СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактическая игра как средство повышения эффективности работы на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации говорится о сущности дидактической игры и ее месте в обучении школьников

Просмотр содержимого документа
«Дидактическая игра как средство повышения эффективности работы на уроках русского языка и литературы»

Дидактическая игра как средство повышения эффективности работы на уроках русского языка и литературы  Исакова Татьяна Викторовна, МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» МОШКОВСКОГО РАЙОНА

Дидактическая игра как средство повышения эффективности работы на уроках русского языка и литературы

Исакова Татьяна Викторовна,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОБСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

МОШКОВСКОГО РАЙОНА

Без игры не может быть полноценного умственного развития.  Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка  вливается живительный поток представлений,  понятий об окружающем мире.  Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности  В. А. Сухомлинский

Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности В. А. Сухомлинский

Использование игровой деятельности В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета Как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) Как технологии внеклассной работы

Использование игровой деятельности

В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета

Как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии

В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля)

Как технологии внеклассной работы

о

о

 .  структурные компоненты дидактической игры игровой замысел игровой замысел игровые действия игровые действия познавательное содержание или дидактические задачи познавательное содержание или дидактические задачи оборудование оборудование результаты игры результаты игры

. структурные компоненты дидактической игры

игровой замысел

игровой замысел

игровые действия

игровые действия

познавательное содержание или дидактические задачи

познавательное содержание или дидактические задачи

оборудование

оборудование

результаты игры

результаты игры

Методическая Цель игры. Какие умения и навыки в школьники освоят в процессе игры? Количество играющих Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры? Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры? На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей? Пожелают ли ученики вернуться к ней ещё раз? Как обеспечить участие всех школьников в игре? Как организовать наблюдение за детьми? Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей? Какие выводы следует сообщить учащимся в заключение, после игры?

Методическая

Цель игры. Какие умения и навыки в школьники освоят в процессе игры?

Количество играющих

Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры?

Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры?

На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей? Пожелают ли ученики вернуться к ней ещё раз?

Как обеспечить участие всех школьников в игре?

Как организовать наблюдение за детьми?

Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей?

Какие выводы следует сообщить учащимся в заключение, после игры?

поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке В В середине урока В конце урока

поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке

В

В середине урока

В конце урока

По характеру игровой методики По характеру игровой методики предметные, ролевые, имитационные По характеру педагогического процесса По характеру педагогического процесса Классификация  педагогических игр По виду деятельности По виду деятельности 8 познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; Физические интеллектуальные социальные трудовые психологические По игровой среде По игровой среде с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные

По характеру игровой методики

По характеру игровой методики

предметные, ролевые,

имитационные

По характеру педагогического процесса

По характеру педагогического процесса

Классификация педагогических игр

По виду деятельности

По виду деятельности

8

познавательные, воспитательные, развивающие;

репродуктивные, продуктивные, творческие;

коммуникативные, диагностические,

обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

Физические

интеллектуальные

социальные

трудовые

психологические

По игровой среде

По игровой среде

с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные

о Обучающие Контролирующие Обобщающие

о

Обучающие

Контролирующие

Обобщающие

требования к организации дидактических игр Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры Обязателен элемент соревнования между участниками игры

требования к организации дидактических игр

Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества

Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры

Обязателен элемент соревнования между участниками игры

типы дидактических игр по виду деятельности учащихся  Игры - упражнения  игра-поиск  игры - соревнования  сюжетно - ролевые игры  игры-путешествия  игры-поручения  игры-предположения   игры-загадки  игры-беседы  игры-диалоги

типы дидактических игр по виду деятельности учащихся

  • Игры - упражнения
  • игра-поиск
  • игры - соревнования
  • сюжетно - ролевые игры
  • игры-путешествия
  • игры-поручения
  • игры-предположения

  • игры-загадки
  • игры-беседы
  • игры-диалоги
деловые игры Дидактическая игра Тема урока «Диктор» «Ударение» «Гонщик» «Фонетика» «Библиотека» «Лексика» «Айболит» «Лексика и орфография» «Тайнопись» «Морфология». «Орфография» «Почта» «Омонимы»

деловые игры

Дидактическая игра

Тема урока

«Диктор»

«Ударение»

«Гонщик»

«Фонетика»

«Библиотека»

«Лексика»

«Айболит»

«Лексика и орфография»

«Тайнопись»

«Морфология». «Орфография»

«Почта»

«Омонимы»

Метод инсценизации  Этапы Цели учителя  1. Подготовка  Цели учащихся План и содержание 2. Начало Определение темы и цели 3. Организация Понимание Мотивация Распределение ролей 4. Инсценировка Наблюдение, руководство Принятие ролей 5. Анализ Участие Подведение итогов Понимание

Метод инсценизации

Этапы

Цели учителя

1. Подготовка

Цели учащихся

План и содержание

2. Начало

Определение темы и цели

3. Организация

Понимание

Мотивация

Распределение ролей

4. Инсценировка

Наблюдение, руководство

Принятие ролей

5. Анализ

Участие

Подведение итогов

Понимание

Метод генерации идей напоминает известную «мозговую атаку», в процессе которой участники, сообща «навалившись» на трудную проблему, высказывают (генерируют) собственные идеи её решения.

Метод генерации идей напоминает известную «мозговую атаку», в процессе которой участники, сообща «навалившись» на трудную проблему, высказывают (генерируют) собственные идеи её решения.

Структура дидактической игры

Структура дидактической игры

функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей функции игровых приемов и дидактических игр функция формирования устойчивого интереса к учению и снятию напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму функция формирования устойчивого интереса к учению и снятию напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму функция формирования психических новообразований функция формирования психических новообразований функция формирования собственно учебной деятельности функция формирования собственно учебной деятельности функция формирования функция формирования функция формирования навыков самоконтроля и самооценки функция формирования навыков самоконтроля и самооценки

функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей

функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей

функции игровых приемов и дидактических игр

функция формирования устойчивого интереса к учению и снятию напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму

функция формирования устойчивого интереса к учению и снятию напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму

функция формирования психических новообразований

функция формирования психических новообразований

функция формирования собственно учебной деятельности

функция формирования собственно учебной деятельности

функция формирования

функция формирования

функция формирования навыков самоконтроля и самооценки

функция формирования навыков самоконтроля и самооценки

условия для проведения игры Наличие у педагога определённых знаний и умений относительно дидактических игр.  2. Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре  3. Необходимость включения в игру педагога. 4. Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. 5. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре 6. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.  7. Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.

условия для проведения игры

  • Наличие у педагога определённых знаний и умений относительно дидактических игр.

2. Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре

3. Необходимость включения в игру педагога.

4. Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение.

5. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре

6. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.

7. Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.

Результативность дидактической игры зависит

Результативность дидактической игры зависит

Эти игры помогут выработать орфографическую зоркость

Эти игры помогут выработать орфографическую зоркость

Урок-смотр знаний. Урок-сказка. Урок-КВН. «Звёздный час». Урок-путешествие. «Поле чудес». Урок-кроссворд. Игра «Счастливый случай».

Урок-смотр знаний.

Урок-сказка.

Урок-КВН.

«Звёздный час».

Урок-путешествие.

«Поле чудес».

Урок-кроссворд.

Игра «Счастливый случай».

Обязателен элемент соревнования между участниками игры требования к организации дидактических игр Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры

Обязателен элемент соревнования между участниками игры

требования к организации дидактических игр

Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества

Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры

Кто больше. Рифма К урокам поэзии. Начинающий игру задает рифму, т.е. предлагает какое-нибудь слово. Играющие по очереди называют слова в рифму, т.е. слова, последние слоги которых одинаковы. Например, слово игра. Слова – «рифмы»: ура, жара, пора, чадра, детвора, сестра, вчера… Кто не может назвать слово в рифму, выходит из игры. Побеждает тот, кто назовет последнее слово в рифму.

Кто больше. Рифма

К урокам поэзии.

Начинающий игру задает рифму, т.е. предлагает какое-нибудь слово. Играющие по очереди называют слова в рифму, т.е. слова, последние слоги которых одинаковы.

Например, слово игра.

Слова – «рифмы»: ура, жара, пора, чадра, детвора, сестра, вчера…

Кто не может назвать слово в рифму, выходит из игры. Побеждает тот, кто назовет последнее слово в рифму.

   Дидактическая игра по литературе: «Твой уровень» Тема: « Родная природа в стихотворениях поэтов XX века » .  Цель: повышение уровня мотивированного обучения, обобщение изученного по теме, развитие речи школьников, творческого потенциала. Уровень « 3 »  1. Подготовьте выразительное чтение стихотворений, вошедших в раздел « Родная природа в стихотворениях поэтов XX века » . 2. Какое стихотворение понравилось вам больше всего и почему? 3. Выучите понравившееся стихотворение наизусть. Уровень « 4 »  1. Что объединяет прочитанные вами стихотворения А.Блока, С.Есенина, А.Ахматовой и Н.Рубцова?  2. Чем отличаются описания состояния природы разных поэтов? 3. Какими словами поэты выражают свою любовь к родной природе? Процитируйте. Уровень « 5 »  Выпишите эпитеты и метафоры, которые используют поэты. Попробуйте написать стихотворение или рассказ о родной природе. Найдите интересный материал о жизни одного из поэтов.

Дидактическая игра по литературе: «Твой уровень»

Тема: « Родная природа в стихотворениях поэтов XX века » .

Цель: повышение уровня мотивированного обучения, обобщение изученного по теме, развитие речи школьников, творческого потенциала.

Уровень « 3 »

1. Подготовьте выразительное чтение стихотворений, вошедших в раздел « Родная природа в стихотворениях поэтов XX века » .

2. Какое стихотворение понравилось вам больше всего и почему?

3. Выучите понравившееся стихотворение наизусть.

Уровень « 4 »

1. Что объединяет прочитанные вами стихотворения А.Блока, С.Есенина, А.Ахматовой и Н.Рубцова?

2. Чем отличаются описания состояния природы разных поэтов?

3. Какими словами поэты выражают свою любовь к родной природе? Процитируйте.

Уровень « 5 »

Выпишите эпитеты и метафоры, которые используют поэты. Попробуйте написать стихотворение или рассказ о родной природе. Найдите интересный материал о жизни одного из поэтов.

ВИКТОРИНА.  А.С.ПУШКИН «ДУБРОВСКИЙ» Кто и кому писал эти письма?  Я до тех пор не намерен приехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною...

ВИКТОРИНА. А.С.ПУШКИН «ДУБРОВСКИЙ»

Кто и кому писал эти письма?

  • Я до тех пор не намерен приехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною..."
  • "... доложить о здоровьи папенькином! Он   очень плох, иногда заговаривается и весь день сидит как дитя глупое..."
  • "Вечером в 10 часов на прежнем месте".

Чьи это портреты?  

  • Старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке.
  • Маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели.
  •   Облокоченная на перилы, в белом утреннем платье, с алой розой в волосах.  
  • Толстый мужчина лет 50, с круглым и рябым лицом, украшенным тройным подбородком.
  •   В белом чепце, опрятно и чопорно одетая.
ВИКТОРИНА.  А.С.ПУШКИН «ДУБРОВСКИЙ» Сколько лет?     Владимиру Дубровскому.   Маше.   Саше. Мите.    Князю Верейскому. О ком идет речь? ... бегала по кровле пылающего сарая, недоумевая, куда спрыгнуть. Миша приказал долго жить, умер славной смертью от руки неприятеля.    Я готовился было не в учителя, а в кондиторы. ... чуть не задохся в собачьей атмосфере и спешил выйти вон, зажимая нос платком, опрысканным духами.   Куда же девался наш Ринальдо? Жив ли он?

ВИКТОРИНА. А.С.ПУШКИН «ДУБРОВСКИЙ»

Сколько лет?  

  • Владимиру Дубровскому.
  •   Маше.
  •   Саше.
  • Мите.  
  • Князю Верейскому.

О ком идет речь?

  • ... бегала по кровле пылающего сарая, недоумевая, куда спрыгнуть.
  • Миша приказал долго жить, умер славной смертью от руки неприятеля.
  •   Я готовился было не в учителя, а в кондиторы.
  • ... чуть не задохся в собачьей атмосфере и спешил выйти вон, зажимая нос платком, опрысканным духами.
  •   Куда же девался наш Ринальдо? Жив ли он?
На картинки подключены триггеры. САМОЛЁТ 21

На картинки подключены триггеры.

САМОЛЁТ

21

ВЕЛОСИПЕД

ВЕЛОСИПЕД

ПАРОХОД

ПАРОХОД

ТРАКТОР

ТРАКТОР


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!