СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика мотивации учебной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностический материал с анализом по мотивации https://imfourok.net/metodiki-diagnostiki-motivacii-uchebnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-1290781.html

Просмотр содержимого документа
«Диагностика мотивации учебной деятельности»


Методика диагностики учебной мотивации младших школьников Н.В. Елфимовой «Лесенка побуждений»


Инструкция. Давай построим лесенку, которая будет называться «Зачем я учусь». Перед тобой разложены 8 карточек, на которых написано, зачем школьники учатся в школе. Разложи их перед собой. Внимательно прочитай, что написано на каждой карточке.

Выбери карточку, где написано самое главное про то, зачем ты учишься. Это будет первая ступенька нашей лесенки. Из оставшихся семи карточек снова выбери ту, где написано самое главное про то, зачем ты учишься. Это будет вторая ступенька лесенки. Положи эту карточку ниже первой. Понятно, как строить лесенку? Продолжай строить ее самостоятельно.

Мы закончили лесенку «Зачем я учусь». Проверь, правильно ли ты ее составил. На первой ступеньке написано самое главное про то, зачем ты учишься. На ступеньке ниже — то, что ты считаешь менее главным, и т.д. На нижней ступеньке лесенки написано то, что ты не считаешь главным в твоей учебе в школе.

Лесенка побуждений

Здесь ученик в форме лесенки ранжирует 2 вида мотивов учения — социальные и познавательные.

Познавательные мотивы:

1) широкий познавательный — ориентация на овладение новыми знаниями;

2) процессуальный — ориентация на процесс учения;

3) результативный — ориентация на результат учения (оценку);

4) учебно–познавательный — ориентация на усвоение способа получения знаний.

Социальные мотивы:

1) широкий социальный мотив — стремление приобрести знания, чтобы быть полезным обществу;

2) «учительский мотив» — стремление заслужить похвалу и одобрение со стороны учителя;

3) «родительский мотив» — стремление заслужить похвалу и одобрение родителей;

4) «товарищеский мотив» — стремление заслужить уважение своих товарищей.

Ученикам предъявляются на отдельных карточках следующие 8 утверждений, соответствующих вышеуказанным 4 познавательным и 4 социальным мотивам:

Познавательные мотивы:

1. Я учусь для того, чтобы все знать.

2. Я учусь потому, что мне нравится процесс учения.

3. Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.

4. Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.

Социальные мотивы:

1.(5) Я учусь для того, чтобы быть полезным людям.

2. (6) Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами.

3. (7) Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей.

4. (8) Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.

Результаты, полученные с помощью данной методики, свидетельствуют о соотношении социальных и познавательных мотивов учения школьника, которые определяются по тому, какие мотивы занимают первые четыре места в иерархии. В случае, если эти места занимают 2 социальных и 2 познавательных мотива, делается вывод об их гармоничном сочетании у школьника. Если эти места занимают 4 мотива одного типа, делается вывод о доминировании данного типа мотивов учения (например, социальных).




Анализ результатов мотивации

Дата проведения: декабрь 2017г. Класс: 1


ФИ ученика

Результаты

Мотивы учения

А.А.

1, 3, 7, 2, 6, 5, 8, 4

познавательные

Б.Л.

3, 8, 7, 6, 1, 4, 5, 2

социальные

Б.А.

1, 7, 3, 2, 4, 8, 6, 5

познавательные

Б.В.

7, 8, 6, 4, 2, 1, 5, 3

социальные

К.А.

1, 3, 2, 8, 4, 6, 8, 5

познавательные

М.Д.

3, 7, 2, 5, 1, 4, 6,8

познавательные +социальные

М.Д.

7, 6, 8, 1, 3, 2, 5, 4

социальные

Н.Д

3, 7, 1, 4, 5, 6, 8, 2

познавательные

Т.А.

1, 7, 3, 2, 8, 4, 5, 6

познавательные

Т.С.

2, 7, 6, 8, 1, 3, 4, 5

социальные




Вывод: Результаты диагностики показали, что познавательные мотивы учения преобладают - 5 чел (50%), социальные – 4 чел. (40%) и гармоничное сочетание у 1 ученика. Предстоит продолжить работу над развитием познавательной мотивации.









































Анкета по оценке уровня школьной мотивации

(Н. Лусканова)

Цель: анкета предназначена для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности. Может быть использована в работе со школьниками 1—4-х классов. Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.

Форма: анкета.

1.Тебе нравится в школе?

  • Нравится

  • Не очень нравится

  • Не нравится

2.Утром, когда ты просыпаешься, то всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

  • Иду с радостью

  • Бывает по-разному

  • Чаще всего хочется остаться дома

3.Если учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам и желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

  • Не знаю точно

  • Остался бы дома

  • Пошел бы в школу

4.Ты доволен, когда у вас отменяют какие-либо уроки.

  • Доволен

  • Бывает по-разному

  • Не доволен

5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

  • Хотел бы

  • Не хотел бы

  • Не знаю точно

6.Ты хотел бы, чтобы в школе не было уроков, но остались одни перемены?

  • Хотел бы

  • Не хотел бы

  • Не знаю точно

7.Часто ли ты рассказываешь своим родителям о школе?

  • Часто

  • Иногда

  • Почти никогда не рассказываю

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

  • Точно не знаю

  • Не хотел бы

  • Хотел бы

9.Много ли у тебя друзей в классе?

  • Не очень много

  • Много

  • Почти нет

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

  • Нравятся

  • Некоторые нравятся, а некоторые – не очень

  • Большинство не нравится



КЛЮЧ:

вопроса

Бал за 1 ответ

Бал за 2 ответ

Бал за 3 ответ

1

3

1

0

2

3

1

0

3

1

0

3

4

0

1

3

5

0

3

1

6

0

3

1

7

3

1

0

8

1

3

0

9

1

3

0

10

3

1

0

Вариант расчетов по А.Ф.Ануфриеву:

За первый ответ – 3 балла,

За второй ответ – 1 балл,

За третий ответ – 0 баллов.

5 основных уровней школьной мотивации.



  1. 25 – 30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

  2. 20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Такой уровень мотивации является средней нормой.

  3. 15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

  4. 10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

  5. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебой, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно- психического здоровья.
















Анализ результатов мотивации

Дата проведения: декабрь 2018г Класс:2


ФИ ученика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

всего

Уровень мотивации

А.А.

3

3

1

1

1

3

3

3

1

3

21

средний


Б.Л.

1

1

0

1

1

1

1

3

1

1

11

низкий

Б.А.

3

3

3

3

3

3

3

3

3

1

28

высокий

Б.В.

3

0

0

1

1

3

3

3

3

3

20

средний

К.А.

3

1

1

3

3

3

0

1

3

3

24

средний

М.Д.

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

30

высокий

М.Д.

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

30

высокий

Н.Д

3

1

1

1

1

1

3

3

3

3

20

средний

Т.А.

3

3

1

3

1

3

3

3

3

1

25

высокий

Т.С.

3

0

1

1

1

3

3

3

3

3

21

средний


Вывод: Результаты диагностики показали, что высокий уровень мотивации учения (максимально высокий уровень) у 3 чел (30%), средний (хорошая школьная мотивация)– 6 чел. (60%) и низкий уровень мотивации у 1 ученика. Предстоит продолжить работу над повышением уровня мотивации во время уроков и внеклассой работе



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!