей тормозной системой для автотранспортных средств полной массы и автотранспортных средств в снаряженном состоянии с учетом массы водителя и одного пассажира (испытателя) приведены в таблице 4.
Нормативы коэффициента неравномерности тормозных сил колес оси Кн для автопоездов категорий М3, N2 и N3 приведены в табл.5
7.2 Асинхронность времен срабатывания тормозного привода звеньев автопоезда не должна превышать 0,3 с.
7.3 Значение коэффициента совместимости звеньев автопоезда Кс должно быть не менее 0,9.
7.4 Стояночная тормозная система должна обеспечивать значение общей удельной тормозной силы не менее 0,16 или неподвижное состояние автотранспортного средства полной массы на дороге с уклоном не менее 16%, для автотранспортных средств в снаряженном состоянии на дороге с уклоном не менее 23% - категории М и не менее 31% - категории N. Сила на органе управления стояночной тормозной системы при оценке ее эффективности торможения должна быть не более 392Н (40 кгс) для автотранспортных средств категории M1 и 588 Н (60 кгс) для автотранспортных средств остальных категорий
7.5 Нарушение герметичности пневматического или пневмогидравлического тормозного привода не должно вызывать падение давления воздуха при неработающем двигателе более, чем на 0,05 мпа (0,5 кгс/см2) от величины нижнего предела регулирования регулятором давления в течение:
30 мин - при свободном положении органов управления тормозной системы;
15 мин - после полного приведения в действие органов управления тормозной системы.
7.6 Не допускается наличие непредусмотренного конструкцией контакта трубопроводов тормозного привода с элементами автотранспортного средства, подтекание тормозной жидкости, деталей с трещинами и остаточной деформацией.
Эффективность торможения и устойчивость автотранспортного средства при торможении проверяют методом дорожных или стендовых испытаний. При торможении рабочей тормозной системой проверяют эффективность торможения и устойчивость автотранспортного средства при торможении.
Таблица 4
Тип транспортного средства | Категория транспортного средства | Начальная скорость торможения, км/ч | Усилие на педали тормоза Pп , Н | Тормозной путь Sт, м, не более | Установившееся ускорение замедления jуст., м/с2,менее | Общее удельное тормозное усилие m, не менее | Коэффициент неравномерности тормозных сил Кн, не более | Время срабатывания привода tср., с, не более |
Одиночные автотранспортные средства | М1 | 40 | 50 | 12,9 (12,2) | 6,8 | 0,64 | 0,09 | 0,5 |
М2 | 70 | 17,0 (13,6) | 0,55 | 0,8 | ||||
М3 | 17,4 (16,8) | 5,7 | 0,11 | |||||
N1 | 19,0 (15,1) | 0,46 | 0,7 | |||||
N2 | 20,1 (17,3) | 0,8 | ||||||
N3 | 19,7 (16,0) | 6,2 | ||||||
Автопоезда, тягачами которых являются транспортные средства категорий M-N | М1 | 50 | 16,5 (13,6) | 5,9 | 0,47 | 0,09 | 0,5 | |
М2 | 70 | 20,6 (15,2) | 5,7 | 0,42 | 0,8 | |||
М3 | 19,5 (18,2) | 5,5 | 0,51 | По табл.2. | 0,9 | |||
N1 | 21,8 (17.7) | 4,6 | 0,38 | 0,11 | 0,7 | |||
N2 | 21,3 (18,8) | 5,5 | 0,46 | По табл.2. | 0,9 | |||
N3 | 20,8 (18,4) |
Таблица 5
Тип автопоезда | Тягач | Первый прицеп | Полуприцеп | Последний прицеп | |||
1-я ось | Последующие оси | 1-я ось | Последующие оси | 1-я ось | Последующие оси | ||
Двухзвенный прицепной | 0,09 | 0,13 | 0,09 | 0,13 | - | - | - |
Трехзвенный прицепной | 0,09 | 0,13 | 0,09 | 0,13 | - | 0,11 | 0,15 |
Двухзвенный седельный | 0,09 | 0,13 | - | - | 0,15 | - | - |
Трехзвенный седельно-прицепной | 0,09 | 0,13 | - | - | 0,13 | 0,11 | 0,15 |
Трехзвенный седельно-прицепной, прицеп которого выполнен на базе полуприцепа | 0,09 | 0,13 | - | - | 0,13 | 0,09 | 0,15 |
Примечания:
1. Для автотранспортных средств, оборудованных устройствами регулирования тормозных сил колес передних и задних осей, нормативами эффективности торможения при любом весовом состоянии автотранспортного средства являются нормативы, установленные для автотранспортных средств полной массы.
2. При торможении рабочей тормозной системой с начальной скоростью торможения 40 км/ч линейное отклонение автотранспортного средства должно быть не более:
1,25м - для автотранспортных средств, габаритные длина и ширина которых равны или менее соответственно 5м и 2м;
1,5м - для автотранспортных средств, габаритная длина которых более 5м или габаритная ширина которых более 2м, но не превышает 2,5м;
1,75м - для автотранспортных средств, габаритная ширина которых более 2,5м, но не превышает 3м.
При торможении стояночной и вспомогательной тормозной системой проверяют эффективность торможения автотранспортного средства. При торможении рабочей тормозной системой эффективность торможения и устойчивость прицепа (полуприцепа) при торможении проверяют в составе автопоезда. Во время испытаний проводят не менее двух измерений определяемых параметров.
Методика проведения испытаний
Автотранспортное средство подвергают испытаниям при полной массе или в снаряженном состоянии с учетом массы водителя и одного пассажира (испытателя) и при "холодных" тормозных механизмах. Шины автотранспортного средства, проходящего проверку, должны быть чистыми и сухими. Стендовые и дорожные испытания (кроме испытаний вспомогательной тормозной системы) проводят с отсоединенным от трансмиссии двигателем, а также отключенных приводах дополнительных ведущих мостов и разблокированных трансмиссионных дифференциалах, если это предусмотрено конструкцией автотранспортного средства.
Дорожные испытания проводят на прямой, ровной, горизонтальной, сухой дороге с цементо- или асфальтобетонным покрытием, не имеющем на поверхности масла, сыпучих и других материалов.
При проведении испытаний торможение рабочей тормозной системой осуществляют в режиме экстренного, полного торможения при однократном воздействии на орган управления.
Время приведения в действие органа управления тормозной системы должно быть не более 0,2 с.
При дорожных испытаниях в процессе торможения рабочей тормозной системой не допускается корректировка траектории движения автотранспортного средства (если этого не требует обеспечение безопасности испытаний).
Погрешность измерения не должна превышать при определении:
Тормозного пути | + 5,0% |
Линейного отклонения | + 5,0% |
Начальной скорости торможения | + 1,5 км/ч |
Тормозной силы | + 5,0% |
Силы на органе управления | + 5,0% |
Времени срабатывания тормозной системы | + 0,3 с |
Времени срабатывания тормозного привода | + 0,3 с |
Времени запаздывания тормозной системы | + 0,3 с |
Времени нарастания замедления | + 0,03 с |
Установившегося замедления | + 4,0% |
Требование к погрешности измерения тормозного пути не распространяется в случае определения данного показателя расчетным способом.
Показателями эффективности торможения рабочей тормозной системой при дорожных испытаниях для автотранспортных средств в снаряженном состоянии являются значения тормозного пути и установившегося замедления, для автотранспортных средств полной массы - значениями тормозного пути.
Значения тормозного пути могут быть найдены расчетным методом, на основе измерения значений установившегося замедления, времени запаздывания тормозной системы и времени нарастания замедления.
Показателем устойчивости автотранспортного средства при торможении в процессе дорожных испытаний является значение линейного отклонения автотранспортного средства.
Дорожные испытания проводятся путем торможения автотранспортного средства рабочей тормозной системой с вышеуказанными в таблицах начальной скоростью и силой на органе управления. При оценке устойчивости автотранспортного средства при торможении автотранспортное средство испытывается при начальной скорости торможения 40 км/ч и любой его загрузке.
При испытаниях по определению эффективности торможения рабочей тормозной системой и устойчивости автотранспортного средства при торможении, отклонение начальной скорости торможения от установленного в таблицах значения должно быть не более 4 км/ч. При этом должны быть пересчитаны нормативы эффективности торможения автотранспортного средства.
Показателями эффективности торможения рабочей тормозной системой при стендовых испытаниях являются значения времени срабатывания тормозной системы и общей удельной тормозной силы.
Показателями устойчивости при торможении одиночного автотранспортного средства при стендовых испытаниях является коэффициент неравномерности тормозных сил колес оси, автопоезда - коэффициент неравномерности тормозных сил колес оси, асинхронность времени срабатывания тормозного привода звеньев автопоезда и коэффициент совместимости звеньев автопоезда.
Стендовые испытания проводятся путем торможения автотранспортного средства рабочей тормозной системой с силой на органе управления, значение которой не должно превышать указанного в таблицах.
Значение общей удельной тормозной силы при испытании автопоезда допускается определять отдельно для каждого звена автопоезда, оборудованного тормозным управлением. В этом случае нормативами удельной тормозной силы для звеньев автопоезда являются нормативы, установленные в табл.4 и 5 для соответствующей категории одиночного автотранспортного средства, к которой относится тягач.
Показателем эффективности торможения стояночной тормозной системы является значение общей удельной тормозной силы.
Дорожные испытания проводятся путем затормаживания автотранспортного средства стояночной тормозной системой с силой на органе управления и на уклоне, значения которых указаны выше. Определяется возможность обеспечения неподвижного состояния автотранспортного средства.
Стендовые испытания проводятся путем торможения стояночной тормозной системой с указанной силой на органе управления. По результатам испытаний определяется значение общей удельной тормозной силы.
Показателем эффективности торможения вспомогательной тормозной системой при дорожных испытаниях является значение установившегося замедления автотранспортного средства.
Дорожные испытания проводятся путем торможения автотранспортного средства вспомогательной тормозной системой. При этом в трансмиссии автотранспортного средства должна быть включена передача, обеспечивающая частоту вращения коленчатого вала двигателя, которая не превышает ее максимальное значение. По результатам испытаний определяется значение установившегося замедления.
Пересчет нормативов тормозного пути для различной
начальной скорости торможения автотранспортного средства
Значение тормозного пути для начальной скорости торможения автотранспортного средства, отличной от указанной в табл.4, 5, определяется по формуле:
, (1)
где 0 - начальная скорость торможения автотранспортного средства, км/ч;
jуст - установившееся замедление, м/с2;
A - коэффициент, характеризующий время срабатывания тормозной системы. (см табл.6)
Определение значения показателей эффективности торможения и устойчивости автотранспортных средств при торможении по результатам испытаний:
Значение общей удельной тормозной силы определяется по формуле:
, (2)
где РТ - сумма максимальных тормозных сил на колесах автотранспортного средства, H;
M - полная масса автотранспортного средства, кг;
G - ускорение свободного падения, м/с2.
Значение коэффициента неравномерности тормозных сил колес оси Кн определяют отдельно для каждой оси автотранспортного средства по формуле:
, (3)
где - максимальные тормозные силы соответственно на правых и левых колесах проверяемой оси автотранспортного средства, H.
Значение коэффициента совместимости звеньев автопоезда Кс для двухзвенного прицепного автопоезда определяется по формуле:
, (4)
где - общая удельная тормозная сила соответственно прицепного звена и тягача.
Таблица 6
Тип автотранспортного средства | Категория автотранспортного средства | Автотранспортные средства в снаряженном состоянии | А полной массы | ||
А | jуст, м/с2 | А | jуст, м/с2 | ||
Одиночные автотранспортные средства | М1 М2 М3 N1 N2 N3 | 0,08 0,11 0,15 0,11 0,16 0,15 | 6,8 6,8 5,7 5,7 5,7 6,2 | 0,08 0,14 0,15 0,13 0,16 0,15 | 6,3 |
5,4 | |||||
4,5 | |||||
Автопоезда, тягачами которых являются транспортные средства категорий М и N | М1 М2 М3 N1 N2 N3 | 0,08 0,11 0,18 0,11 0,19 0,18 | 5,9 5,7 5,5 4,6 5,5 5,5 | 0,08 0,14 0,18 0,13 0,19 0,18 | 4,6 4,1 5,0 3,7 |
4,5 |
Значение коэффициента совместимости звеньев автопоезда Кс для двухзвенного прицепного автопоезда определяется по формуле:
, (4)
где - общая удельная тормозная сила соответственно прицепного звена и тягача.4. Значение коэффициента совместимости звеньев автопоезда Кс для трехзвенного прицепного автопоезда определяется отдельно для каждой пары связанных между собой звеньев по формулам:
,
, (5)
где - коэффициент совместимости звеньев автопоезда, характеризующий соотношение общей удельной тормозной силы между тягачом и первым прицепным звеном и соответственно первым и вторым прицепными звеньями;
- общая удельная тормозная второго прицепного звена;
- общая удельная тормозная сила первого и второго прицепных звеньев;
- общая удельная тормозная сила тягача и первого прицепного звена;
, , - сумма максимальных тормозных сил на колесах соответственно тягача первого и второго прицепных звеньев, H;
MТ, MП1 , MП2 - полная масса соответственно тягача первого и второго прицепных звеньев, кг.
Значение коэффициента совместимости звеньев автопоезда Кс для двухзвенного седельного автопоезда определяется по формуле:
(6)
Значение коэффициента совместимости звеньев автопоезда Кс для трехзвенного седельно-прицепного автопоезда определяется по формуле:
(7)
Примечание. Допускается значения общей удельной тормозной силы т, коэффициента неравномерности тормозных сил колес оси Кн, коэффициента совместимости звеньев автопоезда Кс определять на основе данных, полученных путем экстраполяции тормозных сил колес, измеренных при частичной загрузке автотранспортного средства, до максимальных тормозных сил колес, соответствующих полной массе автотранспортного средства.
Значение асинхронности времени срабатывания тормозного привода звеньев автопоезда ∆τ определяется отдельно для каждой пары связанных между собой звеньев по формуле
, (8)
где , - время срабатывания тормозного привода звеньев автопоезда, непосредственно связанных между собой, с.
Значение тормозного пути SТ определяется по формуле:
, (9)
где - начальная скорость торможения автотранспортного средства, км/ч;
с - время запаздывания тормозной системы, с;
н - время нарастания замедления, с;
jуст. - установившееся замедление, м/с2.
Лабораторная работа №2
ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПО УСЛОВИЯМ
БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ.
Содержание работы
1. Изучить назначение и методику применения диагностического оборудования.
2. Изучить и уяснить диагностические нормативы технического состояния транспортного средства по условиям безопасности движения.
3. Освоить методику проверки параметров технического состояния по условиям безопасности движения следующих систем транспортного средства:
- световые приборы;
- стеклоочистители;
- шины и колеса;
4. Составить отчёт по результатам испытаний и измерений.
Порядок выполнения лабораторной работы.
1. Изучите и уясните диагностические нормативы технического состояния транспортного средства по условиям безопасности движения.
2. Изучите методику проведения испытаний.
3. Проведите исследование соответствующей системы автотранспортного средства, результаты запишите в форме таблиц.
4. Проведите контрольно-регулировочные работы и испытайте соответствующую систему автотранспортного средства. Если система не поддаётся регулировке выясните причины данного явления.
5. Составьте подробный отчёт о техническом состоянии исследуемой системы.
1. Требования к рулевому управлению
1.1 Вращение рулевого колеса должно происходить без рывков и заеданий во всем диапазоне угла его поворота.
1.2 Самопроизвольный поворот рулевого колеса автотранспортных средств с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при их неподвижном состоянии и работающем двигателе не допускается.
1.3. Суммарный люфт в рулевом управлении в регламентированных условиях испытаний не должен превышать следующих допустимых значений:
Легковые автомобили и созданные на базе их агрегатов грузовые
Автомобили и автобусы 10°
Автобусы 20°
Грузовые автомобили 25°
1.4 Максимальный поворот рулевого колеса должен ограничиваться только устройствами, предусмотренными конструкцией автотранспортного средства.
1.5 Не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов рулевого управления относительно друг друга или опорной поверхности не допускаются. Резьбовые соединения должны быть затянуты и зафиксированы.
1.6 Применение в рулевом механизме и рулевом приводе деталей со следами остаточной деформации, трещинами и другими дефектами не допускается.
1.7 Натяжение ремня привода насоса усилителя рулевого управления и уровень рабочей жидкости в его резервуаре должны соответствовать требованиям руководства по эксплуатации автотранспортного средства. Подтекание рабочей жидкости в гидросистеме усилителя не допускается.
1.8 Применение оплетки рулевого колеса не допускается, если наибольшая толщина обода с надетой на него оплеткой, с учетом толщины элементов ее крепления, превышает 40 мм или способ крепления не исключает проскальзывания оплетки вдоль обода и возможность ее самопроизвольного отсоединения от рулевого колеса.
2. Требования к внешним световым приборам
2.1 На автотранспортных средствах должны быть установлены внешние световые приборы, количество, расположение, углы видимости и цвет которых регламентирован.
На грузовых автомобилях с прицепами грузоподъемностью 0,75 т и выше и полуприцепами, конструкцией которых не предусматривается установка знака автопоезда из трех фонарей, должен быть установлен опознавательный знак автопоезда в виде равностороннего треугольника желтого цвета (сторона 250 мм) с устройством для внутреннего освещения.
2.2 На автотранспортные средства могут быть установлены фары - прожекторы и прожекторы - искатели, если они предусмотрены их конструкцией.
На автотранспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов автотранспортных средств других марок и моделей.
2.3 Не допускается наличие внутри оптических элементов не предусмотренных конструкцией предметов (жидкостей).
2.4 Сигнализаторы включения световых приборов, находящиеся в салоне, должны быть в работоспособном состоянии.
2.5 На автотранспортном средстве должны быть установлены основные фары одной системы светораспределения.
2.6 Фары типов С (НС) и CR (HCR) должны быть отрегулированы так, чтобы плоскость, содержащая левую часть светотеневой границы пучка ближнего света, была наклонена к плоскости рабочей площадки на углы, указанные в табл.1. При этом точка пересечения левого горизонтального и правого наклонного участков светотеневой границы пучка ближнего света должна находиться в вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета. На автотранспортных средствах, фары которых снабжены корректирующим устройством, последнее при загрузке автотранспортного средства должно быть приведено в соответствующее загрузке положение.
2.7 Сила света каждой из фар типа С (НС) и CR (HCR) в режиме «ближний свет», измеренная в вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета, должна быть:
= 1600 кд в направлении 52’ вниз от положения левой части светотеневой границы.
Таблица 1
Высота установки фары (по центру рассеивателей), Н,мм | Угол наклона светового пучка в вертикальной плоскости (мин) | Расстояние от проекции центра фары до светотеневой границы пучка по экрану (мм), удалённому на | |
5 м | 10 м | ||
До 600 | 34 | 50 | 100 |
600-700 | 45 | 65 | 130 |
700-800 | 52 | 75 | 150 |
800-900 | 60 | 88 | 176 |
900-1000 | 69 | 100 | 200 |
1000-1200 | 75 | 110 | 220 |
1200-1600 | 100 | 115 | 290 |
2.8 Фары типа R (HR) должны быть отрегулированы так, чтобы угол наклона наиболее яркой (центральной) части светового пучка в вертикальной плоскости находился в диапазоне 0...34’ вниз от оси отсчета. При этом вертикальная плоскость симметрии наиболее яркой части светового пучка должна проходить через ось отсчета.
2.9 Сила света фар типов CR (HCR) в режиме «дальний свет» должна измеряться в направлении 34’ вверх от положения левой части светотеневой границы режима «ближний свет» в вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета.
2.10 Сила света фар типов R (HR) должна измеряться в центре наиболее яркой части светового пучка.
2.11 Сила света всех фар типов R (HR) и CR (HCR), расположенных на одной стороне автотранспортного средства, в режиме «дальний свет» не должна быть меньше 10000 кд.
2.13 Противотуманная фара (тип B) должна быть отрегулирована так, чтобы плоскость, содержащая верхнюю светотеневую границу пучка, была наклонена к плоскости рабочей площадки на углы, не менее, указанных в табл.2. При этом верхняя светотеневая граница пучка противотуманной фары должна быть параллельна плоскости рабочей площадки.
2.14 Сила света противотуманных фар, измеренная в вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета, должна быть:
вверх от положения верхней светотеневой границы;
= 1000 кд - в направлении 3 вниз от положения верхней светотеневой границы.
Таблица 2
Высота установки фар (по центру рассеивателей), Н, мм | Угол наклона верхней светотеневой границы пучка в (мин) | Расстояние от проекции центра отсчёта фары до верхней светотеневой границы пучка по экрану (мм), удалённому на | |
5 м | 10 м | ||
250-500 | 34 | 50 | 100 |
500-750 | 58 | 100 | 200 |
750-1000 | 140 | 200 | 400 |
2.15 Противотуманные фары должны включаться при включенных габаритных огнях.
2.16 Сила света парных (передних или задних) фонарей автотранспортного средства одного функционального назначения не должна отличаться более чем в два раза.
2.17 Габаритные огни и опознавательный знак автопоезда должны работать в постоянном режиме.
2.18 Сигналы торможения (основные и дополнительные) должны включаться при воздействии на соответствующие органы управления тормозных систем и работать в постоянном режиме.
2.19 Фонарь заднего хода должен включаться при включении передачи заднего хода.
2.20 Указатели поворотов и боковые повторители указателей должны работать в проблесковом режиме со следующими параметрами:
Рис 1 Схема контрольных точек ближнего света фар
- частота следования проблесков должна находиться в пределах проблесков в минуту Гц;
- время от момента включения указателей поворотов до появления первого проблеска не должно превышать 1,2 с;
- соотношение длительности горения источника света ко времени цикла должно находиться в пределах 30 ... 75%.
2.21 Аварийная сигнализация должна обеспечивать синхронное включение всех указателей поворота и боковых повторителей в проблесковом режиме.
2.22 Фонарь освещения номерного знака должен включаться одновременно с габаритными огнями.
2.23 Задние противотуманные фонари должны включаться при включенных габаритных огнях и работать в постоянном режиме.
3. Требования к стеклоочистителям и стеклоомывателям ветрового стекла
3.1 Автотранспортное средство должно быть оснащено предусмотренными конструкцией стеклоочистителями и стеклоомывателями ветрового стекла.
3.2 Частота перемещения щеток по мокрому стеклу в режиме максимальной скорости стеклоочистителей должна быть не менее 35 двойных ходов в минуту.
3.3 Угол размаха щеток по мокрому стеклу на максимальной скорости стеклоочистителей должен быть не менее предусмотренного в технической и нормативно-технической документации.
3.4 Щетки стеклоочистителей должны вытирать очищаемую зону не более чем за 10 двойных ходов для автобусов, и не более чем за 5 двойных ходов для других автотранспортных средств так, чтобы общая ширина невытертых полос по краям зоны очистки не превышала 10% длины щетки. При этом стеклоомыватели должны обеспечивать подачу жидкости в зоны очистки стекла в количестве, достаточном для смачивания стекла.
4. Требования к шинам и колесам
4.1 Высота рисунка протектора шин должна быть не менее:
Для легковых автомобилей - 1,6 мм;
Для грузовых автомобилей - 1,0 мм;
Для автобусов - 2,0 мм;
Для прицепов и полуприцепов - тех же значений, что и для тягачей.
4.2 Шины не должны иметь местные повреждения (пробои, порезы сквозные и несквозные), которые обнажают корд, а также местные отслоения протектора. Не допускается наличие инородных предметов между сдвоенными колесами.
4.3 Давление воздуха в шинах должно соответствовать значениям, установленным Правилами эксплуатации автомобильных шин, утвержденными в установленном порядке, или значениям, установленным руководством по эксплуатации автотранспортного средства.
Для измерения давления воздуха в шинах и их подкачивания, сдвоенные колеса должны быть установлены так, чтобы вентильные отверстия в дисках были совмещены. Не допускается замена золотников заглушками, пробками и другими приспособлениями.
4.4 Автотранспортные средства должны быть укомплектованы шинами в соответствии с требованиями Правил эксплуатации автомобильных шин, утвержденными в установленном порядке, или в соответствии с руководством по эксплуатации автотранспортного средства.
Не допускается установка:
На одну ось автобусов, легковых автомобилей, прицепов и полуприцепов к ним шин различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей с различными рисунками протектора, ошипованных и неошипованных, морозостойких и неморозостойких;
На одну ось грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов к ним шин различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), с различными типами рисунков протектора, ошипованных и неошипованных, морозостойких и неморозостойких.
4.5 Не допускается установка:
На передней оси, восстановленных по I классу, на передней оси междугородных автобусов шин, восстановленных или с отремонтированными местными повреждениями.
4.6 Отсутствие хотя бы одного болта или гайки крепления дисков и ободьев колес, а также ослабление их затяжки не допускается.
4 .7 Наличие трещин на дисках и ободьях колес не допускается.
Методика проверки рулевого управления
Шины управляемых колес при испытаниях рулевого управления должны быть чистыми и сухими.
Управляемые колеса автотранспортного средства должны находиться в нейтральном положении на сухой, ровной горизонтальной асфальто- или цементно-бетонной поверхности.
Испытания автомобилей, оборудованных усилителем рулевого привода, проводят при работающем двигателе.
К нагрузочному устройству динамометра поочередно в обоих направлениях прикладывают следующие усилия, Н (кгc):
Собственная масса автомобиля, приходящаяся на управляемые колеса, т:
До 1,60 - 7,35 – 7,5 Н (0,75 кгс)
Св. 1,60 до 3,86 - 9,8 Н (1,00 кгс)
Св. 3,86 - 12,30 – 12,5 Н(1,25 кгс)
При этом по шкале угломерного устройства определяют фиксированные положения рулевого колеса.
В случае поворота управляемых колес фиксируют положения рулевого колеса, соответствующие моменту начала их поворота.
Значение суммарного люфта в рулевом управлении определяют по углу поворота рулевого колеса между двумя зафиксированными положениями по результатам двух или более измерений.
Автомобиль считают выдержавшим испытание, если полученные значения суммарного люфта не превышают предельное значение, указанное в п.1.3.
Проверка технического состояния деталей рулевого управления и их соединений осуществляется путем осмотра и опробования нагрузкой.
Осевое перемещение и качание плоскости рулевого колеса, качание рулевой колонки определяется путем приложения к рулевому колесу знакопеременных сил в направлении оси рулевого вала и в плоскости рулевого колеса перпендикулярно к колонке, а также знакопеременных моментов сил в двух взаимоперпендикулярных плоскостях, проходящих через ось рулевой колонки.
Взаимные перемещения деталей рулевого привода, крепление картера рулевого механизма и рычагов поворотных цапф определяются поворачиванием рулевого колеса относительно нейтрального положения на 40° ... 60° в каждую сторону и приложением непосредственно к деталям рулевого привода знакопеременной силы.
Размеры поперечного сечения обода рулевого колеса с надетой на него оплеткой определяются путем измерения в нескольких местах наибольшего утолщения оплетки.
Методика проверки внешних световых приборов
Проверку внешних световых приборов необходимо проводить при неработающем двигателе на специальном посту, включающем рабочую площадку, плоский экран с матовым покрытием, люксметр с фотоприемником (защищенным от посторонних засветок) и приспособление, ориентирующее взаимное расположение автотранспортного средства и экрана. Приведенные нормативы, должны обеспечиваться: для легковых автомобилей при нагрузке массой (70 +-20) кг (человек или груз) на заднем сиденье, для остальных автотранспортных средств без загрузки. Рабочая площадка должна быть таких размеров, чтобы при расположении на ней автотранспортного средства расстояние между рассеивателями светового прибора и экраном по оси отсчета было не менее 5 м; неровности рабочей площадки должны быть не более 3 мм на 1 м.
Угол между плоскостью экрана и рабочей площадкой должен быть 90° +- 3°.
Ориентирующее приспособление должно обеспечивать установку автотранспортного средства таким образом, чтобы ось отсчета светового прибора была параллельна плоскости рабочей площадки и находилась в плоскости, перпендикулярной плоскостям экрана рабочей площадки с погрешностью не более +- 0,5°.
Для проверки световых приборов допускается вместо экрана использовать оптический прибор с ориентирующим приспособлением. Оптическая ось прибора должна быть направлена параллельно рабочей площадке с погрешностью не более +-0,25°. Ориентирующее приспособление должно обеспечивать установку оптической оси прибора параллельно продольной плоскости симметрии автотранспортного средства (или перпендикулярно к оси задних колес) с погрешностью не более +-0,5°.
Частоту следования проблесков и время до появления первого проблеска допускается определять универсальным измерителем времени с секундным отсчетом, обеспечивающим снятие показаний в пределах от 1 до 30 с с ценой деления не более 0,1 с. Проверку частоты следования проблесков указателя поворотов осуществляют не менее, чем по 10 проблескам.
Методика проверки стеклоочистителей
Испытания стеклоочистителей проводятся при минимально устойчивых оборотах режима холостого хода двигателя автотранспортного средства. При испытании стеклоочистителей с электрическим приводом должны быть включены фары дальнего света.
Методика проверки шин и колес
Определение высоты рисунка протектора шин. Высота рисунка протектора шин определяется на участке беговой дорожки, ограниченном прямоугольником со сторонами, размеры которых должны быть не менее половины ширины беговой дорожки и 1/6 длины ее окружности (1/6) длины окружности равна длине дуги, хорда которой равна радиусу). Измерение высоты рисунка протектора не должно производиться в местах расположения уступов у основания элементов рисунка протектора и полумостиков в зоне пересечения канавок. Для шин, имеющих сплошное ребро по центру беговой дорожки, измерение высоты рисунка протектора производится по краям этого ребра. Для шин повышенной проходимости измерение высоты рисунка протектора производится между грунтозацепами по центру или в местах, наименее удаленных от центра беговой дорожки, но не по уступам у основания грунтозацепов и не по полумостикам. На шинах с индикаторами износа предельно допустимая высота рисунка протектора определяется по появлению индикаторов.
Шина считается не пригодной к эксплуатации, если:
На ней имеется участок беговой дорожки с указанными выше размерами, высота рисунка протектора на котором во всех точках меньше значений, указанных в п.4.1;
Появился один индикатор при равномерном износе или два индикатора в каждом из двух сечений - при неравномерном износе беговой дорожки.
Давление воздуха проверяют в полностью остывших шинах манометрами, соответствующими ГОСТ 9921.
Лабораторная работа №3
ОПРЕДЕЛЕНИЕ. ДЫМНОСТИ ДИЗЕЛЯ
Содержание работы
1. Изучить назначение и методику применения диагностического оборудования.
2. Изучить и уяснить диагностические нормативы технического состояния транспортного средства по условиям экологической безопасности двигателя.
3. Освоить методику проверки дымности отработавших газов.
4. Составить отчёт по результатам испытаний и измерений.
Порядок выполнения лабораторной работы
1. Изучите и уясните диагностические нормативы технического состояния транспортного средства по условиям экологической безопасности.
2. Изучите методику проведения испытаний.
3. Проведите исследование соответствующей системы автотранспортного средства, результаты запишите в форме таблиц.
4. Проведите контрольно-регулировочные работы и испытайте соответствующую систему автотранспортного средства. Если система не поддаётся регулировке, выясните причины данного явления.
5. Составьте подробный отчёт о техническом состоянии исследуемой системы
Измерение дымности проводят не реже чем при техническом обслуживании №2 (ТО-2), после ремонта и регулировки узлов и систем автомобиля, влияющих на дымность, после заводской обкатки новых и капитально отремонтированных автомобилей, а также при годовых технических осмотрах и выборочной проверке технического состояния автомобилей на линии. Основным нормируемым параметром дымности является натуральный показатель ослабления светового потока К, вспомогательным - коэффициент ослабления светового потока N. Дымность автомобилей во время гарантийного пробега (гарантийного срока службы), а также в течение всего срока эксплуатации непосредственно после выполнения услуг по техническому обслуживанию и ремонту не должна превышать значений, указанных в таблице 1.
Дымность автомобилей, официально утвержденных в процессе сертификации по Правилам ЕЭК ООН № 24, проверяется только на режиме свободного ускорения и не должна превышать предельных значении, указанных заводом-изготовителем в документе (сертификате, техническом паспорте) официального утверждения типа транспортного средства. При контрольных проверках дымности автомобилей в условиях эксплуатации (на дороге) допускается превышение установленных таблицей 1 норм для режима свободного ускорения Кдоп не более чем на 0,5 м-1. Нормируемым параметром дымности является оптическая плотность отработавших газов.
Таблица 1
Режим измерения дымности | Предельно допускаемый натуральный показатель ослабления светового потока Кдоп., м-1, не более | Предельно допускаемый коэффициент ослабления светового потока Nдоп., %, не более |
Свободное ускорение для автомобилей с дизелями: |
|
|
Без наддува | 1,2 | 40 |
С наддувом | 1,6 | 50 |
Максимальная частота вращения | 0,4 | 15 |
1. Требования к измерительной аппаратуре и пробоотборной системе
Выпускная система автомобиля не должна иметь неплотностей, вызывающих утечку отработавших газов и подсос воздуха. Перед проведением измерений двигатель должен быть прогрет до температуры охлаждающей жидкости или моторного масла (для двигателей с воздушным охлаждением), при которой разрешается начинать движение автомобиля. На автомобилях с механической коробкой передач измерение проводят при нейтральном положении рычага переключения передач. На автомобилях с автоматической коробкой передач измерение проводят при установке избирателя скорости на нейтральное положение. Подготовку, обслуживание и использование дымомера следует проводить в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации на дымомер. Дымомер должен быть поверен. Конструкция пробоотборной системы должна обеспечивать отсутствие утечек газов и подсоса воздуха, влияющих на состав отработавших газов.
2. Основные требования к дымомеру
2.1 Прибор должен работать по методу просвечивания столба отработавших газов определенной длины. Величина L должна быть указана на приборе.
2.2 Прибор должен быть оборудован устройствами для измерения давления и температуры отработавших газов в его рабочей камере и предусмотренным клапаном для отвода отработавших газов между измерениями.
2.3 Прибор должен иметь две измерительные шкалы: основную - в абсолютных величинах поглощения света от О до ∞ (для приборов с цифровой индикацией верхний диапазон - не менее 10 м-1); вспомогательную - линейную с диапазоном измерения 0 -100 %. Зависимость между показаниями основной и вспомогательной шкал вычисляют по формуле:
,
где К - коэффициент поглощения света, м-1;
N- показание линейной шкалы дымомера с эффективной базой I., %;
L - эффективная база дымомера, м.
Шкала дымомера должна обеспечивать возможность считывать значения коэффициента поглощения К в диапазоне 0-2,115 м-1 с точностью до 0,025м-1 и коэффициент ослабления N точностью до 1 %.
2.4 Источник света - лампа накаливания либо другой источник с цветовой температурой в диапазоне 2800-3250 К (2527-2977 °С).
2.5 Фотоприемник дымомера должен иметь спектральную характеристику, аналогичную кривой дневного зрения человеческого глаза (максимальный эффект срабатывания - в диапазоне волн длиной 550 - 570 нм, при этом только менее 4 % могут находиться при длинах волн ниже 430 нм и более 680 нм).
2.6 Попадание на фотоприемник света от посторонних источников в результате внутреннего отражения или рассеивания не должно влиять на результаты измерения более чем на 1 % по линейной шкале,
2.7 Электрическая цепь, в которую включен индикатор, должна обеспечивать линейную зависимость тока фотоприемника от силы света в диапазоне рабочих температур фотоприемника.
2.8 Основная приведенная погрешность прибора - не более 2 % максимального значения линейной шкалы прибора.
2.9 Промежуточная проверка прибора должна проводиться при включенном источнике света с помощью установки перед фотоприемником нейтрального светофильтра с коэффициентом поглощения 1,6 - 3,8 м-1, при этом показания прибора не должны отличаться от коэффициента поглощения фильтра более чем на 0,025 м-1. Светофильтр должен входить в комплект прибора.
2.10 Время срабатывания электрической измерительной цепи, соответствующее времени, необходимому для того, чтобы показание индикатора изменилось от 0 до 90% шкалы при установке экрана, полностью закрывающего фотоприемник, должно составлять 0,9-1,1 с.
2.11 Время между моментом входа газа в измерительный прибор и моментом полного заполнения рабочей камеры должно быть не более 0,4с.
2.12 Давление в рабочей камере не должно отличаться от давления окружающего воздуха более чем на 75 мм водного столба.
2.13 Колебания давления измеряемого газа и продувочного воздуха не должны приводить к изменениям коэффициента поглощения более чем на 0,05 м-1 для измеряемого газа, соответствующего коэффициенту поглощения 1,7 м-1. Пределы изменения давления газа и продувочного воздуха в дымовой камере должны указываться в инструкции по эксплуатации прибора.
2.14 В любой точке рабочей камеры температура отработавшего газа в момент измерения должна быть не ниже 70 °С и не выше максимальной температуры, указанной в инструкции по эксплуатации прибора, причем показания в этом диапазоне температур не должны изменяться более чем на 0,1 м-1, если рабочая камера заполнена отработавшим газом, коэффициент поглощения которого составляет 1,7 м-1.
3. Требования к пробоотборной системе
3.1 Зонд пробоотборника должен представлять собой трубку с открытым концом, обращенную навстречу потоку отработавших газов и расположенную, по возможности, в направлении оси выпускной трубы или удлинительного патрубка, где распределение отработавших газов является наиболее равномерным. Для этого входное отверстие зонда рекомендуется располагать в прямолинейном участке постоянного диаметра D на расстоянии не менее 60 от входного и не менее 30 от его выходного сечения. При отсутствии такой возможности зонд рекомендуется заглублять на расстояние не менее 30 от конца выпускной трубы или удлинительного патрубка. При длине прямолинейного участка выпускной трубы менее 30 рекомендуется зонд заглублять до половины прямолинейного участка. Отношение площади поперечного сечения зонда к площади поперечного сечения выпускной трубы должно быть не менее 0,05. Противодавление, измеренное на выходе из зонда, не должно превышать 75 мм водного столба. При использовании удлинительного патрубка не допускается подсос воздуха в месте соединения.
3.2 Соединительные патрубки между пробоотборником и дымомером должны быть длиной (2,5± 0,5) м., устанавливаться, по возможности, с подъемом от места отбора пробы до дымомера, не иметь резких изгибов. Перед дымомером должен быть установлен перепускной клапан для предотвращения поступления в него отработавших газов в периоды между проведением измерений.
4. Методика проведения измерений.
4.1 При работе двигателя в режиме холостого хода на минимальной частоте вращения быстрым, но не резким, нажатием до упора на педаль управления подачей топлива топливным насосом высокого давления (далее - педаль) устанавливают максимальный расход топлива и его поддерживают до достижения максимальной частоты вращения и включения регулятора. Затем отпускают педаль до установления минимальной частоты вращения. Этот процесс повторяют не менее шести раз.
4.2 При каждом последующем свободном ускорении фиксируют максимальную дымность до получения устойчивых значений. Измеренные величины считают устойчивыми, если четыре последовательных значения располагаются в зоне шириной 0,25 м-1 и не образуют убывающей последовательности. За результат измерения принимают среднее арифметическое результатов четырех измерений.
4.3 Дымность на режиме максимальной частоты вращения проверяют не позднее, чем через 60 с. После проверки на режиме свободного ускорения. Для этого необходимо нажать до упора педаль и зафиксировать ее в этом положении, установив максимальную частоту вращении. Дымность измеряют не ранее, чем через 10 с. После впуска отработавших газов в прибор. Измерение считают достоверным, если значения дымности расположены в зоне шириной не более 6 % по шкале N. За результат измерения следует принимать среднее арифметическое значение, определенное по крайним показаниям дымности.
4.4 Измерение дымности у автомобилей с раздельной выпускной системой следует проводить в каждой из выпускных труб отдельно. Оценку дымности проводят по максимальному значению.
Пересчет значений К в N (для N. Приведенного к шкале дымомера с эффективной базой L=0,43м
К, м-1 N, % | 0,0 0,0 | 0,1 4 | 0,2 8 | 0,3 11 | 0,4 15 | 0,5 20 | 0,7 25 | 0,9 31 | 1,2 40 |
К, м-1 N, % | 1,4 45 | 1,6 50 | 1,9 56 | 2,5 66 | 2,8 70 | 3,5 7/8 | 4,0 81 | 4,6 86 | 100 |
Эффективная база дымомера L, м – толщина оптически однородного слоя эталонных газов, эквивалентного по ослаблению светового потока столбу тех же отработанных газов, заполняющих рабочую трубу дымомера в условиях измерения.
Натуральный показатель ослабления светового потока К,м-1 – величина, обратная толщине слоя отработавших газов, проходя который поток излучения от источника света дымомера ослабляется в e раз. Отсчитывается по основной шкале индикатора дымомера.
Коэффициент ослабления светового потока N, % - степень ослабления светового потока вследствие поглощения и рассеивания света отработавшими газами при прохождении ими рабочей трубы дымомера. Отсчитывается по вспомогательной шкале дымомера.
Лабораторная работа № 4
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОКСИЧНОСТИ БЕНЗИНОВОГО ДВИГАТЕЛЯ
Содержание работы
1. Изучить назначение и методику применения диагностического оборудования.
2. Изучить и уяснить диагностические нормативы технического состояния транспортного средства по условиям экологической безопасности двигателя.
3. Освоить методику проверки токсичности отработавших газов.
4. Составить отчёт по результатам испытаний и измерений.
Порядок выполнения лабораторной работы
1. Изучите и уясните диагностические нормативы технического состояния транспортного средства по условиям экологической безопасности.
2. Изучите методику проведения испытаний.
3. Проведите исследование соответствующей системы автотранспортного средства, результаты запишите в форме таблиц.
4. Проведите контрольно-регулировочные работы и испытайте соответствующую систему автотранспортного средства. Если система не поддаётся регулировке выясните причины данного явления.
5. Составьте подробный отчёт о техническом состоянии исследуемой системы
1. Предельно допустимое содержание вредных веществ
1.1. Контроль содержания окиси углерода и углеводородов следует осуществлять:
При эксплуатации автомобилей не реже, чем при техническом обслуживание № 2, после ремонта агрегатов, систем и узлов, влияющих на содержание окиси углерода и углеводородов, а также по заявкам водителей автомобилей; при техническом обслуживании автомобилей индивидуальных владельцев к ремонте агрегатов систем и узлов, влияющих на содержание окиси углерода и углеводородов, а также по заявкам владельцев; при капитальном ремонте автомобилей, после заводской обкатки; при серийном выпуске автомобилей. Содержание окиси углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей определяют при работе двигателя на холостом ходу для частот вращения коленчатого вала, установленных предприятием-изготовителем: минимальной (nmin) и повышенной (nпов) в диапазоне 2000 мин-1 - 0,8 nном.
1.2. Содержание окиси углерода а углеводорода и отработавших газах автомобилей должно был в пределах значений, установленных предприятием-изготовителем, но не выше приведённых в таблице.
Частота вращения | Предельное допустимое содержание окиси углерода, объёмная доля. % | Предельное допустимое содержание углеводорода объёмная доля млн.-1 | |
Для двигателей с числом цилиндров | |||
До 4-х | Более 4-х | ||
nmin nном | 1,5 2 | 1200 600 | 3000 1000 |
Примечание. Значение частоты вращения вала двигателя nном устанавливают в технических условиях и инструкции по эксплуатации автомобилей. На выпускаемых автомобилях следует предусматривать устройство для пломбирования, препятствующее нарушению регулировки карбюратора без разрушения пломбы.
Карбюраторы автомобилей, имеющих такое устройство, должны иметь пломбы. При этом пломбы, устанавливаемые автотранспортными организациями и станциями технического обслуживания, должны отличаться по цвету от пломб, установленных предприятием-изготовителем.
1.3. Устройство, конструкция и качество изготовления агрегатов, узлов и деталей автомобиля должны обеспечивать соблюдение норм в период всего срока эксплуатации, при условии соблюдения правил эксплуатации и ухода, указанных в руководствах, прилагаемых к автомобилю.
2. Общие требования
2.1. Выпускная система автомобиля должна быть исправна (определяется внешним осмотром).
2.2. Перед измерением двигатель должен быть прогрет не ниже рабочей температуры охлаждающей жидкости (или моторного масла для двигателей с воздушным охлаждением), указанной в руководстве по эксплуатации автомобиля.
2.3. Средства измерения (газоанализаторы, тахометры) должны соответствовать требованиям стандарта.
2.4.Свойства измерений должны быть проверены в соответствии с ГОСТ 8.513-34.
2.5. Помещения, предназначенные для измерения содержания окиси углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей, должны быть оборудованы принудительной или естественной вентиляцией, обеспечивающей санитарно-гигиенические требования к воздуху в зоне измерений.
2.6. При измерениях должны быть приняты меры безопасности, исключающие самопроизвольное движение автомобиля.
3. Основные требования к газоанализаторам и тахометрам
3.1. Для определения содержания окиси углерода и суммы углеводородов в отработавших газах автомобилей следует применять газоанализаторы непрерывного действия, работающие на принципе инфракрасной спектроскопии, со следующими метрологическими характеристиками:
Основная приведенная погрешность газоанализатора должна быть не более ±5% верхнего предела измерений для каждого диапазона;
Постоянная времени газоанализатора должна быть не более 60 с.
3.2. Шкала газоанализатора окиси углерода должна быть отградуирована по бинарной газовой смеси (окись углерода в воздухе или азоте) в объемных долях, выраженных в процентах окиси углерода, 0-5% и 0-10%. Шкала газоанализатора суммы углеводородов должна быть отградуирована по бинарной газовой смеси (пропан в азоте); в объемных долях, выраженных в частях на миллион гексана (млн-1), 0-1000 млн-1 и 0-10000 мин-1.
3.4. Шкала тахометра для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя должна иметь два диапазона: 0-1000 мин-1 и 0-10000 мин-1. Погрешность измерения частоты вращения для каждого диапазона должна быть не более ±2,5% верхнего предела измерений.
3.5. Допускается применять газоанализаторы, работающие на других принципах действия, дающих показания, идентичные с принятыми средствами измерений.
4. Методика измерения
4.1. Установить рычаг переключения передач (избиратель скорости для автомобилей с автоматической коробкой передач) в нейтральное положение.
4.2. Затормозить автомобиль стояночным тормозом.
4.3. Заглушить двигатель (при его работе).
4.4. Открыть капот двигателя.
4.5. Подключить тахометр.
4.6. Установить пробоотборный зонд газоанализатора в выпускную трубу автомобиля на глубину не менее 300 мм от среза (при косом срезе выпускной трубы глубина отсчитывается от короткой кромки среза).
4.7. Полностью открыть воздушную заслонку карбюратора, запустить двигатель.
4.8. Увеличить частоту вращения вала двигателя до nпов и проработать на этом режиме не менее 15 с.
4.9. Установить минимальную частоту вращения вала двигателя и, не ранее чем через 20 с, измерить содержание окиси углерода и углеводородов.
4.10. Установить повышенную частоту вращения вала двигателя, равную nпов и, не ранее чем через 30 с, измерить содержание окиси углерода и углеводородов.
Примечания:
1. При наличии раздельных выпускных систем у автомобиля измерение следует проводить в каждой из них отдельно. Критерием оценки служат максимальные значения содержания окиси углерода и углеводородов.
2. При проведении измерения или регулировки двигателя в закрытом помещении газоотвод, надеваемый на выпускную трубу автомобиля, должен иметь закрывающееся отверстие для введения пробоотборника газоанализатора.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Говорущенко Н.Я. Диагностика технического состояния автомобилей М.: Транспорт,2010 г., 256 с.
Харазов А.М. Диагностическое обеспечение технического обслуживания и ремонта автомобилей М.: Высшая школа, 1990 г.
Ютт В.Е. Методы и средства диагностики электрооборудования автомобилей. М.: Высш. шк., 2014.
Сергеев А.Г. Метрологическое обеспечение автомобильного транспорта М.: Транспорт, 2010г., 247 с.
Техническая документация на диагностические приборы и аппараты.
8