Диагностика устной речи
2 класс
Исследование звукопроизношения
Повторяй за мной слова:
С: собака, маска, нос;
С: сено, гусь;
З: замок, коза;
З: зима, магазин;
Ц: цапля, палец;
Ш: шуба, кошка, душ;
Ж: жук, ножи;
Щ: щука, вещи, лещ;
Ч: чайка, очки, ночь;
Р: рыба, корова, топор;
Р: река, варенье, дверь;
Л: лодка, молоко, пол;
Л: лиса, колесо, соль.
Двустишия, включающие наиболее артикуляционно сложные согласные.
Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
Клара у Вали играла на рояле.
На досочке цыплёночек качается.
Обследование фонематических процессов –
30 баллов
2 класс
Обследование фонематического слуха: (6 баллов)
Повторить цепочку слогов:
- да-да-та;
- са-ша- ша-са;
2. Каким звуком различаются слова:
Мышка – мишка
стол – стул
3.Вместо первой буквы в слове, поставь звук Д.
Например: сом – дом.
Вата –
Ломик –
Обследование звукового анализа: (11 баллов)
Чемодан, горка, качели, чистый, щука, ночь, тень, сабля, печь.
Оценка:
1 балл – правильное выполнение;
0,5 балла – 1 ошибка;
0,25 – 2 ошибки;
0 баллов – более 3 ошибок.
Назови первый звук в слове клён;
Назови последний звук в слове кусты;
Назови третий звук в слове миска;
Назови звук, который стоит перед звуком У в слове стул;
Какой звук стоит после звука В в слове сова;
Назови соседей звука Ш в слове кошка;
Какой по счёту звук Р в слове корабль;
Сколько звуков в слове снег, сорока;
Назови мягкие согласные в слове ветер.
Обследование слогового анализа: (4 балла)
Сколько слогов в слове:
Мыть
Ласточка
Веселее
Кровать
Обследование фонематического синтеза: (2 балла)
Составить слово из рассыпавшихся букв:
з –в – о - н.
Составить слово из рассыпавшихся слогов:
Де – воч - ка.
Оценка обследования фонематического синтеза:
1 балл – правильное, быстрое выполнение задания;
0,75 балла – задание выполнено с одной подсказки педагога, с незначительной помощью.
0,5 баллов – на выполнение задания требуется много времени.
0 баллов – задание не выполнено.
Фонематические представления: (4 балла)
Придумать слово, которое начинается на звук С;
Придумать слово, которое заканчивается на звук Л;
Придумать слово, где звук С третий по счёту;
Придумать слово, в котором 4 звука.
Навыки языкового анализа: (3 балла)
Сколько слов в предложении?
Оценка результатов:
1 балл – правильный ответ;
0,5 –правильный ответ после стимулирующей помощи, самокоррекция;
0 - неверный ответ.
Обследование понимания речи,
словесно-логическое мышление
15 баллов
2 класс
Понимание инверсионных конструкций. Предложения с причинно-следственной связью – 5 баллов.
Володя шёл впереди Пети, кто шёл позади? (Петя)
Папа прочёл газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале?
Дедушка старше бабушки. Кто моложе? (Бабушка)
Внука проводил дедушка. Кто уехал? (Внук)
2. Исправь предложение – 2 балла.
3. Во что превратятся предметы? – 3 балла
стул без спинки
книга без страниц
окно без стёкол
4. Что лишнее? – 2 балла
5. Понимание падежных окончаний существительных – 3 балла.
Перед ребёнком кладут ручку, линейку, карандаш.
Оценка:
1 балл – правильный ответ;
0,5 баллов – самокоррекция;
0 баллов – неправильное выполнение задания, задание не выполнено.
Обследование словаря – 40 баллов
2 класс
Существительные – 15 баллов.
Подбери обобщающее слово – 3 балла.
Спортивные снаряды;
Школьные принадлежности;
Бытовые приборы.
Назвать профессии людей – 5 баллов.
3. Назови, кто где живет? (2 балла)
4. Назвать детёнышей животных: (5 баллов)
У собаки –
У курицы –
У свиньи –
У коровы –
У лошади –
Прилагательные – 10 баллов.
1.Назови как можно больше признаков, подходящих для предметов: 1 балл
Например: груша (какая?) желтая, сочная, сладкая, спелая, вкусная.
Оценка результатов 1 задания:
1 балл - правильно названо 4 и более признаков;
0,5 баллов - правильно названо 2-3 признака;
0,25 балла - правильно назван 1 признак.
0 баллов – невыполнение задания.
2. Подбери слова, близкие по смыслу: 4 балла
Например: красивый – прекрасный.
Смелый –
Радостный –
Морозный –
Печальный -
3. Назови слово, противоположное по смыслу. 5 баллов
Например: Большой – маленький.
Красивый –
Длинный –
Злой –
Чистый –
Глаголы – 7 баллов.
1.Назови, что делают этими предметами? 3 балла
Ножницами;
Молотком;
Топором.
Назови, кто какие звуки издает? 3 балла
Например: кошка мяукает.
Подбери, как можно больше действий к предметам. 1 балл
Например: собака (что делает?) лает, охраняет, кусает, сторожит.
Оценка результатов 3 задания:
1 балл - правильно подобрано 4 и более действия;
0,5 баллов - правильно названо 2-3 действия;
0,25 балла - правильно названо 1 действие;
0 баллов – невыполнение задания.
Наречие – 8 балов.
Идёт дождь, значит на улице дождливо. 4 балла
Дует ветер, значит на улице ……..
На улице мороз, значит на улице ……..
Летает пыль, значит на улице ………
Светит солнце, значит на улице …….
2. Скажи, когда это бывает? 4 балла
Весной, летом, осенью, зимой.
Оценка:
1 балл – верно;
0,5 – правильный ответ после стимулирующей помощи, самокоррекция;
0 - неверный ответ.
Обследование грамматического строя речи
– 40 баллов
2 класс
1. Согласование – 8 баллов.
Согласование существительного с прилагательными и с глаголом (5 баллов)
Лошадь скачет по дорогу.
Мы читаешь книгу.
Мы завтра были на даче.
На улице сильная ветер.
Мы были грибы и собирали в лесу.
Оценка результатов:
1 балл – выявление и исправление ошибки;
0,5 балла – выявление и исправление ошибки с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов);
0 - ошибка не исправлена.
Согласование существительного с числительным: (3 балла)
Игра «1-3-5».
Оценка результатов:
3 балла – правильный ответ;
2 балла – в согласовании 1 ошибка;
1 балл – 2 ошибки;
0 баллов – 3 и более ошибок.
2. Словоизменение – 6 баллов.
Образование существительных множественного числа в именительном падеже.
Например: ключ – ключи.
Образование существительных множественного числа в родительном падеже.
Например: ключ, много чего? – ключей.
Стул – (много чего?) -
Ложка–
Ухо -
3. Словообразование с помощью суффиксов: (7 баллов)
Образование существительных в уменьшительной форме.
Например: ключ – ключик.
Гриб-
Стул -
Книга –
Дерево –
Назови предмет так, чтобы он стал большим.
Например: глаза – глазищи.
4. Образование прилагательных от существительных – 9 баллов.
Относительные прилагательные (3 балла).
Например: кукла из бумаги – бумажная.
Горка изо льда –
Варенье из клубники –
Суп из грибов –
Качественные прилагательные (3 балла).
Например: если днём жара, то день жаркий.
Если мороз –
Дождь –
Ветер –
Притяжательные прилагательные (3 балла).
Например: у собаки лапа собачья, а у …..
Оценка результатов 2 – 4 заданий:
1 балл – правильный ответ;
0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;
0,25 баллов – неверно образованная форма;
0 баллов - невыполнение задания.
5. Употребление предлогов. (5 баллов)
Почки распустились ___ деревьях.
Птенец выпал ____ гнезда.
Деревья шумят ____ ветра.
Лена наливает чай _____ чашки.
Чайка летит _____ водой.
6. Составить предложение из слов (2 балла).
Рисовать, карандаш, мальчик.
В, сад, вишня, расти, большой.
Оценка результатов:
1 балл – правильный ответ;
0,5 балла – нарушен правильный порядок слов;
0,25 балла – наблюдаются пропуски, замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности.
0 - смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.
7. Повторение предложений. 3 балла
Первый чистенький снежок падает на мёрзлую землю. (16)
Ранней весной прилетела птичка и стала вить гнёздышко. (17)
Бабушка и Миша уходили после обеда погулять в лес. (18)
Оценка результатов:
1 балл – правильное и точное воспроизведение;
0,5 балла – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения;
0,25 балла – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, предложение не закончено;
0 - невоспроизведение
Анализ результатов диагностики
2 класс
№ | Исследуемые направления: | Количество баллов |
1 | Фонематические процессы | 30 |
2 | Понимание речи, словесно-логическое мышление | 15 |
3 | Словарь | 40 |
4 | Грамматический строй речи | 40 |
5 | Связная речь | 15 |
6 | Зрительно-пространственное восприятие | 10 |
| Общее число баллов: | 150 |
Уровни успешности:
IV уровень – 100 – 90%
III уровень – 89, 9 – 65% ЗПР, ФФН, ФмН, НВ ОНР, ОНР III уровня
II уровень – 64, 9 – 50% ОНР + ЗПР, нарушение познавательной деятельности.
I уровень – 49, 9% и ниже. Моторная алалия, умственная отсталость, тяжёлая речевая патология.