СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактическая игра. Музыкально-дидактическая игра.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкально-дидактическая игра, как форма обучения

 

Просмотр содержимого документа
«Дидактическая игра. Музыкально-дидактическая игра.»

Музыкально-дидактическая игра как форма организации обучения.

Форма организации обучения – это отдельный компонент образовательного процесса, ограниченный рамками времени; определённый вид совместной деятельности педагога и воспитанников. Согласно образовательным стандартам дошкольного образования обучение детей реализуется в специально организованной деятельности (игра, занятие), а так же в нерегламентированной деятельности, мероприятиях распорядка дня.

Дети обучаются за счёт сочетания разнообразного развивающего опыта: спонтанного, исходящего из их интересов, и организованного педагогом с конкретными целями обучения.

Игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста. Для педагога – главное средство развития воспитанников и формирования способностей, признанный метод обучения и воспитания. Игра удивительным образом совмещает интересы ребёнка и взрослого, отвечает естественным потребностям и желаниям детей, поэтому с её помощью воспитанник легко приобретает новые представления и умения.

В образовательном процессе используются разные по характеристикам, содержанию и способам организации игры. Общим признаком, по которому их можно сгруппировать, является правило.

1 группа игр – творческие игры (сюжетные), возникающие по самостоятельному замыслу детей, где содержание игры, её правила, организацию устанавливают дети.

2 группа – игры с готовыми правилами (дидактические, подвижные, шашки, лото, домино), в которых содержание игры и правила заданы взрослым для обучения, развития определённых способностей детей (познавательных, художественных, творческих, коммуникативных, двигательных и др.).

Дидактические игры. Такие игры ребёнок получает в готовом виде от взрослого, специально создающего их в обучающих целях.

Структура дидактической игры:

*дидактическая и игровая задача;

*игровые действия;

*игровые правила;

*дидактический материал (средства решения дидактической задачи);

*результат.

Характеристикой дидактической игры является единство игровой и дидактической игры. Поскольку главная цель любой дидактической игры обучающая, её основным элементом выступает дидактическая задача.

Если преобладает дидактическая задача, то игра становится упражнением и беседой с использованием наглядности, а если преобладает игровая задача, то игра приобретает развлекательный характер и теряет обучающую направленность.

Пример. Педагог предлагает детям стать «поварятами»: мальчикам «сварить» суп из овощей, а девочкам – компот из сухофруктов определённой формы, цвета, и размера.

Особенность этой игры заключается в том, что дидактическая задача (научиться группировать предметы по заданным признакам) предъявляется детям не прямо, а опосредовано, с помощью игровой задачи («сварить» суп и компот по рецепту). Сюжет и роль помогают создать игровую ситуацию и скрыть дидактическую задачу. Таким образом, процесс обучения замаскирован от воспитанников и основан на стремлении детей входить в воображаемую ситуацию, действовать по её законам.

Интерес и активность детей в дидактической игре определяют игровые действия. Чем разнообразнее и занимательнее игровые действия, тем дольше дидактическая игра привлекает внимание ребёнка.

Для выполнения игровых действий ребёнку необходим дидактический (игровой) материал – игрушки, игровые пособия, бытовые предметы и т.д.

Он побуждает воспитанников к игре и имеет важное значение для реализации игровой задачи.

Игровые действия регулируют правила, т.е. конкретные условия (как выполнить игровое действие), которые направляют поведение детей в игре. Дидактическая игра может состоятся, если игровые правила доступны для понимания и выполнения ребёнком.

Правильно выполненные ребёнком игровые действия в соответствии с игровыми правилами являются результатом игры (составленная ребёнком картинка, множество отобранных предметов, названные слова, выполненные движения, выигрыш, отгадка и т.д.

В педагогической практике широко представлены дидактические игры, направленные на формирование и развитие представлений, умений у воспитанников. Вместе с тем среди игр с готовыми правилами особое место занимают игры, обладающие большим развивающим потенциалом для стимулирования познавательных процессов и их свойств (восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления) у детей дошкольного возраста.

Музыкально-дидактические игры формируют у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помогают разобраться в новом материале, побуждают к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность таких игр в том, что они открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Как и любая другая игра, музыкально-дидактическая должна включать развитие игровых действий. В основе дидактического материала лежат задачи развития у воспитанников музыкальных способностей. Игровое действие должно помочь ребёнку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить, действовать… Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.

В процессе игр воспитанники не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, чувство товарищества, ответственности.

Музыкально-дидактические игры должны быть красочно оформлены, практичны и долговечны.

Не только объяснение игровых правил, но и участие в игровых действиях в роли ведущего или персонажа, коррекция хода игры, её сюжета (если он есть), стимулирование творческих проявлений и активности, поощрение успехов детей должны стать ПРАВИЛАМИ ИГРЫ для вас, уважаемые коллеги!