Дидактическая игра «Волшебная лента»
Состав игры:
Игровое поле – лента с десятью кармашками для карточек.
Восемь комплектов тематических картинок (Геометрические фигуры, Часы, Грибы, Животные, Транспорт, Цифры, Овощи,
Рукотворный мир), разных по цвету.
Две прищепки, выполняющие функции меток (для сужения поля поиска).
Две фишки (для того, чтобы класть их в тот карман, где находится задуманная картинка)
Организация игр:
В игре может участвовать группа детей.
Ведущим может быть взрослый или ребёнок.
Интересно проходит игра в парах «Учитель – Ученик», со сменой функций.
«Лента» может висеть на стене, на фланелеграфе, а может лежать на столе, на ковре.
В зависимости от возраста, особенностей детей, их внимания можно вкладывать в «ленту» 4, 5, 6, 8, 10 картинок.
Игру может организовать взрослый, а может и ребёнок по своей инициативе.
Варианты игр с «Волшебной лентой» для детей с 3 лет.
«Отгадай и назови»
Цель: развивать у детей слуховое внимание, зрительное внимание; приучать их слушать речь окружающих, правильно воспринимать ее; точно выполнять данные им игровые поручения: учить малышей соотносить звучащее слово с картинкой; развивать словарный запас; познакомить с классификацией животных, овощей, рукотворного мира.
Наглядный материал. Наборы предметных картинок, на которых изображены животные (медведь, кошка, собака, свинья, волк); овощи (морковь, капуста, огурец, лук, картошка); рукотворный мир (сапоги, торт, стул, кольцо, нож).
Ход игры. Воспитатель показывает детям картинки из одного набора, например, овощей и просит назвать изображенные предметы. После этого учитель вставляет картинки в кармашки в случайном порядке и начинает задавать детям вопросы, отвечая на которые, они должны найти на ленте нужный рисунок и назвать изображенный на нём предмет.
Задаёт вопросы:
- Какой овощ оранжевый по цвету? – «Морковь».
- Что горькое на вкус? – «Лук».
- Зелёный, вытянутый, что это? – «Огурец». И т.п.
Точно так же проводится игра и с другими наборами карточек.
«Винегрет»
Цель: развивать у детей слуховое внимание, зрительное внимание. Активизировать словарный запас. Закрепить названия: животные, овощи, рукотворный мир.
Ход игры. В ленту выкладываются картинки различной тематики.
Тогда вопросы могут звучать так:
- Найди и назови мне овощ?- «Огурец»
- Назови животное? – «Волк». И т.д.
«Пересчитаем предметы в волшебной ленте».
Цель. Упражнять детей в количественном счёте.
Ход игры. Ведущий раскладывает картинки в ленту, например, 4 овоща и предлагает посчитать их всем вместе, потом просит выйти одного ребёнка и сосчитать. Затем можно убрать одну картинку или добавить новую, и выполнить с детьми игру заново.
«Чего не стало».
Цель. Развить память и внимание.
Ход игры. Дети рассматривают ленту из 3-5 картинок (1-2 минуты), затем закрывают глаза, а ведущий вынимает из ленты картинку, закрывает или прячет. По сигналу взрослого, открыв глаза, дети должны понять, какой именно картинки не стало.
Варианты игр с «Волшебной лентой» для детей с 5 лет.
«Да – Нет’ка»
Цель. Систематизировать знания в любой области: математика, окружающий мир, экология и т.д.
Правила игры. Ведущий задумывает картинку с изображением предмета, находящегося в ленте. Ребёнок должен отгадать, какую картинку задумал ведущий, задавая вопросы, на которые ведущий может ответить «Да» или «Нет». Ленту можно делить меткой (прищепкой) на 2 части, сужая поле поиска и облегчая поиск задуманного предмета. Вопрос ребенка может звучать так: «Картинка находится слева от метки?»
Ход игры. Поиграем с «Волшебной лентой», используя комплект картинок «Часы». Детям нужно отгадать, какие именно часы задуманы. Примерные вопросы:
- Эти часы находятся слева от метки?
- Они показывают половину какого-либо часа?
В случае, если на предыдущие вопросы получен ответ «Нет», можно задать следующий вопрос: «Они показывают какой-либо час ровно?» или «Это часы, показывающие семь часов?», на один из которых можно услышать ответ «Да».
«Винегрет»
Цель. Систематизировать знания в любой области: математика, окружающий мир, экология и т.д.
Ход игры. В ленту выкладываются картинки различной тематики, например, несколько грибов, несколько животных, несколько картинок, изображающих транспорт.
Тогда вопросы могут звучать так:
- Это гриб? – «Нет»
-Это транспорт? – «Да»,
А затем, вопросы, уточняющие (по видовому отличию):
- Это наземный транспорт? – «Да»
- Он перевозит грузы (специализация)? – «ДА»
- Это – грузовая машина!
«Что изменилось»
Цель. Развивать память и внимание.
Правила игры. Дети рассматривают ленту ( 1-2 минуты), а затем, по сигналу ведущего закрывают глаза. Ведущий меняет местами вначале 2 картинки – 1 пару, затем 2 пары. По сигналу ведущего, открыв глаза, дети рассказывают, что изменилось.
«Чего не стало».
Цель. Развивать память и внимание.
Правила игры. Организация игры такая, как в предыдущей. Когда дети закрывают глаза, ведущий вынимает и «ленты» картинку, закрывает или прячет ее. Дети должны угадать, какой именно картинки не стало. Усложнение в игре: в дальнейшем можно вынимать 2-5 картинок.
«Кто больше запомнит».
Цель. Развивать память и внимание.
Правила игры. Дети рассматривают ленту (1-2 минуты), а затем ведущий быстро снимает «ленту» и переворачивает.
Выигрывает тот, кто запомнил больше картинок.
«Назови соседей числа».
Цель. Упражнять детей в определении места расположения того или иного числа в ряду по его отношению к предыдущему или последующему числу.
Ход игры.
Ведущий говорит:
«Появился новый дом,
Цифры поселились в нём.
Кто соседи у меня?
Помогите мне, друзья!»
Ведущий показывает цифру или называет число.
Варианты:
Также ведущий может назвать два числа, а ребенок должен назвать число, которое стоит между ними.
Ведущий показывает число, а ребёнок по договорённости:
последующее число;
предыдущее число;
последующее и предыдущее числа;
два или три последующих числа;
два или три предыдущих числа.
«Какое число пропущено?»
Цель. Закрепить знание детей символов, упражнять детей в определении места расположения того или иного числа.
Правила игры. Поставить в ряд цифры от 1 до 10. Затем предложить детям закрыть глаза и, убрав одну из цифр, сдвинуть соединение, чтобы снова получился непрерывный ряд. Дети должны определить, какой цифры не стало и её месторасположение.
Использованные материалы и интернет-ресурсы
https://steshka.ru/kartochki-i-kartinki
https://obuchalka-dlya-detey.ru/category/kartinki-dlya-tematicheskih-zanyatiy/