Дидактическая игра "Калейдоскоп сказок"
Пояснительная записка.
Сказки - это первая и наиболее доступная форма знакомства детей с окружающим миром, окружающей средой, предметами и явлениями, формами взаимоотношений между персонажами; они учат распознавать добро и зло, разговаривать, фантазировать, размышлять; одним словом, становиться достойным гражданином нашего общества.
Очень важно правильно, доступно и разнообразно раскрыть смысл каждой сказки, чтобы у ребенка сформировалось правильное восприятие мира.
В нашей работе мы используем многочисленные техники и формы работы со сказками. Чтобы ускорить и сделать процесс познания наглядным, мы разработали игру "Перекресток сказок", в которой встретились все сказки, с которыми мы уже встречались, знакомимся и познакомимся в будущем.
Цель:
Способствовать закреплению народных и авторских сказок.
Задачи:
Развивать память, внимание, мышление путем анализа характеров персонажей, их роли в сказке, значения атрибутов, присущих персонажам и предметам, встречающимся в сказках;
Формировать связную речь детей.
Описание работы:
В основу игры взяты круги Луллия с 8-ю окошечками, в которых размещается картинный материал.
Первый (самый большой круг) - сказки
Второй (средний круг) - герои
Третий (внутренний, малый круг) - атрибуты персонажей или предметов, встречающихся в сказке
Все три круга подвижны, и каждый из них может вращаться независимо друг от друга.
Указательная стрелка - это подвижный объект, соединяющий все три круга.
Варианты игры:
Вариант первый. Знакомство со сказкой.
Детям предлагается соединить сказку (большой круг), героя и атрибут под стрелкой, вращая круги, называя при этом сказку, героя и атрибут (объект).
Вариант второй. Исправляю сказку.
Первый круг - сказки, остается прежним. В среднем круге расположены герои, наряду с персонажами, встречающимися в сказках, помещены персонажи, не участвующие в сказках первого круга, задача ребенка - увидеть "ошибку", допущенную воспитателем, и назвать сказку, в которой встречается этот герой. Точно так же атрибуты и предметы из разных сказок можно поместить в небольшой круг. Меняется только один круг.
Вариант третий. Сочиняю новую сказку.
Первый круг - сказки, остается прежним. Случайные или подготовленные воспитателем картинки помещаются во второй и третий круги. Задача детей - сочинить сказку, которая получается, в результате вращения кругов, под стрелкой. Два круга меняются местами.
Этот вариант игры можно проводить с уже подготовленными детьми, так как он самый сложный.
Как видно из описания вариантов игры, этот вид деятельности многовариантен и продуктивен.