Методика «Дерево» также может использоваться как в первый день пребывания ребенка в лагере, так и потом, с целью отслеживания комфортности пребывания ребенка, его самооценки.
Предварительно на листе ватмана необходимо нарисовать дерево с расположенными на нем человечками.
Инструкция дается в следующей форме: «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Выберите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение и ваше положение».
Живая анкета "Давайте познакомимся!"
Цель: диагностика интересов и потребностей детей .
Подготовка: определить людей-счетчиков, объяснить правила живой анкеты – каждый должен из предложенных 4 вариантов выбрать один.
Условные обозначения:
красный цвет ("К") – 1й вариант;
синий ("С") – 2й вариант;
зеленый ("З") – 3й вариант;
желтый ("Ж") - 4й вариант.
Необходима группа наблюдателей за эмоциональной реакцией ребят в ходе игры.
1.Я в лагере для того, чтобы:
"К" - отдохнуть;
"С" - найти себе новых друзей;
"З" - научиться чему-либо новому;
"Ж" - потому что так получилось.
2. Воспитателя представляю как:
"К" - старшего друга;
"С" - командира;
"З" - организатора всех дел;
"Ж" - консультанта, советчика в трудных ситуациях.
3. В моем отряде мне нравится:
"К" - девчонки и мальчишки;
"С" - воспитатели;
"З" - то, что не скучно, всегда что-то делаем;
"Ж" - никак не могу понять.
4. Мое самое любимое занятие - это:
"К" - читать книги, узнавать что-то новое;
"С" - петь, танцевать, слушать музыку;
"З" - заниматься спортом;
"Ж" - что-то мастерить своими руками.
5. Мои первые впечатления о лагере:
"К" - мне здесь очень нравится;
"С" - все хорошо, но скучаю по дому;
"З" - здесь есть чем заниматься;
"Ж" - нормально, могло быть и лучше.
6. Каким должно быть наш лагерь?
"К" - без разницы, я не думал об этом;
"С" – каждый отряд живет и работает сам по себе, когда нужно встретимся.
"З" – жизнь в лагере должна быть дружной и веселой, для этого нужны интересные дела для всех
"Ж" - разнообразной, где каждый смог бы выбрать дело по душе, независимо от того, кто из какого объединения.
Анкета "Я выбираю…"
Для выбора детям предлагается список творческих мастерских, имеющихся в лагере. Подчеркни, в каких мастерских ты бы хотел заниматься в эту лагерную смену:
Мастерская творческих игр.
Мастерская "Познай самого себя"
Мастерская развивающих игр.
Мастерская шахматной задачи.
Театральная мастерская.
Салон красоты.
Природа и искусство.
Изомастерская.
Мастерская "Чудеса из бумаги".
Мастерская песни.
Анкета "Кто ты?"
Инструкция:
Отвечай, "да" или "нет" на следующие вопросы.
1. Уважаешь ли ты дружбу?
2. Привлекает ли тебя что-то новое?
3. Предпочитаешь ли ты старую одежду новой?
4. Менял ли ты в детстве более трех раз профессию, которую собираешься выбрать?
5. Теряешь ли уверенность в себе, когда тебе предстоит решить трудную задачу?
6. Коллекционируешь ли что-нибудь?
7. Часто ли бывает так, что ты притворяешься довольным безо всякой причины?
8. Часто ли меняешь свои планы в последний момент?
Запиши себе по 1 очку за ответ "да" на вопросы 1, 2, 6.
Столько же - за ответ "нет" на вопросы 2, 4, 5, 7, 8.
Теперь подсчитай набранные очки и смотри результаты теста.
Свыше 6 очков:
Ты уравновешенный человек. У тебя легкий, хороший характер.
От 3 до 6 очков:
Твой характер не назовешь легким. Твое хорошее настроение может легко превратиться в плохое. А это отражается на твоих отношениях с друзьями. Решительность в делах тебе бы не помешала.
Менее 3 очков:
Почему ты не веришь в свои силы? Надо больше доверять людям, искать друзей среди тех, кто тебя окружает.
Образное описание стадий развития коллектива
(по А.Н. Лутошкину)
Для самодиагностики коллектива предлагаются следующие символы: «песчаная россыпь», «мягкая глина», «мерцающий маяк», «алый парус», «горящий факел».
«ПЕСЧАНАЯ РОССЫПЬ». Посмотри, сколько песчинок собрано вместе, но в то же время заметь — ничто их не соединяет между собой. Разве только, что собраны все вместе. Подует легкий ветерок — отнесет часть песка. Есть группы людей, очень похожие на такие россыпи. Вроде все вместе, а присмотришься — каждый сам по себе. Не находят они дела, которое бы их объединило. Не видно организатора, вокруг которого сплотились бы ребята.
«МЯГКАЯ ГЛИНА». В руках организатора этот материал превращается в искусное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить достаточных усилий. Здесь заметны шаги по сплочению коллектива, однако нет еще взаимоотношений. Отношения в основном доброжелательные, хотя не все внимательны друг к другу. Соединяющим звеном является требование взрослого.
«МЕРЦАЮЩИЙ МАЯК». Маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света. То же происходит и с формирующимся коллективом. Здесь преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. В группе естьорганизатор. Однако не во всех делах проявляется единое общественное мнение. Ребята мало проявляют инициативы.
«АЛЫЙ ПАРУС». Символ устремленности вперед, дружеской верности. Здесь живут по принципу "один за всех, все за одного". В отряде товарищеские взаимоотношения. Ребята принципиальны и требовательны друг к другу.
«ГОРЯЩИЙ ФАКЕЛ». В отряде - тесная дружба, взаимопонимание, ответственность каждого не только за себя, но и за коллектив. Отряд не замыкается в собственных рамках. Он видит, где нужен, и идет на помощь, не дожидаясь призывов.
Эти образные символы дают представление об этапах развития коллектива. Усвоив значение этих символов, попытайтесь определить, на каком этапе находится ваш коллектив, и решить, что необходимо делать, чтобы шагнуть на более высокую ступень.
Изучение временного детского коллектива
Рисунок - образ
Какой образ возникает у тебя, когда ты думаешь о своем коллективе.
Нарисуй (или опиши словами), что представляет собой ваш коллектив.
Рисунок - символ
"Когда я думаю о моем отряде, выражение моего лица становится ________ __________________________ таким ________________________________" (нарисовать).
Методика "Поляна цветов"
В отрядном уголке крепятся кружки с именами и фамилиями детей. За каждое участие в жизни лагеря или отряда ребенок награждается одним лепестком, который крепится к кружочку. Таким образом, к концу смены в уголке вырастает поляна цветов.
Ребенок, у которого в цветке окажется больше всего лепестков, выдвигается на торжественное награждение на лагерной линейке в конце смены.
Дети, имеющие меньшее количество заработанных лепестков, награждаются поощрительными грамотами и подарками внутри отряда.
«Психогеометрический тест».
Предлагается 5 нарисованных фигур: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник и зигзаг.Инструкция: «Посмотрите на следующие фигуры: Выберите из них ту, в отношении которой можете сказать: "Это — я!" Постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас. Запишите ее название под номером 1. Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения (запишите их названия под соответствующими номерами). После выполнения задания педагог информирует детей о том, фигура, которая выбрана первой - это основная фигура. Она дает возможность определить главные, доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные четыре фигуры — это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию вашего поведения. Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которой будет представлять для вас наибольшие трудности. Однако может оказаться, что ни одна фигура вам полностью не подходит. Тогда вас можно описать комбинацией из двух или даже трех форм. Круги: - это чувствительные, мягкие люди, не любят ссориться, - хотят, чтобы всем было хорошо, - умеют сопереживать, сочувствовать другим, 12 - им необходимо научиться отстаивать свою точку зрения. Треугольники: - упорные, энергичные, - уверены в себе, - хотят быть первыми во всем, - любят рисковать, - необходимо научиться прислушиваться к мнению других. Квадраты: - упорны, умеют доводить начатое до конца, - терпеливы, пунктуальны, аккуратны, - во всем любят порядок, - любят планировать любое дело, - необходимо научиться быть более эмоциональными. Зигзаг: Творческие, независимые, видят необычное, новое в будничном, привычном, любят мечтать, любят разнообразие, - нужно научиться доводить начатое дело до конца. Прямоугольники - любознательные; - открыты и легко усваивают новые идеи, ценности, способы мышления и жизни; - стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы; - в поведении быстрые, крутые, непоследовательны и непредсказуемы; - имеют, как правило, низкую самооценку -необходимо научиться быть менее доверчивым, внушаемым, избегать манипулирования другими.
Графическая методика «Кактус».
Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус - такой, какой ты себе представляешь».
Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша. Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для данной методики. Характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и пр.), характеристика иголок (размер, расположение, количество).
Агрессия - наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки показывают высокую степень агрессивности.
Импульсивность - отрывистость линий, сильный нажим.
Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, центр листа.
Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположение внизу листа.
Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурности форм.
Скрытость, осторожность- расположение зигзагов по контору или внутри кактуса.
Оптимизм - использование ярких цветов, «радостные» кактусы.
Тревога - использование темных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми.
Женственность - наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.
Экстравертированность - наличие на рисунке других кактусов или цветов.
Интровертированность - на рисунке изображен один кактус.
Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.
Методика «Экран настроений»
Для создания «экрана настроений» можно использовать цветовую гамму настроений, условившись с детьми считать, что определенному цвету соответствует определенное настроение:
♦ красный - восторженное настроение;
♦ оранжевый - радостное;
♦ желтый - спокойное;
♦ зеленый - уравновешенное;
♦ синий - грустное;
♦ фиолетовый - тревожное;
♦ черный - уныние.
Экспресс - метод выявления лидеров в детском коллективе
Инструкция: письменно ответить на несколько вопросов. Проводится анонимно.
Вариант №1
Кто в вашем отряде
1. …самый умный
2. …самый смелый
3. …самый болтливый
4. …самый опаздывающий
5. …самый замкнутый
(по мере необходимости)
6. … наша гордость
вариант №2
1. С кем из твоего отряда тебе всегда интересно?
2. Кого бы ты взял с собой в поход?
3. Его называют «душа компании».
4. Он всегда меня поддержит.
(назвать одну фамилию)