Дидактическая игра «Радуга»
В летнее время года можно наблюдать явление неживой природы, которое невольно притягивает взгляд людей разного возраста - это радуга. Дети с интересом могут наблюдать за этим чудом. Чтобы разобраться что такое радуга, я решила сделать для детей дидактическую игру: "Радуга".
Цель: знакомить детей с системой цветов, с последовательностью их расположения в спектре, включая голубой цвет.
На данном пособии можно решить следующие задачи:
1) закрепить название основных цветов спектра;
2) закрепить последовательность расположения цветов спектра;
3) закрепить название длин дуг - длинная, короткая, средняя и т. д.;
4) на полукруге - закрепить размер - большой, маленький, средний;
5) учить выстраивать сериационный ряд начиная с самой маленькой или самой большой дуги;
6) познакомить с причиной появления радуги на небе.
Материал: вырезанные разноцветные полукруги и дуги для складывания радуги.
Сначала можно предложить составить радугу из полукругов. Потом предлагается составить радугу из дуг.
Игра №1 «Собери радугу»
Игра закрепляет знание семи основных цветов радуги, развивает коммуникативные способности дошкольников 5-6 лет.
Участие принимают восемь детей. Выбирается водящий, можно с помощью считалки:
По лугу гуляли
Цветы собирали:
Красный красивый,
Оранжевый тоже,
Жёлтый на солнышко в небе похожий,
В зелёной траве
Цветок голубой,
Синий тебе,
Фиолетовый мой! (Л. В. Коваль)
Водящий берёт ведёрко с набором дуг 7- ми цветов радуги и становится в центр, остальные дети идут вокруг напевая:
Дождик льёт,
А, из- за туч,
Солнышко нам светит!
Значит, будет радуга,
Радуга на небе!
Здравствуй, радуга - дуга,
Что ты детям принесла? (Л. В. Коваль)
Водящий отвечает: «Каждому свой цвет, а какой - ответь!» и раздаёт детям из ведёрка полоски - дуги семи цветов радуги. Дети называют, какой цвет у каждого из них. Водящий командует: «Раз- два - три, радугу собери!» Дети выкладывают радугу последовательно из разноцветных дуг (на полу или на столике).
Игра № 2.
Цель: закрепить порядок дней недели цветов в радуге, развивать внимание и память.
Дети по очереди выбирают себе полукруги разного цвета.
Ведущий: Давайте каждый день недели будет соответствовать цвету в радуге. Мы сейчас превратимся в дни недели. Дети строятся согласно порядку дней недели и расположением цветов в радуге. Ведущий спрашивает: 1 ребенка, почему ты встал первым?
(Потому что 1 цвет радуги красный) Какой день недели у нас красный? (Понедельник) Второго, почему ты второй? (Второй день недели вторник, а цвет радуги второй – оранжевый). Третьего: Какой день недели 3? (Среда, а цвет радуги 3 жёлтый). Четвёртого: Какой цвет в радуге 4 по счёту? (Зелёный) А день недели? (Четверг). Какой день недели пятый, и какой цвет в радуге пятый по счёту? (Пятый день недели пятница, а цвет радуги пятый – голубой). Какой день недели шестой, и какой цвет в радуге шестой по счёту? (Шестой день недели субботы, а цвет радуги шестой – синий). Какой день недели последний, и какой цвет в последний? (Последний день недели воскресенье, а цвет радуги фиалетовый).
Дети скажите, какой вы день недели? Спросить каждого ребёнка.
Ведущий : Вот солнышко зашло, радуга исчезла. (Дети бегают по залу).
Выглянуло солнышко (по сигналу детки становятся в ряд по соответствующим цветам).
Можно проиграть несколько раз.