диагностика мотивации первоклассников
Березняк Елена Юрьевна
педагог-психолог ГБОУ лицей №329
г. Санкт-Петербурга
Рисунок «Что я делаю в школе»
Мотивационная система младших школьников
К концу дошкольного возраста (6-7 лет) в познавательном и личностном развитии ребёнка происходят серьёзные изменения, которые заставляют его стремиться к новому общественному образу жизни, к более «взрослой» деятельности, к учению (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, Л.С. Славина, Л.И. Божович, Е.Ф. Рыбалко, М.Р. Гинзбург, Г.А. Цукерман, Т.А. Нежнова, К.Н. Поливанова и др.).
Мотивационная система младших школьников
Учебный мотив как осознанная потребность в развитии и получении знаний формируется постепенно в процессе самого обучения. Дошкольники и учащиеся первых классов пока руководствуются целой системой мотивов прихода в школу. Эти мотивы имеют различную побудительную силу и могут соподчинять друг друга, в соответствии с сознательно принятым намерением, могут взаимно дополнять и усиливать друг друга, конкурировать друг с другом.
Мотивационная система младших школьников
Для детей 6-7 лет характерны шесть групп мотивов прихода в школу (М.Р.Гинзбург):
- собственно учебно-познавательные мотивы , берущие начало в познавательной активности: «Хожу в школу потому, что нравится учиться, делать уроки»;
- широкие социальные мотивы , основанные на понимании общественной необходимости учения, стремлении к социальной роли: «Хожу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно». По мнению Л.И. Божович, социальный мотив вырастает из потребности ребёнка в общении;
Мотивационная система младших школьников
- позиционный мотив , связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими: «Хочу быть большим, в школе чувствую себя взрослым» ;
- мотив получения высокой отметки ;
- внешние по отношению к самой учёбе мотивы , например подчинение требованиям взрослых и т.п.: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил» .
Мотивационная система младших школьников
- игровой мотив , неадекватно перенесённый в новую учебную сферу: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть».
Первоклассников также часто привлекают атрибуты обучения : школьная форма, портфель, учебные принадлежности (можно отнести к позиционному мотиву). Они с радостью идут в школу только потому, что им нравится учитель (важны не столько знания, сколько человек, транслирующий их).
Мотив прихода в школу и адаптация к ней
По наблюдениям специалистов адаптация к школе успешнее проходит у детей с учебным и учебно-социальным мотивом прихода в школу.
Внешний мотив (заставляют) и игровой отношения к учёбе не имеют, они свидетельствуют о неготовности ребёнка к школе.
В остальных случаях учебная мотивация находится ещё на стадии формирования.
Диагностика мотивов обучения первоклассников
Методика «Определение мотивов учения», разработанная М.Р. Гинзбургом, прекрасно подходит для индивидуальной беседы с ребёнком. В условиях современной школы, когда параллель первоклассников включает 4-6 классов, её провести затруднительно.
Поэтому в начале учебного года для изучения мотивов учения первоклассников целесообразно использовать рисуночные тесты. Они хорошо подходят для групповой диагностики, и привычны для детей данной возрастной категории .
Критерии диагностики детского рисунка
При этом более внимательного рассмотрения заслуживает содержательная часть детского рисунка. Её изучением занимались многие отечественные и зарубежные исследователи (Е.И. Игнатьев, В.С. Мухина, Н.П. Сакулина, С.С. Степанов, М.В. Осорина, Г.Г. Сперинг, В. Вульф, Х. Рид, К. Маховер, Джон Дилео и др.).
Установлено, что достоверная оценка рисунка ребёнка возможна с учётом возраста и уровня его развития. Дети рисуют то, что они знают, а не то, что видят. До 8-летнего возраста для них характерен внутренний (интеллектуальный), а не визуальный реализм.
Критерии диагностики детского рисунка
Н.Я. Семаго, рассмотрев различные подходы к интерпретации детского рисунка, выделила наиболее важные показатели его использования в психологической оценке и анализе развития ребёнка с учётом его возраста и заданной темы.
По её исследованиям рисунки детей 5-7 и 7-9 лет можно рассматривать не только с точки зрения сформированности образной, эмоциональной, графической деятельности, уровня психической активности и темперамента, но и с точки зрения, мотивационной готовности принятия новых социальных ролей, взаимодействия со сверстниками и педагогами, косвенных показателей самооценки, адекватности полоролевой и возрастной идентификации.
Рисунок «Что я делаю в школе»
Поэтому для исследования школьной мотивации первоклассников целесообразно использовать рисунок «Что я делаю в школе».
При его рассмотрении, в первую очередь, следует учитывать содержание рисунка – сформированность мотивационной готовности к принятию социальных ролей (6-7 лет) и сформированность учебной мотивации и принятия роли школьника (7-8 лет). При этом учитываются и остальные аспекты рисования.
Беседа перед рисованием
Для настроя первоклассников на тему рисунка перед рисованием психолог беседует с детьми о школе: для чего они приходят сюда, что значит «учиться», как они готовятся к школе дома, что нравится и не очень нравится в ней…
Если первоклассник затрудняется приступить к рисованию, стоит индивидуально переговорить с ним, о том, чем он занимается в школе, подбодрить изобразить это.
Беседа перед рисованием
Некоторые дети спрашивают, можно ли нарисовать что-то другое. Если индивидуальное собеседование не помогает, соглашаемся, чтобы ребёнок нарисовал то, что хочет. Как, правило, это дети не готовые к восприятию инструкций учителя, и к школе. Они или плохо понимают, для чего они здесь, или есть более сильные мотивы и побуждения.
Время рисования 20-30 минут. Рисунок раскрашивается цветными карандашами.
Интерпретация рисунка Школьная мотивация отсутствует
- Дети не готовые к школе, или со слабой школьной мотивацией чаще всего рисуют то, что хотят: свои игрушки, дачу, отдых с родителями или самих родителей, любимых животных…
Интерпретация рисунка Мотивация общения
- Дети только с социальной мотивацией (общение) рисуют своих друзей и общение с ними. При этом нет никаких признаков того, что общение происходит в школе.
Интерпретация рисунка Мотивация общения
Атрибуты школьной жизни отсутствуют или отражают внешние признаки школы, парты и столы пустые, нет ни книг, ни портфелей, ни других признаков обучения.
Интерпретация рисунка Мотивация внешней атрибутики
- Дети с мотивацией внешней школьной атрибутики стараются воспроизвести внешние признаки школьной жизни: здание школы, пустой школьный класс. Они точно воспроизводят, как стоят столы, парты, висит доска, могут изобразить учеников за партами. Но на столах ничего нет. Доска чистая. Учебный процесс пока не начался.
Интерпретация рисунка Мотивация внешней атрибутики
Такие ученики также любят изображать только себя за пустой партой в позе ученика (со сложенными руками), или урок физкультуры, рисования (то, что им понятно или нравится).
Интерпретация рисунка Учитель как мотиватор обучения
- Для некоторых учащихся очень важна фигура учителя . Поэтому они изображают только его, или себя и учителя. При этом важно учитывать, является это просто общением или учебной деятельностью.
Интерпретация рисунка Учебная мотивация
- Дети с учебной мотивацие й уже понимают, что такое учебный процесс. На их рисунках мы уже видим не просто класс или парту, а непосредственно обучение. На столах находится всё, что нужно для занятий (книги, тетради, ручки, краски, карандаши).
Интерпретация рисунка Учебная мотивация
Ученики пишут, рисуют, думают, смотрят на доску, где что-то изображено, общаются с педагогом. Также присутствуют буквы, цифры, обозначены любимые школьные предметы.
Интерпретация рисунка Учебная мотивация
Интерпретация рисунка Смешанная мотивация
- Чаще всего в рисунках прослеживается несколько видов школьной мотивации, например, учебная и социальная, учебная и желание получать хорошие отметки.
Интерпретация рисунка
Кроме содержания рисунка психолог также обращает внимание на сформированность графической деятельности, аффективность переживаний, связанных со школой, характер самооценки и уровня притязаний, косвенные показатели уровня психической активности и темперамента, наличие специфических особенностей рисунка, характерных для искаженных типов развития…
Дополнительные возможности рисунка
- Данная методика позволяет психологу продуктивно провести знакомство с первоклассниками, которые рады поделиться своими новыми переживаниями и испытывают потребность в этом.
- Просмотр рисунков педагогом вместе с психологом даёт прекрасную возможность лучше понять своих учеников, скорректировать дальнейшую работу с ними.
- Особенно эти рисунки удобны для показа на родительском собрании для беседы с родителями о готовности ребёнка к обучению, о том, как дети адаптируются к школе. Родители с улыбкой разглядывают творчество своих детей и с большим удивлением узнают о скрытых потребностях своего ребёнка.
Спасибо за внимание!!!