СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика учебной мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние (по методике М.Р.Гинзбурга "Изучение учебной мотивации").

Просмотр содержимого документа
«Диагностика учебной мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние»

Изучение мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние

(по методике М.Р.Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»)

Цель: изучение мотивационной сферы учащихся на этапе перехода в среднее звено школы как показателя одной из составляющих личностных УУД.

Регистрация данных: групповая форма проведения.

Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка.

Инструкция. Сейчас я буду рассказывать историю и показывать картинки (см. приложение 4), а ты слушай меня внимательно. Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил» (рис. а). Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился» (рис. б). Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть» (рис. в). Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким» (рис. г). Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что надо учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься — можешь стать кем захочешь» (рис. д). Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки» (рис. е).

1. Кто из них, по-твоему, прав? Почему?

2. С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?

3. С кем из них ты хотел бы дружить? Почему?

Мотивы: внешний (а), учебный (б), игровой (в), позиционный (г), социальный (д), мотив — оценка (е).

В этой методике основными являются учебно-познавательные мотивы (учебный, социальный, отметка), но нужно учитывать, почему ребенок выбирает данный мотив. Если ученик выбирает учебно-познавательные мотивы, отвечая «я хочу учиться», «в школе выучишься и получишь профессию», «если бы не было школы, я бы все равно учился», то за такой ответ ставится 1 балл. Если же он выбирает учебно-познавательный мотив, потому что «пятерки хорошо получать», «отвечать и руку поднимать», «в школе лучше, чем дома», «потому что он отличник, с ним нужно дружить», «потому что она красивая», — за такой ответ ставится 0 баллов. Также 0 баллов ставится, если ребенок выбирает мотив, не связанный с учебной деятельностью (внешний, игровой, позиционный). Это говорит о том, что он еще не готов к учебной деятельности и, скорее всего, в процессе адаптации к школе у него могут возникнуть трудности: нежелание учиться, ходить в школу, пропуски уроков и т.п.

Анализ

Количественный: если ответы ребенка оцениваются в 3 балла, то уровень учебной мотивации нормальный. Если 2 балла — уровень учебной мотивации средний. Если 0—1 балл, уровень низкий.

Качественный: внешний — собственного желания ходить в школу ребенок не проявляет, школу он посещает только по принуждению.

Учебный — ребенку нравится учиться, нравится посещать школу.

Игровой — в школе ребенку нравится только играть, гулять, общаться с детьми.

Позиционный — ребенок ходит в школу не для того, чтобы овладевать учебной деятельностью, а для того, чтобы почувствовать себя взрослым, повысить свой статус в глазах детей и взрослых.

Социальный — ребенок ходит в школу не для того, чтобы быть образованным, узнавать что-то новое, а потому, что знает: учиться надо, чтобы в будущем получить профессию, — так говорят родители.

Отметка — ребенок ходит в школу, чтобы зарабатывать пятерки, за которые хвалят родители и учитель.




выборы

Мотивы (№ картинок)

1

2

3

4

5

6

I

II

III

+

-

+


-

+

+


+

+

+


-

-

-


+

+

-


+

+

+

Для отслеживания дальнейшей результативности процесса формирования учебной мотивации у учащихся целесообразно выявить уровень мотивации в целом.

  • Внешний мотив — 0 баллов;

  • игровой мотив — 1 балл;

  • получение отметки — 2 балла;

  • позиционный мотив — 3 балла;

  • социальный мотив — 4 балла;

  • учебный мотив — 5 баллов.

Баллы выбранных картинок суммируются и на их основе по оценочной таблице выявляются уровни мотивации (табл. 4).

Уровни мотивации

Выборы картинок

Общая оценка

по уровням мотивации

(в баллах)

1

2

3


I

5

5

5

13—15

II

4

4

4

10—12

III

3

3

3

7—9

IV

2

2

2

4—6

V

0—1

0—1

0—1

До З

I — очень высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов;

II — высокий уровень учебной мотивации, преобладание социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного мотивов;

III — нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов;

IV — сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового (внешнего) мотивов;

V — низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива.

Бланк обследования

2018 – 2019 учебный год 5 класс

Фамилия, имя обучающегося

1

2

3

4

5

6

всего

Уровень мотивации

1

Б. Гомбо

0

5

0

3

4

0

12

II

2

Г. Ринчима

0

0

1

3

0

2

6

IV

3

К. Вероника

0

0

1

3

0

0

4

IV

4

К. Александр

0

0

1

3

4

0

8

III

5

П. Станислав

0

0

1

3

4

0

8

III

6

П. Артем

0

5

1

3

4

2

15

I

7

Ш. Алексей

0

0

1

0

4

2

7

III


Итого по классу

0

10

6

18

20

6

60\7

III


2017-2018 учебный год 5 класс

Фамилия, имя обучающегося

1

2

3

4

5

6

всего

Уровень мотивации

1

А. Ринчин-Ханда

0

5

0

3

0

0

8

III

2

Б. Александр

0

0

1

3

0

0

4

IV

3

К. Юрий

0

5

1

0

0

2

8

IV

4

Л. Светлана

0

5

0

0

4

2

11

II

5

П. Роман

0

5

1

0

0

2

8

III

6

Ц. Цырен

0

0

1

3

0

0

4

IV

7

О. Алексей

0

0

1

0

0

2

3

V

8

Б. Ольга

0

0

1

3

4

0

8

III

9

П. Иван

0

0

1

3

0

2

6

IV

10

Х. Виктор

0

5

1

0

4

0

10

II

11

Д. Хайдап

0

0

1

0

0

2

3

V

12

Ц. Бимба

0

0

1

0

4

2

7

III

13

Ж. Аяна

0

5

0

3

4

2

11

II

14

З. Максим

0

0

1

3

0

0

4

IV

15

К. Николай

0

0

1

3

0

0

4

IV


Итого по классу

0

30

12

24

20

14

100\15

III


2016-2017 учебный год 5 класс

Фамилия, имя обучающегося

1

2

3

4

5

6

всего

Уровень мотивации

1

А. Чингис

0

0

1

3

4

0

8

III

2

Б. Данзан

0

5

0

0

4

2

11

II

3

Д. Михаил

0

5

0

3

4

0

12

II

4

Д. Алдар

0

0

1

3

0

0

4

IV

5

З. Владимир

0

0

1

3

4

0

8

III

6

К. Татьяна

0

5

0

0

4

2

11

II

7

К. Николай

0

0

1

3

4

0

8

III

8

М. Кристина

0

0

1

3

4

0

8

III

9

П. Екатерина

0

5

0

0

4

2

11

II

10

П. Владислав

0

0

1

3

0

0

4

IV

11

С. Вероника

0

5

0

0

4

0

9

III

12

Х. Никита

0

0

1

3

0

0

4

IV


Итого по классу

0

25

7

24

36

6

98/12

III

Сводная таблица уровней мотивации обучения школьников при переходе из начальных в средние классы (по методике М.Р.Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»)


1уровень

(очень высокий)

2 уровень

(высокий)

3 уровень

(норм., средн.)

4 уровень

(сниженный)

5 уровень

(низкий)

5 класс – 2017(12 уч.)

0

33%

42%

25%

0%

5 класс - 2018 (15 уч.)

0

13,2%

40,6%

33%

13,2%

5 класс – 2019(7 уч.)

14,2%

14,2%

43%

28,6%

0%


Заключение

В результате исследования у детей выявлен высокий уровень мотивации, преобладание социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного мотивов.

Доминирующим мотивом является учебный мотив. Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками, определяются глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, к закономерностям и тенденциям, к теоретическим принципам, ключевым идеям. К этой группе относятся также мотивы, свидетельствующие об ориентации школьников на овладение способами добывания знаний: интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Рекомендации:

- Доверяйте детям, будьте с ними честными и принимайте их такими, какими они есть.

- Это мотив может проявляться в разного рода попытках самоутверждения, в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе, ребенку нужно помочь в этом.

- Если у ребенка что-то не получается, то лишний раз помогите ему, при достижении его цели похвалите его.