СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диалектика. законы и категории диалектики

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью методической разработки является знакомство студентов с понятием "диалектика", основными категориями и законами диалектического развития природы и общества, уяснение всеобщих связей и закономерностей развития мира.

Просмотр содержимого документа
«Диалектика. законы и категории диалектики»

Трофимюк Алла Константиновна

ДИАЛЕКТИКА. ЗАКОНЫ И КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ


АННОТАЦИЯ

Целью методической разработки является знакомство студентов с понятием «диалектика», с законами и основными категориями диалектики, уяснение всеобщих связей и закономерностей развития природы и общества.

Данная разработка может быть использована преподавателями философии ГПОУ, а также студентами при подготовке к практическим занятиям по предмету «Основы философии».


Диалектика раскрывает космический закон бесконечного развития, преобразования и взаимосвязи всего сущего.

Родоначальником диалектики считается древнегреческий философ Гераклит. «Все течет, все изменяется», – писал он. «В мире нет неподвижного: холодное – теплеет, теплое охлаждается, влажное высыхает… Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель, бытие и небытие – связаны между собой, они связывают, обусловливают друг друга».

Понятие диалектики впервые применил древнегреческий мыслитель Сократ. «Диалектикой» он именовал метод нахождения истины в диалоге путем столкновения противоположных суждений и обнаружения противоречий в мышлении. В древнегреческой философии понятие "диалектика" означало умение вести спор.

Наиболее стройной теорией диалектики является идеалистическое учение Гегеля. Ведущим началом развития Гегель признавал принцип противоречия, он сформулировал главные законы развития и основные категории диалектики. Как объективный идеалист Гегель видит основу диалектики исключительно в противоречиях углубляющегося в самопознание абсолютного духа, демиурга.

Новое качество теория диалектики приобретает в философии марксизма. Маркс и Энгельс выработали материалистическое понимание диалектики. Диалектика предстаёт как «наука о всеобщей связи», «наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления».

Современная материалистическая философия под диалектикой понимает философское учение о развитии и всеобщей связи, взаимодействии вещей. предметов, явлений действительности.

Один из крупнейших представителей немецкой философии XIX в. Ф.Энгельс писал: «Для диалектической философии нет раз навсегда установленного, безусловного... На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней». Причём, под развитием здесь понимается непрерывный процесс возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. Таким образом, мир, представляет собой бесконечный процесс движения, обновления, отмирания старого и возникновения нового. Источником развития согласно диалектике, является борьба внутренних противоположностей, присущих самим предметам и явлениям.

Итак, диалектика основана на нескольких фундаментальных идеях:

– Все в природе, обществе, мышлении подлежит непрерывным изменениям

и развитию.

– Явления и процессы неизбежно обладают полярностью и

противоречивостью.

– Существует всеобщая связь и взаимовлияние вещей друг на друга.

2. Понятие «закона» в диалектике. Основные законы диалектики

Понимание того, что всё в мире движется издавна вызывало у мыслящего человека вопросы: как возникает движение? Вечно оно или вызвано первотолчком? В какой форме происходит развитие? Имеет ли оно определенную направленность или же сталкивающиеся друг с другом предметы в процессе движения препятствуют тому, чтобы развитие имело какое-то определенное направление?

Если присмотреться к развитию мира, можно заметить, что в процессе движения существует известная упорядоченность. Упорядочено движутся звезды. Времена года следуют друг за другом в определенном порядке. Развитие растений и животных тоже имеет определенную последовательность. Между вещами и явлениями имеют место определенные взаимосвязи, отмеченные признаком повторяемости. Такого рода взаимосвязи называются законами.

Закон – это существенная, необходимая, устойчивая и повторяющаяся связь между предметами и явлениями существующего мира.

По сфере своего действия законы развития мира делятся на частные, общие и всеобщие.

Частные законы – это законы, выражающие связи и отношения, характерные для определенного круга однотипных явлений, их изучают конкретные науки. Это законы, которые исследуют такие науки, как физика, химия, биология…

Общие законы – законы, действующие в определенной форме движения материи (для природы в целом – закон сохранения и превращения энергии, закон всемирного тяготения).

Всеобщие законы – это законы, которые действуют во всём материальном мире. Это законы диалектики. Эти законы носят объективный и всеобщий характер.

Исследовать развитие – это значит дать ответ на три главных вопроса: как, почему и в каком направлении осуществляется процесс развитии?. Ответы на эти вопросы нашли своё отражение в форме трёх основных законов диалектики.

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей и закон отрицания отрицания.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает всеобщий механизм развития: то, каким образом оно происходи. Основными категориями данного закона являются: качество, количество, мера, скачок.

Качество - совокупность свойств, указывающих на то, что собой вещь представляет, чем она является. Качество – такая внутренняя определённость предмета, благодаря которой он является именно данным, а не другим предметом и с изменением которой он превращается в нечто иное.

Каждый предмет имеет свое качество. Однако он обладает и множеством других свойств, общих с другими предметами. Например, человек имеет свойства обмена веществ, наследственности, изменчивости и т.д. Эти свойства присущи не только человеку, но и другим живым организмам. Когда же говорят о качестве данного предмета, подразумевают существенное свойство, отличающее его от других. Таким свойством для человека является наличие у него сознания.

Количество – философская категория, выражающая совокупность свойств, характеризующих величину вещи, ее размеры, массу. Например, для человека это вес, рост, температура тела, артериальное давление.

Качество данного предмета или явления всегда находится в неизменном состоянии, так как оно определяет его, является его сущностью и сохраняется до тех пор, пока существует данный предмет, и исчезает с исчезновением самого предмета. Качество всегда связано с состоянием относительного покоя, оно, как и покой, обладает определенной устойчивостью.

Подобно движению, количество постоянно изменяется. Однако, количественные изменения имеют определенные рамки, границы внутри данного качества.

Границы количественных изменений возможных в рамках данного качества, называются мерой.

Каждый предмет имеет определенную меру, т.е. границы, в рамках которых качество и количество данного предмета находятся в единстве. То есть количество изменяется, а качество остаётся неизменным. Так, мерой воды (как жидкости) при нормальном давлении являются температурные границы от 0°С до 100°С.

Что же происходит с предметом, когда количественные его изменения выходят за рамки меры? Он меняет свою качественную определенность, переходит в другое состояние, т.е. обретает новое качество. Например, когда температура воды достигает 100°С вода из жидкого состояния переходит в газообразное; в процессе суточного вращения земли на её поверхности периодически сменяют друг друга день и ночь.

Таким образом, в процессе постепенных количественных (накоплений) изменений происходит смена старого качества на новое. Переход от старого качества к новому называется скачком. Скачок начинается с того момента, когда количественные изменения выходят за рамки меры.

Время, когда вещь начала утрачивать одно качество, но ещё не приобрела нового качества, называется периодом скачка. В зависимости от продолжительности периода скачка различают два вида скачков:

  1. скачек в виде взрыва;

  2. скачек в виде постепенного перехода от одного качества к другому.

Таким образом, предметы и явления в мире не являются вечными и неизменными. В процессе их изменения они утрачивают старое качество и преобразовываются в новое. Сами же качественные преобразования обусловлены количественными изменениями. Примером такого преобразования может служить преобразование бабочки в гусеницу. Количественные изменения носят постепенный, относительно медленный непрерывный характер. Качественные же изменения прерывны, скачкообразны.

Таким, образом, развитие выступает как единство двух отличных друг от друга, но вместе с тем, взаимосвязанных между собой форм – непрерывности и прерывности (скачкообразности) движения.

Сущность закона взаимного перехода количественных и качественных изменений состоит в следующем: постепенное накопление количественных изменений в определённый момент времени приводит к коренным качественным преобразованиям предмета (скачку), и к возникновению нового предмета, нового качества. Последнее в свою очередь оказывает обратное воздействие на характер и темпы количественных изменений (например, превращение одних химических элементов в другие, в зависимости от изменения величины заряда ядра атома и т.п.).

Закон взаимного перехода имеет важное методологическое значение. Он ориентирует изучать наблюдаемый объект всесторонне, в единстве количественно-качественных характеристик, учитывать и характер количественных изменений, и изменений качественной определенности.

Закон единства и борьбы противоположностей.

Этот закон раскрывает и характеризует источник и внутреннее содержание развития в природе, обществе и мышлении. Он отвечает на вопрос: почему происходит развитие.

Закон единства и борьбы противоположностей показывает, что всё в мире находится в непрерывном движении и развитии, что основой развития является взаимопроникновение и борьба противоположных сторон, сил, находящихся в данном предмете или явлении.

Основные категории данного закона развития являются: тождество, различие, противоположности, противоречие.

Предметам и явлениям существующего мира свойственно состояние относительного покоя (устойчивости). Благодаря устойчивости предметы и явления существуют и сохраняются определённое время. Это фиксированное, пребывающее равенство предмета самому себе мы называем тождеством.

Тождество означает сохранение предмета в некотором постоянном виде. Однако, каждый объект природы, общество и отдельный человек находятся в непрерывном изменении. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» - говорил Гераклит, выразив в афористической форме текучесть, подвижность, непостоянство всего существующего. Любой предмет в каждый данный момент уже не тот, чем он был прежде, следовательно, его устойчивость и равенство самому себе лишь относительны. Предметам свойственно внутреннее различие.

Различие категория, выражающая отношение неравенства, неодинаковости предмета с самим собой

Поэтому каждому предмету одновременно присуще и тождество и различие с самим собой.

Тождество и различие – две стороны одного и того же отношения в предмете. Все предметы и явления существующего мира выступают как единство тождества и различия. Например, в живых организмах эта связь выражается в единстве наследственности и изменчивости.

Противоположности - это различные стороны одного и того же предмета, которые взаимо определяют друг друга, не могут существовать друг без друга, и в то же время исключают друг друга ( противоположны друг другу). Например, противоположные полюса магнита, ассимиляция и диссимиляция, антагонистические (непримиримые) классы в обществе.

Таким образом, сущность любой вещи противоречива, хотя и едина. Причем, противоположности существуют не рядом, а каждая содержит в себе свою противоположность. В этом суть диалектического единства противоположностей.

Единство противоположностей – это их закономерная связь, выражающая обоюдную принадлежность к одной и той же сущности. Единство противоположностей выступает условием существования предмета как целостного материального образования. В единстве противоположностей выражена функция качественной определенности данного предмета или явления.

С другой стороны, противоположности постоянно находятся в состоянии борьбы, так как они противоположны.


Противоречие – это взаимодействие противоположностей, характер их связи между собой.

Противоречивость предметов и явлений носит всеобщий, универсальный характер. В мире не существует предметов и явлений материального мира, которые не раздваивались бы на противоположности.

В противоречии, как единстве и борьбе противоположностей, Гегель усматривал «источник всякого движения». Противоречие и его разрешение движут миром, обеспечивая самодвижение.

Источником самодвижения, саморазвития всего сущего является борьба внутренних противоположностей. Подтверждением этому служит открытие в естествознании энергии ядра. Источником общественного развития является противоречия между производительными силами и производственными отношениями, борьба противоположных классов.

В своем развитии противоречие проходит следующие этапы:

  1. Становление противоречия.

На этом этапе развития преобладает единство противоположностей, борьба только намечается, находится в не проявленном состоянии.

  1. Развитие противоречия.

На этом этапе развития борьба противоположностей развертывается и обостряется.

  1. Разрешение противоречия.

Разрывается единство противоположностей (происходит скачок), борьба же не прекращается, а достигает наивысшей степени и переходит в другое качество.

Таким образом, главную, ведущую роль в процессе развития и в диалектической взаимосвязи единства и борьбы противоположностей играет БОРЬБА.

Закон отрицания отрицания

Этот закон раскрывает общее направление, основную тенденцию развития материального мира, а также показывает преемственность в развитии.

Основные категории данного закона: отрицание, снятие.

Отрицание – это неизбежный и закономерный процесс развития, выражающий отмирание старого и утверждение нового в развитии. Карл Маркс по этому поводу писал: «Ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования». Без такого момента ничего нового не могло бы возникнуть.

Отрицание в понимании метафизиков – это уничтожение, разрушение. Такое отрицание означает прекращение развития.

Фридрих Энгельс называл такое отрицание «бесплодным, плохим отрицанием». Диалектическое же отрицание обусловливает дальнейшее развитие. Отрицание не является чем-то внешним, привнесенным, оно есть результат своего собственного, внутреннего развития, выступает как самоотрицание. Пример с развитием зерна: если здоровое зерно поместить в почву, оно прорастёт, Появится росток - это отрицание зерна, так как зерна уже нет (1-е отрицание). Затем появится колос с новыми зёрнами - это отрицание ростка (2-е отрицание). Затем новые зёрна попавшие в почву опять прорастут (3-е отрицание).Таким образом, отрицание старого одновременно оказывается и утверждением нового. Причем, всякое новое явление отрицает старое, сохраняя при этом некоторые его стороны, элементы. Оно выражает связь нового со старым, преемственность в развитии данного предмета или явления.

В процессе диалектического отрицания старое одновременно и отвергается, и сохраняется в новом в соответственно преобразованном виде. Этот момент взаимоотношения между старым и новым называется снятием. Итак, снятие – это момент взаимоотношения между старым и новым, в результате которого старое одновременно отвергается и сохраняется в новом, в соответственно преобразованном виде.

Диалектическое отрицание включает в себя по необходимости и своё собственное отрицание. Таким образом, диалектическое отрицание представляет собой отрицание отрицания.

Итак, сущность отрицания отрицания состоит в том, что, когда в ходе развития происходит отрицание чего-либо, то развитие не прекращается, а продолжается и закономерно приводит к новому отрицанию, т.е. за первым отрицанием всегда совершается второе отрицание, внутренне связанное с первым.

Повторение на более высокой стадии развития означает не только возврат «якобы к старому», но и переход к новому циклу с существенно иными внутренними противоречиями, требующими своего дальнейшего развития.

Последовательность циклов, составляющих цепь развития, можно образно представить в виде спирали, где каждый цикл выступает как виток в развитии, а сама спираль раскручивается как цепь циклов. Образ спирали удачно схватывает общее направление развития, осуществляемое в соответствии с действием закона отрицания отрицания

Таким образом, развитие – это бесконечное множество следующих друг за другом отрицаний, преодоление старого новым, восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному; это движение как бы раскручивающейся спирали, каждый виток которой воспроизводит существенные черты старого на более высоком уровне.

Итак, диалектические законы рассматривают процесс развития с различных сторон и наиболее объективно объясняют сам процесс развития, принцип развития, его механизм и направление. Тем самым отвечают на основные вопросы, касающиеся процесса развития: как, в каком направлении происходит развитие, что является источником саморазвития происходящего в природе, обществе и мышлении человека?



3. Основные категории диалектики.

Всё, что человек знает об окружающем мире и о самом себе, он знает в форме общих понятий, категорий. Каждая область знания имеет свои особые категории. Категории - это наиболее общие понятия. Простыми понятиями мы пользуемся в обыденной речи. Например, дом, хлеб, брат, растение, книга и т.п. В каждой науке есть свои понятия, свои категории. Например, физика пользуется такими понятиями, как «атом», «масса», «заряд», «электрон», «спин», энергия» и т.п. Биология использует такие категории, как «организм», «наследственность», «изменчивость», «ген», «вид», «популяция» и др.

Категории диалектики являются выражением всеобщих связей и закономерностей природы и общества, поэтому применимы ко всем без исключения явлениям и процессам действительности.

Единая система категорий отражает единство самого материального мира, всеобщую связь, взаимодействие и развитие вещей.

Особенность категорий диалектики заключается в том, что они являются «парными», т.е. являются сочетанием двух понятий, противоположных по содержанию. Разделить такие понятия нельзя, ибо каждое из них без своей противоположности теряет смысл.

КАТЕГОРИИ ЕДИНИЧНОЕ И ОБЩЕЕ

Все реально существующие предметы по способу своего существования являются единичными. Например, конкретное дерево, цветок, человек являются единичными. Единичное или отдельное есть ограниченное в пространстве и во времени явление или предмет с присущими только ему свойствами. Всякий единичный предмет обладает рядом только ему присущих свойств. Возьмем, к примеру, цветок тюльпан. Ему присущи определенные размеры, количество лепестков, определенная форма, цвет. Конкретный человек имеет определенную походку, характер, некие внешние признаки, по которым данного человека можно отличить от других людей. Данный конкретный предмет (цветок, человек) или явление (северное сияние,) и есть единичное или отдельное.

Однако, если мы рассмотрим тот же тюльпан и сравним его с другими цветами, то не трудно будет в нем обнаружить свойства, которые присущи не только этому цветку, но и всем другим цветам. Конкретный человек так же, кроме своих личных качеств, имеет много общего с другими людьми. Это и анатомическое строение, и свойства психики и т.д. Таким образом, каждый единичный предмет или явление имеет, кроме свойств индивидуальных, присущих только ему, свойства общие с другими предметами (или явлениями) материального мира.

Общее – есть совокупность свойств, присущих множеству единичных отдельных предметов.

Если индивидуальные черты отличают данный предмет от других, то общие как бы сближают, объединяют его с другими предметами, связывает их друг с другом и обуславливают их принадлежность к определенному виду, классу однородных предметов.

С одной стороны в природе не существует абсолютно тождественных (одинаковых) предметов (вещей, явлений) и вместе с тем, нет абсолютно различных предметов (вещей, явлений) не имеющих между собой ничего общего. Таким образом, любое понятие отражает общие свойства, которые присущи группе предметов (объектов исследования). Причем, понятия могут обладать различной степенью общности (охватывать различное количество предметов и явлений). Если общее охватывает небольшую группу объектов, тогда оно может выступать как "особенное". При этом «общее» может выступать в двояком смысле: по отношению к единичному предмету. Так определенное понятие (роза) выступает как общее, а по отношению к понятию большей степени обобщения (цветок) как особенное.

У живых организмов общим является процесс деления клетки, ассимиляция и диссимиляция. У растений – это фотосинтез. Для произведений искусства конкретно общим является наличие художественного образа. Диалектика единичного и общего

С одной стороны «единичное» содержит в себе «общее». Это выражается в том, что любому единичному предмету кроме своих индивидуальных свойств, присущи свойства, которые есть у других подобных ему предметов. Так конкретное произведение искусства, например, картина, на которой изображен осенний пейзаж, обладает определенным колоритом, имеет определенный сюжет, размеры и т. п. Вместе с тем ей присущ ряд свойств, которые содержатся и в других картинах, или произведениях искусства.

С другой стороны «общее» существует через «отдельное», оно выступает как совокупность отдельных (единичных) предметов.

Категории единичное и общее имеют огромное значение не только для философии, но и для всех наук, т.к. научное познание только тогда и начинается, когда в единичных явлениях выделяется общее. Русский учёный и энциклопедист Д.И. Менделеев сумел выявить наиболее общие, существенные свойства химических элементов и на основании этого открыл периодический закон и составил таблицу химических элементов. Кроме того, на основании этого закона, он предсказал открытие 4-х неизвестных, в то время , науке химических элементов. В дальнейшем они были найдены.

В своей практической деятельности человек повседневно сталкивается с проблемой единичного и общего.

Категории «сущность» и «явление», их диалектическая взаимосвязь и методологическое значение.

В повседневной жизни можно заметить, что привычное восприятие и понимание вещей часто бывает поверхностно и в некоторых случаях оказывается ложным. Для познания сути предметов и явлений необходимо углублённое изучение действительности.

С точки зрения материалистической диалектики явление и сущность – это различные уровни познания объективной реальности. Раскрыть сущность предмета – значит построить систему знания о нём, представить исследуемый предмет со стороны многообразных его направлений, а также обнаружить его основные свойства, выявить причину его возникновения и законы функционирования, тенденции развития. Сущность – это глубинная, внутренняя, скрытая сторона определенного предмета (вещи); это главные, основные свойства, определяющие предмет (вещь).

Любая сущность проявляет себя в действительности через определенную форму, через явление. Явление – это внешнее обнаружение сущности, форма ее проявления. В отличие от сущности, которая скрыта от взора человека, явление проявляется в богатстве разнообразных форм своего выражения и поэтому красочно. Так, сущность живых организмов можно определить как обмен веществ. Эта сущность проявляется через многообразие форм живых организмов, включая все виды животных.

Через явления проявляется сущность вещей. Однако, часто внешние формы проявления вещей искажают их сущность (в процессе чувственного познания). Познавая мир посредством органов чувств, мы нередко сталкиваемся с тем, что предметы кажутся нам не такими, каковы они есть на самом деле. Это видимость. Но видимость не есть чистое порождение нашего сознания. Например, наблюдения за Солнцем в течении дня создают представления о том. что Солнце вращается вокруг Земли. Однако, мы знаем, что на самом деле Земля вращается вокруг своей оси, а восприятие нашего зрения является видимостью. Т.е. познание данного явления с помощью органов зрения оказываются иллюзией. Таким образом, видимость – это когда предметы и вещи кажутся нам не такими, какие они есть на самом деле. Основой видимости является субъективное восприятие объекта. В «Капитале» К.Маркс писал: «если бы форма проявления и сущность совпадали, то всякая наука была бы излишней». Сущность и явление неразрывно связаны между собой и находятся в диалектической взаимосвязи. В.И.Ленин по поводу этого писал В «Философских тетрадях»: «сущность является, явление существенно». Явление существенно в том смысле, что явлений не относящихся к сущности не бывает. Однако, явление не раскрывает сущность полностью. Поэтому и процесс познания действительности есть непрерывное движение мысли от видимости к явлению и от явления к истинному пониманию - к сущности.

Сущность и явление понятия относительные. Их относительность заключается в следующем: то, что казалось сущностью на определенном уровне познания какого-либо предмета или процесса, может оказаться заблуждением или частичным знанием по отношению к более глубокому знанию.

Таким образом, сущность и явление – это категории, которые указывают направление, путь вечного, бесконечного углубления человеческих знаний.

Категории «причина» и «следствие»

В существующем мире мы наблюдаем постоянное взаимодействие явлений, в результате чего появляются другие явления, происходят определенные события. Например, трение вызывает теплоту, колос вырастает в результате того, что зерно попало в почву и проросло.

Причмна – это совокупность событий или явлений на основе которых возникают новые явления или происходят определенные события.

Следствие это такое явление или событие, которое вызывается действием причины.

Причина всегда предшествует следствию, однако не любое явление (событие) предшествующее другому явлению (событию) является его причиной, а лишь то, которое порождает его. Например, день следует за ночью, однако не день является причиной наступления дня, а суточное вращение Земли вокруг своей оси.

Причину не следует так же смешивать с поводом. Повод это событие (явление), которое дает толчок к действию причины и проявлению следствия. Например, поводом к развязыванию первой мировой войны явилось убийство австрийского герцога Фердинанда в Сербии в 1914 году. Причиной войны явились противоречия конкурирующих империалистических держав.

Причину необходимо отличать также от условий. Условия это такие явления, которые необходимы для наступления данного события (следствия), но сами его не вызывают. Например, для того, чтобы зерно проросло необходимы определенные условия: влажная почва, наличие тепла и т.д.

Существует несколько форм причинно – следственных связей.

1) «Эффект домино», когда причина порождает следствие, затем следствие становится причиной за которой следует другое следствие и т.д. Графически эту связь можно изобразить следующим образом:

Например, из косточки плодового дерева вырастает дерево, затем появляются почки, из почек – цветы, из цветов – плоды.

2)Причинно следственные связи имеют несколько причин и одно следствие.

Например, загрязнение воздушного пространства и водных ресурсов, нерациональное использование полезных ископаемых, приводят к экологическому кризису на Земле.

  1. Причинно следственные связи имеют одну причину и несколько следствий. Например, авария на атомной электростанции й отравление атмосферы, и почвы,

  2. Причинно-следственные связи в форме отражения:

  3. Причинно-следственные связи в форме цепной реакции:

Причинность носит всеобщий, объективный характер, то есть причинность присуща всем явлениям развития природы, общества, мышления.

Учение о том, что естественный ход вещей подчинен объективной причинно-следственной закономерности развития называется детерминизмом.

Индетерминизм – это учение отрицающее объективную причинность.


Категории «возможность» и «действительность»

Любая вещь, предмет, явление прежде чем стать реальностью, действительностью, возникает в виде возможности.

Возможностьэто совокупность внутренних и внешних предпосылок, содержащихся в данном явлении (предмете) для возникновения нового явления (предмета, вещи). Например, в цветке яблони заложена возможность яблок. Когда на яблоне появляются плоды, эта возможность становится действительностью. Таким образом, возможность – это будущее в настоящем, это то, чего не существует в данной качественной определенности, но что может возникнуть, стать действительностью при определенных условиях.

Действительностьэто осуществившаяся возможность, то есть объективно существующий предмет или явление.

Возможность и действительность являются необходимыми моментами развития материального мира. Развитие осуществляется как превращение возможности в действительность, а действительность порождает новые возможности. Причем, в действительности одновременно может быть заложено несколько возможностей. Но станет действительностью та возможность для реализации которой сложатся наиболее благоприятные условия.

Например, у каждого человека есть множество возможностей получить любую профессию, но станет действительностью возможность приобретения той профессии, для реализации которой сложатся наиболее благоприятные условия. Возможностью для выбора профессии для человека является наличие задатков художественных, музыкальных и т.п. Однако для того, стобы эти задатки стали способностями необходимы определенные условия.

Таким образом, категория действительности содержит в себе возможность или совокупность возможностей. Поэтому действительность – это не только результат развития, но и его исходный пункт. Любая возможность уже содержится в действительности.

Любое произведение искусства, прежде чем реализоваться в действительности (появиться) существовало как возможность в виде художественного образа в воображении художника, писателя, композитора. И только после воплощения его в форме конкретной картины, музыкального произведения и т.д., эта возможность становится действительностью.

Категории возможность и действительность находятся в диалектическом единстве. Это выражается в следующем: с одной стороны возможность содержится в самой действительности (наброски или эскиз будущей картины) или другими словами действительность содержит в себе возможность (цветок – возможность плода); с другой стороны возможность становится действительностью и порождает в себе новые возможности (почка – возможность плода, цветок – возможность плода).

Для того, чтобы возможность стала действительностью необходимы определенные условия. В связи с этим существуют виды возможностей:

  1. Реальная возможность – это возможность, для реализации которых в данных конкретно-исторических условиях есть необходимые предпосылки. Например, ребенок проявивший способности в области изобразительного искусства, занимающийся в художественной школе имеет возможность стать художником.

  2. Абстрактная возможность – это такая возможность, которая в данных условиях не может быть реализована в действительность. Но при создании соответствующих условий может стать действительностью.

  3. Формальная возможность – это возможность, которая никогда не может преобразоваться в действительность, так как она противоречит объективным законам природы. Например, цветок груши никогда на станет яблоком.

Итак, развитие есть вечный закономерный процесс взаимопревращения возможности в действительность.

Диалектика исходит из того, что всё в мире находится во взаимной связи, в нем нет ничего в готовом виде, все предметы и явления беспрерывно изменяются, переходят из одного состояния в другое, возникают и исчезают, развиваются. Причем, развитие происходит как бы по разворачивающейся спирали, каждый виток которой повторяет предыдущий на более высоком уровне развития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Алексеев П.В. и др. Хрестоматия по философии: учебное пособие. – М.: Проспект,2010.

  2. Антюшин С.С. Основы философии: учебное пособие. – М.: РИОР: ИНФРА-М: РАП, 2010.

  3. Горелов A.A.Основы философии: учебник для студ. сред.проф. учеб. заведений / А.А. Горелов. — 9-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 256 с.

  4. Гуревич П.С. Основы философии: учебное пособие. – М.: Кнорус,2011.

  5. Канке В.А. Основы философии: учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: Университетская книга: Логос, 2006.

  6. Катаева О.В. Философия: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс,2010.

  7. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В.Основы философии: учебник для средних специальных учебных заведений. – 11-e изд. – Ростов н/Д: Феникс,2010.

  8. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: ЮРАЙТ,2011.

Интернет-ресурсы:
  1. Библиотека сайта philosophy.ru:http://www.philosophy.ru/.

  2. Библиотека философского факультета МГУ:http://philos.msu.ru/library.php/.

  3. Интернет-ресурс о философии, основах философской науки: http://filo- lecture.ru/.

  4. Образовательный портал «Философия: студенту, аспиранту, философу»: http://philosoff.ru/.


25



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя