СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика коррекции страха публичных выступлений (глоссофобии) младших школьников по выпускной квалификационной работе «Особенности проявления и способы коррекции страха публичных выступлений (глоссофобии) младших школьников»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Диагностика коррекции страха публичных выступлений (глоссофобии) младших школьников по выпускной квалификационной работе «Особенности проявления и способы коррекции страха публичных выступлений (глоссофобии) младших школьников»»

Диагностика коррекции страха публичных
выступлений (глоссофобии) младших школьников

по выпускной квалификационной работе

«Особенности проявления и способы коррекции страха
публичных выступлений (глоссофобии) младших школьников»

Гончаров Д. А.

Научный руководитель Юрина А. А.



Экспериментальная работа по коррекции страха публичных
выступлений (глоссофобии) младших школьников была проведена в три
этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Эксперимент
проводился на обучающихся 3 класса в количестве 14 человек.


Констатирующий этап эксперимента свидетельствовал о том, что
обучающиеся испытывают страх перед выступлением у доски, на сцене и
других мероприятиях. Они обладают недостаточным уровнем владения
основными нормами построения устной речи (способности интонировать
речь и устанавливать контакт с аудиторией, использовать невербальные
средства) и развития способности к публичным выступлениям.

Таблица 1.

Результаты исследования по анкете «Исследование проблем страха младших школьников перед публичным выступлением» (А.С. Гирин) на констатирующем этапе эксперимента

п/п

Вопросы анкеты/варианты ответа

Экспериментальная группа (n = 14)

Контрольная группа (n = 13)

Абс.

%

Абс.

%

1.

Нравится ли вам отвечать у доски?

да;

4

28

4

31

нет;

5

36

4

31

когда как

5

36

5

38

2.

Вы испытываете страх перед публичным выступлением?

всегда;

4

28

4

31

никогда;

5

36

4

31

иногда

5

36

5

38

3.

Почему вы испытываете страх перед публичными выступлениями?

плохо готов к уроку;

2

14

2

15

в классе будут смеяться надо мной;

3

22

2

15

не нравится быть на виду;

2

14

2

15

на виду у всех волнуюсь, не могу сосредоточиться и все забываю

7

50

7

53

4.

Что вы чувствуете при публичном выступлении?

Во рту сухо, коленки трясутся, голова пустая;

5

36

5

38

немного нервничаю;

5

36

4

31

я абсолютно спокоен (спокойна)

4

28

4

31

5.

От чего зависит успех Вашего выступления?

знание темы выступления;

4

28

4

31

внешний вид;

5

36

4

31

доброжелательно настроенная публика

5

36

5

38

6.

Меняется ли Ваше эмоциональное состояние во время выступления?

я чувствую себя уверенно во время всего выступления;

4

29

4

31

я испытываю страх и неуверенность во время всего выступления;

8

57

7

53

я чувствую себя увереннее уже через несколько минут выступления;

1

7

1

8

я чувствую себя увереннее в конце выступления

1

7

1

8





Таблица 2.

Результаты исследования по «Методике наблюдения за поведением во время публичного выступления» (на основе методики И.А. Петрова) на констатирующем этапе эксперимента

п/п

Уровень владения основными нормами построения устной речи во время публичного выступления

Экспериментальная группа (n = 14)

Контрольная группа (n = 13)

Абс.

%

Абс.

%

1.

Низкий уровень

6

42

5

38

2.

Средний уровень

4

29

4

31

3.

Высокий уровень

4

29

4

31



Уровень владения основными нормами построения устной речи во время публичного выступления

Рис. 1. Результаты исследования по «Методике наблюдения за поведением во время публичного выступления» (на основе методики И.А. Петрова) на констатирующем этапе эксперимента



Таблица 3.

Результаты исследования по методике «Дорога домой» (модифицированный вариант техники «архитектор-строитель» А.Г. Лидерс) на констатирующем этапе эксперимента

п/п

Уровень развития способности к публичным выступлениям

Экспериментальная группа (n = 14)

Контрольная группа (n = 13)

Абс.

%

Абс.

%

1.

Низкий уровень

6

42

5

38

2.

Средний уровень

4

29

4

31

3.

Высокий уровень

4

29

4

31



Уровень развития способности к публичным выступлениям

Рис. 2. Результаты исследования по методике «Дорога домой» (модифицированный вариант техники «архитектор-строитель» А.Г. Лидерс) на констатирующем этапе эксперимента.



Таблица 4.

Результаты исследования по «Структурному опроснику детских страхов (СОДС) для детей младшего школьного возраста (Л.С. Акопян) на констатирующем этапе эксперимента

п/п

Вопросы / ответы

Экспериментальная группа (n = 14)

Контрольная группа (n = 13)

Абс.

%

Абс.

%

1.

Боишься ли ты чего-нибудь?

да;

12

86

11

85

нет;

2

14

2

15

2.

Чего ты боишься больше всего?

медицинские страхи;

5

36

4

31

социально-опосредованные страхи;

5

36

5

38

пространственные страхи

4

28

4

31

3.

Есть ли такое место, где ты ничего не боишься? Где?

дома/в своей комнате;

6

43

6

46

с мамой/папой

8

57

8

54

4.

Что ты делаешь, когда испугаешься чего-нибудь?

активно-защитные способы поведения;

5

36

5

38

пассивно-защитные способы поведения

9

64

8

62




Далее приступили к реализации формирующего эксперимента.
Была составлена программа коррекции страха публичных выступлений
(глоссофобии) младших школьников. Она прошла апробацию на учениках
начальных классов.



Таблица 6.

Результаты исследования по анкете «Исследование проблем страха младших школьников перед публичным выступлением» (А.С. Гирин)

п/п

Вопросы анкеты/варианты ответа

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Эксперимента

льная группа

(n = 14)

Контрольная группа

(n = 13)

Эксперимента

льная группа

(n = 14)

Контрольная группа

(n = 13)

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

1.

Нравится ли вам отвечать у доски?

да;

4

28

4

31

5

36

4

31

нет;

5

36

4

31

3

21

4

31

когда как

5

36

5

38

6

43

5

38

2.

Вы испытываете страх перед публичным выступлением?

всегда;

4

28

4

31

3

21

4

31

никогда;

5

36

4

31

6

43

4

31

иногда

5

36

5

38

5

36

5

38

3.

Почему вы испытываете страх перед публичными выступлениями?

плохо готов к уроку;

2

14

2

15

2

14

2

15

в классе будут смеяться надо мной;

3

22

2

15

2

14

2

15

не нравится быть на виду;

2

14

2

15

1

8

6

15

на виду у всех волнуюсь, не могу сосредоточиться и все забываю

7

50

7

53

7

50

7

53

свой вариант ответа

-

-

-

-

2

14

-

-

4.

Что вы чувствуете при публичном выступлении?

Во рту сухо, коленки трясутся, голова пустая;

5

36

5

38

4

28

5

38

немного нервничаю;

5

36

4

31

4

28

4

31

я абсолютно спокоен (спокойна)

4

28

4

31

5

36

4

31

свой вариант ответа

-

-

-

-

1

8

-

-

5.

От чего зависит успех Вашего выступления?

знание темы выступления;

4

28

4

31

6

42

4

31

внешний вид;

5

36

4

31

4

29

4

31

доброжелательно настроенная публика

5

36

5

38

4

29

5

38

6.

Меняется ли Ваше эмоциональное состояние во время выступления?

я чувствую себя уверенно во время всего выступления;

4

29

4

31

6

43

4

31

я испытываю страх и неуверенность во время всего выступления;

8

57

7

53

6

43

7

53

я чувствую себя увереннее уже через несколько минут выступления;

1

7

1

8

1

7

1

8

я чувствую себя увереннее в конце выступления

1

7

1

8

1

7

1

8








Таблица 7.

Результаты исследования по «Методике наблюдения за поведением во время публичного выступления» (на основе методики И.А. Петрова)


п/п

Уровень владения основными нормами построения устной речи во время публичного выступления

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Эксперимен

тальная группа

(n = 14)

Контрольная группа

(n = 13)

Эксперимен

тальная группа

(n = 14)

Контрольная группа

(n = 13)

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

1.

Низкий уровень

6

42

5

38

4

29

5

38

2.

Средний уровень

4

29

4

31

5

36

4

31

3.

Высокий уровень

4

29

4

31

5

36

4

31



Контрольная группа

Экспериментальная группа

Уровень владения основными нормами построения устной речи во время публичного выступления

Рис. 3. Результаты исследования по «Методике наблюдения за поведением во время публичного выступления» (на основе методики И.А. Петрова)






Контрольный этап был направлен на повторную диагностику
особенностей проявления страха выступать перед публикой у испытуемых,
по результатам которого программа коррекции показала свою
эффективность. Полученные выводы экспериментального исследования
подтвердили гипотезу о том, что программа коррекции страха
публичных выступлений (глоссофобии) младших школьников будет
оказывать положительное влияние на развитие способности обучающихся
выступать на публике и снижение уровня тревоги.

Таблица 9.

Результаты исследования по «Структурному опроснику детских страхов (СОДС) для детей младшего школьного возраста (Л.С. Акопян)

п/п

Вопросы / ответы

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Экспериментальная группа

(n = 14)

Контрольная группа

(n = 13)

Экспериментальная группа

(n = 14)

Контрольная группа

(n = 13)

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

1.

Боишься ли ты чего-нибудь?

да;

12

86

11

85

10

71

11

85

нет;

2

14

2

15

4

29

2

15

2.

Чего ты боишься больше всего?

медицинские страхи;

5

36

4

31

4

29

4

31

социально-опосредованные страхи;

5

36

5

38

4

29

5

38

пространственные страхи

4

28

4

31

3

21

4

31

другой ответ

-

-

-

-

3

21

-

-

3.

Есть ли такое место, где ты ничего не боишься? Где?

дома/в своей комнате;

6

43

6

46

6

43

6

46

с мамой/папой

8

57

7

54

8

57

7

54

4.

Что ты делаешь, когда испугаешься чего-нибудь?

активно-защитные способы поведения;

5

36

5

38

7

50

5

38

пассивно-защитные способы поведения

9

64

8

62

7

50

8

62


Для того чтобы достоверно установить, оказалась ли результативной программа коррекции, был применён χ2 - критерий Пирсона.

Было выполнено:

1) расчет теоретической частоты (ƒT);

2) подсчитана разность между эмпирической и теоретической частотой по каждому разряду;

3) определено число степеней свободы. Внесена поправка на «непрерывность» (если v=1);

4) полученные разности возведены в квадрат;

5) полученные квадраты разностей разделены на теоретическую частоту (последний столбец);

6) полученная сумма является χ2Эмп.



N

Эмпирическая частота

Теоретическая частота

Э - ƒT)

Э - ƒT)2

Э - ƒT)2T

1

86

80.62

5.38

28.94

1.359

2

71

76.38

-5.38

28.94

1.379

3

14

22.08

-8.08

65.29

2.957

4

29

20.92

8.08

65.29

3.121

5

36

33.38

2.62

6.86

1.206

6

29

31.62

-2.62

6.86

1.217

7

36

33.38

2.62

6.86

1.206

8

29

31.62

-2.62

6.86

1.217

9

28

25.16

2.84

8.07

1.321

10

21

23.84

-2.84

8.07

1.339

11

43

44.16

-1.16

1.35

2.031

12

43

41.84

1.16

1.35

2.032

13

57

58.54

-1.54

2.37

1.04

14

57

55.46

1.54

2.37

1.043

15

36

44.16

-8.16

66.59

1.508

16

50

41.84

8.16

66.59

1.592

17

64

58.54

5.46

29.81

1.509

18

50

55.46

-5.46

29.81

1.538

Суммы

779

779

-

-

22.615


Результат: χ2Эмп = 22.615

Критические значения χ2 при v = 8

v

p

0.05

0.01

8

15.507

20.09


Ответ: Ответ: χ2Эмп превышает критическое значение, расхождения между распределениями статистически достоверны (гипотеза Н1). Следовательно, гипотеза о положительных изменениях в снижении страхов младших школьников экспериментально подтвердилась.