СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностико-аналитические методики воспитательной работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностико-аналитические методики воспитательной работы

Просмотр содержимого документа
«Диагностико-аналитические методики воспитательной работы»

14





Пять анкет классному руководителю,
вступающему в должность

(для предварительного знакомства с воспитанниками)


Для того чтобы познакомиться с новым классным коллективом и с каждым учеником в отдельности, воспитателю нужно немало времени. Между тем основополагающие отношения с воспитанниками закладываются буквально в самые первые моменты общения. Поэтому педагогу очень важно сразу найти с коллективом верный тон и правильную педагогическую позицию.

Предлагаемые четыре анкеты помогут увидеть классный коллектив в четырех основных ракурсах: в учебном, в организационно-педагогическом, нравственном и семейном; пятая поможет диагностировать особенности «Я-концепции» ребенка.

Как известно, анкеты чаще всего заполняются анонимно, но если воспитатель найдет возможность (по договоренности) сделать анкеты персональными, то ему станут ясны проблемы детей на уроке, в межличностных отношениях, в семье, а также в отношениях с самими собой.

Кроме того, педагог узнает ожидания детей от собственной персоны и выберет более точную педагогическую позицию.

АНКЕТА №1
(урок глазами учеников)

Дорогой друг! Мы просим тебя: подумай и ответь на все вопросы честно и откровенно. Твои ответы помогут сделать более интересной жизнь не только твоего, но и других классов. Не бойся, за свою честность ты никак не пострадаешь, ведь анкеты анонимны (впрочем, если хочешь, ты можешь указать свою фамилию). При планировании жизни школы мы постараемся максимально учесть твои пожелания. Спасибо за помощь!

1. Нравится ли вам школа, в которой вы учитесь? Укажите причину.

2. На какие уроки вы идете с удовольствием? Почему?

3. На какие уроки вам идти не хочется? Укажите подробно причину:

• не все понятно;

• не нравится учитель;

• испытываете трудности по личным мотивам (отсутствие воли, способностей, интереса и другое). Остановитесь подробнее на вопросе.

4. Любите ли вы читать? Какую последнюю книгу прочитали (вне школьной программы)?

5. Что нравится на уроке больше:

• объяснение материала;

• самостоятельная работа;

• творческая работа на уроке;

• словарная работа;

• другие формы.

6. Нравится ли вам отвечать у доски или с места на вопросы учителя? Часто ли вас спрашивают? Ваши пожелания, предложения учителю.

7. Школьный балл (оценка) на уроке. Всегда ли он справедлив? Как сделать его справедливым для вас?

8. Если бы сегодня разрешили свободное посещение уроков, куда бы вы употребили высвобождающееся время?

• все равно пошел бы в школу;

• занимался бы дома;

• устроился бы на работу;

• развлекался.

9. Ваши замечания и предложения педагогам для улучшения работы школы.

10. Если бы вы стали директором школы, что бы вы изменили в учебно-воспитательном процессе (например, ввели бы новые предметы, а какие-то убрали бы)?

11. Кому из учителей вы сказали бы «спасибо»?

12. Хорошо ли вы ведете себя на уроках? Оцените себя по пятибалльной системе:

• готовность к уроку –___;

• внимание – ___ ;

• дисциплина – ___ ;

• степень усвоения программы – ___ ;

• оценка за урок себе – ___ ; учителю – ___ (на день проверки).

Спасибо за ответы!

АНКЕТА № 2
(классный руководитель глазами воспитанника)

1. С каким настроением вы идете в школу?

• с радостью;

• равнодушен;

• с предчувствием неприятностей;

• скорей бы все это кончилось.

2. Если случаются неприятности, от кого они чаще исходят?

• от учителей-предметников;

• от классного руководителя;

• от товарищей по классу;

• от администрации;

• другое.

3. Каковы должны быть, по-вашему, функции классного руководителя?

• второй мамы;

• старшего товарища;

• старшего товарища-защитника;

• контролера за успеваемостью и дисциплиной.

4. Каковы должны быть черты характера у образцового клас-

сного руководителя? (Написать.)

5. Какие отношения хотелось бы установить вам с классным руководителем?

6. Чего не должен делать классный руководитель?

7. Какое чувство вы испытываете к своему классному руководителю?

8. Бывают ли конфликты с классным руководителем?

• часто;

• редко;

• никогда.

9. Каковы причины конфликтов?

• плохой характер классного руководителя;

• плохой характер класса;

• внешние обстоятельства.

10. Вы совершили проступок (разбили окно, испортили мебель, нагрубили учителю).

Вы ожидаете, что в этом случае классный руководитель:

• защитит;

• сделает вид, что хочет защитить;

• сделает вид, что не заметил случившегося;

• будет защищать тебя от упреков администрации;

• воспользуется случаем, чтобы вас унизить.

11. Вы вновь совершили проступок. Вы ожидаете, что учителя в этом случае:

• во всем разберутся и поступят справедливо;

• дадут хороший, дружеский совет;

• прочитают нотацию;

• «проработают» у директора;

• вызовут родителей.

12. Вы считаете, что ваш класс:

• сплочен и дружен;

• разбит на группы;

• каждый живет сам по себе.

13. Как часто проводятся мероприятия в вашем классе?

• часто;

• редко;

• не проводятся.

14. Можно ли сказать, что вам повезло с вашим классом?

15. Каков характер классных мероприятий (указать): беседы об интересном и важном в жизни; походы, экскурсии, поездки по интересным местам; трудовые дела; разборы по успеваемости и дисциплине; коллективные мероприятия с родителями; другое.

16. Какие классные мероприятия запомнились вам больше всего?

17. Что бы вы посоветовали своему классному руководителю?

18. Можно ли сказать, что вам повезло, что вы учитесь: в __________________ школе, в ______ классе?

АНКЕТА № 3
(семья и родители глазами ребенка)

1. Любите ли вы свой дом, домашнюю атмосферу, есть ли в ней что-то свойственное только вашей семье?

2. Уезжали ли вы из дома надолго и что вы тогда чувствовали?

3. Интересуются ли ваши родители вашими учебными делами?

• всегда;

• иногда;

• никогда;

• оба;

• больше отец;

• больше мать.

4. Интересуются ли ваши родители вашими отношениями с товарищами в классе?

• всегда;

• иногда;

• оба;

• больше мать;

• больше отец.

5. Посещают ли они школу?

• часто;

• редко;

• только по вызову;

• больше отец;

• больше мать.

6. Помогают ли они школе, классному руководителю?

• в организации классных дел;

• в проведении экскурсий, походов;

• в проведении ремонта.

7. Как, по-вашему, они относятся к школе и педколлективу?

• доверяют;

• не доверяют;

• равнодушны.

8. Довольны ли они своей работой, своей специальностью?

• довольны;

• недовольны;

• некуда деваться, работают из-за зарплаты;

• работают из-за квартиры и т. д.

9. Устраивает ли заработная плата и совместный семейный бюджет?

10. Как вы находите вашу семью?

• состоятельной;

• средней;

• бедной.

11. Какие праздники в семье вы любите больше всего?

12. Принято ли в вашей семье дарить подарки? Какие?

13. Есть ли у вас бабушка или дедушка?

14. Каковы ваши отношения с ними?

15. Что, по-вашему, обещает ваше будущее?

16. Каким, по-вашему, обещает быть ваше будущее?

• светлым;

• неясным;

• мрачным.

17. На кого вы надеетесь?

• на самого себя;

• на государство;

• на родителей.

18. Как, по-вашему, будете ли вы счастливым?

АНКЕТА № 4
(классный коллектив глазами ученика)

Дорогой друг! Пожалуйста, внимательно прочтите предлагаемую ситуацию, представьте себе, кто и как себя в ней поведет и подчеркните необходимый ответ.

  1. Вы получили двойку.

Класс:

– резко вас осудил бы;

– поддержал бы;

– не обратил бы внимания;

– одобрил бы;

– мнение было бы противоречивым.

Кто бы выразил свое мнение?

– весь класс;

– большая часть класса;

– несколько человек;

– никто;

– в основном девочки;

– в основном мальчики;

– и те, и другие.

2. Вы нарушили дисциплину, совершили какой-нибудь проступок (изрезали стол, разбили окно, нагрубили учителю).

Класс:

– резко вас осудил бы;

– поддержал бы;

– не обратил бы внимания;

– одобрил бы;

– мнение было бы противоречивым.

Кто бы выразил свое мнение?

– весь класс;

– большая часть класса;

– несколько человек;

– никто;

– в основном девочки;

– в основном мальчики;

– и те, и другие.

3. Вы соврали товарищу, подруге.

Класс:

– резко вас осудил бы;

– поддержал бы;

– не обратил бы внимания;

– одобрил бы;

– мнение было бы противоречивым.

Кто бы выразил свое мнение?

– весь класс;

– большая часть класса;

– несколько человек;

– никто;

– в основном девочки;

– в основном мальчики;

– и те, и другие.

4. Вы подрались из-за того, что вас обозвали.

Класс:

– резко вас осудил бы;

– поддержал бы;

– не обратил бы внимания;

– одобрил бы;

– мнение было бы противоречивым.

Кто бы выразил свое мнение?

– весь класс;

– большая часть класса;

– несколько человек;

– никто;

– в основном девочки;

– в основном мальчики;

– и те, и другие.

5. Вы во время драки продолжаете бить уже упавшего противника.

Класс:

– резко вас осудил бы;

– поддержал бы;

– не обратил бы внимания;

– одобрил бы;

– мнение было бы противоречивым.

Кто бы выразил свое мнение?

– весь класс;

– большая часть класса;

– несколько человек;

– никто;

– в основном девочки;

– в основном мальчики;

– и те, и другие.

6. Вы грубо выругались на улице, среди товарищей.

Класс:

– резко вас осудил бы;

– поддержал бы;

– не обратил бы внимания;

– одобрил бы;

– мнение было бы противоречивым.

Кто бы выразил свое мнение?

– весь класс;

– большая часть класса;

– несколько человек;

– никто;

– в основном девочки;

– в основном мальчики;

– и те, и другие.

7. На дискотеке вы попробовали вино.

Класс:

– резко вас осудил бы;

– поддержал бы;

– не обратил бы внимания;

– одобрил бы;

– мнение было бы противоречивым.

Кто бы выразил свое мнение?

– весь класс;

– большая часть класса;

– несколько человек;

– никто;

– в основном девочки;

– в основном мальчики;

– и те, и другие.

8. Вы стали дружить с мальчиком или девочкой.

Класс:

– резко вас осудил бы;

– поддержал бы;

– не обратил бы внимания;

– одобрил бы;

– мнение было бы противоречивым.

Кто бы выразил свое мнение?

– весь класс;

– большая часть класса;

– несколько человек;

– никто;

– в основном девочки;

– в основном мальчики;

– и те, и другие.

9. Вас обидел одноклассник, а вы пожаловались на него учителю.

Класс:

– резко вас осудил бы;

– поддержал бы;

– не обратил бы внимания;

– одобрил бы;

– мнение было бы противоречивым.

Кто бы выразил свое мнение?

– весь класс;

– большая часть класса;

– несколько человек;

– никто;

– в основном девочки;

– в основном мальчики;

– и те, и другие.

10. Вы помогли больной женщине дойти до медпункта, и поэтому класс опоздал на поезд.

Класс:

– резко вас осудил бы;

– поддержал бы;

– не обратил бы внимания;

– одобрил бы;

– мнение было бы противоречивым.

Кто бы выразил свое мнение?

– весь класс;

– большая часть класса;

– несколько человек;

– никто;

– в основном девочки;

– в основном мальчики;

– и те, и другие.

11. Ваш класс работает в поле (на пришкольном участке), вам не хочется работать. Вы так и не приступили к выполнению задания.

Класс:

– резко вас осудил бы;

– поддержал бы;

– не обратил бы внимания;

– одобрил бы;

– мнение было бы противоречивым.

Кто бы выразил свое мнение?

– весь класс;

– большая часть класса;

– несколько человек;

– никто;

– в основном девочки;

– в основном мальчики;

– и те, и другие.

Примечание. При обработке анкет и интерпретации ответов воспитатель должен соблюдать максимальный такт, корректность и деловитость. Ни в коем случае не должно быть такого, чтобы ребенок пострадал и потом пожалел о своей искренности. Беседа с учащимися после анкетирования должна происходить, как правило, с глазу на глаз и в спокойной обстановке, с открытой демонстрацией уважения к воспитаннику.

Данные анкеты и опросники достаточно просты в обработке, здесь нет каких-то «ключей», не требуется специальной подготовки анкетирующего. Информация должна быть внимательно, неспешно осмыслена, обобщена, расставлены акценты, и на этом основании с учетом выявленных связей и отношений педагог должен определить свою позицию, выбрать тон и включиться в классную жизнь, стремясь сразу же внести в нее новые идеи, интересные дела, привлекательные перспективы.

ОПРОСНИК
для индивидуального знакомства с учеником

(дает представление об отношении ученика к самому себе)

Вопросы

Варианты ответов

Да,

всегда,

в полной мере

Иногда,
в некоторой степени

Нет,

никогда

1

2

3

4

1. Мне нравится моя внешность.




2. Я доволен своими интеллектуальными данными.




3. Мне не осложняет жизнь мой характер.




4. Мои волевые качества в порядке.




5. Я считаю, что физически я развит хорошо.




6. Я хорошо знаю себя, например, какое впечатление оказывает на приятелей моя внешность, и могу предсказать их реакцию на этот счет.




7. Я достаточно осведомлен о своих интеллектуальных способностях и успешно пользуюсь ими.




8. Я знаю особенности своего характера и как использовать их для достижения своих целей.




9. Я испытал себя и знаю, как я поведу себя в минуту опасности.




10. Я знаю состояние своего здоровья и учитываю свои физические возможности при выборе жизненных решений.




11. Я способен владеть своими чувствами, не быть рабом настроения.




12. Я способен подчинять себе обстоятельства, умею преодолевать трудности.




13. Я не допускаю опрометчивых поступков и редко раскаиваюсь в содеянном.




14. Я способен доводить даже неприятные дела до логического конца.




15. Даже если я очень рассержен, я умею себя сдержать.




16. Я согласен с утверждением, что «мир прекрасен» и что все окружающее меня имеет целесообразность, порядок и внутренний смысл.




17. Я убежден, что моя деятельность принесет в мир благотворные перемены.




18. Я верю, что все люди вокруг меня хотят мне добра.




19. Я убежден, что при добросовестном труде и соблюдении общепринятых правил достигну поставленных жизненных целей.




20. Я верю, что будущее будет еще лучше, чем настоящее.




21. У меня портится настроение, когда я вижу слезы, страдания другого.




22. Если кто-то обидел меня, я не стремлюсь отомстить.




23. Я приду на помощь нуждающемуся, даже если после этого опоздаю на работу (учебу).




24. Поссорившись с другом (подругой), я переживаю о случившемся и делаю первым шаг к примирению.




25. Я уверен в том, что в группе можно достичь большего, чем порознь.




26. Я не демонстрирую этого убеждения окружающим, но «про себя» я знаю, что я не только не хуже остальных, но, если честно, то лучше.




27. Я уверен в себе, своих способностях, своем праве на достойную жизнь, на высокую должность, на счастье и удачу.




28. Мне приходилось быть в разных группах, компаниях, коллективах, и везде я встречал уважение, признание и занимал удовлетворяющий меня социальный статус.




29. На обиды и оскорбления, даже незаслуженные, я не считаю необходимым каждому отвечать или перед каждым объясняться.




30. Я испытываю угрызения совести, если не сдержал слово или сказал неправду, даже если этого никто не заметил.




31. Когда, проснувшись утром, я вспоминаю, что впереди много дел, у меня не портится настроение, я не тяну время, а сразу принимаюсь за работу.




32. Даже самое маленькое дело я стараюсь сделать основательно.




33. Я люблю перемены, люблю знакомиться с новыми делами.




34. Меня не останавливают неудачи, сделав выводы, я действую с еще большей настойчивостью.




35. Я хочу и смогу добиться в жизни высоких личных достижений.




36. Я знаю и часто думаю о том, что жизнь мне дана не просто так, а имеет высокий смысл и предназначение, и я стараюсь их понять.








37. Я любознателен, меня интересуют сведения из разных областей жизни.




38. Я люблю размышлять на отвлеченные темы, вести философские разговоры.




39. Я люблю оставаться один и в это время часто погружаюсь в высокие грезы, фантазии, мечты.




40. В решении проблем я ищу алгоритм, систему, внутренние законы.




41. Я всегда самостоятельно ищу решение проблем, даже в коллективном деле стремлюсь все делать по-своему.




42. Я не боюсь высказать в незнакомой аудитории мнение, не совпадающее с мнением остальных, не боюсь насмешек и осуждения окружающих на этот счет.




43. Я спокойно отношусь как к похвале, так и критике в свой адрес.




44. В позиции выбора я делаю его, исходя из собственных представлений об истине и справедливости, не оглядываясь на окружающих.




45. У меня всегда хорошее настроение.




46. Солнце, пение птиц, красивый пейзаж действуют на меня благотворно даже в самых трудных обстоятельствах.




47. Я не расстраиваюсь надолго от случившегося и не переживаю заранее по поводу возможных неприятностей.




48. Я люблю готовиться к праздникам, и они оправдывают мои ожидания.




49. Я уверен, что на свете существует счастье, и я могу быть счастливым




Комментарий к анкете

Данный опросник предназначен для диагностирования и последующей индивидуальной работы с учащимися юношеского возраста (10–11-е классы), которые имеют уже достаточно развитый, глубокий, тонкий внутренний мир, так как они приобрели необходи-мый жизненный опыт, имели время подумать о жизни и о себе, выработали достаточно четкие установки относительно самих себя. Правдивые, искренние ответы воспитанников помогут педагогу составить определенное представление о самосознании («Я-кон-цепция») каждого, дать общую характеристику личности и частные оценки его структурам.

Вопросы-суждения сформулированы таким образом, что совпадают с нашей характеристикой личности, ориентированной на саморазвитие, самоактуализацию.

1. Самоприятие, гармония с собой: своей внешностью, темпераментом, характером и т. д.

2. Знание себя, «сильных» и «слабых» сторон своей личности.

3. Способность к рефлексии, умение владеть своими чувствами, управлять собой.

4. Принятие окружающей среды, внешнего мира, уверенность в том, что окружающий мир целесообразен, гармоничен, гуманен.

5. Способность к пониманию, сочувствию, состраданию другому.

6. Чувство собственного достоинства, высокая оценка себя вне зависимости от особых личных достижений и приобретений.

7. Активность, оптимизм, стремление к достижению поставленных целей.

8. Наличие высших целей, ценностей и смысла бытия, вера в высшие человеческие идеалы, стремление к совершенствованию.

9. Эмоциональная и интеллектуальная независимость, готовность к самостоятельному жизненному выбору.

10. Включенность в настоящее, способность получать удовольствие от жизни, радоваться и быть счастливым.

Полное согласие с вышеуказанными суждениями оценивается в 2 балла, неполное («иногда», «в некоторой степени») – 1 балл, несогласие – 0 баллов.

Общее количество баллов дает возможность судить о самоощущении (психическом здоровье) воспитанника в целом, насколько оно гармонично и «победно». Каждые последующие пять суждений оценивают какое-то одно «качество», отдельную структуру этичности, позволяя обнаружить те свойства, которые «западают», т. е. имеют некие внутренние запреты и комплексы, воспитанник по поводу которых, возможно, страдает и мучается.

Установив всю картину внутреннего мира ребенка, педагог может вести с ним индивидуальную работу, психокоррекцию в виде психотерапевтических бесед, давать советы, как работать над собой и над чем, внушать определенные позитивные установки.

Но самое главное – педагог может включить воспитанника в такие виды классной деятельности, где бы он смог проявить себя, показать свои способности и избавиться от комплексов, обрести силы и уверенность в себе.

Примечание. Разумеется, все показатели в баллах педагогу необходимо перепроверить путем наблюдения за воспитанником в реальном общении с другими, в его практической деятельности и жизни.

– Предлагая учащимся честно и искренне ответить на вопросы, необходимо убедить их, что они за свою честность никак не пострадают.

– Анкеты чаще всего следует делать анонимными (хотя надо оставлять детям право поставить свою подпись, ведь это тоже тест на смелость и мужество для самого ребенка).

– Подсчет мнений должен быть честным, объективным, учитывать типичные ответы и крайние суждения.

– Результаты обязательно должны быть доведены не только до педагогов, но и до самих учащихся, которым следует сообщить о тех выводах, что сделал для себя педколлектив: любое анкетирование должно служить укреплению взаимопонимания воспитателей и воспитанников.

– После обсуждения результатов анкетирования следует предпринять все меры, чтобы ни один из педагогов никоим образом, тем более прилюдно, не упрекнул детей, не опустился до угроз.

– Не следует разглашать полученную из анкет информацию, которая может ухудшить психологическое состояние учащегося или его положение в классе (в семье). В особенности это касается тестов по социометрии.

– Беседуя по результатам анкетирования с учеником индивидуально, следует подчеркивать и опираться на его сильные стороны, мобилизуя усилия воспитанника на борьбу с его слабыми сторонами. При этом необходимо давать конкретные рекомендации, предлагать способы и приемы работы над собой.

– Выводы, почерпнутые из анкет, необходимо проверять и пополнять в процессе жизнедеятельности путем педагогических наблюдений за поведением ребенка, а также учитывать мнения других педагогов, библиотекаря, родителей.

– Обнаруженные знания воспитанника следует учитывать при организации мероприятий, создавая условия ребенку для проявления своих способностей, одновременно давая ему возможность победить свои слабости.

Таким образом, любое «прикосновение» к детям при помощи тестов, анкет, опросников должно делать их сильнее, вооружать новыми знаниями о себе и мире, более эффективными способами поведения, снимать внутренние препятствия, комплексы и защиты.

АНКЕТА № 5
(для учителей)

Цели: кратко проанализировать работу педколлектива в прошедшем году; подготовить направления к планированию на следующий учебный год.

1. Какие положительные аспекты в работе школы вы отмечаете?

2. В чем конкретно вы лично участвовали при проведении семинаров, педсоветов?

3. В чем вы видите отрицательные явления в работе школы? Как можно их изменить?

4. Какие проблемы существуют в работе школы, и как вы предлагаете их решать?

5. Какие вопросы необходимо, на ваш взгляд, рассмотреть на заседаниях педсоветов, психолого-педагогических семинарах, совещаниях при директоре? Укажите, по какому вопросу вы могли бы выступить с конкретными предложениями? Какой опыт можно обобщить?

6. Над чем вы намерены работать для совершенствования своего педагогического мастерства?

7. Как вы оцениваете работу М/О? Какие темы предлагаете для работы в М/О и формы их проведения?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!