СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Дидактическая игра как средство формирования произвольной образной памяти у старших дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Дидактическая игра как средство формирования произвольной образной памяти у старших дошкольников»»

МБДОУ  ПГО «Детский сад №51»

Выполнила: Шкуматова

Оксана

Вячеславовна,

воспитатель












Тема

«Дидактическая игра как средство

формирования произвольной образной памяти

у старших дошкольников»























2023

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Проблемы, причины ее возникновения и социальная значимость. 3

2. Цели и задачи решения взятой проблемы. 3

3. Предполагаемый результат. 4

Глава I. Психолого-педагогическое обоснование

развития произвольной памяти.

1. Что такое память? Виды памяти. 5

2. Образная память. 5

3. Произвольная память. 6

4. Физиологические основы памяти. 6

5. Память и другие мыслительные процессы. 6

6. Этапы развития памяти. 7

7. Особенности развития памяти детей от 3-7 лет. 7

8. Требования к дидактической игре, как основному средству

формирования произвольной памяти. 8

Глава II. Развитие произвольной образной памяти

через дидактическую игру.

1. Диагностика уровня развития произвольной образной

памяти детей старшего дошкольного возраста. 9

2. Формирование произвольной памяти детей старшего

дошкольного возраста. 9

3. Работа с родителями. 13

Заключение 14

Библиографический список 15

Приложение



ВВЕДЕНИЕ

В дошкольном возрасте интенсивно формируются образные формы познания. Под влиянием новых видов деятельности, которыми овла­девает дошкольник, новых требований, перед ребенком возникают особые задачи сосредоточить и удержать материал и потом его воспроизвести, построить замысел игры, рисунка и т.п. Чтобы иметь возможность разре­шить эти задачи, ребенок пользуется теми или иными способами, которые он усваивает от взрослых. Тогда и начинают формироваться специальные действия внимания, памяти, воображения, благодаря которым они приобре­тают произвольный, преднамеренный характер.

1. Проблема, причины ее возникновения и социальная значимость

Наблюдая за детьми в свободной деятельности, на занятиях обратила внимание на то, что дети мало используют для запоминания какие-либо вспомогательные средства, так как у них преобладает непро­извольная память, Видеть только то, что им интересно, а для усвоения школьной программы детям необходима именно произвольная память. Исходя из этого, передо мной встала проблема - найти средства развития произвольной памяти у старших дошкольников. Современному школьнику приходится запоминать не только картинки, но и формы, схемы, целые страницы литературного текста и т.п. Поэтому и приемы запоминания должны быть разнообразными. Люди, у которых плохо развита произвольная память долго запоминают, мучитель­но вспоминают, много забывают. Они, как правило, не любят учиться, не любят осваивать новое... Больше половины неудачников в жизни "обяза­ны" этим своей памяти. Поэтому тему своей работы я выбрала:

"Дидактическая игра как средство формирования произвольной образной памяти у старших дошкольников".

2. Цели и задачи решения взятой проблемы.

Истоки произвольного внимания лежат вне личности ребенка. Это значит, что само по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания, на котором основывается произвольная образная память. Для того чтобы решить поставленную перед собой проблему я поставила следующие цели и за­дачи:

Цели.

  1. Изучить условия, способствующие эффективному развитию произвольной памяти у детей периода детства.

  2. Использовать полученные знания в своей работе с детьми.

Задачи.

  1. Определение основных психологических и педагогических понятий темы.

  2. Изучение и внедрение в работу с детьми опыта Ю. Афонькиной и Г. Урунтаевой, Мурманский государственный педагогический институт.

  3. Диагностика развития произвольной памяти у дошкольников.

  4. Создание условий способствующих развитию произвольной образной памяти у детей в повседневной жизни.

З. Предполагаемый результат.

Я предполагаю, что следующие условия будут способствовать развитию произвольной памяти у дошкольников:

  1. Создание предметно-развивающей среды, способствующей эффективно­му развитию у детей дошкольного возраста произвольной памяти.

  2. Поиск новых технологий для формирования памяти ребенка.


Глава 1.

Психолого-педагогическое обоснование развития произвольной памяти.

1. Что такое память? Виды памяти

Наш мозг обладает очень важным свойством. Он не только получает информацию об окружающем мире, но и хранит, накапливает ее. Каждый день мы узнаем много нового, с каждым днем обогащаются наши знания. Все, что узнает человек, может быть надолго сохранено в его памяти.

Память-это основа нашей психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое и наше будущее. Человек 6ез памяти не был бы человеком. Любая простая или сложная деятельность: чтение, письмо или осмысление собственного поведения основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Если бы не было памяти, не могли бы понять ни одного предложения, так как, не успев дочитать до конца, забыли бы его начало. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями.

Существует определенный запас слов, сведений, понятий, образов, которые хранятся в памяти всю жизнь; это собственное имя, образы папы, мамы, родной язык, черты и особенности того места, где человек родился и т.д. Все это долговременная память. Существует и кратковременная память. Это процесс относительно не большой длительности (несколько секунд или минут), но достаточен для того, чтобы точ­но воспроизвести только что происшедшее событие, только что воспри­нятых предметов и явлений. После непродолжительного времени впечат­ления исчезают. Но кратковременная память может превращаться и в долговременную память.

В основу видовой классификации памяти положены три основ­ных критерия:

  1. длительность сохранения в памяти - это кратковременная и долго­временная память (о чем мы выше говорили);

  2. объект запоминания, т.е. то, что запоминается. Предметы и явления, мысли, движения, чувства. Соответственно этому различайся такие виды;

памяти, как образная, словесно-логическая, двигательная (моторная) и

эмоциональная;

  1. степень волевой регуляции памяти. С этой точки зрения различают произвольную и непроизвольную память.

2. Образная память.

Образная память - это запоминание, сохранение и воспроизве­дение образов ранее воспринимаемых предметов и явлений действитель­ности. Различают подвиды образной памяти - зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную вкусовую. Мы получаем информацию через разные органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Зритель­ная и слуховая память наиболее отчетливо проявляется у всех людей, а развитие осязательной, обонятельной и вкусовой памяти связано преимущественно с различными видами профессий (дегустатор, парфюмер) или наблюдается у людей, лишенных зрения и слуха.

Высокого развития достигает образная память у людей, занимающихся искусством: художников, музыкантов, писателей, артистов.

Точность воспроизведения, т.е. соответствие образа ориги­налу, существенно зависит от участия речи при запоминании. Самую важ­ную роль здесь играет правильное объяснение и понимание того, что воспринимается. Воспринимаемый предмет без словесного объяснения, как правило, воспроизводится неточно, фрагментарно.

3. Произвольная память.

Произвольная и непроизвольная память различаются в зави­симости от степени волевой регуляции, от цели и способов запоминания и воспроизведения. Если не ставят специальной цели запомнить и при­помнить тот или иной материал и последний запоминается как бы сам собой, без применения специальных приемов, без волевых усилий, то это память непроизвольная. Однако запоминается само собой не все, что надо человеку понять, Помнить. Если ставят специальную цель запомнить, применяют соответствующие мнемические (от греческого слова «Мнеме»-память) приемы, производят волевые усилия, то это память произвольная.

Непроизвольная память в развитии предшествует произволь­ной. Опыт ребенка периода детства вначале строится в основном на непроизвольной памяти. Однако в сознательной, активной деятельности, при усвоении системы знаний, умений и навыков (например, в учении) произвольная память занимает ведущее место.

4. Физиологические основы памяти.

В основе памяти лежит свойства нервной ткани изменяться под влиянием раздражителей, сохранять в себе следы нервного возбуж­дения. Под следами в данном случае понимают определенные электро­химические и биохимические изменения в нейронах. Эти следы могут при определенных условиях оживляться (актуализироваться), т.е. в них возни­кает процесс возбуждения в отсутствии раздражителя, вызвавшего ука­занные изменения. Образование и сохранение временных связей, их угаса­ние и оживление представляют собой физиологическою основу ассоциа­ций. Об этом говорил И.П. Павлов: «Временная нервная связь есть универ­сальнейшее физиологической явление в животном мире и в нас самих. А вместе с тем оно же и психическое - то, что психологи называют ас­социацией, будет ли это образование соединений из всевозможных дей­ствий, впечатлений или из букв, слов и мыслей».

Есть несколько теорий механизмов памяти.

Более убедительная нейронная теория, которая исходит из представлений, что нейроны образуют цепи, по которым циркулируют био­токи. Различный характер цепей нейронов и соответствует той или иной закрепленной информации.

5. Память и другие мыслительные процессы.

Память и мышление, взаимодействуя, взаимно обогащаясь, проникая одно в другое, образуют тесный сплав. Одной из моделей такого взаимодействия является широко используемый в психологии метод опосредованного запоминания, который можно представить себе по двум методикам. В одной - слова или выражения запоминаются с помощью картинок, в другой - с помощью самостоятельных рисунков, соответст­вующих содержанию запоминаемых слов.

Дальнейшее совершенствование памяти связано с совершен­ствованием наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения; улучшение наглядно-образного мышления на основе произ­вольной и опосредованной памяти; начало активного Нормирования словесно-логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.

Совершенствование произвольной памяти у детей связано с применением в процессах запоминания и воспроизведения материала мыслительных операций, анализа, сравнения, обобщения, установление смысловых связей. Улучшение памяти дошкольника происходит одновре­менно с совершенствованием его умственной деятельностью.

Наряду с развитием памяти в дошкольном возрасте идет процесс совершенствования внимания. Оно формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при по­мощи определенных средств направляют и организуют его внимание.

Если взрослые не руководят восприятием ребенка, он часто обращает свое внимание на совершенно случайные и несущественные признаки и поэтому делает ошибки в узнавании предметов.

6. Этапы развития памяти.

Исследования З.М. Истоминой, проведенные на словесном мате­риале, показали, что развитие произвольной памяти проходит в три эта­па. Первоначально не ставится цель запомнить; второй этап характери­зуется наличием мнемической рели, но без применения способов; на тре­тьем этапе используются способы запоминания. Можно конкретизировать представления об этих этапах по отношению к образной памяти. Этот переход к сознательно управляемым мнемическим действиям включает такие этапы:

– ребенок принимает мнемическую цель неосознанно, относясь» к ней как к обычному требованию взрослого;

– ребенок использует сначала мнемические средства неосознанно, а затем сознательно;

– ребенок самостоятельно ставит цель запоминать, используя для её реализации мнемические средства, причем первоначально ребенок осознанно принимает цель от взрослого, т.е. осознает ее не как поручение, а как цель запоминания, затем ставит такую цель самостоятельно.

7. Особенности развития памяти

детей от 3 до 7 лет.

Дошкольный период детства - особое время в развитии лич­ности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. В этот период память по скорости раз­вития опережает другие способности, он запоминает все яркое, необыч­ное, красивое, привлекающее внимание. Запоминает все непроизвольно. Дошкольный период - эпоха господства природной, непосредственной, непроизвольной памяти. К концу дошкольного периода (б-7 лет) у ре­бенка появляются произвольные формы психический активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюде­ние, возникает произвольное внимание, и результате появляются эле­менты произвольной памяти. Это главное достижение дошкольного перио­да детства. Произвольная память появляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цели: запомнить и вспомнить.

К особенностям детской памяти надо отнести заметные разли­чия, существующие между узнаванием и воспроизводством ранее воспри­нятого материала. Для ребенка опора на наглядно данное ему знакомое содержание, т.е. узнавание, играет особенно существенную роль для его восстановления в памяти. Этим воспитатель должен пользоваться для создания у детей правильных представлений, уточнения и проверки.

«Память у ребенка - это его интерес»,- говорят психологи. Поэтому на протяжении всего дошкольного возраста очень важно сде­лать для детей интересным то, что они должны запомнить.

При этом не следует забывать, что особенно легко запомина­ется и долго сохраняется тот материал, с которым ребенок что-то делал: ощупывал, подбирал пары, вырезал, строил, перекладывал, изобра­жал...

Этот действительный практический путь восприятия надолго сохраняет свое преимущество против запоминания только путем зритель­ного (или тем более слухового) восприятия заучиваемого материала.

8.Требования к дидактической игре как основному средству

формирования произвольной памяти.

Дидактические игры направленные на развитие произвольной образной памяти, должны отвечать следующим требованиям:

– процесс запоминания должен начинаться со специально организован­ного восприятия, направленного на выделение таких разнообразных признаков объекта, как цвет, форма, величина, пространственное распо­ложение частей объекта и объектов относительно друг друга, их коли­чество и пр.;

– процесс запоминания должен опираться на мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, выделение существенных свойств объектов;

– должно быть предусмотрено усложнение дидактических игр, заключаю­щееся в изменении количественных (уменьшение времени экспозиции, узнавания или воспроизведения) и качественных (усложнение содержа­ния, увеличение у запоминаемы объектов)показателей материала игры, ее правил, а следовательно, и самих показателей запоминания;

– в процессе игры необходимо обеспечивать рациональное сочетание руководства педагога и самостоятельной деятельности детей;

– необходимо обеспечивать развитие самоконтроля, состоящего в про­верке результатов запоминания и анализе ошибок;

– игра должна способствовать развитию произвольной памяти и поэто­му строиться с учетом выделенных выше этапов развития памяти.


Глава 2.

Развитее произвольной образной памяти через дидактическую игру.

1. Диагностика уровня развития

произвольной образной памяти.

В подготовительной группе провела диагностику уровня развития произвольной памяти детей два раза в год. Первый раз в начале года, до углубленной работы, второй pas уже в конце года, чтобы сравнить результаты, которые достигли дети, с тем уровнем, кото­рый у них был.

Использовала метод из книги «Развитие памяти детей», автор Л.В. Черемушкина.

Цель: определить уровень развития произвольной образной памяти у старших дошкольников.

Опенка результатов:

– высокий уровень -12 и более балов (если количество названных слов равняется 12 и более);

– средний уровень - 9-II баллов (если количество названных слов от 9 до II);

– низкий уровень -8 баллов (если количество названных слов 8 и меньше).

В процессе проведенной систематической целенаправленной работы по формированию произвольной образной памяти у всех детей сформировалась осознание мнемической цели (ее направленность на буду­щий результат), а также способность самостоятельно ее ставить: 11,1% детей перенесли понимание сущности запоминания образного материала на вербальный; у 70% дошкольников появилась способность во время запоминания выделять в материале объекты и их признаки: цвет -70% детей, расположение -40%, форму -45%, количество -20%. У всех детей значительно увеличься объем непроизвольной памяти. Это обусловлено возрастанием их активности по отношению к объектам. Все ребята научились самостоятельно выбирать мнемические средства, адекватные образцу, и активно использовать их при воспроизведении (в качестве средств запоминания выступали наглядные опоры - эталоны цвета и формы),

2. Формирование произвольной памяти у детей

старшего дошкольного возраста.

Для формирования Произвольной образной памяти у детей старшего дошкольного возраста использовала систему дидактических игр. Приведу пример из опыта работы. Игра «Запомни и назови».

Материал: 4 серии карточек (20х23) по 4 в каждой.

№1 - рыбка, кукла, три гриба (сыроежки), стоящая на салфетке миска с тремя яблоками и грушей;

№2 – петрушка, матрешка, три гриба (подосиновика), ваза с пятью василька­ми и лежащими рядом двумя яблоками;

№3 - петух, кукла, еж с тремя яблоками на иголках, стоящая в салфетке миска с двумя яблоками, грушей и лежащей рядом одной клубникой;

№4 - заяц, кукла, два цыпленка, ваза с пятью цветами и лежащими рядом ягодами клубники.

Руководство игрой. Игра проходит в четыре этапа. На первом этапе используются картинки первой серии, причем каждая из картинок применяется 1-2 раза. Педагог знакомит детей со сказочным персонажем петрушкой, который нарисовал картинку и хочет показать ее детям.

Затем Петрушка предлагает детям поиграть. Объясняя, что будет загады­вать загадки, но необычные: отгадки спрятаны на картинке. И чтобы отгадать эти загадки, надо запомнить то, что нарисовано на картинке. Затем Петрушка задает детям вопросы, нацеливающие их на всесторонний анализ картинки.

- Кто нарисован на картинке?

- Что окрашено в желтый цвет?

- Сколько плавников у рыбы?

- Какого они цвета?

- Чем отличаются плавники у рыбки?

- Какого цвета нужны карандаши, чтобы раскрасить хвост рыбке и т.п.

Первым всегда задается вопрос о том, что нарисовано на картинке, чтобы дети видели объект для запоминания. Такой же вопрос завершает анализ изображения для создания целостного образа. Вопро­сы составляются воспитателем заранее с целью анализа всех признаков изображенного предмета: цвета, формы, величины, соотношения между пред­метами и т.д. После анализа изображения Петруша предлагает внима­тельно посмотреть на картинку и запомнить то, что на ней нарисовано, дети запоминают изображение 1-2 минуты. Затем картинка закрывается, и Петрушка задает вопроса, как и при анализе изображений. После каждого ответа проверяется его правильность, отмечается, какой признак предмета запомнил или не запомнил ребенок. За правильный ответ можно давать фишку.

Следующие три этапа игры проводятся аналогично первому с использованием соответствующих серий картинок. На втором этапе к придумыванию загадок в процессе воспроизведения привлекаются дети. На третьем этапе в процессе запоминания Петрушка задает лишь 2-3 вопроса, после чего воспитатель предлагает детям помочь ему и приду­мать вопросы самим. От конкретной формулировки задания: «Придумай вопрос о яблоке» - воспитатель переходит к обобщению: «Про что еще можно спросить, чтобы лучше запомнить?» На четвертом этапе игры дети запоминают изображения самостоятельно без вопросов, а в процессе воспроизведения загадки загадывают друг другу. На протяжении всей игры необходимо проверять правильно запом­нили или нет, при необходимости исправить ошибки, объяснить какой элемент, объект или предмет они запомнили неправильно. Это формирует у детей способность управлять процессом воспроизведения.

Цель дидактических игр второго этапа состоит в обучении детей выделять признаки предметов (форма, величина, цвет). Соотносить выделенные признаки с соответствующим этапом, использовать их в качестве средств запоминания. В этих играх дети закрепляют осознание различий между запоминанием и воспроизведением, приходят к пониманию необходимости применение некоторых приемов для лучшего запоминания. Дети продолжают обучаться использованию контроля и самоконтроля, состоящего в проверке ошибок при воспроизведении, анали­зе их причин сначала с помощью воспитателя, а затем самостоятельно. Например, игра «Раскрась петушка».

Материал: Силуэтное изображение петушка из светлой бар­хатной бумаги на фланелеграфе, такие же силуэты для всех детей груп­пы, разноцветные элементы (хвост, крылья, гребешок), разноцветные полос­ки бумаги, соответствующие и не соответствующие цвету элементов образца.

Руководство, Игра проводится в три этапа. На первом этапе воспитатель показывает детям петушка и предлагает его раскрасить, прикрепляя разноцветные элементы на изображения, и сопровождая свои действия объяснениями; затем воспитатель говорит, что петушок спрячет­ся, а дети должны запомнить, как он раскрашен, и раскрасить своих петуш­ков так же. Детей спрашивает: «Что надо сделать, чтобы запомнить?», а затем задать вопросы, направленные на анализ изображения: «Какими цветами раскрашен петушок?» Что у него одинакового цвета, а что разного? и т.д. «Объяснить, что цветные полоски помогут запомнить цвета, кото­рыми раскрашен петушок, предложить выбрать необходимее полоски. Если дети не справляются с заданием, можно предложить приложить полоску цветной бумаги к образцу, чтобы проверить соответствие. Кроме того, дети могут сосчитать количество элементов одинаково цвета и выбрать нужное число полосок. Образец закрывается, и дети, используя выбранные полоски, раскрашивают своих петушков. В заключении проверяется правиль­ность выполнения задания, исправляются ошибки. Проводится анализ, что помогло детям запомнить и почему они выбрали определенное число полосок, определенного цвета. На втором этапе петушок раскрашивается воспитателем без объяснения. Дети анализируют изображение по вопросам воспитателя, затеи выполняют задания сами. На третьем этапе воспита­тель раскрашивает петушка без анализа и предлагает сделать это самостоятельно.

Игра «Составь картинку»

Материал: геометрические фигуры для фланелеграфа (круг, треугольник, полукруг, квадрат), каждая из которых имеет несколько ва­риантов, отличающихся по цвету, величине; по два набора на каждого ребенка (1 - набор состоит из фигур белого цвета; 2 - из фигур, аналогич­ных по цвету демонстрационному материалу); картинки с изображением предметов, составленных из геометрических фигур (машина, пароход, дом) размером 21X12,5 (рис.1)

Руководство. Воспитатель показывает детям несколько геомет­рических фигур, предлагает подумать, какие предметы можно из них соста­вить, а затем выкладывает на фланелеграфе свой вариант изображения или предложенный детьми. Предложить запомнить изображения и составить такое же самостоятельно. После формулировки мнемической цели воспита­тель спрашивает у детей, что им может помочь запомнить, подчеркивает, что разноцветные фигуры нужны для того, чтобы составить изображение, а в качестве средства для запоминания можно использовать белые геометрические фигуру. Необходимо, чтобы дети поняли, что эти мнемические средства помогают им запомнить форму, количество, величину отдельных деталей предмета, а запомнить предмет в цело и его цвет они должны сами. С этой целью задаются вопросы: «Что нужно запомнить, чтобы пра­вильно составить картинку? Что вы должны запомнить сами? Почему вы так думаете?» После того, как дети сами составили изображение, они должны самостоятельно проверить его правильность, отметить ошибки, объяснить, почему они выбрали именно такие фигуры в качестве средств запоминания, как они помогли им запомнить изображение. За правильно составленные изображения дается фишка. Выигрывает тот, у кого к концу игры будет больше фишек. После освоения игры, для запоминания детям предлагает предметы, изображенные на картинках в белом цвете. В этом случае они должны самостоятельно выделить детали объекта и его признаки, т.е. проанализировать картинку.

Игры третьего этапа направлены на постепенный переход ребенка от сознательного принятия мнемической цели от взрослого и согласование с нею своих действий в течение длительного времени к самостоятельной постановке цели на запоминание. На этом этапе дети продолжают упражняться в выделении признаков, применении мнемических средств и способов самоконтроля, в каждой игре после постановки мнемической цели воспитатель предлагает детям назвать, какие признаки какие предметов они должна запомнить. Причем в играх «Найти такой же» и «Найди пару» мнемическая цель формулируется воспитателем в начале игры и может повториться, если ребенок ее теряет. В играх «Белоснеж­ка и семь гномов», «Разрезные картинки», «Нарисуй картинку» она ставится только в начале игры. Эта группа игр достаточно многочисленна, поскольку основана на узнавании и воспроизведении, и содержит широкое усложнение содержания-материала игр, включавшее переход от запоминания конкретных предметов к абстрактным геометрическим фигурам. Поэтому усложнение их анализа, а также возрастание самостоя­тельности ребенка, предполагающее все больший переход от контроля к самоконтролю и, наконец, к самостоятельной постановке мнемической цели в игре «Нарисуй картинку».

Игра «Белоснежка и семь гномов».

Материал: бумажные куклы на цилиндре - Белоснежка и семь гномов в одежде синего, голубого, фиолетового, зеленого, желтого, оранжевого, красного цвета; 30 полуобъемных домиков размером 14,5x10,5см., 15 ярко желтого и 15 светло-желтого цвета. В каждом домике вырезано отверстие в форме ключа, отжинающееся формой, расположением частей, соответству­ющие вкладыши-ключи.

В первом варианте игры используются 7 домиков одинокого цвета с разноцветными крышами, цвет которых соответствует цвету одежда гномов. Во втором варианте может использоваться большее количество домиков, но только с белыми кривыми.

Руководство. Вариант 1. Выставить 7 домиков с разноцветными крышами, отдельно расположить 30 вкладышей, познакомить детей с персо­нажами и объяснить, что каждый гном живет в своем домике, предлагая догадаться в каком. Если дети затрудняются ответить, то воспитатель говорит; что об этом им напомнит цвет крыши, который соответствует цвету одежда гномов. Затем он рассказывает, что гномы потеряли ключи 07 своих домов. У Белоснежки есть запасные ключи, но она живет далеко. Поэтому гномы должны запомнить, какие ключи им нужны и взять их у Белоснежки. Но гномы не умеют хорошо запоминать и приносят не те ключи, которые им нужны.

Предложить помочь гномам, т.е. запомнить ферму, отверстия и найти необходимый ключ. Дети по очереди выбирают домик, к которому они будут искать ключ, и запоминать форму отверстия. Если ребенок правильно находит ключ, он прячет гнома в домик. Если не правильно, то повторяет поиск, с предварительным анализом ошибок.

На первых этапах освоения игры воспитатель предлагает детям в процессе запоминания сравнить отверстия в домиках, а затем только напоминает, что это надо сделать. При повторении, домики меняются на другие. Вариант 2. Воспитатель говорит, что гномы будут загадывать Белос­нежке загадки: будут показывать ей свои ключи, а она должна их запоми­нать и угадывать, в каком домике живет каждый гном. Дети, используя куклы, исполняют роли гномов и Белоснежки, выбирая образец для запоминания, проверяя правильность воспроизведения, анализируя ошибки.

Игра «Разрезные картинки»

Материал: карты белого цвета размером 18x12 см, разделенные на 6 квадратов размером 6x6 см; набор из 18 карточек размером 6x6см, с изображениями домиков, пирамидок, грибков, ведерок, мячей для каждого ребенка, разрезанные на две половинки. Каждому основному изображению соответствует два дополнительных, отличающихся от него величиной, цветом, формой самого изображения или его деталей.

Руководство. Игра напоминает лото, но для запоминания каж­дому ребенку по очереди предъявляется половина картинки. Он должен найти другую ее половинку и составить из этих двух частей картинку. Если ребенок запомнил картинку, то он закрывает ею пустую клетку на большой карте. Если ошибся, то картинка остается пустой. Выигрывает тот, кто быстрее закроет большую карту. Игру можно проводить без больших карт, тогда за правильно выбранную картинку ребенок получает фишку, а выигрывает тот, кто имеет больше всех фишек. Сначала роль водящего выполняет воспитатель, а затем кто-то из детей.

Игра «Нарисуй картинку»

Материал: изображения различных предметов - дома, деревьев, цветов и т.д. - на фланелеграфе. Каждому изображению соответствует несколько вариантов, отличающихся цветом, формой, величиной, размером, деталями.

Руководство. Игра проходит в три этапа. На первом этапе после формулирования игровой задачи: «Я нарисую картинку, а затем спрячу ее и загадаю ее ней загадку» - воспитатель предлагает детям подумать о том, что нужно сделать, чтобы отгадать загадку. Выделить с детьми, что нужно запомнить о предметах. Воспитатель выкладывает картинку на фланелеграфе, закрывает картинку и предлагает детям выложить такую же.

На втором этапе выкладывается изображение без объяснения, тогда как на первом этапе выкладываем картинку, объясняя свои действия.

На третьем этапе можно предложить детям самим выложить изображение и придумать вопросы к нему. При повторных проведениях игры целесо­образно заменять не все детали предмета, а лишь некоторые из них или изменять расположение деталей относительно друг друга.

3. Работа с родителями.

Своеобразным микроклиматом, играющим существенную роль в воспитании личности, является семья. В работе над развитием творческого мышления очень важна роль взрослого. Дети сами не в состоянии полностью организовать свою деятельность, оценить полученные резуль­таты.

Внимание и доброжелательное отношение родителей позволяет поддержать и развить интерес к мыслительному творчеству. Далеко не все родители сейчас имеют достаточный уровень общей культуры и необхо­димые педагогические знания. Поэтому необходима связь педагога с семь ей. В подготовительной группе материалы стенда посвящались темам: «Чему должны научиться дети в подготовительной к школе группе», «Вместе готовим детей к школе». В папке - передвижке приготовила материал о дидактической игре «Дидактическая игра как средство развития произвольной памяти». Оформила ширму, в которой поместила высказы­вания классиков педагогики о значении игры для развития памяти у детей дошкольного возраста. Рекомендации по руководству игрой в семье; перечень игр и упражнений, способствующих развитию опосредо­ванной памяти; Организовала выставку «Родители - детям» с целью позна­комить родителей с игровым материалом для дидактических игр, которые можно изготовить и дома.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги своей работы, пришла к заключению, чтобы у ребенка дошкольного возраста сформироваться начало произвольной образной памяти, необходима систематическая целенаправленная рабо­та над данной проблемой.

Результат проделанной работы по развитию у детей произ­вольной памяти, можно использовать:

- в формирований умений представлять образ в действий;

- в умении ориентировать образ в графическом пространстве;

- в умении собирать целостный образ и его частей.

Стремление к развитию у детей периода детства эйдетичес­кой памяти - залог успешного обучения на следующей ступени системы образования.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2006. 

  2. Венгер Л.Г., Мухина В.К. «Психология», М., Просвещение,1988г.

  3. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. А.В. Петровского. М. 2009.

  4. Житникова Л.М.  «Учите детей запоминать», М., Просвещение, 1985г.

  5. Истомина З. М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном детстве.— В сб.: Возрастные и индивидуальные различия памяти. М., 2007

  6. Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М., 2008

  7. Островакая Л.Ф.  «Педагогические знания–родителям», М., «Просве­щение», 1983г.

  8. Панова Е. Н. «Дидактические игры и занятия в детском саду», - Воронеж, 2007 г.

  9. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 2008

  10. Резникова Н.С. Как развивать память у ребенка. – М.: Мой Мир ГмбХ Ко. КГ, 2005.

  11. Симонова А.Ф. Память. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000.

  12. Стародубцева И. В. «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников». – М: АРКТИ, 2008 г.

  13. Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5 – 7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2000

  14. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день. Логика для дошкольников. Сост. Л.Ф. Тихомирова. Ярославль: Академия развития, 2007.

  15. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день. Развитие внимания и воображения дошкольников. Сост. Л.Ф. Тихомирова. Ярославль: Академия развития, 2008.

  16. Хрестоматия по психологии» под ред. Д.В. Иетровского М., «Педагогика», 1985г.

  17. Черемошкина Л.В.  «Развитие памяти детей», Ярославль, «Академия развития», 1996г.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!