Диагностика речевого развития учащихся младшего школьного возраста в условиях логопункта и ПМПк.
Учитель – логопед ГОУ ЛНР «АСЭГ»
Морозова В.В.
Одним из важных направлений в работе школьного учителя-логопеда является диагностическое обследование учащихся начальных классов, особенно первоклассников.
Цели логопедического обследования :
- выявить количество детей-логопатов, нуждающихся в оказании логопедической помощи – консультационной, либо в систематических постоянных занятиях;
- выявить нарушений не только устной, но и письменной речи.
Этапы обследования:
1-й этап обследования логопедом – обследование речевой деятельности всех будущих первоклассников.
2-м этапом является углубленное обследование детей, нуждающихся в логопедической помощи. Подобное обследование проводится в начале учебного года (с 1 по 15 сентября).
Для диагностики уровня развития речи младших школьников, мною применяются несколько диагностических методик:
1) методика обследования речи младших школьников, разработанная Т.А. Фотековой.
2) Раннее выявление дислексии по А.Н. Корневу»;
3) Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. Под редакцией Т.В Ахутиной, О.Б. Иншаковой.
Экспресс - диагностика состояния устной речи предусматривает обследование:
- состояния артикуляционной моторики, просодической стороны речи и анатомического строения артикуляционного аппарата;
- состояния звукопроизношения;
- состояния фонематического слуха и восприятия;
- состояния словарного запаса и грамматического строя речи;
- уровня развития связной речи.
Состояния артикуляционной моторики, просодической стороны речи и анатомического строения артикуляционного аппарата
- губы в улыбке;
- язык «лопаткой»;
- язык «иголочкой»;
- «маятник»;
- чередование движений губ: «улыбка» - «трубочка».
Особенности ручной и речевой моторики
А) Исследование состояния ручной моторики (особенно пальцевой), пальцевого гнозопраксиса.
1. Определение ведущей руки.
2. Выполнение пробы Хэда : « Покажи правой рукой левое ухо», «Покажи левой рукой правое ухо ». Предлагается показать правые и левые части тела у напротив сидящего человека
3.Динамическая организация движений пальцев .
Задания:
1) перебор пальцев (поочередное прикосновение большого пальца к 2, 3, 4, 5-му пальцам, которое производится одновременно двумя руками, сначала в медленном, затем в более быстром темпе;
2) «игра на рояле» (поочередное прикосновение пальцев к столу, от большого пальца к мизинцу и от мизинца к большому пальцу:) сначала правой рукой, затем левой и одновременно двумя руками.
Исследование звукопроизношения.
Инструкция: повторяй за мной слова:
• собака – маска – нос
• сено – василек – высь
• замок – коза
• зима – магазин
• цапля – овца – палец
• шуба – кошка – камыш
• жук – ножи
• щука – вещи – лещ
• чайка – очки - ночь
• рыба – корова – топор
• река – варенье – дверь
• лампа – молоко – пол
• лето – колесо – соль
Исследование навыка дифференциации звуков во фразе. Инструкция: Послушай и повтори предложения.
- У Зои желтый зонт. Звуки [з-ж].
- У кошки лежат ложки в лукошке. Звуки [ш-ж].
- Соня отдала Зое зайку и сачок. Звуки [с-з].
- Часовщик чинит часы. Звуки [ч—щ].
- Чебурашка пьет из чашки. Звуки [ч-ш].
- У щуки усищи. Звуки [щ-сь].
- Клава рвала спелые груши. Звуки [л-р] .
- Борин папа купил машину Победу. Звуки [б-п].
Проверка состояния фонематического слуха и восприятия.
Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее. БА-ПА СА-ЗА ЖА-ША
СА-ША ЛА-РА ДА-ТА-ДА
ГА-КА-ГА ЗА-СА-ЗА ЖА-ША-ЖА
ЦА-СА-ЦА РА-ЛА-РА ТА-ДА-ТА
КА-ГА-КА СА-ЗА-СА ША-ЖА-ША
Состояния словарного запаса и грамматического строя речи
Назови одним словом
Антонимы
Назови детёнышей животных
Глагольный словарь:
а) «Кто что делает?»
дверь… почтальон…
молния… парикмахер…
ветер… швея…
листья… летчик…
дождь… повар…
ручей… художник…
б) «Кто как подаёт голос?»
кошка… курица…
корова… гусь…
собака… ворона…
конь…
Фиксируется уровень развития словарного запаса.
Сложные предлоги
Верификация предложений.
Инструкция: я буду называть предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.
• Собака вышла в будку.
• По морю плывут корабль.
• Дом нарисован мальчик.
• Хорошо спится медведь под снегом.
• Над большим деревом была глубокая яма.
• Мальчик умывается лицо.
• Солнце освещается землёй.
• У Нины большая яблоко.
Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме.
Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение.
• мальчик, открывать, дверь
• сидеть, синичка, на, ветка
• груша, бабушка, внучка, давать
• Витя, косить, трава, кролики, для
• петя, купить, шар, красный, мама
• девочка, читать, книжка
• доктор, лечить, дети
Добавление предлогов в предложение
Инструкция: сейчас я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено.
• Лена наливает чай … чашки.
• Птенец выпал … гнезда.
• Щенок спрятался … крыльцом.
• Пес сидит ... конуры.
• Лодка плывет … озеру.
• Чайка летит … водой.
• Последние листья падают … березы.
Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Инструкция: один – дом, а если их много, то это – дома.
• один – стол, а много – это …
• стул –
• окно –
• звезда –
• ухо –
Инструкция: один – дом, а много чего? - домов
• один – стол, а много чего? - …
• стул -…
• окно - …
• звезда - …
• ухо - …
Образование прилагательных от существительных .
Инструкция: если днем жара, то день – жаркий, а если
• солнце –
• снег –
• ветер –
• дождь –
Инструкция: лису за хитрость называют хитрой, а ВОЛКА ЗА ЖАДНОСТЬ …
МЕДВЕДЯ ЗА СИЛУ…
ЗАЙЦА ЗА ТРУСОСТЬ…
ЛЬВА ЗА СМЕЛОСТЬ.
Исследование связной речи.
Ваня выше Пети. Кто меньше ростом?
Сашу ударил Коля. Кто драчун?
Охотник бежит за собакой. Кто впереди?
Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале?
Составление рассказа по серии сюжетный картинок серия из 4-5 картинок.
Изучение письменной речи
Слоговой анализ и синтез. Определить количество слогов в слове. Задания:
1.1. Определить количество слогов в слове, произнесенном логопедом.
Примерный речевой материал: мыть, кровать, поднос, ласточка, веселее.
1.2. Отобрать картинки, в названиях которых 3 слога (картинки не называются).
Примерные картинки: дом, собака, зонтик, муха, капуста, парта, стол, карандаш, портфель, велосипед.
1.3 Произнести слитно слово, предложение, произнесенное логопедом по слогам.
Примерные слова : за-мо-ро-жен-ный, ка-на-ва,
по-то-лок, те-ле-фон,
ко-те-нок, бу-ма-га.
Примерные Предложения :
На-сту-пи-ла вес-на.
На сто-леле-жат кни-ги.
О-сень-ю лас-точ-ки у-ле-та-ют на юг.
На де-ревь-ях рас-пус-ти-лксь поч-ки.
2. Фонематический анализ:
Определение количества звуков в словах (количественный анализ). Задание :
- Сколько звуков в словах: дым, каша, шапка, крышка, черемуха, стена, овцы, калитка, диктант ?
Определение места звука по отношению к другим звукам в слове (позиционный анализ). Задания:
Какой по счету звук [р] в словах: рыба, пароход, арка, дорога, трава, февраль, завтрак, армия ?
Назови соседей звука [ш] в словах (какой звук слышится перед звуком [ш], после звука [ш]?): кошка, смешно, ушки, солнышко, пороша, слышно .
3. Фонематический синтез.
Задание : произнести слитно слово, произнесенное логопедом с паузами после каждого звука.
[ч][а][с]; [п][ы][л']; [т'][м][а]; [п][а][р][к]; [з][в][у][к]; [ф][у][т][б][о][л]; [г][в][о][з'][д'][и]; [а][л][ф][а][в][и][т]; [п][л][о][щ][а][д'][и].
Исследование зрительно-пространственных функций
Исследование проводится по альбому оптических проб, разработанному сотрудниками кафедры логопедии РГПУ им. А.И. Герцена на основе исследований Б.Г. Ананьева, А.Р. Лурия, и др.:
- знание букв — печатных и рукописных; дается задание назвать буквы, предложенные вперемешку;
- узнавание букв в усложненных условиях: «зашумленных» букв, изображенных пунктиром, недописанных, стилизованных, правильно и неправильно (зеркально) написанных;
- узнавание букв, наложенных друг на друга
- способность конструировать и реконструировать печатные и рукописные буквы из составляющих их элементов.
Исследование процесса чтения
1. Определить характер чтения : слогов (простых и со стечением согласных); слов: односложных, двусложных, многосложных (простых и сложных по звуко-слоговой структуре); предложений (простых, распространенных); текста.
2. Определить понимание прочитанных слов, предложений, текста.
3. Определить скорость чтения.
4. Указать способ чтения (побуквенное, послоговое, словесно-фразовое чтение).
Исследование процесса письма
Определить в каждом виде письменных работ количество и характер ошибок.
Примерный речевой материал
1. Списывание (с печатного и рукописного текста).
Быстро пролетело лето. Пришла осень. С каждым днем все меньше и меньше становится на деревьях листьев. Трепетная осинка стоит вся красная, багровая, золотистая. Но ветер срывает и это убранство. Исчезли цветы. Трава клонится к земле и как будто просит снега.
2.Письмо под диктовку (слуховой диктант) .
2 класс
В начале года (1класс в конце года)
Книга
Дядя Юра принёс книгу. Там Зайка и мишка. Таня и мячик. Слон и конь. Мы любим стихи.
В конце года
Любимый театр
В Москве есть театр кукол. Инна и Татьяна идут туда с радостью. На стене чудесные часы. Наступил полдень. Петух зовёт детей. Из домиков вышли медведь, козёл, свинья и заиграли песенку. Девочки взяли в кассе билеты, сели на места. Открылась сцена. Зал затих.