СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Просветительская работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просветительская работа  с родителями

по духовно-нравственному воспитанию

 

«Детство всегда с надеждой обращено в будущее,

 как бы ни было беспощадно настоящее.

И дети, как правило, ждут,

чтобы взрослые показали им путь,

который определит им жизнь».

 

Вопросы духовно-нравственного воспитания, формирования гражданской идентичности школьников приобрели статус важнейшего национального приоритета, стали предметом особого внимания и заботы руководства страны.

Однако реально в образовательных учреждениях эти процессы разворачиваются медленно и не всегда эффективно. В современных условиях в воспитательном пространстве школы сталкиваются разные ценностные системы, нередко создавая противоречивые ситуации, препятствующие формированию  младших школьников как духовно-нравственных личностей.

 Человека высокой духовно-нравственной культуры можно воспитать только в лоне культуры своего народа, опираясь на традиционные ценности, святыни, многовековую историю и литературу, на язык -  важнейшее средство воспитания и образования личности.

Актуальность:  Сегодня утрачены те нравственные ценности, которые способствуют стабильности личности и сохранению ценности семьи. Духовно-нравственные основы человека – это,  прежде всего, его совесть, душа, религиозные чувства, чувство любви к Родине.

Проблема: Недостаточное внимание к информированию родителей и привлечение их к духовно-нравственному  воспитанию учащихся в семье ведет к утрате нравственных ценностей, потере нравственных устоев семьи, деградации общества.

При планировании воспитательной работы с классом на год каждый учитель продумывает мероприятия разных направлений, включая и духовно-нравственное воспитание.  Придерживаясь мнения психологов, что ребенок 7-10 лет берет пример, прежде всего, с родителей, я считаю, что воспитание, прежде всего, рождается в семье. Разрабатывая программу работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию, я поставила цель: содействовать формированию и развитию духовно-нравственной личности младшего школьника  через просветительскую работу  с родителями.

Задачи программы:

  1. Дать понятие духовно-нравственной личности, духовно-нравственного воспитания.
  2. Ознакомить родителей с духовно-нравственными традициями семейной жизни, законами духовной наследственности.
  3. Осмыслить собственные воспитательные позиции родителям и педагогам.
  4. Содействовать возрождению духовно-нравственных традиций семьи.

 

Принципы построения программы:

 

- научность: отбор материала основывается на достижениях современной психологической и педагогической науки с сопоставлением различных авторских позиций;

- культуросообразность: воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры;

- практикоориентированность: отбор содержания, направленного на решение практических задач и жизненных проблем.

 

 

 

Тематический план просветительской работы  с родителями по духовно-нравственному воспитанию:

Год обучения

Направления работы

Культурные традиции России как основа системы духовно-нравственного воспитания

Информационное пространство и  безопасность

Основы духовно-нравственного воспитания

Семейные ценности

1  класс

Россия – многонацио-нальное государство. Воспитание россиянина  - цель современного воспитания.

Средства массовой коммуникации.

Мультипликаци-онные фильмы.

Определение духовно-нравственного воспитания, личности.

Нравственность. Ценности.

История семьи. Семья в Древней Руси на примерах летописей, жития святых, литературных произведений.

2 класс

Место России в современном мире. Традиции русского народа.

Образовательные  информационные программы.

Свобода личности и ответственность.

Пример взрослых в семье.

Взаимоотно-шения в семье, распределение обязанностей, воспитание детей. Пути преодоления кризисов в семье.

3 класс

Толерантность. Диалог культур.

Безопасность и анализ проблем информационно-психологического пространства.

Духовно-нравственная, социальная и семейная культура.

Идеалы. Герои.

Законы духовной наследствен-ности. Традиционные нормы. Социальные

роли мужчины и женщины.

4 класс

Мировые цивилизации.

Социально-культурная экспертиза телевизионных программ, учебных пособий, рекламной продукции.

Духовно-нравственная позиция взрослого – пример для школьника.

Особенности современной семьи. Семья и Церковь. Святые покровители семьи.

 

Данные темы рассматриваются не только на родительских собраниях. Важно использовать в работе над темами  деятельностные методы как: привлечение родителей к выпуску газеты для родителей по определенной теме, разработка памяток для учащихся и детей, родительский лекторий, встречи с интересными людьми, подготовка и проведение внеклассного мероприятия и др.

Очевидно, что мероприятия по духовно-нравственному воспитанию проходят красной нитью через всю воспитательную работу с детьми (подготовка мероприятий, участие в конкурсах, анализ ситуаций, подготовка учебных проектов и т.д.). Привлекая родителей к сотрудничеству и совместной деятельности с детьми, мы просвещаем и детей и родителей.

Например, в 1 классе:

-  «Россия – многонациональное государство. Воспитание россиянина  - цель современного воспитания» - это тема внеклассного мероприятия, которое готовится совместно родителями с детьми;

- «Средства массовой коммуникации. Мультипликационные фильмы» - совместный просмотр и обсуждение мультфильмов. Создание памятки «О просмотре телепередач и работы за компьютерной техникой» (обсуждение  не только вопросов сохранения зрения, но и, что особо важно, содержания просмотров);

- «Определение духовно-нравственного воспитания, личности.

Нравственность. Ценности» -  выпуск родительского бюллетеня;

- «История семьи. Семья в Древней Руси на примерах летописей, жития святых, литературных произведений» - родительское собрание.

Данная программа носит инновационный характер  и требует дальнейшей методической и дидактической  доработки.

Формы работы:

  • беседы, родительские лектории, собрания, подготовка внеклассных мероприятий для детей;
  • круглый стол;
  • участие в акциях помощи людям;
  • экскурсии, поездки в монастыри, музеи, по святым местам, посещение храмов;
  • праздники в школе и в микрорайоне;
  • встречи с интересными людьми;
  •  обсуждение положительных и отрицательных поступков детей;
  • концерты, спектакли;
  • создание и работа с презентациями, фильмами;
  • моделирование и выполнение проектов, сочинений, рисунков, создание альбомов о замечательных людях - наших родственниках, героях войны;
  • участие в конференциях, семинарах, с применением деловых игр;
  • выпуск стенных газет, родительских бюллетеней;
  • спортивные соревнования и праздники;
  • субботники, трудовые десанты;
  • тренинги, дискуссии;

 

Выводы:

Важно, чтобы родители понимали, что ребенок должен  научиться  любить Родину, свой город, научиться охранять природу, добросовестно трудиться, узнал цену честности и доброты, вежливости, научился помогать другому и не оставлял товарища в беде. Ребенок – зеркало родителей. От того как ведем себя мы, взрослые, зависит поведение наших детей.

Очень важно воспитывать в себе и в своих детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни и  стремление сделать нашу землю еще лучше. Главное, что все эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым.

Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией.

 

 

 

 

Приложение

Развитие просветительной работы с родителями способствует активизации их познавательной деятельности,  "подталкивает" к творческому поиску, развивает способности анализировать, принимать решения в различных проблемных жизненных ситуациях.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности.

Особенности активных методов обучения:

  • групповая форма организации работы участников;
  • использование деятельностного подхода;
  • практическая направленность деятельности;
  •  творческий характер;
  • включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога;

С помощью активных методов обучения можно развить в родителях способность работать в команде, осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свои позиции, обосновывать собственное мнение и толерантно относиться к чужому, принимать ответственность за себя и команду.

Рассмотрим особенности некоторых форм работы, основанных на использовании активных методов обучения.

 

Метод кейсов (от англ. сase method (кейс-метод), case-study (кейс-стади), метод конкретных ситуаций) – техника обучения, при которой родители должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале, или же приближены к реальной ситуации.

Предлагаемые к обсуждению ситуации могут являться реальными событиями или искусственно сконструированными описаниями, в основе которых должно лежать рассмотрение родительской позиции и действий, эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия родителей и детей.

При изучении конкретной ситуации, ее анализе родители должны "вжиться" в предлагаемые обстоятельства, понять ситуацию, оценить обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чем ее суть. Каждому предлагается обозначить свою роль в решении проблемы и выработать целесообразную линию поведения.

Ролевые игры позволяют отработать тактику поведения, действий конкретного лица в воображаемой ситуации. Для проведения этих игр разрабатывается модель-пьеса ситуации, между родителями распределяются роли.

Ситуация: мама ругает дома ребенка за невыученные уроки, при этом допускает серьезные воспитательные ошибки.

Родителям  нужно тактично исправить ситуацию. Одни выступают в роли мамы, другие – в роли ребенка.

 

Игры-инсценировки позволяют разыграть какую-либо проблемную ситуацию в определенной обстановке.

Ситуация: совместно с детьми готовится  праздник 8 Марта.

Родители (чем их больше, тем лучше), задействованные в подготовке детей, обсуждают сценарий праздника. Их задача – с одной стороны, сделать так, чтобы дети получили удовольствие от праздника, с другой – показать остальным родителям, что все дети успешно освоили программу, выучили стихи и т.д.

 

 

 

При проведении совместных мероприятий используются игры между родителями и детьми.

Игра «Найди друга»

Дети и родители делятся на две группы. Одной группе завязывают глаза, дают возможность походить по помещению, затем предлагают найти и узнать друг друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. При узнавании говорят, за что ценят друга, перечисляя его качества друга. Когда друг найден, игроки меняются ролями.

Игра «Внутренний мир»

Учитель предлагает нарисовать друг друга детям и родителям. Дети могут нарисовать своих родителей в виде людей, и в виде животных, птиц, цветов, деревьев и т.пр., а родители детей. После выполнения задания дети и родители  обсуждают рисунки и отвечают на вопрос: «Кто здесь нарисован? Почему нарисован именно в этом виде?»

Проект «Правила дружбы», способствующий тому, чтобы общение протекало без ссор и конфликтов.

- Помогай товарищу, если умеешь что-то делать – научи и его.

- Если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.

- Делись с товарищем, играй так, чтобы самое лучшее хотелось отдать другу.

- Останови товарища, если он делает что-то плохое.

- Умей порадовать успехами товарища.

- Умей спокойно принять помощь, советы от других ребят.

 

 

 

 

Родительский семинар «Речевая агрессия детей» Цель: изучение и предотвращение негативных моделей речевого поведения взрослых в ответ на проявления речевой агрессии детей.

Блиц-опрос

Ведущий поочередно задает вопросы родителям, которые в процессе обсуждения выявляют единственно верный ответ.

Примерные вопросы с ответами

Вопрос

Ответ

Что такое речевая агрессия?

Речевая агрессия – грубое, оскорбительное, обидное общение

Чем речевая агрессия отличается от агрессии физической?

Проявления физической агрессии: ребенок дерется, толкается, кусается.

Проявления речевой агрессии: ругается, дерзит, огрызается, пререкается.

Необходимо знать, что агрессивное речевое поведение ребенка – ситуативные вспышки грубости и агрессивность – проявление общей склонности к агрессии, в т. ч. вербальной, которая постепенно становится устойчивой личностной чертой

Каковы проявления речевой агрессии?

Речевая агрессия проявляется в оскорблениях и угрозах, грубых требованиях и отказах, обвинениях и насмешках (например, "дразнилки", "обзывательства", "визг", "нытье", "бурчание" и т. п.); более скрыто, косвенно – в жалобах, клевете, сплетнях

Всегда ли детские ругательства – это речевая агрессия?

Употребление ребенком ругательств – далеко не всегда демонстрация агрессии; часто это просто подражание некультурной манере общения взрослых или своеобразная словесная игра, соревнование "кто кого передразнит"

 

Ведущий (Модератор) игры раздает родителям карточки с названиями способов эффективного реагирования на поведение детей, пояснениями к их использованию в практике, дает 7–8 мин на их изучение. Затем разыгрываются 2–3 конкретные ситуации, в которых "дети" (их изображают взрослые) проявляют открытую речевую агрессию. (Примеры лучше взять из жизни ученика,  класса, учреждения.) Родители  должны попробовать применить тот способ, который указан в карточке. В конце игры подводится итог, обсуждение: в какой ситуации какие способы борьбы с речевой агрессией детей будут наиболее эффективны.

Способы эффективного реагирования на речевую агрессию (содержание карточек)

1. "Прямое порицание"– непосредственное словесное воздействие в форме упрека, запрета, требования. Порицание должно быть хорошо продумано и выражено корректно – с обязательным использованием необходимых форм вежливости. Например: "Делаю тебе строгое замечание! Пожалуйста, не надо мне грубить".

2. "Игнорирование речевой агрессии" – коммуникативная тактика, которая предполагает, что педагог не реагирует на грубость, делает вид, что не замечает ее, демонстрирует внешнюю незаинтересованность. Такая тактика оказывает психологическое воздействие на "агрессора" (эффект неожиданности) и разрушает его "негативный сценарий" (эффект обманутого ожидания). Применяется, если агрессия не несет непосредственной угрозы ребенку и окружающим людям.

3. "Переключение внимания"– отвлечение ребенка от выполнения нежелательных действий. Основные способы переключения внимания: перевод разговора на другую тему, неожиданный вопрос, необычное задание, интересная игра.

4. "Проецирование положительных личностных качеств и поведенческих реакций" – актуализация (озвучивание, словесное обозначение, публичное напоминание) положительных качеств ребенка или выражение провокационного сомнения, которое намеренно задевает самолюбие ребенка, бросает ему вызов (способ "подзадоривания"). Например: "Ты же умная, взрослая, терпеливая, способная девочка!";  "Неужели это говорит наш Саша?"; "Ну, Саша, никак не ожидала от тебя такого!"; "Мне стыдно за тебя!"; "Тебе, наверное, трудно проявить терпение и выдержку!" и т. п.

5. "Смена ролей"– моделирование ситуации, в которой "агрессор" оказывается на месте "жертвы", с целью добиться осознания неправильности поведения через эмпатию. Варианты словесной реализации: "Значит, ты хочешь, чтобы в классе убирался кто угодно, только не ты?"; "А тебе самому было бы приятно услышать то, что ты сейчас говоришь мне?"; "Представь себе, что ты оказался на месте..." и т. п.

6. "Красноречивое молчание"– молчаливое, подчеркнуто невозмутимое выслушивание агрессивной детской речи, иногда подкрепляемое приемом самообрывания речи: резко прерваться в ответ на негативное действие или высказывание ребенка, сопровождая паузу выразительным взглядом, многозначительной позой. Данный метод хорошо сочетается с последующими порицанием, переключением внимания, проецированием личностных качеств, приемом смены ролей или шуткой.

7. "Выпустить джинна"– не прерывая и не комментируя, позволить ребенку выразить свои негативные эмоции, дать возможность полностью "выговориться", после чего спокойно и не торопясь обсудить ситуацию. Возможно сочетание этого метода с последующим перефразированием слов ребенка в более корректной форме. Например: "Я поняла, что ты хотел сказать…", "Наверное, ты имел в виду...".

8. "Если не можешь чему-то противостоять – возглавь это" – используется в ситуациях, имеющих характер скорее увлеченности игрой, баловства, дурачества, чем настоящей агрессии, заключается в намеренном усилении негативных действий, доведении их до высшей точки или в утрировании до абсурда. Например: "Давайте вместе покричим! Спорим, я громче умею? Ну, еще громче!.. Еще...".

9. "Частичное согласие" ("Да, но...") – внимательно выслушать и принять претензии ребенка; по возможности, частично удовлетворить их, но в целом сохранить основную линию требований. Варианты речевых конструкций: "Да, Сережа поступил плохо – он тебя ударил. Но ведь ты же сам только что отнял у него пенал! Так что вы оба не правы и должны помириться".

10. «Привлечение "союзников"» – заручиться реальной или воображаемой поддержкой детей, родственников, знакомых или просто оказавшихся рядом людей. Примеры речевых клише: "Не кричи, пожалуйста, – на тебя уже старшеклассники смотрят!"; "По-моему, ребята не одобряют тебя... Правда?"; "Папе бы очень не понравилось то, что ты говоришь!" и т. п.

11. "Самонаказание"– предложить ребенку самому придумать себе наказание за проступок. Возможные формы словесного воплощения: "Ты же любишь справедливость во всем. Вот и придумай себе наказание за..."; "Как бы ты сам поступил с человеком, сделавшим такое?".

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Просветительская работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию»

Просветительская работа с родителями

по духовно-нравственному воспитанию


«Детство всегда с надеждой обращено в будущее,

как бы ни было беспощадно настоящее.

И дети, как правило, ждут,

чтобы взрослые показали им путь,

который определит им жизнь».


Вопросы духовно-нравственного воспитания, формирования гражданской идентичности школьников приобрели статус важнейшего национального приоритета, стали предметом особого внимания и заботы руководства страны.

В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Все это происходит на фоне беспрецедентной для России, направленной на детей пропаганды через телевидение и интернет разврата, жестокости и насилия, при полной неспособности правоохранительных и иных органов государственной власти реагировать на факты нарушения прав детей и каким-либо образом изменить сложившуюся ситуацию. Это приводит к формированию вредных привычек у детей.

Человека высокой духовно-нравственной культуры можно воспитать только в лоне культуры своего народа, опираясь на традиционные ценности, святыни, многовековую историю и литературу, на язык - важнейшее средство воспитания и образования личности.

Актуальность: Сегодня утрачены те нравственные ценности, которые способствуют стабильности личности и сохранению ценности семьи. Духовно-нравственные основы человека – это, прежде всего, его совесть, душа, религиозные чувства, чувство любви к Родине.

Проблема: Недостаточное внимание к духовно-нравственному воспитанию учащихся в школе и семье ведет к утрате нравственных ценностей, потере нравственных устоев семьи, деградации общества.

При планировании воспитательной работы с классом на год каждый учитель продумывает мероприятия разных направлений, включая и духовно-нравственное воспитание. Придерживаясь мнения психологов, что ребенок 7-10 лет берет пример прежде всего с родителей, я считаю, что воспитание, прежде всего, рождается в семье. Разрабатывая программу работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию я поставила цель: содействовать формированию и развитию духовно-нравственной личности младшего школьника через просветительскую работу с родителями.

Задачи:

  1. Дать понятие духовно-нравственной личности, духовно-нравственного воспитания.

  2. Ознакомить родителей с духовно-нравственными традициями семейной жизни, законами духовной наследственности.

  3. Осмыслить собственные воспитательные позиции родителям и педагогам.

  4. Содействовать возрождению духовно-нравственных традиций семьи.

Принципы построения программы:

- научность: отбор материала основывается на достижениях современной психологической и педагогической науки с сопоставлением различных авторских позиций;

- культуросообразность: воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры;

- практикоориентированность: отбор содержания, направленного на решение практических задач и жизненных проблем.


Тематический план просветительской работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию:

Год обучения

Направления работы

Культурные традиции России как основа системы духовно-нравственного воспитания

Информационное пространство и безопасность

Основы духовно-нравственного воспитания

Семейные ценности

1 класс

Россия – многонацио-нальное государство. Воспитание россиянина - цель современного воспитания.

Средства массовой коммуникации.

Мультипликаци-онные фильмы.

Определение духовно-нравственного воспитания, личности.

Нравственность. Ценности.

История семьи. Семья в Древней Руси на примерах летописей, жития святых, литературных произведений.

2 класс

Место России в современном мире. Традиции русского народа.

Образовательные информационные программы.

Свобода личности и ответственность.

Пример взрослых в семье.

Взаимоотно-шения в семье, распределение обязанностей, воспитание детей. Пути преодоления кризисов в семье.

3 класс

Толерантность. Диалог культур.

Безопасность и анализ проблем информационно-психологического пространства.

Духовно-нравственная, социальная и семейная культура.

Идеалы. Герои.

Законы духовной наследствен-ности. Традиционные нормы. Социальные

роли мужчины и женщины.

4 класс

Мировые цивилизации.

Социально-культурная экспертиза телевизионных программ, учебных пособий, рекламной продукции.

Духовно-нравственная позиция взрослого – пример для школьника.

Особенности современной семьи. Семья и Церковь. Святые покровители семьи.


Данные темы рассматриваются не только на родительских собраниях. Важно использовать в работе над темами деятельностные методы как: привлечение родителей к выпуску газеты для родителей по определенной теме, разработка памяток для учащихся и детей, родительский лекторий, встречи с интересными людьми, подготовка и проведение внеклассного мероприятия и др.

Очевидно, что мероприятия по духовно-нравственному воспитанию проходят красной нитью через всю воспитательную работу с детьми (подготовка мероприятий, участие в конкурсах, анализ ситуаций, подготовка учебных проектов и т.д.). Привлекая родителей к сотрудничеству и совместной деятельности с детьми, мы просвещаем и детей и родителей.

Например, в 1 классе:

- «Россия – многонациональное государство. Воспитание россиянина - цель современного воспитания» - это тема внеклассного мероприятия, которое готовится совместно родителями с детьми;

- «Средства массовой коммуникации. Мультипликационные фильмы» - совместный просмотр и обсуждение мультфильмов. Создание памятки «О просмотре телепередач и работы за компьютерной техникой» (обсуждение не только вопросов сохранения зрения, но что особо важно содержания просмотров);

- «Определение духовно-нравственного воспитания, личности.

Нравственность. Ценности» - выпуск родительского бюллетеня;

- «История семьи. Семья в Древней Руси на примерах летописей, жития святых, литературных произведений» - родительское собрание.

Данная программа носит инновационный характер и требует дальнейшей методической и дидактической доработки.

Формы работы:

  • беседы, родительские лектории, собрания, подготовка внеклассных мероприятий для детей;

  • круглый стол;

  • участие в акциях помощи людям;

  • экскурсии, поездки в монастыри, музеи, по святым местам, посещение храмов;

  • праздники в школе и в микрорайоне;

  • встречи с интересными людьми;

  • обсуждение положительных и отрицательных поступков детей;

  • концерты, спектакли;

  • создание и работа с презентациями, фильмами;

  • конкурсы проектов, сочинений, рисунков, создание альбомов о замечательных людях - наших родственниках, героях войны;

  • участие в конференциях, семинарах;

  • выпуск стенных газет, родительских бюллетеней;

  • спортивные соревнования и праздники;

  • субботники, трудовые десанты.

Выводы:

Важно, чтобы родители понимали, что ребенок должен научиться любить Родину, свой город, научиться охранять природу, добросовестно трудиться, узнал цену честности и доброты, вежливости, научился помогать другому и не оставлял товарища в беде. Ребенок – зеркало родителей. От того как ведем себя мы, взрослые, зависит поведение наших детей.

Очень важно воспитывать в себе и в своих детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни и стремление сделать нашу землю еще лучше. Главное, что все эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым.

Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!