ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №20 ИМЕНИ А.В.ДЕМЁХИНА»
Дидактическая игра как средство активизации
познавательной деятельности младших школьников
(выступление на педсовете)
учитель начальных классов
Игнатьева Л.А.
Луганск 2021
28.10.21г.
(слайд1) «Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности
младших школьников»
Хочется начать свой рассказ словами известного сказочного героя: «Я ещё не волшебник, я только учусь». (слайд 2)
Я пришла в профессию учителя начальных классов через опыт работы в средней и старшей школе учителем русского языка и литературы. Работала я и с ребятами 5- х классов, и с 11-классниками. Но всегда заглядывалась на учителей начальной школы, удивляясь, как им удаётся вложить в головы несмышлёных, порой ничего не умеющих ребятишек, огромную массу знаний, которую, порой, не всякий взрослый может осилить. Судьба предоставила мне возможность самой проделать эту работу. Большое спасибо Ирине Михайловне и Елене Владленовне за поддержку в этом вопросе.
Итак, я учитель начальных классов. (слайд 3) Вот уже 3-й год я учу детей читать, писать, считать, рисовать... Хочу сказать, что это архиважная задача - рассказать детям о необходимости получения знаний так, чтобы они с удовольствием шли в школу. Не скрою, было иной раз страшновато. Есть у меня ученик, который в начале 1 класса плакал и говорил: «Не хочу я в эту тюрьму идти!». Откуда он взял такую картинку, никто не знает. Но сейчас он с радостью идёт в класс, и это доставляет мне неописуемое удовольствие.
(слайд 4) Не люблю наказывать детей, не люблю повышать на них голос, хотя прекрасно понимаю - без наказания в детстве за какие-то проступки, наверное, не вырос ни один человек. Так устроена жизнь – невозможно понять, что такое белое, не узнав, что есть чёрное.
(слайд 5) Стараюсь работать так, чтобы ребятам было интересно на уроке.
(слайд 6) Благо, для этого сейчас есть масса способов – это и наличие телевизора в кабинете, и компьютер с принтером (правда дома) – можно распечатать любой материал в виде карточек, наглядного материала, при необходимости, странички из учебника (в этом году у детей катастрофическая нехватка учебников!). Времени только не хватает! Хочется объять необъятное, но детское восприятие материала особенное! Здесь невозможно говорить сухо, монотонно, используя научную терминологию. Дети всё воспринимают в игре, эмоционально.
(слайд 7) Наверное поэтому, в первом классе они не могут расстаться со своими любимыми игрушками, принося их в школу и рассказывая им всё, что услышали от учителя. Здесь проявляется первый опыт пересказа увиденного и услышанного. В игре детям легче принять любой материал. Вообще, дети любят играть в игры, напоминающие взрослую жизнь. В самом раннем детстве дети играют в дочки-матери, в школе дети любят играть в учителя.
(слайд 8) Игра «Найди ошибку» прекрасно воспринимается ребятами, например, изучая части речи, развивает умение выделять в речи слова, обозначающие предмет. Учитель называет ряд слов, обозначающих названия предметов и допускает одну «ошибку». Ученики должны определить, какое слово лишнее и почему. Правильно выполнивший задание, получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.
(слайд 9) Есть такая игра, как «Конструктор»:
Если взять большое слово,
Вынуть буквы,
Раз и два,
А потом собрать их снова,
Выйдут новые слова.
(слайд 10) Изучая имена собственные, играем в игру «Наборщики»: из слогов команда девочек собирает имена мальчиков, а команда мальчиков собирает имена девочек.
(слайд 11) На уроках математики прекрасно идёт игра «Шифровальщик»: нужно решить примеры, ответ соответствует определённой букве. Решаем примеры, располагаем их в определённом порядке и узнаём зашифрованную фразу.
Вообще, стараюсь довести ребятам мысль - всё, что они изучают, пригодится в жизни. (слайд 12) Игра представляет собой возможность «безнаказанно» творить в очень многих областях жизни. Конечно, любая педагогическая игра отличается от игры вообще. Педагогическая игра всегда нацелена на определённый результат. Макаренко А.С. говорил, что «хорошая игра похожа на хорошую работу», поэтому очень важно научиться правильно использовать игру на уроке.
Сейчас весь мир переходит на дистанционную работу. (слайд 13)
И нам, естественно, приходится менять отношение к процессу обучения школьников. Мы учимся сами, постигаем такие вершины, о которых еще несколько лет назад даже не мечтали! Мы научились создавать презентации, монтировать видеоматериал. Научились составлять дидактические карточки и задания на различных обучающих платформах интернета.
(слайд 14) Так, ребята моего класса прекрасно ориентируются на платформе УЧИ.РУ, участвуют в различных марафонах, олимпиадах. Мы соревнуемся в параллели
3-х классов и довольно успешно.
В общем, современный учитель — это волшебник, который может перенести целый класс в виртуальную сказку, и предоставить возможность детям взмахнуть волшебной палочкой и очутиться в загадочных мирах волшебных сказок ...
Недавно меня спросили дети: «А сколько нужно учиться, чтобы стать учителем?».
Я ответила словами К.Ушинского: «Учитель учится всю жизнь». Мы все знаем продолжение: (слайд 15) «Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель!»