СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диалог цивилизаций: возможности и препятствия

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Глобальные проблемы человечества ставят вопрос о будущем самого человечества, решение этих проблем становится предметом диалога цивилизаций. Возможности такого диалога, казалось бы, безграничны, учитывая тысячелетний опыт цивилизационного потенциала человечества и институционализацию сферы коммуникации. Но на пути «всеобщей коммуникации будущего» (К. Ясперс) всплывают некоторые «подводные камни», которые не дают развиться институтам универсальной коммуникации, подрывают их духовные основания.

Просмотр содержимого документа
«Диалог цивилизаций: возможности и препятствия»

ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ:

ВОЗМОЖНОСТИ И ПРЕПЯТСТВИЯ

А.А. Мишучков,

ОГУ, г. Оренбург


Глобальные проблемы человечества ставят вопрос о будущем самого человечества, решение этих проблем становится предметом диалога цивилизаций. Возможности такого диалога, казалось бы, безграничны, учитывая тысячелетний опыт цивилизационного потенциала человечества и институционализацию сферы коммуникации. Но на пути «всеобщей коммуникации будущего» (К. Ясперс) всплывают некоторые «подводные камни», которые не дают развиться институтам универсальной коммуникации, подрывают их духовные основания.

Огромную роль в формировании проектов диалога цивилизаций играют правящие политические и культурные элиты общества. Либеральная элита западного трансатлантического общества характеризуется тенденцией к мондиализации, созданию транснациональных сфер влияния. Сухейль Фарах констатирует разделение между цивилизационной и трансцивилизационной уровнями элит в обществе: «Мондиализация элит ведёт дело к новому международному порядку, основными дискурсами которого являются универсализация, секуляризм, модернизация и постмодернизация, выхолощенная национальная самобытность, лишенная этнических, религиозных и культурных признаков. В то же время активизируются религиозные, мировоззренческие, культурные и национальные представления, находящиеся на периферии глобалистских процессов и практически не извлекающие из них пользу, охваченные чувством самосохранения и возводящие в этих целях вокруг себя культурные, психологические и конфессиональные заборы для сохранения своей самобытности. С другой стороны, это вынуждает просвещённые элиты к поискам новых смыслов самобытностей, готовых воспринять принципы многообразия, взаимодействия и цивилизационного диалога» [1, с. 7]. Тенденция глобализации, выражающаяся в тенденции к секуляризации традиционных цивилизационных культур приводит внутри цивилизации к национально-религиозному радикализму. Политика демократического транзита секулярных прав и свобод человека стран атлантического блока цивилизаций в мир мусульманской цивилизации привела к появлению феномена международного терроризма в виде исламских боевиков. Н.С. Кирабаев о влиянии тенденции секуляризма в исламском мире пишет так: «Секуляризм, по-арабски «илъмания (от ильм — наука) или аламания (от алом - мир)», более точно можно выразить словом дунъявийя - земной, мирской или светский. Секуляризм в европейском понимании этого слова пришел в духовную жизнь мусульманского мира наряду с понятиями современность, вестернизация и модернизация в эпоху колониального времени. Как правило, секуляризм рассматривается как освобождение зависимости и влияния политики от религиозной власти в широком смысле этого слова. Он использовался в различных контекстах для описания процесса, направленного на маргинализацию ислама в процессе социально-экономического и политического развития стран мусульманского Востока и в колониальный период, и после обретения независимости. Секуляризация на Ближнем и Среднем Востоке рассматривалась как отказ от культурных традиций мусульманского общества» [2, с. 135]. Фактически секулярный гуманизм стал идеологией постколониальной политики западных развитых стран в развивающихся странах Латинской Америки, Африки, на Ближнем Востоке и в Азии. По мнению Всеволода Чаплина международное законодательство во многом основано на идеологии секулярного гуманизма: «Ее суть — «все во имя человека, все для блага человека» (естественно, имеется в виду благо материальное, душевное, но почти никогда — духовное). Эта идеология отдает безусловное предпочтение обустройству земного бытия перед стремлением к вечной жизни, перед религиозными и нравственными ценностями, которые могут «затруднять» движение к неограниченной свободе, комфорту и достатку. Религия в рамках данной идеологии воспринимается как сугубо частное дело граждан. С точки зрения гуманиста, человечество должно управляться исключительно на основе рационалистического, «объективного и научного» миропонимания, а религию как основу общественного устройства нужно отвергнуть» [3, с. 124]. В основе секулярного гуманизма лежит концепция глобальной этики как дискурса глобализации. Цивилизационный гуманизм отвечающий требованиям культуры диалога цивилизаций предполагает в рамках цивилизационной этики органичное понимание и взаимообусловленность как секулярных, так и религиозных ценностей. Если происходит идеологизация и использование дискурса глобальной этики против религиозных дискурсов и цивилизационных этик, то это неминуемо ведет к их культурному конфликту. В. Чаплин об этом культурном конфликте рассуждает так: «Делаются попытки разработать на основе гуманизма «глобальную этику», смысл которой — свести все нравственные учения к минимальному набору норм, обеспечивающих беспроблемное существование земного мира и человека в нем. Такая этика полностью противоречит этике православной, ведь последняя учит: без истинной веры все добрые дела по большому счету духовно бесплодны, ибо не приближают человека ко спасению (иногда даже отдаляют от него из-за гордыни и «самоправедного» богозабвения), а средством, позволяющим достичь нравственного совершенства, является благодать Божия, подаваемая в церковных Таинствах. Конечно, добродетельные поступки инаковерующих и нерелигиозных людей вызывают уважение у православных христиан. Но они убеждены: без веры невозможно угодить Богу (Евр. 11. 6), полностью победить грех и достичь вечной жизни. Между прочим, в российской Конституции уже содержится идеологизированное гуманистическое утверждение: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (Ст. 2). Для православных христиан, полагающих высшей ценностью свою веру и возможность спасения, такое утверждение выглядит более чем странно» [3, с. 126]. Цивилизационный гуманизм предполагает формирование такого солидарного общества, в котором категория ответственности выражается в обязанности его членов в служении всеобщему благу. Известный ученый С. Капица говоря о таком солидарном обществе, вскрывает диалектику равенства и различия в культурном диалоге: «Диалог между цивилизациями предполагает множество человеческих цивилизаций, признает равенство и различия культур. Без равенства не существовало бы общей почвы для контактов, без различий не было бы нужды в контактах. Хотя равенство устанавливает основу для межцивилизационного диалога, различия делают подобное совместное предприятие желательным, необходимым, стоящим и содержательным. Как преданные диалогу люди, которые возводят мосты между культурами, мы отдаем должное тому, что существуют общие ценности в несходных традициях, которые объединяют всех - женщин, мужчин и детей - в единую общечеловеческую семью. Совместные усилия по изучению взаимоотношений этих ценностей позволяют понять, что многообразие дает возможность для построения открытого и полного сил общества» [4, с. 5]. В развитии идеи равенства диалога культур выступает и Гусейнов А.: «Схожим образом и культуры могут быть приравнены друг другу - приравнены не по факту, а по потенциальным возможностям. Поэтому, если нельзя говорить о равенстве культур, то вполне можно говорить о «презумпции равенства» (С.Бенхабиб). Понятие презумпции равенства применительно к культурам может означать следующее: культуры передовые (продвинутые) и отсталые являются таковыми не в силу того, что первые в себе, изначально более совершенны, а вторые ущербны, и еще менее в силу антропологических различий носителей этих культур - они таковы только в силу обстоятельств, исторической судьбы. Первые вполне могли бы быть на месте вторых точно также, как вторые - на месте первых. Следовательно, те культуры, которые по факту являются более отсталыми, заключают в себе потенциал, позволяющий подтянуться до уровня передовых, а имея перед глазами пример последних и в особенности, если они при этом еще будут получать их поддержку и помощь, они, возможно, могут сделать это быстрей и лучше. Тем самым задается диспозиция такого взаимодействия неравных культур, которое вполне может быть диалогическим, с обеих сторон нравственно приемлемым» [5, с. 200]. Идеологии фетишизируют крайности и логику такого развития, что также становится барьером развития культуры диалога цивилизаций. Политик М.С. Горбачев эту проблему анализирует так: «На мой взгляд, налаживанию столь необходимого мировому сообществу межцивилизационного диалога явно мешает злоупотребление понятиями глобализма и универсализма, когда их начинают абсолютизировать, демонизировать, превращать в модные фетиши. Ведь каждая традиционная культура и конфессия имеет свое измерение и толкование того, что такое совершенная жизнь и совершенный человек. Именно поэтому ни одна из них не может претендовать на универсализм и монополию своих ценностей, идей и канонов. Подобного рода претензии и амбиции стали бы серьезным препятствием на пути установления плодотворного межкультурного диалога. Как научиться жить самим, давая жить «по-своему» другим – такова основная идея и проблема глобализации» [6, с. 8]. Такого рода крайности (фетиши), по Лекторскому В.А., разрушают целостность диалогики цивилизационного общения, диалектику равенства и различия в культурном диалоге: «Первая игнорирует различия культур. Вторая абсолютизирует их. Обе они изначально исключают диалог, в случае космополитической стратегии диалог становится излишним, беспредметным, а в случае шовинистической – невозможным и ненужным» [7, с. 59]. В таком пространстве, освобожденном от крайностей, отчуждающих стороны и заключается предмет диалога цивилизаций. Идея многополярности диалога цивилизаций отвергает моноцивилизационные модели развития и ведения диалога, заставляет искать новые миротворческие проекты общецивилизационного развития на основе справедливого международного права, защищающего цивилизационную индентичность, интересы цивилизаций и государственный суверенитет стран разных цивилизационных альянсов. Культура диалога цивилизаций сталкивается в современном политическом измерении с серьезным вызовом – с традицией решать международные проблемы элитарно (ради интересов правящих транснациональных элит) и с помощью силы и гегемонии. Такие двойные стандарты являются серьезным барьером на пути к формированию эффективной системы цивилизационного диалога. Как утверждает В. Попов: «В сегодняшнем мире невозможно решение проблем только силовыми методами. Применение силы может носить лишь краткосрочный характер и таить в себе опасности новых, еще более опасных кризисов. Нельзя навязывать силой подготовленные извне решения этноконфессиональных конфликтов. Представляется целесообразным вернуться к идее пакта Бриана-Келлога (1928), осудившего метод обращения к войне для урегулирования международных конфликтов, провозгласившего отказ от войны в качестве орудия национальной политики и признавшего, что урегулирование или разрешение всех разногласий или конфликтов независимо от характера их происхождения должны осуществляться только мирными средствами» [8, с. 100]. В культуре диалога цивилизаций миротворческие проекты ненасильственных методов в политике и культуре являются снятием старой политики культурного империализма, где метрополия (в данном случае идеология глобализма) использует стратегию явной и неявной силы, а колонии (традиционные цивилизации) – политику «ответной силы» антиглобализма.

Открытость политики диалога цивилизаций и опора на международное право и транспарентную систему институтов гражданского общества всех цивилизационных систем является ключевым фактором развития межцивилизационного взаимодействия. Об этом правовом статусе диалога цивилизаций пишет Юрий Шарандин: «Существует огромное количество норм международного права, которые выработаны и выстраданы международным сообществом. Эти нормы формализовались в общепризнанных, известных конвенциях. Здесь необходимо назвать международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 1966 год), международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 год), европейскую конвенцию о правах человека и основных свободах (1960 год) и европейскую социальную хартию (также 1960 год). Только в диалоге цивилизаций, проводимом представителями гражданского общества, могут быть выработаны общие подходы по отношению к содержанию уже имеющихся норм международного права» [9, с. 36]. Таким образом, цивилизационные этические нормы, выраженные в международном праве и само международное право в целом, выражающее интересы всего человечества являются важным основанием и элементом содержания диалога цивилизаций. Международное право создает правовое поле, в котором действует принцип презумпции культур, при котором никакая культура не может силой навязывать свое превосходство другой культуры, это создает возможность реализации паритетности и ассиметричности в диалоге культур.

Диалог цивилизаций предполагает смену политики мультикультурализма, закрепляющей неравенство между прогрессивной либеральной культурой Запада и нелиберальной традиционной культурой Востока, на политику идентичности, основанной на сакральных ценностях цивилизационных этик, предполагающих моральное возвышение сторон диалога культур и общий высокий гуманистический идеал, имеющий религиозные предпосылки и будущность. Такой гуманистический идеал имеет внутренние предпосылки к созданию экцентричного аскетического общества, преодолевающего идеологию безудержного потребления и производства в современной либеральной модели цивилизационного развития. Об этой особенности влияния глобализации на культуру цивилизаций говорит Эрдынеев Б. Ю.: «Взаимодействие культур и цивилизаций – процесс закономерный в современных условиях глобализирующегося мира. В эпоху глобализации локальные цивилизации во избежание изоляции вынуждены вступать в транснациональные сетевые отношения (финансовые, торговые, информационные потоки и др.), что непременно ведет к ассимиляции и деструктивному влиянию на самобытность локальных культур, трансформации ценностей, к изменению, а порой обострению взаимоотношений между «своими» и «чужими». Одновременные процессы унификации мира сопровождаются противоположными: развитие сепаратизма и фундаменталистских движений, появление конфликтов и др. В таких условиях тесных контактов между цивилизациями, распространения массовой культуры, в основе которой лежит доктрина потребления, особое значение имеют задачи сохранения культурной и цивилизационной идентичности − важнейшей основы цивилизационной самобытности, формирования толерантного отношения к чужой культуре при сохранении собственных традиций и системы ценностей» [10, с. 194].

Традиционные ценности культуры диалога цивилизаций оказывают влияние на формирование геополитической культуры коммуникации, в рамках системы многокультурного и многополярного международного сообщества. По М. Слебоде это отвечает геополитическим интересам России и незападному цивилизационному альянсу: «По сравнению с провалом непривлекательной однополярной и унифицирующей либеральной гегемонии Запада вместе с глобализацией, движимой неолиберальным экономическим редукционизмом и эксплуатацией с одной стороны, и возможными геополитическими столкновениями формирующегося многополярного мира, основанного на шатком балансировании «Союза власти», с другой стороны, подлинный «Диалог цивилизаций» обеспечит больше возможностей для борьбы с поистине глобальными проблемами истощения ресурсов, ухудшения состояния окружающей среды и изменения климата. Страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) уже обладают структурой, членством и артикулированными принципами, которые делают их хорошим институционализированным примером такого многокультурного и многоцивилизационного диалога и сотрудничества на практике. Евразийство является примером идеологии и международного общественного движения, которое охватывает эти принципы» [11]. В появлении политического проекта «Диалог цивилизаций» заинтересованы как государства незападного цивилизационного альянса (ЕАС, БРИКС, ШОС), так и институты гражданского общества данных государств, поскольку создает широкий формат равноправного общения с западной культурой, в которой такая идеологическая сцепка государственных органов и неправительственных организаций гражданского общества на основе либеральной идеологии глобализма уже произошла во второй половине XX века. При реализации глубинных цивилизационных интересов и нахождении общего баланса интересов с западным альянсом цивилизаций данный проект «диалога цивилизаций» может стать универсальной площадкой глобальной коммуникации и социокультурным идеалом будущего мирового человечества. Транснациональный эгоизм политической элиты трансатлатического альянса цивилизаций усиливает противоречия между государственной системой управления, подчиненной мондиализму и интересами народа, требующего сохранения государственного суверенитета во имя народных интересов. Это стимулирует объединение двух измерений в мировой политики – институционального (государственные органы) и неформального (неправительственные организации). Площадка «диалога цивилизаций» в рамках ООН стимулирует такую «коалицию институтов и гражданского общества» для решения глобальных проблем человечества. В основе такой структуры взаимоотношения в системе «государство-гражданское общество» мыслится в рамках ООН в виде глобального общественного договора между основными акторами мировой политики, ведущими державами – учредителями ООН и другими государствами, признающими законность решений и действий мировых держав в обмен на свое участие в принятии данных решений на основе принципа «обмен легитимности на участие», где каждый участник договора, как государства, так и международные институты гражданского общества имеют право на статус уважения и признания.

Основное противоречие в реализации проекта «диалога цивилизаций» выражается в столкновении секулярного дискурса глобализации и фундаменталистского радикализма, проектов современности и традиционности. Преодоление препятствий в межцивилизационной коммуникации возможно на путях формирования цивилизационной идеологии человечества на основе принципа многополярности, баланса интересов между традициями цивилизаций и инновационным потенциалом их развития.

Список литературы

  1. Сухейль Фарах. Предисловие. Диалог цивилизаций и международные отношения в условиях глобализации. // Диалог цивилизаций и международные отношения в условиях глобализации. Москва, Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2008. – С.7.

  2. Кирабаев Н.С. Мусульманская цивилизация: вызовы глобализации. // Диалог цивилизаций и международные отношения в условиях глобализации. Ниж.Новг.: ННГУ, 2008. – С.135

  3. Чаплин В. Глобализация и «глобализм»: новые возможности, новые угрозы. // Диалог цивилизаций и международные отношения в условиях глобализации. Ниж.Новг.: ННГУ, 2008. – С.124-126.

  4. Капица С. Учиться друг у друга. // Преодолевая барьеры. Диалог между цивилизациями. Под ред. С.П. Капицы. М., 2002. – с.5.

  5. Гусейнов А. Диалог культур: ценностный аспект. // Диалог цивилизаций и международные отношения в условиях глобализации. Ниж.Новг.: ННГУ, 2008. – С.201.

  6. Горбачев М.С. Диалог цивилизаций. Повестка дня. – М., 2005. – С.8-9.

  7. Лекторский В.А. Не только толерантность.// Диалог цивилизаций. Повестка дня. – М., 2005. – С. 59.

  8. Попов В. Без партнерства цивилизаций в XXI веке не прожить // Диалог цивилизаций и международные отношения в условиях глобализации. Ниж.Новг.: ННГУ, 2008. – С.100.

  9. Шарандин Ю. Международное право как основа диалога цивилизаций. // Диалог цивилизаций и международные отношения в условиях глобализации. Ниж.Новг.: ННГУ, 2008. – С.36.

  10. Эрдынеев Б. Ю. Философские проблемы межцивилизационного диалога: сетевое будущее цивилизации диалога.// Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. Электронный журнал, №1, 2012г. – С.194.

  11. Слебода М. «Диалог цивилизаций» как теоретическая модель многополярного миропорядка. Доклад на международной научной конференции «Геополитика многополярного мира», МГУ им. М.В. Ломоносова 4.10. 2011 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://konservatizm.org/konservatizm/sociology/011211070612.xhtml.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!