Дидактическая игра:
«Знаешь ли ты ПДД».
Структура методической разработки
Пояснительная записка.
краткое обоснование выбора темы методической разработки;
целевая аудитория;
роль и место мероприятия в системе работы педагогического работника;
цель, задачи, планируемые результаты мероприятия;
форма проведения мероприятия и обоснование ее выбора;
педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов;
ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия;
рекомендации по использованию методической разработки в практике работы педагогического работника, популяризирующего БДД.
Основная часть:
описание хода проведения мероприятия;
методические советы по организации, проведению и подведению итогов мероприятия;
список использованной литературы;
приложение.
Цифровой след методической разработки. Видео.
Пояснительная записка
Краткое обоснование выбора темы методической разработки;
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. На основании Федерального Закона «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.
На сегодняшний день жизненная необходимость обучить детей правилам (ПДД). Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно – транспортных происшествий являются именно дети. Привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных задач становится выработать ту самую привычку соблюдений ПДД с детства.
1.2 Целевая аудитория: учащиеся 7-8 классов. У обучающихся этого возраста хорошо развито наглядно-образное мышление, которое в последствии переходит в логическое мышление.
Учащиеся в игровой форме повторяют такие понятия, как: светофор, дорожные знаки, пешеход, водитель.
1.3Роль и место мероприятия в системе работы педагогического работника.
В соответствии с планом профилактической работы по предупреждению ДДТТ в школе проводится работа по разным направлениям и со всеми субъектами учебно-воспитательного процесса: с учителями, родителями, учащимися.
Чтобы уберечь ребенка от несчастных случаев на дороге, необходимо научить его безопасному поведению. Чтобы педагог смог доступно и правильно донести до ребенка необходимые знания, требуется специальная подготовка сотрудников в разных формах работы.
В целях повышения эффективности работы по профилактике ДДТТ педагогам оказывается методическая помощь и поддержка для проведения занятий с учащимися и родителями по правилам безопасного поведения на дороге.
Вопросы изучения ПДД рассматриваются:
- на заседаниях методических объединений учителей;
-создана информационная база методических материалов по БДД;
-собрана подборка методических рекомендаций по изучению ПДД в рамках учебных дисциплин (1-9 классы) и информационных материалов для работы с детьми по обучению безопасному поведению на дороге.
Вопросы о состоянии работы по профилактике ДДТТ заслушиваются на педагогических советах и административных совещаниях.
Изучение ПДД ведется в рамках учебной программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Окружающий мир». В начальной школе обучение проводят учителя начальных классов, в основном звене – преподаватель основ безопасности жизнедеятельности.
Вместе с тем, основным средством формирования устойчивых навыков безопасного поведения детей на улицах в школе является внеклассная работа.
1.4 Цель проекта: Систематизировать знания старшеклассников о правилах дорожного движения, развивать практические умения при применении этих правил.
Задачи:
-повысить активность детей и родителей к пропаганде ПДД и обеспечению безопасного образа жизни;
-сформировать у обучающихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения ПДД;
-применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах, дорогах и во дворах;
-создать методическую копилку инноваций педагогов, разработать методические рекомендации для проведения классных часов и занятий по ПДД;
-разработать и осуществить комплекс мероприятий, направленных на профилактику ДДТТ;
-организовать деятельность по выявлению, предупреждению и устранению причин ДТП с участием детей и подростков.
Планируемые результаты:
-обучающийся, знающий и соблюдающий ПДД;
-сформированность общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей;
- высокий уровень активности родителей, педагогов и детей к обеспечению безопасности дорожного движения;
- вовлеченность наибольшего числа обучающихся и их родителей в изучение ПДД.
1.5 Форма проведения мероприятия: дидактическая игра.
Обоснование выбора: формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, обеспечивает прочное усвоение детьми навыков безопасного поведения на улице.
1.6 Педагогические технологии:
-здоровьесберегающие технологии, которые способствуют физическому развитию и укреплению здоровья ребенка;
- самостоятельная работа формирующая и развивающая познавательные процессы детей;
- интерактивные технологии: мультимедийные презентации, просмотр обучающих мультфильмов;
- игровые технологии ; учащиеся легко вовлекаются в соревнования, игры.;
- коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде;
- технология проблемного обучения. Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагаю детям.
Методы и приемы:
- наглядные – наблюдения за транспортом и пешеходами, целевые прогулки; иллюстративный материал: рассматривание дидактических картинок и иллюстраций, плакатов и буклетов.
- практические - организация разных видов игр: настольно игры ( игра «Дорожное лото», подвижные игры («Красный, желтый, зеленый»).
1.7 Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия.
-уголки по БДД в классах.
- наглядный материал: настольно–печатные игры, дидактические игры по ПДД; плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации; видео по ПДД, дорожные знаки.
-методический инструментарий.
-видео и фото материал.
Анализ результатов целенаправленных наблюдений показывает, что у обучающихся сформировано понимание значимости соблюдения правил дорожного движения. В результате осознанного использования знаний, умений, навыков у детей возникает ощущение социальной безопасности и эмоционального комфорта, формируются ценности здорового образа жизни.
1.8 Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы педагогического работника, популяризирующего БДД.
Проведенная работа по обучению детей ПДД дала положительные результаты: дети получают знания в игровой форме, охотно включаются в ролевые игры, учатся работать в различных «дорожных» ситуациях, решают логические задачи.
Показателями эффективности нашей работы являются:
- знания детьми правил безопасного поведения на улицах и на дорогах (в соответствии с возрастом детей);
- умение ориентироваться в дорожных ситуациях;
- участие в различных конкурсах, тестах, викторинах по ПДД;
Результатом работы учителя должно стать появление у ребенка чувства защищенности, а оно возникнет, если он получит реальные знания о безопасном поведении на дороге.
Конспект дидактической игры:
«Знаешь ли ты ПДД».
Цель: Формирование знаний о безопасном поведении на улице, в транспорте, на дороге.
Задачи:
- формировать знания о проезжей части, пешеходном переходе – “зебре”, различать сигналы светофора;
- активизировать словарь терминов по ПДД;
- воспитывать осознанную позицию пешехода и безопасности дорожного движения;
- развивать ориентировку в пространстве, навыки безопасного поведения на улице, умение внимательно выполнять задания;
- воспитывать культуру поведения с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма;
Материалы и оборудование:
изображения дорожных знаков, изображение различных видов транспорта, плакат с изображением улицы с двусторонним движением, проектор, методический материал.
Предварительная работа: изготовление памяток-буклетов
Методы и приемы:
1. Наглядный: использование плаката.
2. Словесный: рассказ учителя, загадывание загадок.
3. Игровой: создание игрового замысла, игры.
Ход игры
Ведущий: Чтобы систематизировать свои знания о правилах дорожного движения, давайте с вами поиграем.
Девиз нашей игры будет звучать так:
Чтоб жить, не зная огорченья,
Чтоб бегать, плавать и летать.
Ты должен правила движенья
Всегда и всюду соблюдать.
Нашу игру предлагаю провести в виде соревнования двух команд. У команд было задание приготовить название девиз и эмблему которые необходимо защитить в виде презентации.(защита)
1 команда Светофоры | команда Зебра |
Девиз: Выполняй закон простой: Красный свет зажегся – стой! Желтый вспыхнул – подожди! А зеленый свет – иди! | Девиз: Зеброй назван переход, Чтобы двигаться вперед. Все машины пропусти и – счастливого пути. |
| |
1 конкурс: «Дорожные знаки»
Каждой команде даётся 5 знаков, они должны их правильно назвать.
команда Светофоры | 2 команда Зебра |
светофорное регулирование, осторожно-дети, главная дорога, стоп, движение пешеходов запрещено | пешеходный переход, опасный поворот, уступи дорогу, движение на велосипедах запрещено, велосипедная дорожка |
2 конкурс: «Игровые задания»
Есть ли у велосипедиста путь торможения? (да)
С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по улицам и дорогам? (14 лет)
Где и какие катафоты устанавливаются на велосипеде? (Спереди - белый, сзади - красный. Возможны катафоты на колесах)
Как велосипедист должен информировать других участников движения о намерении остановиться? (Поднять руку вверх.)
балов: Можно ли перевозить на велосипеде пассажира девяти лет? (Нет, только до 7 лет на специально оборудованном сиденье с подножками)
Сколько сигналов имеет пешеходный светофор? (Два: красный и зеленый)
Почему светофор назвали именно так? (Соединение русского слова "свет" и греческого "форос" - нести. Светофор - несущий свет)
В каком городе появился первый светофор? (Лондон, 1868)
В каком году в России появился первый светофор? (1929 г., в Москве и Ленинграде)
Что из себя представляли первые светофоры? (первые светофоры представляли собой светящиеся круги, напоминающие большие часы со светящимся циферблатом, на циферблате были намечены секторы, окрашенные в красный, желтый и зеленый цвета. По циферблату двигалась стрелка и набегала то на желтый сектор, то на зеленый, то снова на желтый, то на красный сектор)
Когда в России были введены 1-ые Правила дорожного движения? (В 1683 г. был издан указ, касающийся движения извозчиков)
Кто был первым изобретателем велосипеда? (Леонардо да Винчи)
В каком году утверждены первые дорожные знаки? (В 1909 г. Парижской конвенцией по автомобильному).
Когда и какие первые дорожные знаки появились в России? (В 1629 г., верстовые столбы от Москвы до села Коломенское, начали их ставить еще при царе Алексее Михайловиче)
Кто в России получил первое водительское удостоверение? (1874 г., первый официальный документ на право управления транспортным средством получил извозчик)
3 конкурс: «Памятки для водителей и пешеходов»
Одной команде предлагалось сделать памятку по ПДД для пешеходов, другой команде -памятку для водителей.(приложение 1)
конкурс: вопрос-ответ
# Как назывались первые указатели расстояния? (верста)
# Кого называют дедушкой русского автомобиля? (Иван Петрович Кулибин).
# Транспортное средство на колесном ходу с собственным двигателем для перевозки грузов по безрельсовым путям.(автомобиль)
# Почему улицу назвали улицей? (пролегает вдоль лицевой части домов, т.е. у "лица" домов)
# Когда была образована Государственная автомобильная инспекция? (3 июля 1936)
# Короткая палка, которой регулировщик движения дает указания транспорту, пешеходам» (Жезл).
# Должностное лицо, занятое инспектированием. (инспектор)
# Вид спорта, путешествие на попутных машинах.(автостоп)
5 конкурс: История транспорта и знаков
1. Кем были изданы предписания, согласно которым перекрестки улиц и дорог должны быть обозначены крестами, столбами или пирамидами, для того, чтобы облегчить путешественникам ориентировку. (При французском министре Зулли (1559-1641) и кардинале Ришелье)
2. Кто издал указ «При въезде в каждое селение иметь (по примеру заведенных в Малороссии) столб с доской, показывающей как селение называется, и какое имеет число душ». (Александра I от 1817 года )
3. В каком году в России появились дорожные знаки? (в 1911 году)
4. Роскошные автомобили и кареты принадлежали богатым людям. Особое место среди транспорта занимали правительственные экипажи. Часто на правителей совершаются покушения. В прошлом столетии от покушений погибло 550 королей, премьер-министров, президентов разных стран. После гибели какого из правителей: президента Линкольна, канцлера Вильгельма, императора Александра II и короля Генриха IV были изобретены пуленепробиваемые стекла?
{После смерти французского короля Генриха IV такие стекла были установлены в королевской карете.)
6 конкурс: « Реши задачу»
Из автобуса вышли 6 человек. Трое из них перешли дорогу по пешеходному переходу, двое пошли обходить автобус спереди, а один остался на остановке. Сколько человек поступили согласно правил ПДД?
(Один. Надо подождать, пока автобус отъедет от остановки, и только затем переходить улицу.)
Ехал Волк к Лисе на автомобиле по левой стороне дороги. Его остановил инспектор ГИБДД и велел заплатить штраф. Какое правило нарушил Волк?
(Транспортным средствам разрешено ехать по дороге, придерживаясь
правой стороны).
РЕФЛЕКСИЯ
Обсуждение игры.
Каждый учащийся отмечает плюсы и минусы своей игры, отвечая на вопросы:
Что понравилось? В чём испытывал трудности?
Хотел бы в будущем участвовать в интеллектуальных играх или нет?
Комфортно чувствовал себя в команде или нет?
Оцени свою работу и работу своей команды.
РЕЗУЛЬТАТ ИГРЫ. НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
Список литературы
ds10-gav.edu.yar.ru istoriya_dorozhnih_znakov.pdf. История дорожных знаков.
kuruh.ru›dorznaki Знаки дорожного движения РФ 2023 с пояснениями.
Викторина для старшеклассников по ПДД [Электронный ресурс] http://kirov.spb.ru/ свободный - Загл. с экрана.
Картинки [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://yandex.ru/images/