МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГБОУ СПО ЛНР «КОМИССАРОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ-АГРОФИРМА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
проведения учебной практики
по профессии «Мастер по ремонту автомобилей и оборудования» на тему :
«ДИАГНОСТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ»
Разработал: мастер производственного обучения
МАЙДИК ВАЛЕРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Тема МДК 01.02.: «УСТРОЙСТВО, ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЯ»
Тема занятия: «ДИАГНОСТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ»
Цель занятия: -Обучение практическим приемам определения и устранения возможных неисправностей в смазочной системе двигателей;
-изучение схемы подачи масла к трущимся поверхностям.
Задачи занятия:
ОБУЧАЮЩИЕ: -Формирование и усвоение приемов проведения разборочно-сборочных работ с изучением устройства и работу приборов смазочной системы.
-Формирование у обучающихся профессиональных навыков при выполнении разборочно-сборочных работ приборов смазочной системы.
РАЗВИВАЮЩИЕ: -Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений, умения оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
-Формирование у обучающихся умения оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ВОСИТАТЕЛЬНЫЕ: -Воспитание у обучающихся трудолюбия, бережного отношения к оборудованию и инструментам, аккуратности, работать в коллективе и команде.
-Пробуждение интереса к выполнению работ, понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии.
Тип занятия: Урок формирования и совершенствования трудовых умений и навыков.
Время: 6 часов.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:
-ПК 1.1.Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы обслуживания.
-ПК 1.2.Выполнять работы по различным видам ТО.
-ПК 1.3.Проведение текущего ремонта обслуживаемого оборудования.
-ПК 1.6.Устранять мелкие неполадки в работе оборудования.
.Общие компетенции:
-ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
-ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
-ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
-ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
-ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством , клиентами.
Оборудование занятия: двигатель автомобиля, набор гаечных ключей, набор отверток, линейка, растворы для промывки системы охлаждения, керосин и ветошь, установка для проверки герметичности К-437.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ:
-Контроль посещаемости и готовности к занятию.
-Объяснение хода и последовательности проведения занятия.
-Распределение по рабочим местам.
2.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ:
-Сообщить тему программы и тему занятия, назвать ее учебное значение.
3.ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:
-Рассказать о значении техники проведения ТО и диагностирования системы смазки двигателя.
-Обратить внимание на технические требования и условия выполнения.
-Опираясь на знания теоретических дисциплин, разобрать с учащимися порядок проведения ТО и диагностирования системы смазки двигателя.
-Показать приемы работы; предупредить о возможных ошибках при выполнении работы. Обратить внимание на приемы самоконтроля.
-Разобрать вопросы рациональной организации рабочего места.
4.ПРОВЕДЕНИЕ ПЕРВИЧНОГО ИНСТРУКТАЖА по вопросам охраны труда с обучающимися в Журнале регистрации инструктажей под роспись.
5.Сообщить критерии оценивания.
6.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Целевые обходы рабочих мест обучающихся.
1-й обход: проверит содержание рабочих мест, их организацию.
2-й обход: обратить внимание на правильность выполнения приемов работы по выполнению ТО и диагностирования системы смазки двигателя.
3-й обход: проверить правильность соблюдения последовательности ТО и диагностирования системы смазки двигателя.
4-й обход: проверить правильность ведения самоконтроля, соблюдение технических условий работы.
5-й обход: провести приемку и оценку выполненных работ.
7.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ:
1.Указать на допущенные ошибки и разобрать причины, их вызывающие.
2.Сообщить и прокомментировать оценки обучающимся за работу.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СМАЗОЧНОЙ СИСТЕМЫ.
При горячей регулировке двигателя автомобиля проверяют уровень масла в картере двигателя и давление его в масляной магистрали. Для этого подключают к масляной магистрали параллельно через штуцер контрольный манометр и сверяют его показания с показаниями штатного манометра.
Причины падения давления масла следующие: понижение уровня и плотности масла, не плотность соединений, большой износ коренных и шатунных подшипников, неисправность масляного насоса или редукционного клапана.
При ТО следует произвести разборку масляных фильтров, промыть их керосином и насухо протереть .Заменить фильтрующий элемент в фильтре тонкой очистки.
Затем проверяют работу центрифуги на слух. Исправность центробежного фильтра характеризует наличие звука высокого тона, продолжающегося в течение 2-3-х минут после остановки двигателя.
Разборка центробежного масляного фильтра двигателя производится под руководством мастера п/о в следующем порядке:
-отвернуть гайку крепления фильтра и снять его;
- повернуть ротор вокруг своей оси, чтобы пальцы стопора вошли в отверстие ротора;
- отвернуть гайку крепления колпака ротора и снять его;
- промыть колпак ротора, фильтр и другие детали в керосине и протереть их чистой тряпкой.
Собрав фильтр, следует совместить метки на колпаке и роторе во избежание нарушения балансировки ротора.
Проверить при работающем двигателе герметичность фильтра. При обнаружении течи масла подтянуть крепление и при необходимости заменить детали уплотнения.
Технологическая карта на ТО смазочной системы двигателя
|
№ | Операция | Графическое изображение | Инструмент |
Проверить осмотром состояние и герметичность систем охлаждения, смазки двигателя, системы отопления кабины и пускового подогревателя | | | |
Устранить нарушение герметичности в трубопроводах системы охлаждения, смазки двигателя, системы отопления кабины и пускового подогрева | Набор автомеханика (большой) И-148, пассатижи | | |
Проверить на слух работу клапанного механизма | - | | |
Отрегулировать зазоры между клапанами и коромыслами | Приспособление для регулировки клапанов И801.14.000, набор щупов №2 | | |
Проверить крепление масляного картера, выпускных трубопроводов, фланцев приемных труб глушителя к блоку цилиндров и при необходимости закрепить | Набор автомеханика (большой) И-148, зубило, молоток. | | |
Проверить крепление и при необходимости закрепить двигатель на раме | Набор автомеханика (большой) И-148 | | |
Проверить состояние и натяжение приводных ремней генератора и водяной помпы | Набор автомеханика (большой) И-148 | | |
Проверить качество работы | Субъективный метод | | |
Технологическая карта на диагностирование смазочной системы двигателя.
| |
| М-В | Прогреть двигатели до нормальной температуры воды и масла, проверив наличие и уровень |
| М-Д | Присоединить приспособление КИ-4940 к системе смазки двигателя ЗИЛ-130 и запустить двигатель, создав 1000—1200 об/мин коленчатого вала. |
| М-Д | Измерить давление масла в магистрали и проверить правильность показаний щиткового манометра. Давление масла в магистрали должно быть не ниже 0,8 кгс/см2 для автомобиля ГАЗ, а для ЗИЛ-1,5 кгс/см2.Щитковый манометр должен иметь отклонения относительно контрольного манометра не более ±0,2 кгс/см2. Заглушить двигатель. |
| М-Д | Установить на двигатель сильно загрязненный фильтр грубой очистки масла. Выполнить операцию 3. |
| М-В, М-Д | Измерить давление масла в магистрали фильтра центробежной очистки масла двигателя ГАЗ. Присоединить приспособление КИ-4940 на место вывернутого для этой цели датчика давления масла, который установлен в левой передней части блока цилиндров двигателя. Запустить двигатель, установить обороты коленчатого вала 2000 об/мин. Центрифуга работает нормально при давлении не менее 3 кгс/см2, которое должно создаваться при 2000 об/мин.При меньшем давлении центрифуга не очищает масло. Датчик поставить на место. Заглушить двигатель. Отсоединить приспособление КИ-4940. |
| М-В, М-Д | Проверить работу фильтра центробежной очистки масла двигателей ГАЗ и ЗИЛ: - установить на двигателе исправную, чистую центрифугу. Закрепить на центрифуге приспособление КИ-1308В. - Запустить двигатель, создать частоту вращения коленчатого вала 2000 об/мин и по приспособлению КИ-1308В определить частоту вращения центрифуги, которая должна быть 5000—6000 об/мин. - Остановить двигатель. - Снять приспособление КИ-1308В. - Закрепить колпак центрифуги; - запустить двигатель, создать частоту вращения коленчатого вала 2000—2500 об/мин и заглушить двигатель. Прослушать вращение центрифуги и зафиксировать по секундомеру время, в течение которого центрифуга вращается после остановки двигателя. При вращении центрифуги слышно характерное гудение. Вращается исправная центрифуга 2—3 мин; - снять исправную центрифугу и установить на двигатель сильно загрязненную центрифугу; - выполнить с загрязненной центрифугой операции 1 и 2. Сравнить полученные результаты и записать их в журнал. Загрязнение колпака центрифуги и, образование плотного осадка происходит в результате отложения механических частиц из масла. При толщине осадка более 15 — 20 мм очистка масла центрифугой будет неудовлетворительной, а вращение затруднительным. Затруднительное вращение центрифуги может быть также в результате осмоления жиклеров и при заедании ротора центрифуги на оси вращения. Заедание ротора может быть от тугой затяжки гайки-барашка, крепящей кожух, и от неисправностей подшипников и втулки; - запустить двигатель и, изменяя затяжку гайки барашка, прослушать работу центрифуги, выполнив операцию 2; - привести центрифугу в рабочее состояние; снять с двигателя загрязненную центрифугу и установить ту, которая была на двигателе до начала проверки. |
| М-В, М-Д | Определить вязкость масла вискозиметром. Взять отработавшее в двигателе масло и заполнить им свободную пробирку вискозиметра Принцип действия вискозиметров основан на сравнении скорости перемещения в маслах стальных шариков или пузырьков воздуха. В первых трех стеклянных пробирках (см. рис. 7) содержатся три эталонных масла с разной вязкостью — 3сСт, 6сСт и 10сСт. В четвертую пробирку наливают до одного уровня с остальными маслами масло, вязкость которого нужно проверить, и закрывают пробкой. После этого необходимо вискозиметр с залитым маслом положить на несколько минут на прогретый блок двигателя (или в сосуд с горячей водой) для выравнивания температур в эталонном и проверяемом маслах. Перевернув пробирки на 180°, наблюдают за всплыванием пузырьков воздуха в маслах. Чем меньше вязкость, тем быстрее пузырек воздуха поднимается кверху. Вязкость испытуемого масла определяется сравнением скорости движения пузырька воздуха в испытуемом масле со скоростью движения в эталонных маслах. На рис. показан пример, когда вязкость испытуемого масла одинакова с вязкостью масла, находящегося во второй пробирке, т. е. равна 6 сСт, |
Рис. Проверка вязкости масла вискозиметром:
1 — рамка, 2, 3, 4 — трубки с эталонными образцами масла, 5 — пробка, 6 — трубка для испытуемого масла
Мастер п/о: В.В. Майдик.