СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика музыкальных способностей обучающихся

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье излагаются диагностические материалы, которые помогут педагогам дополнительного образования, обучающим детей искусству вокала , осуществить контроль за качеством освоения образоавательной программы учащимися.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика музыкальных способностей обучающихся»

Диагностика музыкальных способностей обучающихся

Составитель: Сергеева Н.Е., педагог дополнительного образования

Развитие музыкальных способностей осуществляется в комплексе и тесной взаимосвязи с решением образовательных задач. Музыкально- образовательная деятельность направлена на усвоение элементарных сведений о музыке, ее языке, средствах выразительности, ее жанрах, а также приобретение определенного запаса умений и навыков исполнительства.

Руководство процессом музыкального воспитания детей невозможно без учета общего уровня музыкального развития всех детей в объединении, а также без внимания к индивидуальным особенностям музыкального развития каждого ребенка.

С этой целью в начале и в конце учебного года проводится диагностика уровня музыкального развития детей, в процессе которой предлагается выполнить определенные задания, позволяющие выявить уровень развития музыкальных способностей детей, а также степень овладения необходимыми умениями и навыками.

Диагностика музыкальных способностей ребенка должна основываться не столько на их однократной оценке, сколько на выявлении их изменений по сравнению с прошлым и, соответственно, готовности к совершенствованию в будущем.

Предметом обследования стало музыкальное развитие детей в целом, которое включает:

развитие музыкальных способностей;

оценку знаний, умений и навыков в области восприятия музыки и исполнительской музыкальной деятельности;

развитие творческих способностей.

Объектом исследования являются учащиеся системы дополнительного образования детей. Обоснованность и достоверность результатов проведенной диагностики достигается путем применения инструментальных

подходов, соответствующих целям и задачам исследования. Из всей современной методической литературы по музыкальному воспитанию детей выбрана удобная форма и способы фиксации диагностических результатов. Они оперативны и легки в использовании, учитывают индивидуальные особенности учащихся, профессиональные возможности педагога.

Для выявления уровней музыкального развития детей составлены диагностические карты (см. Приложение №3) и разработаны диагностические задания – по одному на каждый показатель музыкального развития (см. Приложение №2). Выполнение учащимися диагностических заданий оценивается по трехбалльной системе, исходя из критериев качества освоения ребенком программного материала, степени развития той или иной способности:

высокий уровень – 3 балла средний уровень – 2 балла низкий уровень – 1 балл

Для фиксации результатов наблюдения используются таблицы. Поскольку в диагностике не один, а несколько разделов, то используются три варианта таблицы:

диагностика музыкальных способностей диагностика обученности детей

диагностика творческих способностей

Все результаты по выполнению заданий заносятся в сводную таблицу, суммируются и выводится уровень развития.

Исходя из результатов диагностики в начале года, делаются выводы, как развивается каждый ребенок, на кого направить особое внимание. Если у ребенка заметны новые успехи, то их надо развивать до полного их раскрытия. Если же наоборот, ребенок в чем-то затрудняется – помочь ему, подобрав правильные методы и приемы по развитию его способностей.

Таким образом, в конце учебного года, по показаниям таблиц составляются графики уровня по развитию музыкальных способностей, отмечаются изменения развития. В конце года результаты диагностического исследования представляются на педсовете.


Приложение №2

Диагностические задания 1год обучения

Задание №1

Цель: определить уровень развития ладового чувства.

Педагог исполняет попевку или знакомую песенку на фортепиано. Сначала попевка исполняется полностью, а во второй раз педагог просит услышать, что изменилось в его игре. Ребенок должен определить закончилась ли мелодия или педагог не доиграл ее до конца (до тоники).

Репертуар: русская народная песня «Уж как по мосту- мосточку».

Задание №2

Цель: выявить уровень развития музыкально-слуховых представлений.

Педагог исполняет любую несложную попевку на фортепиано. Задача ребенка повторить ее.

Репертуар: русская народная песня «Андрей-воробей» или «Петушок».


Задание №3

Цель: выявление уровня сформированности метро-ритмической способности

Педагог играет попевку на фортепиано. Задача ребенка повторить ритмический рисунок попевки в хлопках, притопах или на ударных инструментах.

Репертуар: «Тук, тук, молотком», русская народная песня «Во поле береза стояла», М. Красев «Елочка».

Задание №4

Цель: выявить знания ребенка о типах голоса. Фонограммы или видео следующих произведений: П.И.Чайковский «Благославляю вас, леса» (баритон) М. П. Мусоргский «С няней» (сопрано)

Ф. Шуберт «Аве! Мария» (дискант) Е. Крылатов «Ты человек» (альт) М. И. Глинка Ария Сусанина (бас)

Педагог показывает видео или аудио музыкальных композиций. Учащийся должен узнать произведение и определить тип голоса, ответить на вопросы педагога:

Название произведения? Какой тип голоса?

Характерные особенности


Задание №5

Цель: определить возможности ребенка в восприятии музыкального произведения и определить вид русских народных песен

Игровой материал: карточки трех цветов (красный, синий, зеленый), фонограммы или исполнение музыкальных произведений.

Исходным для построения подобной диагностики является установленное в психологии соответствие определенных цветовых оттенков различным эмоциональным состояниям человека.

Детям предлагается в процессе прослушивания небольшого отрывка из музыкального произведения выбрать карточку именно того цвета, каким бы он нарисовал данную мелодию.

Задача ребенка создать цветовой образ музыкальной композиции (веселый, задорный – красный; грустный, печальный – синий; светлый, лирический – зеленый.)

Посредством введения цветовой символики проверяется эмоциональная реакция на три разнохарактерные мелодии. Называют вид русских народных песен, его характерные особенности.

Репертуар: «Камаринская», «Эй, ухнем», «Во поле береза стояла»


Задание №6

Цель: выявить способность ребенка в определении формы музыкального произведения (вступление, заключение, припев, запев в песне, двух или трехчастная форма)

Ребенку предлагается для прослушивания несколько музыкальных произведений разной формы. После исполнения ребенок определяет сколько частей в произведении и по каким средствам выразительности он это понял.

В.Шаинский «Пусть бегут неуклюже»

В.Салманов «Голодная кошка и сытый кот» Д.Кабалевский «Клоуны»


Задание №7

Цель: выявить уровень владения ребенка навыками пения (интонация, дыхание, дикция и т.д.)

Ребенку предлагается исполнить небольшие распевки на разные слоги или слова (звуки о, а, у; слоги: а, мо, ду, ля и т.д.), с динамическими изменениями (громко-тихо) и разными способами звукоизвлечения (легато, стаккато).

Задание №8

Цель: выявить умение ребенка петь выразительно, эмоционально, передавая характер песни.

Ребенку предлагается спеть знакомую песню и определить его способность к выразительному и эмоциональному пению.

Репертуар: любая знакомая ребенку песня (песни В.Шаинского, Е.Крылатова, А. Варламова В. Тюльканова), программные сочинения.


Задание №9

Цель: выявить способность ребенка чисто интонировать попевку или небольшую мелодию с музыкальным сопровождением и без него.

Ребенку предлагается попевка или песня для прослушивания. После этого музыкальный руководитель просит ребенка спеть попевку сначала с сопровождением, а затем без него.

Репертуар: «Осенние распевки», «Та-та, два кота», и т.д.


Задание №10

Цель: определить знания, умения и навыки ребенка в игре на детских музыкальных инструментах, выявить интерес ребенка к музицированию.

Педагог показывает ребенку изображения различных музыкальных инструментов, просит ответить его как они называются и изобразить способы

игры на них, сопровождая его игру музыкальным аккомпанементом. Исполнение на свирели 2- 3 песенок.

Репертуар: русская народная песня «Ах ты, береза», Г. Струве

«Песенка о гамме», «Василек», «Лошадка».

Игровой материал: карточки с изображением музыкальных инструментов, музыкальные инструменты.


Задание №11

Цель: выявить способность ребенка различать тембры музыкальных инструментов.

Материал: карточки с изображением барабана, балалайки, металлофона, дудочки и т.д. сундучок, фонограммы со звучанием этих инструментов.

Педагог показывает ребенку «Волшебный сундучок». В нем спрятались музыкальные инструменты. После каждого звучания ребенок поднимает карточку с изображением звучащего музыкального инструмента, называет его.

Задание №12

Цель: выявить уровень творческих проявлений детей в пении.

Педагог предлагает ребенку поговорить с ним, только на музыкальном языке.

Рассказывается сказка. Задача детей – в нужных местах вставить свои примеры импровизаций. Вот варианты таких рассказов.

А) Пошли дети в лес и, чтобы не потеряться, стали аукаться - … (в местах точек – вокальные примеры детей). В лесу они услышали пение кукушки - … и стук дятла - … Закапал дождик - … А потом тучки ушли, и запел соловей - …

б) настало утро, пропел петушок - … Часы пробили шесть - … Стало слышно, как пастух заиграл на рожке - … Коровы начали собираться в стадо и мычать –…


Задание №13

Цель: выявить способность детей сочинить песенку.

Педагог предлагает подобрать к данному поэтическому фрагменту мелодию, способствующую наиболее полному художественному воплощению текста.


Задание №14

Цель: выявить у детей творческие способности (импровизация)

Учащимся предлагается тема, например «соль-ми-соль-ля» и они должны сочинить мелодию на эту тему.

Задание №15

Цель: выявить творческие способности ребенка в импровизации на детских музыкальных инструментах.

Музыкальный руководитель предлагает ребенку прослушать отрывок из музыкального произведения, а затем предлагает сыграть с ним в ансамбле, используя тот инструмент, который соответствует характеру и тональной окрашенности музыкального сочинения.

Репертуар:

русская народная песня «Ах вы, сени» П.И.Чайковский «Полька»

Приложение №3


Диагностическая карта №1

по определению уровня музыкальных способностей детей

Основные показатели музыкального развития ребенка

Задания

Предполагаемые действия детей

Уровни


1.Ладовое чувство: определяет законченность мелодии на тонике




№1

Чувствует законченность мелодии на тонике

Не уверенно определяет законченность мелодии на тонике

Не определяет законченность мелодии на тонике


Высокий Средний Низкий


2.Музыкально-слуховое

представление: подбирает мелодию или попевку по слуху.





№2

Подбирает всю мелодию или попевку

Затрудняется в подборе мелодии или попевки по слуху

Не способен подобрать по слуху мелодию или попевку

Высокий



Средний



Низкий


3.Чувство ритма: повторяет ритмический рисунок хорошо знакомой попевки в хлопках, притопах, на ударных инструментах.




№3

Точное повторение ритмического рисунка

Повторение ритмического рисунка с помощью педагога

Неверное повторение ритмического рисунка

Высокий



Средний



Низкий


Диагностическая карта №2

по определению знаний, умений и навыков в области восприятия музыки

Основные показатели музыкального развития ребенка

Задания

Предполагаемые действия детей

Уровни



Различает сопрано, альт, бас,

Высокий

1.Знает типы голоса, узнает их в музыке



№4

тенор, узнает их при восприятии.

Различает сопрано, альт, бас, но делает это не всегда уверенно.

Допускает ошибки в определении типов голоса или не отвечает вообще



Средний



Низкий


2.Определяет виды русских народных песен, характер музыкальных произведений



№5

Адекватно определяет виды народных песен характер музыкальных произведений. Определяет видырусских народных песен, характер произведений при помощи педагога, дает 2-3

определения (веселая, бодрая).

Неверно определяет характер музыкального произведения, и не знает плясовые, хороводные песни

Высокий Средний



Низкий


3.Определяет форму музыкального произведения (2-3 частную)




№6

Правильно определяет форму музыкального

произведения (запев, припев в песне; вступление, заключение; части в 2-3 частном произведении).

Форму музыкального произведения может определить только при помощи педагога.

Неверно определяет форму музыкального произведения

Высокий





Средний



Низкий


Диагностическая карта №3

по оценке знаний умений и навыков в области исполнительской музыкальной деятельности детей

Пение

Основные показатели музыкального развития ребенка

Задания

Предполагаемые действия детей

Уровни


1.Владение навыками пения: точно интонирует, вовремя берет

дыхание, четко произносит текст песни



№7


Точно интонирует, правильно берет дыхание, четкая дикция.

Интонирует не очень точно, не всегда вовремя берет дыхание, нечетко


Высокий



Средний



произносит текст.

Плохо владеет навыками пения


Низкий


2.Умение петь выразительно,

передавая характер песни, темповые и динамические особенности



№8


Поет выразительно, используя нюансировку, передает характер музыки. Поет недостаточно выразительно, без эмоций.

Поет плохо или отказывается петь


Высокий



Средний Низкий


3.Чисто интонирует песню или попевку с музыкальным сопровождением и без него



№9

Самостоятельно исполняет песню или попевку с

сопровождением и без него.

Исполняет песню или попевку с поддержкой голоса педагога.

Не может петь без поддержки педагога, интонирует неверно


Высокий Средний Низкий

Диагностическая карта №4

по оценке знаний, умений и навыков в области исполнительской музыкальной деятельности детей

Игра на детских музыкальных инструментах

Основные показатели музыкального развития ребенка

Задания

Предполагаемые действия детей

Уровни


1.Знает названия инструментов (металлофон, бубен, барабан, треугольник, маракас), владеет навыками игры на свирели




№13


Владеет знаниями об инструментах, характере их звучания, способах звукоизвлечения, играет правой рукой на свирели Представления о

музыкальных инструментах ограничены.

Плохо владеет знаниями о музыкальных инструментах


Высокий



Средний Низкий


2.Различает по тембру звучание музыкальных инструментов




№14


Узнает по тембру звучания детских музыкальных инструментов, называет их. Узнает изображение инструментов по картинкам, определяет по тембру 2-3 музыкальных инструмента. Узнает несколько


Высокий Средний


Низкий



музыкальных инструментов по картинкам, плохо различает тембровое звучание инструментов



Диагностическая карта №5

по определению уровня творческих способностей детей

Основные показатели

музыкального развития ребенка

Задания

Предполагаемые

действия детей

Уровни


1.Творчество в пении: умеет дать музыкальный ответ на

музыкальный вопрос



№12


Уверенно воспроизводит голосом импровизированную мелодию.

Исполняет певческие импровизации при помощи педагога.

Не проявляет интереса к певческой импровизации


Высокий


Средний Низкий


2.Умеет подобрать к данному поэтическому фрагменту мелодию, способствующую наиболее полному художественному воплощению текста



№13


Подбирает мелодию к музыкальной композиции.


Сочиняет музыкальную композицию на основе 2-4 звуков.

Затрудняется в сочинении музыкальных композиций


Высокий Средний


Низкий


3. Способен на заданную тему, например «соль-ми-соль-ля» сочинить мелодию



№14


Точно передает мелодию сочиняет тему из2—4 тактов, заканчивая на тонике.

Неточно передает мелодию и сочинение поет не в тональности. Плохо и неверно передает мелодию и не может сочинить


Высокий Средний


Низкий


4.Творчество в игре на ДМИ: проявляет фантазию в составлении ритмического аккомпанемента



№15


Способен к импровизации ритмического аккомпанемента.

Подбирает аккомпанемент при помощи педагога.

Не может выполнить задания


Высокий


Средний Низкий

Приложение №4

Таблица №1

Уровни развития музыкальных способностей детей


Фамилия, имя ребенка

Ладовое чувство

Музыкально- слуховое представление

Чувство ритма

Количество баллов

Уровень
















Высокий уровень – 8-9 баллов Средний уровень – 5-7 баллов Низкий уровень 1-4 балла

Таблица №2

Оценка знаний, умений и навыков в области восприятия музыки и исполнительской музыкальной деятельности детей

Фамилия, имя ребенка

Восприятие музыки

Пение

Музыкально- ритмическая деятельность

Игра на ДМИ

Количест во баллов

Уровень музыкаль ного развития

Номер задачи

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2


































Высокий уровень – 28-30 баллов Средний уровень – 17 -27 баллов Низкий уровень 11-16 баллов


Таблица №3

Уровни развития творческих способностей


Фамилия, имя ребенка

Творчество в пении

Сочинение песни

Импровизация на заданную

тему

Творчество в игре на

ДМИ

Количес тво

баллов

Уровень










Высокий уровень – 11-12 баллов Средний уровень – 7-10 баллов Низкий уровень 4-6 баллов



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!