СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика нравственных приоритетов личности учащегося.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностика – не панацея, а средство, которое может помочь сделать проблему безпроблемной.  Д.Добсон

    Огромную роль в работе классного руководителя играет диагностика. Она может быть использована как в работе с учащимися, так и с коллективом родителей.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика нравственных приоритетов личности учащегося.»

Диагностика нравственных приоритетов личности учащегося.

1. Методика неоконченных предложений.
Зависть – это…
Зло – это…
Добро – это…
Ненависть – это …
Дружба – это
Совесть – это…
Честность – это…
Хитрость – это…
Порядочность – это…
Честь – это…
Надежность – это…
Если учащиеся не могут объяснить понятия, организуйте работу по их изучению.

2. Ранжирование понятий.
Проранжируйте понятия по степени личной значимости:
семья, друзья, здоровье, отечество, обучение, успех, карьера, деньги, благосостояние, слава, известность, способности, трудолюбие, учеба.
После того как учащиеся проранжировали понятия, учителю станет понятно, какие проблемы нуждаются в обсуждении на классных часах.

Исследование свойств нервной системы: силы процессов возбуждения, торможения и подвижности нервной системы.

Инструкция к тесту

Этот опросник содержит утверждения, касающиеся разных свойств нервной системы. Здесь нет правильных или неправильных ответов, потому что у каждого свойства есть свои достоинства

Просим Вас определить свое отношение к высказываниям по порядку, не заглядывая в свои предыдущие ответы. Старайтесь оценивать себя искренне, описывайте себя таким (такой), каким (какой) Вы были на протяжении последнего года (нескольких лет), а не таким (такой), каким (какой) Вы хотели бы быть. Вам будет легче дать ответ, если Вы будете сравнивать себя со знакомыми Вам людьми того же пола и приблизительно того же возраста.

Совершенно очевидно, что поведение и взгляды изменяются в зависимости от ситуации, тем не менее просим Вас дать общую оценку самого (самой) себя и описывать себя таким (такой), каким (какой) Вы бываете обычно.

На каждое утверждение можно дать один из четырех ответов.

1 – Решительно не согласен

2 – Скорее не согласен

3 – Скорее согласен

4 – Полностью согласен

 Если меня кто-нибудь обижает, я стараюсь ответить тем же.

 Я отказываюсь от задуманного, если внезапно выясняется, что это сопряжено с опасностью

 Я быстро настраиваюсь на неожиданный визит.

 Если по ходу реализации плана возникают опасности, для меня это вполне достаточная причина, чтобы от него отказаться.

 Мне трудно отказаться от чего-то, что доставляет мне удовольствие, даже если окружающие меня об этом просят.

 Внезапная угроза не лишает меня мужества.

 Я с трудом привыкаю к новой среде.

 Я не люблю работать под громкую музыку.

 Даже в незнакомом месте я быстро начинаю себя чувствовать как дома.

 Должно пройти много времени, прежде чем я привыкну к новым знакомым.

 При чтении я избегаю шума.

 Я легко привыкаю к новому месту.

 Я охотно работаю, когда вокруг большое движение.

 Я легко перехожу от одной работы к другой.

 Я охотно принимаю вызов, таящийся в рискованном начинании.

 Я могу выполнять поочередно, один за другим, совершенно разные виды работы.

 Иногда мне трудно оторваться от разговора, хотя – в принципе – я собирался заняться чем-то совершенно другим.

 Я опасаюсь сколько-нибудь значительного риска.

 Я в состоянии попеременно выполнять совершенно разные действия.

 Я неохотно включаюсь в рискованные игры.

 Быстрый переход от одного действия к другому не представляет для меня трудности.

 Если возникает необходимость заняться делом, то я легко отрываюсь от разговора.

 Мне нелегко дается смена настроений.

 Когда у меня плохое настроение, то даже то, чему я обычно радуюсь, не в состоянии его рассеять.

 Даже перед лицом опасности я сохраняю спокойствие.

 Я делаю перерыв раньше, чем планировал, потому что слишком поглощен мыслями о том, что собираюсь делать во время перерыва.

 Шум во время работы выводит меня из себя.

 Я сохраняю спокойствие в автомашине, даже если возникает опасность.

 Я отношусь к той породе людей, которые без труда меняют свое настроение.

 Иной раз я лишь с трудом сдерживаюсь, дожидаясь своей очереди выступить.

 Для перехода от печали к радости мне необходимо много времени.

 Я бы замучился, если бы мне пришлось одновременно разговаривать по двум телефонам.

 Когда вокруг меня все время что-то происходит, моя производительность снижается.

 Мне нравятся ситуации, в которых я могу одновременно заниматься разными вещами.

 Моя производительность падает, если вокруг много отвлекающих меня от работы факторов.

 Я с трудом даю своему собеседнику кончить фразу.

 Если я считаю это необходимым, то легко сдерживаю желание сразу же высказать свое мнение.

 На заданный мне вопрос я, как правило, отвечаю мгновенно, хотя иной раз разумнее было бы подождать.

 Я быстро справляюсь с изменениями хода моей работы.

 Мне все равно, что кому-то мешает мое хобби (увлечение)

 Я не в состоянии работать, если вокруг меня все время что-то происходит.

 Я с легкостью приспосабливаюсь к внезапным изменениям моих планов работы (распорядок дня).

 Меня выводит из себя то, что встреча с моим начальником откладывается.

 Я быстро привыкаю к новому месту

 Я не устаю даже от длительной и тяжелой работы

 Когда это требуется, я без труда сдерживаюсь, прежде чем поделиться с другими переданной мне по секрету информацией

 Меня не изматывает даже очень напряженная работа.

 На работе окружающие по одному моему виду, как правило, угадывают, радуюсь ли я, нервничаю или в плохом настроении.

 Я быстро устаю, когда приходится работать дольше обычного.

 Я люблю разговаривать одновременно с несколькими людьми.

 Чувство раздражения не мешает мне реализовать мои планы.

 Даже читая газету, я не теряю нить разговора.

 Когда так и хочется сказать что-то злое, я все же могу сдержаться.

 Даже когда я стараюсь это скрыть, по мне сразу видно, что я разочарован.
Ключ к тесту
  • Ответы на эти вопросы следует инвертировать (1 = 4; 2 = 3; 3 = 2; 4 = 1): 2, 4, 8, 11, 18, 20, 27, 33, 35, 41, 49, 56, 61, 1, 5, 17, 26, 30, 36, 38, 40, 43, 48, 54, 55, 57, 60, 62, 63, 7, 10, 12, 23, 24, 31, 32, 59.

  • Сила процессов возбуждения (SE): 2, 4, 6, 8, 11, 13, 15, 18, 20, 25, 27, 28, 33, 35, 41, 45, 47, 49, 51, 56, 61.

  • Сила процессов торможения (SI): 1, 5, 17, 22, 26, 30, 36, 37, 38, 40, 43, 46, 48, 53, 54, 55, 57, 58, 60, 62, 63.

  • Подвижность нервной системы (МО): 3, 7, 9, 10, 12, 14, 16, 19, 21, 23, 24, 29, 31, 32, 34, 39, 42, 44, 50, 52, 59.

Обработка результатов теста

На основе подсчета суммарного балла определяют силу возбуждения (SE), силу торможения (SI), подвижность нервной системы (МО) у испытуемого.

Баллы всей выборки испытуемых, участвующих в эксперименте, ранжируют и выделяют две контрастные группы: верхние 27% выборки характеризуются высокими показателями силы возбуждения, силы торможения и подвижности нервной системы, а нижние 27% – низкими показателями этих процессов.

Выявление доминирующего мотива учения

На уроке ученикам предлагается выполнить самостоятельно по выбору задания, которые различаются по:
- сложности и характеру деятельности (творческая или репродуктивная).
- практической или теоретической направленности познавательной деятельности.
- характеру выполнения задания (индивидуальное или групповое).

Одновременно каждый ученик получает листок, в котором обозначены позиции, отражающие причину выбора того или иного задания:
1. Желание себя испытать.
2. Лучше узнать свои возможности по данному предмету.
3. Интерес к предмету.
4. Желание как можно больше узнать из данной области науки.
5. Полезно, пригодится в будущей работе.
6. Этот предмет и знания по нему необходимы для дальнейшего образования.
7. Уверенность в успехе по данному предмету.
8. Легко учиться.
9. Желание преодолеть трудности.
10. Интересно общаться с товарищами на уроках по данному предмету.
11. Желание иметь авторитет среди товарищей, так как этот предмет престижен в данном коллективе.
12. Нравится учитель.
13. Желание быть знающим и образованным человеком, интересным для друзей.
14. Желание быть готовым к самостоятельной жизни.
15. Желание быть духовно богатым, культурным и полезным для общества.
16. чтобы не ругали родители, учителя. Это неприятно.

Все названные мотивы учения классный руководитель распределяет по восьми основным направлениям, что позволяет ему судить о значимости для ученика выбираемых заданий:

Интерпретация

Показатели

 1. Самоопределение

 5, 7, 14

 2. Познавательные

 3, 4

 3. Узкопрактические

 5, 6

 4. Саморазвитие

 1, 2, 9

 5. Общение с учителем

 12

 6. Общение со сверстниками

 10, 11

 7. Самоутверждение

 13

 8. Избежание неприятностей

 8, 16

Анализ избранных мотивов позволит учителю распределить учеников на три группы:
Первая группа включает учащихся, воспринимающих учебу с позиции настоящей необходимости.
Вторая группа учеников отражает мнение, что побудительная сила настоящего и будущего одинакова.
Третья группа учащихся подчиняет свои учебные интересы только целям будущего, воспринимая учебу в школе как «временную» жизнь, имеющую для них ограничительную и вынужденную ценность.

Тест «Воспитанный(ая) ли я?»

Поставьте против каждого высказывания знаки: «да» - «+» или «нет» - «-».

1. Если тебе приходиться неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дома, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарища, подругу)?
2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой (генеральная уборка, ремонт), а тебя отправляют на улицу или в кино, чтобы «не крутился под ногами»?
3. Отложи на минуту книжку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами. Нет ли в комнатах вещей, которые лежат не на месте?
4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки и дедушки, братьев и сестер?
5. Свои нужды ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу, и когда они собираются приобрести ее?
6. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь еще какую-нибудь работу от себя, по своей инициативе?
7. Родители угощают тебя апельсином, пирожным, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?
8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое нежелание остаться дома?
9. У вас дома гости. Приходиться ли родным напоминать тебе, что надо заняться каким-нибудь тихим делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговор?
10. Стесняешься ли ты дома, в гостях, в музее подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?

Если ты очень хороший сын или прекрасная дочь, то знаки будут такие:
+ - - + + + + - - -




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!