Просмотр содержимого документа
«"Диалогическое обучение" Работа с коллегами, анализ деятельности в рамках среднесрочного планирования»
Работа с коллегами
В данном отчете, мной будет изложена работа по групповому обсуждению с коллегами одного из выполненных заданий в период школьной практики. Для обсуждения я взяла аспект модуля «Диалогическое обучение». Для меня данный модуль вызвал большой интерес потому, что с помощью него можно проверить домашнее задание, можно начать изучать новую тему, в целом возможность его применения на любом этапе урока, провести рефлексию. Также диалог позволяет понять, как учащийся понял тему или не понял на каком этапе сейчас учащийся и т. д. Диалог в моем понимании очень важен. На своих уроках для меня взаимодействие с учащимися играет очень важную роль. Ведь урок без диалога невозможен. Своим коллегам я рассказала, как внедрила данный модуль, а именно диалоговое обучение на уроках. Работу на уроках проводила в группах, групповая работа — это неотъемлемая форма работы при развитии взаимодействия учащихся через диалог. Считаю, что диалог — это взаимодействие не только двух человек, думаю это взаимодействие личностей или даже группы в целом при наличии трех и более человек. Диалог–это форма общения, в моем понимании. Данное мнение я высказала своим коллегам. В начале урока я с учащимися провожу тренинг на создание коллаборативной среды: тренинг назывался «Мы похожи?..» необходимо было встать во внешний и во внутренний круги, внешний круг говорит о схожести, а внутренний круг говорит о различиях, так ребята сближались за счет тренинга, я бы даже назвала этот прием игрой в группах. Еще очень любим мне тренинг следующего характера «Удели внимание…»: учащиеся встают в круг, ладони открыты, ведущий прикасается ладонями к ладоням любого из учащихся и выводит его из круга, при этом глаза закрыты у тех, кто стоит в круге, и так по цепочке. В результате есть те, к кому подошли и прикоснулись, есть те к которым не подошли. Задается вопрос что же вы почувствовали, каждый высказывает свое мнение. Так тоже развивается диалог, учащиеся делятся своими впечатлениями. Формируется внимательность друг к другу. Далее на уроке диалоговое обучение: работа в парах, осуществлялась проверка домашнего задания: исторический диктант. Сначала учащиеся самостоятельно записывают ответы на мои вопросы, затем происходит обмен листочками проверка ответов и обсуждение ошибок между учащимися. Тем самым происходит процесс взаимодействия и даже пояснения ошибок и их исправление. Далее диалог переходит в беседу при изучении нового материала. Сначала учащиеся самостоятельно знакомятся с исторической справкой, внимательно ее читают, делают пометки в тетради. Эта работа в течении пяти минут. Затем я прошу учащихся обсудить самое главное, что они выделили рассказать друг другу в паре, данная работа проходит в течении 3 минут. После этого работа начинает в группах. Учащиеся начинают обсуждение по вопросам. Это могут быть вопросы из учебника, а также в ходе работы учащиеся способны задавать свои дополнительные вопросы. Мои учащиеся способны к творческой мысли, другими словами им нравится общение на уроке, любят высказывать свои идеи. Я преподаю у них четвертый год историю и вижу свои результаты. Мои ученики могут аргументировать, доказывать способны работать с источником, находить главное. Самое важное учащиеся могут говорить они «живые» в общении. Учащиеся не боятся высказать свою мысль и достоверно ее доказать. Итак, в ходе работы в группе учащиеся работают с вопросами от простого к сложному. После обсуждения исторической справки внутри группы, предлагаю учащимся обсудить данную информацию в массовой форме. У меня заранее подготовлены вопросы, отвечая на мои поставленные вопросы, мы с учащимися анализируем полученную информацию, если идет описание личности исторического героя то мы составляем синквейн синтезируем информацию. Учащиеся могут из множества кусочков информации составить одно целое, более главное. Затем по завершению урока, чтобы проверить как учащиеся усвоили новый материал, я предлагаю учащимся написать эссе (это размышление о каком – либо герое, либо это размышление о сражении и т. д.) учащиеся тему эссе могут определить сами. Несколько предложений в своем размышлении от 5-8 предложений в течении 5 минут. После этого, учащиеся поделились на группы по тематике эссе и зачитали свои мысли. Заметила, что в ходе такой работы учащиеся непроизвольно начали задавать друг другу вопросы: «А почему ты считаешь…?», «А как ты это понял (а)…?» и т. д. После обсуждений в группах в диалог подключается учитель. Мне всегда интересно узнать, что же мои ученики написали. Как же они мыслят? А будут ли их мысли совпадать с моим мнением? Иногда, мнение учащихся меня удивляет, учащиеся способны прошлое соотнести с настоящий и даже прогнозируют будущее. Учащиеся предполагают, что было бы если бы...; а что было бы если б этот герой поступил бы…? и т. д. В этом диалоге-беседе я принимаю участие со своими учащимися, мы вместе обсуждаем наши общие идеи, расхождение во мнениях и предположениях. Заметно, со временем, что мои учащиеся научились вести диалог, беседу отлично взаимодействуют в группах, прослеживается взаимоуважение между ними. Учащиеся внимательно слушают друг друга, задают вопросы мне и своим одноклассникам, им интересно рассуждать. В ходе общения с коллегами я поделилась всем вышесказанным и рассказала, как я внедряла диалоговое обучение на своих уроках. Мои коллеги внимательно меня выслушали и предложили от себя другие методы и формы внедрения диалогового обучения: взаимооценивание: выполняя какие-либо задания учащиеся оценивая друг друга поясняют оценки с указанием ошибок, прием «горячий стул» предполагает вопрос- ответ, учащемуся задают вопросы по пройденной теме или домашнему заданию он должен ответить, интервью- проходит в виде беседы, учащиеся работают в паре, можно по картинке исторического героя провести интервью о жизни героя. Саморегуляция- дать возможность учащимся самостоятельно контролировать свою деятельность возложив ответственность за выполнение задания.. Попробую спрогнозировать применение данных форм и методов работы. Взаимооценивание можно применять также в разных формах, как в групповой так и парной работе. В парах, взаимооценивание я уже применяю и начала постепенно внедрять взаимооценивание в группах. Прием «горячий стул», данный прием мне неизвестен в практике, подобного рода формы не применяю, считаю не обязательным, лично для меня это очень сложный опрос учащегося, оказывающий давление на ученика. Интервью попробовать надо, так как думаю, что на уроках истории это будет полезным для развития диалогового обучения. Возможно именно через интервью учащиеся лучше отработают способность к составлению вопросов. Научатся внимательно слушать, повысится историческая грамотность. Саморегуляция, данная форма работы должна прослеживаться на всех этапах урока, это очень важно. Поэтому я стремлюсь на своих уроках, учить учащихся саморегулируемой деятельности: контроль времени при выполнении заданий, критерии оценивания. Конечно это не все, что может способствовать саморегуляции. Коллеги посоветовали мне создавать образовательную среду, в которой учащиеся сами будут организовывать свое обучение, как я поняла, это заинтересованность работой, информацией которую они получают. Конечно это сложно, иногда проблема с дисциплиной и причины этому всегда разные. Коллеги посоветовали индивидуальный подход, который по – моему мнению очень важен, думаю, что я его постоянно применяю, принимаю учащихся такими какие они есть.