СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактическая игра для учащихся «Путешествие во времени»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассная работа по русскому языку

Дидактическая игра для учащихся  «Путешествие во времени»

Тема: Веселая фразеология

Цели и задачи:

  • популяризация знаний по лексике русского языка;
  • развитие речевых навыков (умение пользоваться фразеологизмами в речи);
  • воспитание речевой культуры.  

Оборудование: высказывание А.И. Ефимова «Фразеологизмы – это перлы, самородки и самоцветы родного языка»; названия туров: «Всяк молодец на свой образец». «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Взялся за гуж – не говори, что не дюж»; иллюстрации к фразеологизмам.

Просмотр содержимого документа
«Дидактическая игра для учащихся «Путешествие во времени»»

Дата_________


Внеклассная работа по русскому языку

Дидактическая игра для учащихся «Путешествие во времени»

Тема: Веселая фразеология

Цели и задачи:

  • популяризация знаний по лексике русского языка;

  • развитие речевых навыков (умение пользоваться фразеологизмами в речи);

  • воспитание речевой культуры.

Оборудование: высказывание А.И. Ефимова «Фразеологизмы – это перлы, самородки и самоцветы родного языка»; названия туров: «Всяк молодец на свой образец». «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Взялся за гуж – не говори, что не дюж»; иллюстрации к фразеологизмам.

Подготовительная работа: изучение темы «Фразеология»

Ход игры

Тур первый. «Всяк молодец на свой образец».

- Какое из двух словосочетаний является фразеологизмом, и почему вы так думаете?

золотые зубы – золотые руки

важная деталь – важная птица

медвежья услуга – медвежья берлога

горькая правда – горькая микстура

волчий хвост – волчий аппетит

принимать продукцию – принимать участие

приходить в голову – приходить в школу

выйти из комнаты – выйти из положения

дрова разгорелись – глаза разгорелись

cбивать с дерева – сбивать с толку

- Вспомните, какие фразеологизмы вошли в нашу речь из сказок?

/ командам даётся 2 минуты, зрителям в это время предлагается узнать сказки А.С. Пушкина, в которых

встречаются фразы:

в путь-дорогу снарядился
с утра до ночи
глаз не сводит
день и ночь
спору нет
делать нечего/

- Какие слова в данных фразеологизмах не могут сочетаться с другими словами? Что они означают?

бить баклуши

точить лясы

зрителям:

попасть впросак

закадычный друг

мурашки бегают

заклятый враг

кромешная тьма


сломя голову

с гулькин нос


- Какое из выделенных слов в каждой паре словосочетаний нельзя заменить антонимом и почему?

принести стулпринести пользу

поднять тревогу – поднять занавес

отдать книгу – отдать честь

глубокое озеро – глубокое уважение

зрителям: короткое пальто – короткое замыкание

- Какое прилагательное ( одно для группы ) может превратить слова во фразеологизмы

век, середина, правило

удар, система, затмение

суп, шут, чучело

полюс, буря, поле

ответ: золотой, гороховый, солнечный, магнитный

- Объясните значение и происхождение фразеологизмов:

время истекло
ахиллесова пята
рог изобилия
запретный плод
держать порох сухим
одним миром мазаны

Тур 2. «Без труда не вынешь рыбку из пруда»

Задание: В данных парах предложений назовите фразеологизмы. Докажите.

1. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык. – Я хотел было завести разговор с моим ямщиком, но только что раскрыл рот, меня подбросило, и я прикусил язык.

Никиту как ветром сдуло с веранды. – Ярче синеет лёд посреди Дона, где ветром сдуло снег.

Нет, тут надо всё как следует обдумать. – Никто не знал, как следует с ним держаться и как ему угодить.

Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат. – Подружившись с артелью бурлаков, Рахметов стал помогать тянуть лямку и через неделю запрягся в неё.

2. Засучив рукава, я доставал выскальзывавших из рук живых рыб, бросал их на дно лодки. – Ребята работали засучив рукава. Петр Сергеевич давно уже махнул рукой на жизнь и живёт нехотя. – Ваня махнул рукой и побежал нам навстречу. Мужчины посмеивались: кто-то видел, как богатырь-агроном носил жену на руках. – Настенька, сестрица моя! Мушке-комарику не дам обидеть тебя, на руках носить буду!

А я бы этого Джека выучил многому. Он бы у меня на и на задних лапах ходил, и через голову кувыркался бы… - Из-за чего Молчалин ходит на задних лапках перед Фамусовым и перед всеми важными гостями?

Тур 3. «Взялся за гуж – не говори, что не дюж»

Задание: Замените в предложениях выделенные выражения фразеологизмами. (Мы совершенно искренне пожелали им счастливого пути. // от всего сердца.

  1. Сосед без всякого основания, без видимой причины перестал с нами здороваться. // ни с того ни с сего

  2. Мы сделали всё возможное, чтобы выполнить задание. // в доску разбились

  3. Здесь написано совершенно чётко, определённо. // чёрным по белому

  4. На следующиё день Валера вёл себя так, будто ничего не случилось. //как ни в чём ни бывало

  5. Надо, несмотря ни на что, непременно сделать это. // во что бы то ни стало

  6. В разговоре он находчив, не растеряется, знает как ответить. // за словом в карман не лезет

  7. Много прошло времени с той поры. // много воды утекло

  8. Мы совсем было уже впали в уныние, отчаялись. // нос повесили

Мне надо поговорить с тобой наедине, без посторонних. // с глазу на глаз.

Тур4. «Прощальный»: подведение итогов.