СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диалог как способ передачи чужой речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по чужой речи содержит упражнения для домашнего задания

Просмотр содержимого документа
«Диалог как способ передачи чужой речи»

Тема: Диалог

Задачи: повторить и обобщить сведения о диалоге, развивать умение передавать его в пересказе.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя

2

Актуализация знаний

  1. Самостоятельная работа (приложение 1)

  2. Определение способа передачи чужой речи (слайд 1)

  3. Знаки препинания при прямой речи (слайд 2)

Выполняют самостоятельную работу и упражнения на доске

3

Мотивация к учебной деятельности

Сколько человек участвует в диалоге?     

  — Ну-с, чем я вам могу быть полезен?
        — Я, — горько заговорил буфетчик, — являюсь заведующим буфетом театра Варьете...
        — Нет, нет, нет! Ни слова больше! Ни в каком случае и никогда! В рот ничего не возьму в вашем буфете! Я, почтеннейший, проходил вчера мимо вашей стойки и до сих пор не могу забыть ни осетрины, ни брынзы. Нет, милейший, так невозможно!
        — Я извиняюсь, — заговорил ошеломленный буфетчик этим внезапным нападением Андрей Фокич, — я не по этому делу, и осетрина здесь ни при чем.
        — То есть как это ни при чем, если она испорчена!
        — Осетрину прислали второй свежести, — сообщил буфетчик.
        — Голубчик, это вздор!
        — Чего вздор?
        — Вторая свежесть — вот что вздор! Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это значит, что она тухлая! 
        — Я извиняюсь... — начал было опять буфетчик, не зная, как отделаться от придирающегося к нему артиста.
        — Извинить не могу, — твердо сказал тот.
        — Я не по этому делу пришел! — совсем расстраиваясь, проговорил буфетчик.

Итак, тема нашего урока «Диалог» (слайды 3-4)

Отвечают на вопрос с помощью текста






















Записывают число и тему урока

4

Работа по теме урока

  1. Знакомство с понятием диалога (с.234 учебника) и способами оформления (слайд 5)

Диалог может быть оформлен двумя способами:

  1. Чередование отдельных реплик без слов автора (если об участниках разговора можно догадаться по контексту).

  2. Чередование реплик со словами автора.

2.Пунктуация при оформлении диалога (слайд 6)

Пунктуация и оформление диалога

  • Каждая новая реплика диалога пишется с новой красной строки

  • Перед каждой новой репликой ставится тире

  • Кавычки как при прямой речи не ставятся

  • Остальные знаки препинания сохраняются, как и при прямой речи.

С помощью материалов учебника фиксируют в справочник или тетрадь правила

5

Закрепление знаний по теме

Выполнение упражнений 414, 415, 416 и упражнения под * (приложение 2)


Выполняют упражнения, четыре человека работают у доски

6

Рефлексия

- Что такое диалог?

- Как он оформляется на письме?

- Чем отличается от монолога?

Отвечают на вопросы, подводя итоги урока

7

Домашнее задание и выставление оценок за урок

Упражнение в приложении 3

Записывают домашнее задание



Приложение 1. Самостоятельная работа

Задание 1. Среди предложений найдите предложение с обособленным распространенным согласованным определением. Подчеркните определение

…В ту морозную, снежную февральскую ночи 1942 года мне не спалось. Я смотрел на огонь печурки, стоявшей посередине землянки. Неожиданно открылась дверь, и вместе с морозным паром в землянку ворвался солдат Абай, в руках он держал завернутого в полушубок маленького, только народившегося жеребенка.

Задание 2. Расставьте знаки препинания.

Хорошо, позовем доктора сказали министры. Министр юстиции ответил В нашем королевстве еще не было такого случая. Показания некоторых историков писал Пушкин утверждающих, что ни один дворянин не был замешан в пугачевском бунте, совершенно несправедливо.


Приложение 2. Является ли данный текст диалогом. Спишите, расставляя знаки препинания.

…И добрые утки обещали ей лететь пониже. На следующий день они летели так низко, что слышали голоса

Смотрите, смотрите! Утки лягушку несут кричали дети в одной деревне.

Лягушка слышала это, и у нее прыгало сердце.

Смотрите, смотрите! Вот чудо-то! Кричали в другой деревне взрослые. Знают ли они, что это я придумала, а не утки? Подумала квакушка.

Смотрите, смотрите! Экое чудо! И кто это придумал такую хитрую штуку?


Приложение 3. Д/з

Упражнение 1. ЗАПИШИТЕ ДИАЛОГ

«Угадай, Синица, какое у людей самое страшное оружие?»- спросил Воробей. «Ружье»,- прочирикала синица. «Э-э, не угадала!»- ответил Воробей. «Пушка?»- удивилась Синичка. «Опять не угадала!»- засмеялся Воробей. «Какое же тогда, Воробей?»- поинтересовалась Синица.

Упражнение 2. Составьте диалог на тему: «Роль автомобиля в современном обществе» (от 4-х реплик на каждого).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!