Программа изучения детского коллектива
Диагностика - это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей учащихся
Для классного руководителя - одна из целей их деятельности, объект их заботы и инструмент организации и совершенствования воспитательного процесса, направленного на личностное развитие учеников. Для детей коллектив – это объединение на основе общих интересов и потребностей, результат их взаимодействия и среда жизнедеятельности, необходимая для их личностного самовыражения и самоутверждения, для самореализации личности.
Результатом благоприятного развития коллектива должно стать возникновение у его членов чувства общности, чувства «мы - коллектив», что создаёт условия для идентификации личности ребёнка с группой и обособления его в коллективе группы.
Но для того, чтобы строить работу по формированию и развитию коллектива в нужном русле, необходимо знать исходное положение данного коллектива, его особенности, необходимо отслеживать динамику его развития. Для этой работы существуют эффективные диагностические методики, предложенные такими авторами, как Роговым Е.И., Лутошкиным А.Н., М.И. Шилова и др.
Задачей классного руководителя является создание таких условий, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения. Одним из таких средств может стать портфолио (в переводе с итальянского – «папка с документами», «папка специалиста»). Педагогом ведётся работа по созданию портфолио учащихся – «папка достижений», направленная на повышение собственной значимости учащегося и отражающая его успехи (грамоты, дипломы и достижения в данном направлении) и рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития ученика, помогающее отследить результативность его деятельности в количественном и качественном плане. В эту папку собираются контрольные и творческие работы ученика – сочинения, рисунки и т.д.
УРОВЕНЬ ВОСПИТАННОСТИ
Диагностика самооценки уровня воспитанности. Эти методики очень распространены. Их суть заключается в том, что ребенок самостоятельно оценивает собственный уровень воспитанности через оценку своего отношения к обществу, человеку, окружающему миру, прекрасному к себе
Измерение уровней воспитанности учащихся проводится на основе критериев и показателей оценки воспитанности.
Для определения уровня воспитанности своих учащихся я использую методику разработанные:
М.И. Шиловой (приложение 1)
Н.П. Капустиным и М.И. Шиловой (приложение 2)
СПЛОЧЁННОСТЬ КЛАССА
Одной из важнейших характеристик группы является то, что обычно называют сплочённостью, то есть характеристикой взаимного тяготения членов группы друг к другу к группе в целом. (Рогов Е.И.).
Чем сплочённее коллектив, тем большими потенциальными возможностями она обладает в эмоциональной активизации личности. Сплочённая группа поощряет своих членов использовать социальные умения и проявлять эмоции, которые в дальнейшем помогут им в межличностных взаимодействиях и взаимоотношениях как в группе, так и за её пределами. Когда члены группы испытывают взаимную эмоциональную притягательность и принимают друг друга, они способны выдержать дискомфорт отрицательных эмоций и конструктивно разрешить внутриличностные конфликты.
Сплочённость группы я определяю с помощью индекса групповой сплочённости Сишора (по Е.И. Рогову) (приложение 3)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КЛАССА
Любая группа отличается спецификой отношений, традициями, тем, что называется психологическим климатом. Симпатии, дружба, встречи во внеурочное время играют очень большую роль.
Психологический климат группы – не просто фон, сопровождающий групповую деятельность, он пронизывает ход всех групповых процессов. Климат оказывает самое непосредственное влияние на самочувствие членов группы, на выработку, принятие и достижение ими групповых целей, на достижение максимальной эффективности в совместной деятельности.
Как правило, исследование психологического климата проводится на основе целого комплекса разнообразных методик, позволяющих получить как субъективную информацию в виде оценок, мнений и суждений членов изучаемой группы, так и информацию объективного характера:
«Изучение удовлетворённости жизнедеятельностью объединения» (приложение 4)
«Я в творческом коллективе» (приложение 5)
Программа изучения динамики развития классного коллектива
Дата проведения | Название методики | № приложения |
Сентябрь/май | Методика изучение воспитанности по М.И. Шиловой | 1, 2 |
Ноябрь /апрель | Методика изучения удовлетворённости жизнедеятельности объединения | 4 |
Октябрь /май | Определение сплочённости группы с помощью индекса групповой сплочённости Сишора (по Рогову Е.И.) | 3 |
Ноябрь /апрель | Анкета « Я в творческом коллективе». | 5 |
Декабрь /май | Изучение уровня воспитанности учащихся Н.П. Капустиным и М.И. Шиловой | 6 |
Октябрь/май | Диагностика умений и навыков учащихся | 7 |
Октябрь/май | Диагностика уровня общеучебных умений и навыков | 8 |
Так же отслеживание результатов выполнения программы производится путем:
Наблюдение в ходе обучения с фиксацией результата.
Проведение контрольных срезов знаний.
Анализ, обобщение и обсуждение результатов обучение.
Проведение открытых занятий с их последующим обсуждением.
Участие в проектной деятельности.
Участие в соревнованиях, конкурсах разных уровней.
Оценка выполнения практических работ, проектов.
Приложения
Приложение 1
Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой
Диагностическая таблица уровней нравственной воспитанности (УНВ) отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:
Отношение к обществу, патриотизм
Отношение к умственному труду
Отношение к физическому труду
Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности)
Саморегуляция личности (самодисциплина)
По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл). Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный. Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика:
Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.
Низкий уровень воспитанности (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.
Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.
Высокий уровень воспитанности (от 41 до 50 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.
Таким образом формируется оценка нравственных качеств личности. Необходимо, однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми. Напомним, что управление процессом воспитания предполагает обсуждение и анализ итогов диагностики. Такой анализ необходимо осуществлять на педагогическом консилиуме, на родительском собрании, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с классом, с группой учащихся, т.е. в разной форме и разными методами.
Основные отношения Показатели воспитанности | Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня) |
Отношение к обществу |
1. Патриотизм |
1. Отношение к родной природе | 3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других; 2 - любит и бережет природу; 1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя; 0 - природу не ценит и не бережет. |
2. Гордость за свою страну | 3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим; 2 - интересуется историческим прошлым; 1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших; 0 - не интересуется историческим прошлым. |
3. Служение своими силами | 3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других; 2 - находит дела на службу малому Отечеству; 1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей; 0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству |
4. Забота о своей школе | 3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других 2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса; 1 - в делах класса участвует при побуждении; 0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает. |
Отношение к умственному труду |
2. Любознательность |
5. Познавательная активность | 3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное; 2 - сам много читает; 1 - читает при побуждении взрослых, учителей 0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует |
6.Стремление реализовать свои интеллектуальные способности | 3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим; 2 - стремится учиться как можно лучше 1 - учиться при наличии контроля; 0 - плохо учится даже при наличии контроля |
7. Саморазвитие | 3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей; 2 - есть любимое полезное увлечение; 1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя; 0 - во внеурочной деятельности не участвует. |
8. Организованность в учении | 3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам; 2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно 1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем; 0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет |
Отношение к физическому труду |
3. Трудолюбие |
9. Инициативность и творчество в труде | 3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд; 2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом; 1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими; 0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет. |
10. Самостоятельность | 3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей; 2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен; 1 - трудится при наличии контроля; 0 - участия в труде не принимает |
11. Бережное отношение к результатам труда | 3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других; 2 - бережет личное и общественное имущество; 1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу; 0 - небрежлив, допускает порчу личного и общественного имущества. |
12.Осознание значимости труда | 3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам; 2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам; 1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве; 0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться. |
Отношение к людям |
4. Доброта и отзывчивость |
13.Уважительное отношение к старшим | 3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников; 2 - уважает старших; 1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве; 0 - не уважает старших, допускает грубость. |
14.Дружелюбное отношение к сверстникам | 3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость; 2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам; 1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших; 0 - груб и эгоистичен |
15. Милосердие | 3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других; 2 - сочувствует и помогает слабым, больным; 1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля 0 - неотзывчив, иногда жесток |
16.Честность в отношениях с товарищами и взрослыми | 3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других 2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми; 1 - не всегда честен; 0 - нечестен |
Отношение к себе |
5. Самодисциплина |
17. Самообладание и сила воли | 3 - проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других; 2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей; 1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других; 0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать. |
18.Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения | 3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других; 2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других; 1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля; 0 - нормы и правила не соблюдает |
19. Организованность и пунктуальность | 3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других; 2 - своевременно и качественно выполняет свои дела; 1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле; 0 - начатые дела не выполняет |
20. Требовательность к себе | 3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках. |
Приложение 2
Изучение уровня воспитанности учащихся
(из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой )
Анкета ученика (цы)_______________________________ класса
Бережливость
1 | Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Бережно отношусь к школьной мебели (не рисую, не черчу на партах. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Бережно отношусь к своей одежде (слежу за чистотой и опрятностью). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Экономлю природные ресурсы (электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Дисциплинированность
1 | Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Всегда внимателен на занятии, не мешаю слушать другим объяснения педагога. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Участвую во внутриучрежденческих мероприятиях, проводимых в учреждении. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе группы. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Ответственное отношение к учебе
1 | Прихожу в кружок с выполненным домашним заданием. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Использую дополнительную литературу ( пользуюсь средствами Интернета). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Аккуратен, исполнителен, точен. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Отношение к общественному труду
1 | Своевременно и точно выполняю порученные мне задания. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Принимаю участие в трудовых рейдах( уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Выполняю трудовые поручения родителей. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Добросовестно выполняю все поручения. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Коллективизм, чувство товарищества
1 | Удовлетворен отношением моих товарищей к другим группам. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Готов отстаивать интересы всего коллектива в других коллективах и общественных организациях. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Доброта и отзывчивость
1 | Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим . | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Ко мне всегда можно обратиться за помощью. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Честность и справедливость
1 | Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Честно сознаюсь, если что-то натворил. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Простота и скромность
1 | Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Понимаю, что человека уважают не за деньги. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Иногда люблю похвастаться. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Долг и ответственность |
1 | Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив группы работал лучше. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Вношу предложения по совершенствованию работы кружка. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Самостоятельно организую отдельные мероприятия в кружке. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Участвую в подведении итогов работы кружка, в определении ближайших задач. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
10 Культурный уровень
1 | Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы ( из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе транспорте) | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Приложение 3
Определение сплочённости группы с помощью
индекса групповой сплочённости Сишора (по Рогову Е.И.)
Назначение и инструкция. Групповую сплочённость можно определить с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведённым в скобках значениям (максимальная сумма «+19», минимальная «-5»). В ходе опроса баллы указывать не нужно.
Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?
а) чувствую себя членом, частью коллектива (5)
б) участвую в большинстве видов деятельности (4)
в) участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3)
г) не чувствую, что являюсь членом коллектива (2)
д) живу и существую отдельно от неё (1)
е) не знаю. Затрудняюсь ответить (1)
Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность?
а) да, очень хотел бы перейти (1)
б) скорее перешёл бы, чем остался (2)
в) не вижу никакой разницы (3)
г) скоре всего остался бы в своей группе (4)
д) очень хотел бы остаться в своей группе (5)
е) не знаю, трудно сказать (1)
Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?
а) лучше, чем в большинстве коллективов (3)
б) примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
в) хуже, чем в большинстве коллективов (1)
г) не знаю, трудно сказать (1)
Каковы у вас взаимоотношения с руководством?
а) лучше, чем в большинстве коллективов (3)
б) примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
в) хуже, чем в большинстве коллективов (1)
г) не знаю, трудно сказать (1)
Каково отношение к делу (учёбе и т.п.) в вашем коллективе?
а) лучше, чем в большинстве коллективов (3)
б) примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
в) хуже, чем в большинстве коллективов (1)
г) не знаю, трудно сказать (1)
Уровни групповой сплочённости
15 баллов и выше – высокая 4-6 баллов – ниже средней
11 – 15 баллов – выше средней 4 и ниже - низкая
7-11 баллов – средняя
Приложение 4
Методика изучения удовлетворённости жизнедеятельности класса
Я иду на занятие в с радостью:
1.совершенно согласен 2.согласен 3.трудно сказать 4.не согласен 5.совершенно не согласен
В школе у меня обычно хорошее настроение:
1.совершенно согласен 2.согласен 3.трудно сказать 4.не согласен 5.совершенно не согласен
У нас хороший классный руководитель:
1.совершенно согласен 2.согласен 3.трудно сказать 4.не согласен 5.совершенно не согласен
К нашему классному руководителю можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации:
1.совершенно согласен 2.согласен 3.трудно сказать 4.не согласен 5.совершенно не согласен
В классе я всегда могу заниматься любимым делом.
1.совершенно согласен 2.согласен 3.трудно сказать 4.не согласен 5.совершенно не согласен
В классе я всегда могу высказать своё мнение.
1.совершенно согласен 2.согласен 3.трудно сказать 4.не согласен 5.совершенно не согласен
Я считаю, что-то по настоящему готовит меня к самостоятельной жизни:
1.совершенно согласен 2.согласен 3.трудно сказать 4.не согласен 5.совершенно не согласен
На летних каникулах я скучаю по своему классу.
1.совершенно согласен 2.согласен 3.трудно сказать 4.не согласен 5.совершенно не согласен
Мне нравится общаться с ребятами, разделяющими моё увлечение.
1.совершенно согласен 2.согласен 3.трудно сказать 4.не согласен 5.совершенно не согласен
У меня есть любимое дело:
1.совершенно согласен 2.согласен 3.трудно сказать 4.не согласен 5.совершенно не согласен
Обработка данных:
4-совершенно согласен
3-согласен
2-трудно сказать
1-не согласен
0-совершенно не согласен
где «У"- удовлетворенность, если "У" больше 3- степень удовлетворенности высокая, "У" больше 2,но меньше 3-то средняя степень удовлетворённости, "У" меньше 2, то низкая.
общая сумма баллов
"У" = ------------------------------
общее число ответов
Приложение 5
АНКЕТА
" Я в творческом коллективе".
1. Удовлетворён ли ты своими отношениями с учащимися класса?
-да, удовлетворён
- скорее да, чем нет
- скорее нет
-враждебные
2.Твои отношения с одноклассниками?
-дружеские
- приятельские
- ровные
- равнодушные
-враждебные
3.Что тебе нравится в отношениях с ребятами?
4.Что не нравится?
5.Охотно ли ты ходишь на занятия?
-всегда
-не всегда
-иногда
-редко
- никогда
6.Рассказываешь ли ты о своих проблемах кому-либо из учащихся?
-всегда
-иногда
-редко
-никогда
7.Есть ли у тебя человек, которого ты бы считал другом в классе?
-да
-нет
8.Есть ли в классе человек, которого ты бы хотел иметь в друзьях?
-да
-нет
9.Есть ли в классе люди, которых ты не очень любишь?
-да
-нет
10.Каким ты считаешь свой класс?
-дружным
не очень дружным
-совсем не дружным
Приложение 6
Изучение уровня воспитанности учащихся
(из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой )
Анкета ученика (цы)____________________________________ класса_________
Расчет делать по каждому пункту.
Детям сказать: “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале. (расшифровка дана на доске)”
“0” - всегда нет или никогда.
“1” - очень редко, чаще случайно.
“2”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.
“3”- чаще да, чем нет, иногда забываю.
“4”- всегда да, постоянно.
Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 (максимальное количество баллов) ( 3+4+3+4)/16
Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 10. (1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/10
До 0,5 – низкий уровень воспитанности
0,6- уровень воспитанности ниже среднего
0,7 -0,8 средний уровень воспитанности
До 0,9 уровень воспитанности выше среднего
1- высокий уровень воспитанности
Затем складываются показатели каждого ученика и делятся на количество учащихся, получаем уровень воспитанности класса (от учеников). Учителя предметники оценивают учеников класса без вспомогательных вопросов по 9 пунктам по 5-балльной шкале. Так же оценивают родители. Затем показатели сравниваются и делаются выводы.
слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.
свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.
положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.
устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.
Приложение 7
Диагностика умений и навыков учащихся
№ | Ф.И. | Умение строить отношения | Умение самостоятельно выполнять поручение | Умение планировать | Умение работать по плану | Умение отстаивать свою точку зрения |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Оценочный уровень: В - высокий, С - средний, Н — низкий
Приложение 8
Диагностика уровня общеучебных умений и навыков
№ | Ф.И. | Умение слушать и слышать педагога | Организация работы | Аккуратность выполнения работы | Соблюдение ТБ | Самостоятельность | Дисциплина | Отношение со сверстниками |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Оценочный уровень: В — высокий, С - средний, Н — низкий