СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Дидактическая игра - как один из приёмов обогащения словарного запаса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Дидактическая игра - как один из приёмов обогащения словарного запаса"»

«Дидактическая игра как один из приемов обогащения словарного запаса»

Дидактическая игра - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитание детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Использование дидактических игр как средство обучения младших школьников определяется рядом причин:

1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла свое значение в младшем школьном возрасте (Л.С. Выготский), поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы - это наиболее адекватный путь включение детей в учебную работу;

2. Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно;

3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно произвольным развитием памяти, преобладание наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов;

4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация.

Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении в школу. Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.

Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются структурные составляющие дидактические игры:

1. Дидактическая задача;

2. Игровые действия;

3. Правила игры;

4. Результат.

Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отображает его обучающую деятельность. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка.

Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи - незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

Подведение итогов - результат подводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровые задания и т.д. При этом необходимо отметить достижения каждого ученика, подчеркнуть успехи отстающих детей.

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, т.к. с их помощью решаются дидактические задачи.

Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуаций, а игрой. Дети и педагог участники одной игры. Если условие нарушается, то педагог становится на путь прямого обучения. Таким образом, дидактическая игра - это игра только для ребенка, а для взрослого - это способ обучения. Цель дидактических игр облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Из сказанного выше можно сформировать основные функции дидактических игр:

функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптаций ребенка к школьному режиму;

функция формирования психических новообразовании;

функция формирования собственно учебной деятельности;

функция формирования навыка самоконтроля и самооценки.

Таким образом, дидактическая игра - сложное, многогранное явление. Для организаций и проведения дидактической игры необходимы следующие условия:

1. Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр;

2. Выразительность проведения игры;

3. Необходимость включения педагога в игру;

4. Оптимальное сочетание занимательности и обучения;

5. Средство и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать как не самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;

6. Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой, доступной и емкой.

Дидактические игры бывают трех видов:

1. Игры с предметами. Наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними,

2. Настольно-печатные игры, также как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение.

3. Словесные игры наиболее сложны. Они не связаны с непосредственным восприятием предмета. В них дети должны

оперировать представления. Эти игры имеют большое значение для развитие мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждение других, замечать логические ошибки. Игра, может быть проведена на любом этапе урока, а так же на уроках разного типа.

Учитель-логопед МБДОУ «Ромашка» г. Урень

Пуртова Алёна Алексеевна