Изучение мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние
(по методике М.Р.Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»)
Цель: изучение мотивационной сферы учащихся на этапе перехода в среднее звено школы как показателя одной из составляющих личностных УУД.
Регистрация данных: групповая форма проведения.
Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка.
Инструкция. Сейчас я буду рассказывать историю и показывать картинки (см. приложение 4), а ты слушай меня внимательно. Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил» (рис. а). Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился» (рис. б). Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть» (рис. в). Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким» (рис. г). Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что надо учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься — можешь стать кем захочешь» (рис. д). Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки» (рис. е).
1. Кто из них, по-твоему, прав? Почему?
2. С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?
3. С кем из них ты хотел бы дружить? Почему?
Мотивы: внешний (а), учебный (б), игровой (в), позиционный (г), социальный (д), мотив — оценка (е).
В этой методике основными являются учебно-познавательные мотивы (учебный, социальный, отметка), но нужно учитывать, почему ребенок выбирает данный мотив. Если ученик выбирает учебно-познавательные мотивы, отвечая «я хочу учиться», «в школе выучишься и получишь профессию», «если бы не было школы, я бы все равно учился», то за такой ответ ставится 1 балл. Если же он выбирает учебно-познавательный мотив, потому что «пятерки хорошо получать», «отвечать и руку поднимать», «в школе лучше, чем дома», «потому что он отличник, с ним нужно дружить», «потому что она красивая», — за такой ответ ставится 0 баллов. Также 0 баллов ставится, если ребенок выбирает мотив, не связанный с учебной деятельностью (внешний, игровой, позиционный). Это говорит о том, что он еще не готов к учебной деятельности и, скорее всего, в процессе адаптации к школе у него могут возникнуть трудности: нежелание учиться, ходить в школу, пропуски уроков и т.п.
Анализ
Количественный: если ответы ребенка оцениваются в 3 балла, то уровень учебной мотивации нормальный. Если 2 балла — уровень учебной мотивации средний. Если 0—1 балл, уровень низкий.
Качественный: внешний — собственного желания ходить в школу ребенок не проявляет, школу он посещает только по принуждению.
Учебный — ребенку нравится учиться, нравится посещать школу.
Игровой — в школе ребенку нравится только играть, гулять, общаться с детьми.
Позиционный — ребенок ходит в школу не для того, чтобы овладевать учебной деятельностью, а для того, чтобы почувствовать себя взрослым, повысить свой статус в глазах детей и взрослых.
Социальный — ребенок ходит в школу не для того, чтобы быть образованным, узнавать что-то новое, а потому, что знает: учиться надо, чтобы в будущем получить профессию, — так говорят родители.
Отметка — ребенок ходит в школу, чтобы зарабатывать пятерки, за которые хвалят родители и учитель.
выборы | Мотивы (№ картинок) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I II III | + - + | - + + | + + + | - - - | + + - | + + + |
Для отслеживания дальнейшей результативности процесса формирования учебной мотивации у учащихся целесообразно выявить уровень мотивации в целом.
Внешний мотив — 0 баллов;
игровой мотив — 1 балл;
получение отметки — 2 балла;
позиционный мотив — 3 балла;
социальный мотив — 4 балла;
учебный мотив — 5 баллов.
Баллы выбранных картинок суммируются и на их основе по оценочной таблице выявляются уровни мотивации (табл. 4).
Уровни мотивации | Выборы картинок | Общая оценка по уровням мотивации (в баллах) |
1 | 2 | 3 | |
I | 5 | 5 | 5 | 13—15 |
II | 4 | 4 | 4 | 10—12 |
III | 3 | 3 | 3 | 7—9 |
IV | 2 | 2 | 2 | 4—6 |
V | 0—1 | 0—1 | 0—1 | До З |
I — очень высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов;
II — высокий уровень учебной мотивации, преобладание социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного мотивов;
III — нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов;
IV — сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового (внешнего) мотивов;
V — низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива.
Бланк обследования
2018 – 2019 учебный год 5 класс
№ | Фамилия, имя обучающегося | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | всего | Уровень мотивации |
1 | Б. Гомбо | 0 | 5 | 0 | 3 | 4 | 0 | 12 | II |
2 | Г. Ринчима | 0 | 0 | 1 | 3 | 0 | 2 | 6 | IV |
3 | К. Вероника | 0 | 0 | 1 | 3 | 0 | 0 | 4 | IV |
4 | К. Александр | 0 | 0 | 1 | 3 | 4 | 0 | 8 | III |
5 | П. Станислав | 0 | 0 | 1 | 3 | 4 | 0 | 8 | III |
6 | П. Артем | 0 | 5 | 1 | 3 | 4 | 2 | 15 | I |
7 | Ш. Алексей | 0 | 0 | 1 | 0 | 4 | 2 | 7 | III |
| Итого по классу | 0 | 10 | 6 | 18 | 20 | 6 | 60\7 | III |
2017-2018 учебный год 5 класс
№ | Фамилия, имя обучающегося | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | всего | Уровень мотивации |
1 | А. Ринчин-Ханда | 0 | 5 | 0 | 3 | 0 | 0 | 8 | III |
2 | Б. Александр | 0 | 0 | 1 | 3 | 0 | 0 | 4 | IV |
3 | К. Юрий | 0 | 5 | 1 | 0 | 0 | 2 | 8 | IV |
4 | Л. Светлана | 0 | 5 | 0 | 0 | 4 | 2 | 11 | II |
5 | П. Роман | 0 | 5 | 1 | 0 | 0 | 2 | 8 | III |
6 | Ц. Цырен | 0 | 0 | 1 | 3 | 0 | 0 | 4 | IV |
7 | О. Алексей | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 2 | 3 | V |
8 | Б. Ольга | 0 | 0 | 1 | 3 | 4 | 0 | 8 | III |
9 | П. Иван | 0 | 0 | 1 | 3 | 0 | 2 | 6 | IV |
10 | Х. Виктор | 0 | 5 | 1 | 0 | 4 | 0 | 10 | II |
11 | Д. Хайдап | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 2 | 3 | V |
12 | Ц. Бимба | 0 | 0 | 1 | 0 | 4 | 2 | 7 | III |
13 | Ж. Аяна | 0 | 5 | 0 | 3 | 4 | 2 | 11 | II |
14 | З. Максим | 0 | 0 | 1 | 3 | 0 | 0 | 4 | IV |
15 | К. Николай | 0 | 0 | 1 | 3 | 0 | 0 | 4 | IV |
| Итого по классу | 0 | 30 | 12 | 24 | 20 | 14 | 100\15 | III |
2016-2017 учебный год 5 класс
№ | Фамилия, имя обучающегося | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | всего | Уровень мотивации |
1 | А. Чингис | 0 | 0 | 1 | 3 | 4 | 0 | 8 | III |
2 | Б. Данзан | 0 | 5 | 0 | 0 | 4 | 2 | 11 | II |
3 | Д. Михаил | 0 | 5 | 0 | 3 | 4 | 0 | 12 | II |
4 | Д. Алдар | 0 | 0 | 1 | 3 | 0 | 0 | 4 | IV |
5 | З. Владимир | 0 | 0 | 1 | 3 | 4 | 0 | 8 | III |
6 | К. Татьяна | 0 | 5 | 0 | 0 | 4 | 2 | 11 | II |
7 | К. Николай | 0 | 0 | 1 | 3 | 4 | 0 | 8 | III |
8 | М. Кристина | 0 | 0 | 1 | 3 | 4 | 0 | 8 | III |
9 | П. Екатерина | 0 | 5 | 0 | 0 | 4 | 2 | 11 | II |
10 | П. Владислав | 0 | 0 | 1 | 3 | 0 | 0 | 4 | IV |
11 | С. Вероника | 0 | 5 | 0 | 0 | 4 | 0 | 9 | III |
12 | Х. Никита | 0 | 0 | 1 | 3 | 0 | 0 | 4 | IV |
| Итого по классу | 0 | 25 | 7 | 24 | 36 | 6 | 98/12 | III |
Сводная таблица уровней мотивации обучения школьников при переходе из начальных в средние классы (по методике М.Р.Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»)
| 1уровень (очень высокий) | 2 уровень (высокий) | 3 уровень (норм., средн.) | 4 уровень (сниженный) | 5 уровень (низкий) |
5 класс – 2017(12 уч.) | 0 | 33% | 42% | 25% | 0% |
5 класс - 2018 (15 уч.) | 0 | 13,2% | 40,6% | 33% | 13,2% |
5 класс – 2019(7 уч.) | 14,2% | 14,2% | 43% | 28,6% | 0% |
Заключение
В результате исследования у детей выявлен высокий уровень мотивации, преобладание социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного мотивов.
Доминирующим мотивом является учебный мотив. Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками, определяются глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, к закономерностям и тенденциям, к теоретическим принципам, ключевым идеям. К этой группе относятся также мотивы, свидетельствующие об ориентации школьников на овладение способами добывания знаний: интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
Рекомендации:
- Доверяйте детям, будьте с ними честными и принимайте их такими, какими они есть.
- Это мотив может проявляться в разного рода попытках самоутверждения, в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе, ребенку нужно помочь в этом.
- Если у ребенка что-то не получается, то лишний раз помогите ему, при достижении его цели похвалите его.