СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика и развитие ценностно-смысловой сферы подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации раскрыты термины по данной теме, методы диагностики и способы развития ценностно-смысловой сферы.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика и развитие ценностно-смысловой сферы подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

   ГКОУ КК специальная (коррекционная) школа-интернат с. Ковалёвского     « Диагностика и развитие ценностно-смысловой сферы подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ».        2018-2019 уч.год   Составитель:  педагог-психолог  Ракита Ольга Сергеевна

ГКОУ КК специальная (коррекционная) школа-интернат с. Ковалёвского « Диагностика и развитие ценностно-смысловой сферы подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ». 2018-2019 уч.год

Составитель: педагог-психолог Ракита Ольга Сергеевна

Словарь

Подросток - в психологии и педагогике принято под подростковым возрастом понимать возраст от 11 (12)до 15 лет, что соответствует среднему школьному возрасту учащихся 5- 8 классов. Этот период называют переходным от детства к взрослой жизни(юности). Протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых Подростковый возраст называют затянувшимся кризисом.

Под нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) понимают глубокое недоразвитие познавательной (интеллектуальной) деятельности, возникающее на основе тяжелого органического поражения головного мозга.

Диагностика  – способ познания, изучения и установления различных отношений, состояний, качеств и свойств объектов исследования. 

Развитие – это изменение, связанное с переходом от одного качественного состояния к другому, от старого к новому.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России под редакцией А. Кондакова (ФГОС второго поколения):

Развитие личности – это осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности , освоение человеком способности оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Развитие человека происходит под влиянием различных факторов, т.е. движущих причин совершающегося изменения.

Ценностно-смысловые ориентации - это система личностных установок по отношению к существующим в данном обществе материальным и духовным ценностям. Ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного.

Диагностика Диагностика даёт очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективации (например, плохо осознаваемые переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т.д.).Основными методами диагностики ценностно-смысловой сферы являются: наблюдение; интервью, беседа; диагностические игры; психологическое тестирование.

Диагностика

Диагностика даёт очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективации (например, плохо осознаваемые переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т.д.).Основными методами диагностики ценностно-смысловой сферы являются:

  • наблюдение;
  • интервью, беседа;
  • диагностические игры;
  • психологическое тестирование.
Метод наблюдения.   Это старейший метод психологической диагностики. С его помощью можно получить обширную информацию о человеке. Он является незаменимым везде, где не разработаны или неизвестны стандартизированные процедуры. Виды наблюдения:  В зависимости от ситуации наблюдения могут быть  полевыми  (естественными для жизни наблюдаемого условия),  лабораторными  (объект наблюдается в искусственных условиях) и  спровоцированными  в естественных условиях.  В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к объекту наблюдение может быть  открытым  и  скрыты м (например, через стекло Гезелла),  наблюдением со стороны  и  включенным  (исследователь является членом группы, полноправным ее участником).

Метод наблюдения.  

Это старейший метод психологической диагностики. С его помощью можно получить обширную информацию о человеке. Он является незаменимым везде, где не разработаны или неизвестны стандартизированные процедуры.

Виды наблюдения:

  • В зависимости от ситуации наблюдения могут быть  полевыми  (естественными для жизни наблюдаемого условия),  лабораторными  (объект наблюдается в искусственных условиях) и  спровоцированными  в естественных условиях.
  • В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к объекту наблюдение может быть  открытым  и  скрыты м (например, через стекло Гезелла),  наблюдением со стороны  и  включенным  (исследователь является членом группы, полноправным ее участником).
Беседа, интервью. Беседа – это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Одним из наиболее распространенных видов беседы является интервью. Интервью – это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым). По форме оно бывает  свободным  (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе),  стандартизированным  (с детальной разработкой всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов) и  частично стандартизированным  (стойкая стратегия, а тактика более свободная).

Беседа, интервью.

Беседа – это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Одним из наиболее распространенных видов беседы является интервью.

Интервью – это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым). По форме оно бывает  свободным  (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе),  стандартизированным  (с детальной разработкой всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов) и  частично стандартизированным  (стойкая стратегия, а тактика более свободная).

Диагностические игры.  Игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры, её исток и вершина.  Диагностическая функция игры  предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра - «поле самовыражения», в котором диагностируемый проверяет  свои силы, возможности в  свободных действиях,  самовыражает и  самоутверждает себя.

Диагностические игры. Игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры, её исток и вершина. Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра - «поле самовыражения», в котором диагностируемый проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.

Психологическое тестирование —  исследование определённых психологических качеств и свойств личности путем использования психологических тестов.  Тесты – это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми.   Проективные методики  Опросники  Тесты

Психологическое тестирование — исследование определённых психологических качеств и свойств личности путем использования психологических тестов. Тесты – это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. Проективные методики Опросники Тесты

Проективные методики    Тест «Рисунок несуществующего животного» (М. З. Друкаревич) «Дом – Дерево – Человек» (Дж.Бук) Тест «Рисунок человека» (К. Маховер) «Человек под дождём» (серия из 3-х рисунков) (Е.Романова, Т. Сытько) Рисунок дерева (К.Косп) Рисуночный тест «Слон» Завершение суждения Мои праздники Методика «Если бы ты был волшебником Методика «Заданная сказочная ситуация». Методика «Мой герой» Цветовой тест Люшера Рисуночный тест «Я и группа»

Проективные методики

Тест «Рисунок несуществующего животного» (М. З. Друкаревич)

«Дом – Дерево – Человек» (Дж.Бук)

Тест «Рисунок человека» (К. Маховер)

«Человек под дождём» (серия из 3-х рисунков) (Е.Романова, Т. Сытько)

Рисунок дерева (К.Косп)

Рисуночный тест «Слон»

Завершение суждения

Мои праздники

Методика «Если бы ты был волшебником

Методика «Заданная сказочная ситуация».

Методика «Мой герой»

Цветовой тест Люшера

Рисуночный тест «Я и группа»

Тесты, опросники  Тест изучения ценностных ориентаций (Ю. Н. Семенко)  Анкета исследования ценностных ориентаций  (Л.Н. Мурзич, А.В. Тарасова)  «Положительные и отрицательные качества»  (Д. А. Тулинов)  Смысло-жизненные ориентации» адаптирован Д.А.Леонтьевым, СЖО  Диагностика нравственной мотивации

Тесты, опросники Тест изучения ценностных ориентаций (Ю. Н. Семенко) Анкета исследования ценностных ориентаций (Л.Н. Мурзич, А.В. Тарасова) «Положительные и отрицательные качества» (Д. А. Тулинов) Смысло-жизненные ориентации» адаптирован Д.А.Леонтьевым, СЖО Диагностика нравственной мотивации

Развитие ценностно-смысловой сферы подростков Ценности – это относительно устойчивое,  социально обусловленное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ, культурных явлений, которые служат средством удовлетворения потребностей личности. К базовым ценностям относятся:  1. Человечность; 2. Воспитанность; 3. Образованность;  4. Терпимость; 5. Доброта; 6. Честность;  7. Трудолюбие; 8. Любовь.

Развитие ценностно-смысловой сферы подростков

Ценности – это относительно устойчивое, социально обусловленное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ, культурных явлений, которые служат средством удовлетворения потребностей личности.

К базовым ценностям относятся: 1. Человечность; 2. Воспитанность;

3. Образованность; 4. Терпимость; 5. Доброта; 6. Честность; 7. Трудолюбие; 8. Любовь.

Смысловая сфера - это ядро личности, определяющее ее  нравственное отношение к миру.   Современные дети:  - в сознании доминирует смысловая сфера;  - становление и развитие смысловой сферы определяется культурно-историческими условиями;  -основой формирования смысловой сферы является эмоционально-личностное общение со сверстниками и взрослыми;  -обладают системно-смысловым типом сознания.   Ценности и смыслы непостоянны: они изменяются во времени в результате деятельности людей, как изменяются и сами люди. 

Смысловая сфера - это ядро личности, определяющее ее нравственное отношение к миру. Современные дети: - в сознании доминирует смысловая сфера; - становление и развитие смысловой сферы определяется культурно-историческими условиями; -основой формирования смысловой сферы является эмоционально-личностное общение со сверстниками и взрослыми; -обладают системно-смысловым типом сознания. Ценности и смыслы непостоянны: они изменяются во времени в результате деятельности людей, как изменяются и сами люди. 

Целью  занятий является развитие ценностных ориентаций подростков. Задачи: cпособствовать развитию представлений о ценностях, потребностях, интересах, собственных психологических возможностях; развить внутреннюю регуляцию в когнитивном, эмоционально-волевом поведенческом уровне; способствовать формированию общественно значимых мотивов выбора жизненного пути и профессии, места в мире и среди других людей; способствовать развитию личности как субъекта собственной жизни, ответственности за свой свободный выбор.

Целью занятий является развитие ценностных ориентаций подростков.

Задачи:

  • cпособствовать развитию представлений о ценностях, потребностях, интересах, собственных психологических возможностях;
  • развить внутреннюю регуляцию в когнитивном, эмоционально-волевом поведенческом уровне;
  • способствовать формированию общественно значимых мотивов выбора жизненного пути и профессии, места в мире и среди других людей;
  • способствовать развитию личности как субъекта собственной жизни, ответственности за свой свободный выбор.

 Игра – сильнейшее средство социализации детей и подростков, включающее в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на самостановление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, развития умений и навыков, присущих обществу, или конкретной социальной общности, или группе сверстников, так и стихийные процессы, влияющие на развитие личности .

Игра – сильнейшее средство социализации детей и подростков, включающее в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на самостановление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, развития умений и навыков, присущих обществу, или конкретной социальной общности, или группе сверстников, так и стихийные процессы, влияющие на развитие личности .

Тест-игра «Ваше поведение и ценности »  Цель: помочь увидеть качества личности, определить соотношение в своем сознании ценностей, прав, воспитанности.  Процедура: упражнение выполняется сидя, руки раскинуты в стороны, ладонями вверх, глаза закрыты.  Ведущий:   Вы сидите в автобусе. Входит пожилая женщина и начинает, глядя на вас, говорить примерно следующие: «Вот молодёжь пошла, никакого уважения к старикам. Ни места не уступят, ни работать не умеют.»  Ваше поведение: 1. Уступить место, как только увидели пожилую женщину.  2. Сказать, вставая: «Не все такие».  3. Продолжать сидеть – бабушка сама виновата, могла бы попросить, я бы уступил, а не хамил.  4. Обратится к сидящему рядом: «Вечно им больше всех надо». 

Тест-игра «Ваше поведение и ценности » Цель: помочь увидеть качества личности, определить соотношение в своем сознании ценностей, прав, воспитанности. Процедура: упражнение выполняется сидя, руки раскинуты в стороны, ладонями вверх, глаза закрыты. Ведущий:   Вы сидите в автобусе. Входит пожилая женщина и начинает, глядя на вас, говорить примерно следующие: «Вот молодёжь пошла, никакого уважения к старикам. Ни места не уступят, ни работать не умеют.» Ваше поведение: 1. Уступить место, как только увидели пожилую женщину. 2. Сказать, вставая: «Не все такие». 3. Продолжать сидеть – бабушка сама виновата, могла бы попросить, я бы уступил, а не хамил. 4. Обратится к сидящему рядом: «Вечно им больше всех надо». 

Вот они, главные истины эти:  Поздно заметили… поздно учли…  Нет! Не рождаются трудные дети!  Просто им вовремя не помогли.  (С. Давидович)

Вот они, главные истины эти: Поздно заметили… поздно учли… Нет! Не рождаются трудные дети! Просто им вовремя не помогли. (С. Давидович)