СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика воспитанности в 1-4 классов по методике Н.П.Капустина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностику воспитанности в 1-2 и 3-4 классах  провожу по методике Н.П. Капустина. Качества личности, которые надо выработать в себе ученику 1-2 класса, чтобы хорошо учиться и вести себя, а в 3-4 кл. так же по методике Н.П. Капустина., качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха.

В последние годы, как и много лет назад, идёт дискуссия на тему об измерении уровня воспитанности и о том, как проводить это измерение. По мнению одних специалистов, воспитанность не измеряется количественно. О ней можно говорить лишь  в общем, без конкретных показателей. По мнению других, например П.П.Блонского, - количественное измерение допустимо в том смысле, что всегда можно ответить на вопрос: сколько раз проявляется то или иное качество ученика в его поведении. Этой же точки зрения придерживается и автор. Мы представим читателю отработанную в течение последних десяти лет конкретную модель методики. Вобравшей в себя всё лучшее. Что было накоплено отечественными учёными и практикой – Н.И.Монаховым, М.И.Шиловой, К.Вазиной, Н.Е.Щурковой и многими другими.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика воспитанности в 1-4 классов по методике Н.П.Капустина»

Методика измерения уровня воспитанности ученика

(Н.П.Капустин)

Диагностику воспитанности в 1-2 и 3-4 классах  провожу по методике Н.П. Капустина. Качества личности, которые надо выработать в себе ученику 1-2 класса, чтобы хорошо учиться и вести себя, а в 3-4 кл. так же по методике Н.П. Капустина., качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха.

В последние годы, как и много лет назад, идёт дискуссия на тему об измерении уровня воспитанности и о том, как проводить это измерение. По мнению одних специалистов, воспитанность не измеряется количественно. О ней можно говорить лишь в общем, без конкретных показателей. По мнению других, например П.П.Блонского, - количественное измерение допустимо в том смысле, что всегда можно ответить на вопрос: сколько раз проявляется то или иное качество ученика в его поведении. Этой же точки зрения придерживается и автор. Мы представим читателю отработанную в течение последних десяти лет конкретную модель методики. Вобравшей в себя всё лучшее. Что было накоплено отечественными учёными и практикой – Н.И.Монаховым, М.И.Шиловой, К.Вазиной, Н.Е.Щурковой и многими другими.

Для того чтобы выстроить такую методику, необходимо определить цели воспитания, с которыми сопоставляется реальный результат. Отсутствие конкретных целей воспитания в большинстве исследований по проблемам диагностики воспитанности приводит к тому, что школа измеряет не свои собственный результат, а вообще влияние среды на ученика и его поведение. Мы не против учёта всех влияний, но школа должна чётко отвечать за результаты своей работы, анализировать их и выстраивать воспитательный процесс в соответствии с целями. Только при таком подходе можно добиться высокой эффективности воспитательного процесса.

В последнее десятилетие стало модным утверждение: “Система общечеловеческих ценностей является основой воспитания”. Против этого трудно возразить, если не принимать во внимание содержание учебного процесса (программы, учебники), в котором эта проблема никогда не разрабатывалась.

Поэтому, анализируя теоретические работы отечественных учёных – педагогов, психологов, социологов, философов, мы пришли к выводу, что за основу воспитания необходимо взять систему отношений человека с миром, т.е. все его реальные связи с окружающей средой, в которой он живёт и выстраивает свои отношения. Задача воспитания заключается в том, чтобы помочь ребёнку сознательно выбирать способ поведения в соответствии с ценностями-нормами, позитивно воспринимаемыми обществом. В качестве базовой духовной ценности выступает мораль (этика). Основными моральными ценностями являются честность, справедливость, человечность, которые выступают в качестве основных показателей в отношениях человека с миром.

Среди этих отношений можно выделить отношение к знаниям, обществу, труду, природе, прекрасному, к себе.

Сформулируем цели воспитания для двух возрастных групп в соответствии с указанными выше отношениями и с учётом главной цели.

Главная цель: развитие нравственного сознания, нравственного самосознания и нравственных мотивов.

Ожидаемый результат: нравственная позиция. Нравственное поведение.

Нравственная позиция – это выражение взглядов, убеждений, мировоззрения человека через знаковую систему, внешнюю речь, жесты, мимику, письменную речь и т.д. Нравственное поведение – это конкретная деятельность человека, направленная на изменение ситуации в соответствии с мотивами, целями, подчинёнными нравственным принципам. Нравственное поведение – это выражение нравственной позиции в реальных отношениях человека к окружающему миру.

Для оценки уровня воспитанности учащихся были разработаны критерии, соответствующие названным выше целям. Каждый критерий включает показатели, которые отражают отношение учащегося к объектам, отраженным в целях воспитания.


Отношения

Цели воспитания (цели среднего уровня)

В 1-4-х классах

В 5-7-х классах

В 8-9-х классах

В 10-11 классах

К знаниям

Развитие любознатель-ности

Развитие позна-

вательного ин-

реса

Развитие позна-вательной активности

Развитие позна-вательной пот-ребности

К обществу

Уважение к школе и семье

Уважение к людям

Уважение к об-ществу и власти

Гражданская позиция

К труду

Трудолюбие

Интерес к труду

Потребность в труде

Готовность к профессионально-му самоопределе-нию

К природе

Бережное отношение к природе

Экологическая грамотность

Экологическая культура

Экологическая потребность

К прекрасному

Чувство прек-расного

Эстетический вкус

Эстетическая культура

Эстетическое от-ношение к дейст-вительности

К себе

Я – человек

Я – личность

Самоуважение. Взаимоуважение.

Здоровье.

Готовность к лич-ностному и миро-воззренческому самоопределению


Критерии оценки уровня воспитанности ученика

Критерии оценки должны отвечать следующим требованиям:

1. Соответствовать целям нравственного сознания, нравственного самосознания, нравственных мотивов.

Критерий оценки – нравственная позиция, нравственное поведение. Это соответствие самого высокого уровня. Оно устанавливается и на уровне целей среднего уровня.

1 – 4 классы

Цели: Критерии:

Развитие любознательности Любознательность

Уважение к школе Отношение к школе

Трудолюбие Отношение к труду

Бережное отношение Бережное отношение

к природе

Чувство прекрасного Красивое в моей жизни

Я – человек Отношение к себе.

Мои полезные привычки



Каждый критерий состоит из показателей, которые отражают связи (отношения) ученика с объектами, отражёнными в целях воспитания.

2. Доступность пониманию, т.е. осознание ожиданий школы, родителей, наконец, общества.

3. Требование конкретной, не нарушающей этики человека, количественной оценки, в которой заключена качественная сторона вопроса – частота проявления тех или иных отношений, фиксируемая в пятибалльной системе, к которой привыкли и родители (сами когда-то учились), и их дети. Вот эта самая пятибалльная система и не даёт покоя критикам такого подхода. Когда-то оппонентам отвечал П.П.Блонский, говоря о том, что воспитателю важно знать, сколько раз проявилось то или иное качество в поведении ребёнка. В предлагаемой методике оценивается частота проявлений тех или иных отношений и в зависимости от этого ставится тот или иной балл. Но это лишь одна сторона дела. Другая заключается в том, что, например, уровневый подход, который никто не критикует, совсем не подходит для рефлексивной методики, а балльный такую возможность предоставляет.

4. Методика должна быть рефлексивной, т.е. предоставлять возможность для сочетания внешней оценки с внутренней самооценкой (рефлексией), только в этом случае она способствует самовоспитанию, так как даёт возможность сравнивать самого себя с идеальной моделью.

5. Системность в отслеживании результатов воспитания. Исследование уровня воспитанности проводится раз в год – в апреле – мае. Только при таком подходе можно видеть динамику изменений в уровнях воспитанности и своевременно реагировать на тенденции, внося изменения в воспитательный процесс. Ежегодные исследования – это лишь один из показателей системности, скорее всего это систематичность. Системность заключается в том, что отслеживаются результаты всего образовательного процесса и по всем целям воспитания. Тем самым фиксируется единство воспитания и обучения в образовательном процессе школы.

6. Фиксирование и хранение информации об уровнях воспитанности учащихся школы. Для этого разработана карта воспитанности на весь срок обучения того или иного ученика (см.ниже).

Исходя из указанных требований и разработана система оценивания уровня воспитанности ученика. Для этого под каждый критерий вводятся показатели критерия, которые дают возможность участвовать в оценке и самооценке уровня воспитанности.

Методика оценки уровня воспитанности ученика

Для каждого ученика разрабатываются анкеты, в которых содержатся критерии, по которым и оценивается результат. Учащимся не сообщается, что это анкета служит для измерения уровня воспитанности. Педагог говорит, что каждый человек стремится всегда достичь лучших результатов в учёбе, работе, в отношениях с людьми, в жизни, а потому всегда приходится задумываться над тем, как это сделать. Далее учащиеся знакомятся с содержанием анкеты, обсуждают её. Иногда классный руководитель тратит на это обсуждение 2-3 классных часа, главное, чтобы учащиеся поняли смысл того, о чём говорится в анкете. Приведём содержание всех анкет. (см. табл. 26, 27, 28, 29).

Разъяснив учащимся смысл анкет, классный руководитель объясняет правила оценивания по пятибалльной шкале. Отметка “пять” ставится тогда, когда отношение или качество личности, отмеченное в анкете, имеет место всегда. Отметка “четыре” ставится тогда, когда отношение или качество проявляется часто, но не всегда. Отметка “3” в том случае, если указанное отношение проявляется редко, отметка “два”, если оно не проявляется никогда. Отметка “1” не используется.

Процедура оценивания состоит в том, что учащиеся во время классного часа выставляют себе отметки по всем показателям, затем им разрешается взять анкеты домой и попросить родителей провести оценивание. Предварительно на классном родительском собрании родителям сообщается методика оценивания. После родителей оценки выставляет классный руководитель. В случае, если родители или классный руководитель затрудняются оценить то или иное качество, отметка не ставится. Затем все отметки за каждый показатель складываются, и сумма делится на их число. Получается средний балл за каждый критерий. Например, по одному критерию было пять показателей. Сумма всех отметок составила 48. Разделив 48 на 15, получим 3,2. это и будет средний балл за данный критерий. В результате получим 6 средних отметок, потому что всего 6 критериев. Сложив все средние баллы, получим общий балл ученика за данный год обучения. Ученик, набравший наибольшую сумму, в рейтинге классного коллектива занимает первое место. А тот, кто набрал меньшую сумму, - последнее место. Все остальные располагаются между этими двумя позициями.

Обычно просят сохранить анкеты, чтобы на следующий учебный год видеть свои результаты за прошедший учебный год.

Анкета для учащихся 1-2-х классов

Мои отношения

Я оцениваю себя

вместе с родителями

Меня оценивает учитель

Итоговая отметка

1 кл.

2 кл.

1 кл.

2 кл.

1 кл.

2 кл.

1. Любознательность:

мне интересно учиться,

я люблю читать,

мне интересно находить ответы на непонятные вопросы,

мне нравится выполнять домашние задания,

я стремлюсь получать хорошие отметки







2. Отношение к школе:

я выполняю правила для учащихся,

я добр в отношениях с людьми,

я участвую в делах класса и школы







3. Отношение к труду:

я старателен в учёбе,

я внимателен,

я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью,

мне нравится помогать в семье выполнять домаш-нюю работу,

мне нравится дежурство в школе







4. Бережное отношение:

к природе,

к земле,

к животным,

к природе







5. Красивое в моей жизни:

я аккуратен в делах,

мне нравится все красивое вокруг меня,

я вежлив в отношениях с людьми







6. Отношение к себе:

я управляю собой,

я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой,

у меня нет вредных привычек











Анкета для учащихся 3-5-х классов

Мои отношения

Я оцениваю себя

Меня оцени-

вают родите-ли

Оценка классного руководите-ля

Итоговая отметка


3 кл.

4 кл.

5 кл.

3

кл.

4

кл.

5

кл.

3

кл.

4

Кл.

5

кл.

3 кл.

4 кл.

5 кл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1. Эрудиция:

мне интересно учиться,

я всегда выполняю домашние задания,

я люблю читать,

мне интересно находить ответы на непонятные вопросы,

стремлюсь получать хорошие отметки













2. Отношение к школе:

я выполняю Устав школы,

я выполняю правила для учащихся,

я выполняю правила внутреннего распорядка,

я участвую в делах класса и школы,

я добр в отношениях с людьми,

я справедлив в отношениях с людьми













3. Прилежание:

я старателен в учёбе,

я внимателен,

я самостоятелен,

я помогаю другим и сам обращаюсь за помощью,

мне нравится самообслу-живание в школе и дома













4. Отношение к природе:

я берегу землю,

я берегу растения,

я берегу животных,

я берегу природу













5. Эстетический вкус:

я аккуратен и опрятен,

я соблюдаю культуру поведения,

я ценю красоту в своих делах,

я вижу прекрасное в жизни













6. Отношение к себе:

я управляю собой, своим поведением,

я соблюдаю санитарно-гигиеническими правила ухода за собой,

я забочусь о своём здоровье,

я умею правильно распределять время учёбы и отдыха,

у меня нет вредных привычек