СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика устной речи учащихся вторых классов

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная диагностика представлена для обследования устной речи учащихся вторых классов. В диагностике применяются речевые пробы Т.А.Фотековой и Р.И.Лалаевой. Для оценкиуспешности выполнения используется бальная система.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика устной речи учащихся вторых классов»






Диагностика устной речи


2 класс











Исследование звукопроизношения


Повторяй за мной слова:


С: собака, маска, нос;

С: сено, гусь;

З: замок, коза;

З: зима, магазин;

Ц: цапля, палец;

Ш: шуба, кошка, душ;

Ж: жук, ножи;

Щ: щука, вещи, лещ;

Ч: чайка, очки, ночь;

Р: рыба, корова, топор;

Р: река, варенье, дверь;

Л: лодка, молоко, пол;

Л: лиса, колесо, соль.



Двустишия, включающие наиболее артикуляционно сложные согласные.


  • Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

  • Клара у Вали играла на рояле.

  • На досочке цыплёночек качается.




Обследование фонематических процессов –

30 баллов

2 класс


Обследование фонематического слуха: (6 баллов)

  1. Повторить цепочку слогов:

- да-да-та;

- са-ша- ша-са;

2. Каким звуком различаются слова:

Мышка – мишка

стол – стул

3.Вместо первой буквы в слове, поставь звук Д.

Например: сом – дом.

Вата –

Ломик –


Обследование звукового анализа: (11 баллов)

  • Есть ли звук Ч в слове: (1 балл)

Чемодан, горка, качели, чистый, щука, ночь, тень, сабля, печь.

Оценка:

1 балл – правильное выполнение;

0,5 балла 1 ошибка;

0,25 2 ошибки;

0 баллов более 3 ошибок.

  • Назови первый звук в слове клён;

  • Назови последний звук в слове кусты;

  • Назови третий звук в слове миска;

  • Назови звук, который стоит перед звуком У в слове стул;

  • Какой звук стоит после звука В в слове сова;

  • Назови соседей звука Ш в слове кошка;

  • Какой по счёту звук Р в слове корабль;

  • Сколько звуков в слове снег, сорока;

  • Назови мягкие согласные в слове ветер.


Обследование слогового анализа: (4 балла)

Сколько слогов в слове:

Мыть

Ласточка

Веселее

Кровать


Обследование фонематического синтеза: (2 балла)

Составить слово из рассыпавшихся букв:

з –в – о - н.

Составить слово из рассыпавшихся слогов:

Де – воч - ка.


Оценка обследования фонематического синтеза:

1 балл – правильное, быстрое выполнение задания;

0,75 баллазадание выполнено с одной подсказки педагога, с незначительной помощью.

0,5 баллов – на выполнение задания требуется много времени.

0 балловзадание не выполнено.


Фонематические представления: (4 балла)

  • Придумать слово, которое начинается на звук С;

  • Придумать слово, которое заканчивается на звук Л;

  • Придумать слово, где звук С третий по счёту;

  • Придумать слово, в котором 4 звука.



Навыки языкового анализа: (3 балла)

Сколько слов в предложении?

  • День был тёплый.

  • Дети пошли в школу.

  • Около дома росла высокая берёза.


Оценка результатов:

1 балл – правильный ответ;

0,5 –правильный ответ после стимулирующей помощи, самокоррекция;

0 - неверный ответ.


















Обследование понимания речи,

словесно-логическое мышление

15 баллов


2 класс



  1. Понимание инверсионных конструкций. Предложения с причинно-следственной связью – 5 баллов.

    • Собаку укусила оса. Кто кусался? (Оса)

  • Володя шёл впереди Пети, кто шёл позади? (Петя)

  • Папа прочёл газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале?

  • Дедушка старше бабушки. Кто моложе? (Бабушка)

  • Внука проводил дедушка. Кто уехал? (Внук)


2. Исправь предложение – 2 балла.

  • Телега везёт лошадь.

  • Зима пришла, потому что река замёрзла.


3. Во что превратятся предметы?3 балла

  • стул без спинки

  • книга без страниц

  • окно без стёкол


4. Что лишнее? – 2 балла

  • Книга, альбом, тетрадь.

  • Коза, корова, заяц, собака.


5. Понимание падежных окончаний существительных – 3 балла.

Перед ребёнком кладут ручку, линейку, карандаш.

  • Покажи линейкой ручку.

  • Покажи карандашом ручку.

  • Покажи карандаш линейкой.


Оценка:

1 балл – правильный ответ;

0,5 баллов – самокоррекция;

0 баллов – неправильное выполнение задания, задание не выполнено.






















Обследование словаря – 40 баллов


2 класс

Существительные – 15 баллов.



    1. Подбери обобщающее слово – 3 балла.

  • Спортивные снаряды;

  • Школьные принадлежности;

  • Бытовые приборы.


    1. Назвать профессии людей – 5 баллов.

  • Разносит почту –

  • Лечит людей –

  • Водит самолёты –

  • Выдаёт книги в библиотеке –

  • Рисует картины –


3. Назови, кто где живет? (2 балла)

  • скворец

  • Собака


4. Назвать детёнышей животных: (5 баллов)

    • У собаки –

    • У курицы –

    • У свиньи –

    • У коровы –

    • У лошади –



Прилагательные – 10 баллов.


1.Назови как можно больше признаков, подходящих для предметов: 1 балл

Например: груша (какая?) желтая, сочная, сладкая, спелая, вкусная.

  • Лимон (какой?)


Оценка результатов 1 задания:

1 балл - правильно названо 4 и более признаков;

0,5 баллов - правильно названо 2-3 признака;

0,25 балла - правильно назван 1 признак.

0 баллов – невыполнение задания.


2. Подбери слова, близкие по смыслу: 4 балла

Например: красивый – прекрасный.

  • Смелый –

  • Радостный –

  • Морозный –

  • Печальный -

3. Назови слово, противоположное по смыслу. 5 баллов

Например: Большой – маленький.

  • Белый –

  • Красивый –

  • Длинный –

  • Злой –

  • Чистый –



Глаголы – 7 баллов.


1.Назови, что делают этими предметами? 3 балла

      • Ножницами;

      • Молотком;

      • Топором.

  1. Назови, кто какие звуки издает? 3 балла

Например: кошка мяукает.

  • Лягушка

  • Змея

  • Корова

  1. Подбери, как можно больше действий к предметам. 1 балл

Например: собака (что делает?) лает, охраняет, кусает, сторожит.

  • Заяц


Оценка результатов 3 задания:

1 балл - правильно подобрано 4 и более действия;

0,5 баллов - правильно названо 2-3 действия;

0,25 балла - правильно названо 1 действие;

0 баллов – невыполнение задания.



Наречие – 8 балов.


  1. Идёт дождь, значит на улице дождливо. 4 балла

    • Дует ветер, значит на улице ……..

    • На улице мороз, значит на улице ……..

    • Летает пыль, значит на улице ………

    • Светит солнце, значит на улице …….

2. Скажи, когда это бывает? 4 балла

Весной, летом, осенью, зимой.


Оценка:

1 балл – верно;

0,5 – правильный ответ после стимулирующей помощи, самокоррекция;

0 - неверный ответ.
























Обследование грамматического строя речи

40 баллов


2 класс


1. Согласование – 8 баллов.

Согласование существительного с прилагательными и с глаголом (5 баллов)

  • Падежные окончания существительных.

Лошадь скачет по дорогу.

  • Личные окончания глаголов.

Мы читаешь книгу.

  • Времена глагола.

Мы завтра были на даче.

  • Родовые окончания прилагательных.

На улице сильная ветер.

  • Линейная схема фразы, порядок слов.

Мы были грибы и собирали в лесу.


Оценка результатов:

1 балл – выявление и исправление ошибки;

0,5 балла – выявление и исправление ошибки с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов);

0 - ошибка не исправлена.


Согласование существительного с числительным: (3 балла)

Игра «1-3-5».

Оценка результатов:

3 балла – правильный ответ;

2 балла – в согласовании 1 ошибка;

1 балл – 2 ошибки;

0 баллов – 3 и более ошибок.


2. Словоизменение – 6 баллов.

Образование существительных множественного числа в именительном падеже.

Например: ключ – ключи.

  • Стул –

  • Ложка–

  • Ухо -


Образование существительных множественного числа в родительном падеже.

Например: ключ, много чего? – ключей.

  • Стул – (много чего?) -

  • Ложка–

  • Ухо -


3. Словообразование с помощью суффиксов: (7 баллов)

Образование существительных в уменьшительной форме.

Например: ключ – ключик.

  • Гриб-

  • Стул -

  • Книга –

  • Дерево –

Назови предмет так, чтобы он стал большим.

Например: глаза – глазищи.

  • Нос –

  • Усы –

  • Рука –


4. Образование прилагательных от существительных – 9 баллов.

Относительные прилагательные (3 балла).

Например: кукла из бумаги – бумажная.

  • Горка изо льда –

  • Варенье из клубники –

  • Суп из грибов –

Качественные прилагательные (3 балла).

Например: если днём жара, то день жаркий.

  • Если мороз –

  • Дождь –

  • Ветер –

Притяжательные прилагательные (3 балла).

Например: у собаки лапа собачья, а у …..

  • Кошки –

  • Волка –

  • Зайца –


Оценка результатов 2 – 4 заданий:

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 баллов – неверно образованная форма;

0 баллов - невыполнение задания.


5. Употребление предлогов. (5 баллов)

    • Почки распустились ___ деревьях.

    • Птенец выпал ____ гнезда.

    • Деревья шумят ____ ветра.

    • Лена наливает чай _____ чашки.

    • Чайка летит _____ водой.



6. Составить предложение из слов (2 балла).

    • Рисовать, карандаш, мальчик.

    • В, сад, вишня, расти, большой.

Оценка результатов:

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – нарушен правильный порядок слов;

0,25 балла – наблюдаются пропуски, замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности.

0 - смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.


7. Повторение предложений. 3 балла

  • Первый чистенький снежок падает на мёрзлую землю. (16)

  • Ранней весной прилетела птичка и стала вить гнёздышко. (17)

  • Бабушка и Миша уходили после обеда погулять в лес. (18)


Оценка результатов:

1 балл – правильное и точное воспроизведение;

0,5 балла – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения;

0,25 балла – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, предложение не закончено;

0 - невоспроизведение


Анализ результатов диагностики




2 класс





Исследуемые направления:


Количество баллов

1

Фонематические процессы


30

2

Понимание речи, словесно-логическое мышление


15

3

Словарь


40

4

Грамматический строй речи


40

5

Связная речь


15

6

Зрительно-пространственное восприятие

10



Общее число баллов:


150



Уровни успешности:


IV уровень – 100 – 90%

III уровень – 89, 9 – 65% ЗПР, ФФН, ФмН, НВ ОНР, ОНР III уровня

II уровень – 64, 9 – 50% ОНР + ЗПР, нарушение познавательной деятельности.

I уровень – 49, 9% и ниже. Моторная алалия, умственная отсталость, тяжёлая речевая патология.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!