СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактическая карточка для работы на уроке биологии в 5 классе по теме "Биология как наука"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дидактическая карточка для работы на уроке биологии в 5 классе по теме "Биология как наука"»

Тема «Биология – наука о живых организмах»


  1. Объясните ситуации ниже:

А.) Великая австралийская борьба с кроликами.

Все началось с того, что один милый человек – английский поселенец Томас Остин, который очень любил кроликов, выпустил в 1859 году в парке 24 зверька. И эти кролики начали плодиться и размножаться. Делали они это так энергично, что уже через 10 лет превратились в проблему для местных фермеров. Так как кроликов было много, они просто на корню выкашивали траву, а в результате фермерам негде было пасти свой травоядный скот. Заодно доставалось и фруктовым посадкам – деревья тоже объедали. Про местную фауну и говорить нечего – ее вообще как ветром сдуло, потому что плодиться как кроликам дано не всем.

В чем причина этой катастрофы? Почему такого массового размножения кроликов не наблюдалось на родине Томаса Остина в Англии?

Б.) Коварный колорадский жук.

Как можно догадаться по названию, родиной колорадского жука является американский континент, хотя совсем не штат Колорадо, а Мексика. Именно оттуда он распространился на территорию США и пароходами попал в Европу в 70-х годах XIX века. Однако на территории современной России жук попал уже в середине XX века. Распространялся он с запада, поэтому в 1940-50-е годы основными районами, оказавшимися под ударом колорадского жука были Украина, Белоруссия и Прибалтика, однако в 1960-70-е гг. жук уже встречался на Урале и в Сибири, а в конце XX века "добрался" и до Дальнего Востока России.

Почему колорадский жук оказавшийся на территории Европы стал самым опасным вредителем картофеля? Как с ним бороться?


  1. Продолжи предложения:

А.) Биология – это наука…

Б.) Предметом изучения биологии являются…


  1. Рассмотрите фотографии. Определите область изучения направлений биологии, изображенных на рисунках.

    Рис. 1 Зоология

    Рис. 2 Ботаника

    Рис. 3 Микробиология

    Рис. 4 Микология

  2. Прочитайте фрагменты текста и укажите, какие биологические науки установили приведенные факты.

  1. Тропическая птичка колибри – самая маленькая среди птиц. Ее тело имеет длину 3-5 сантиметров. У некоторых видов колибри узкий и острый клюв нередко превосходит длину тела. Таким клювом птицы легко добывают нектар из цветков.

  2. Для роста и развития кораллам требуются благоприятные условия. Они обитают в воде с достаточно высокими соленостью и температурой. В пресной и относительно прохладной воде кораллы не живут.

  3. Кислица обыкновенная – невысокое травянистое растение с тройчатыми, кислыми на вкус листьями. В народе это растение называют заячьей капустой.

  4. У картофеля и томатов широко распространённое заболевание – фитофтороз. Оно вызывается грибком – фитофторой. Поврежденные фитофторой клубни и плоды не пригодны в пищу.

  5. В громадных количествах в почве и гниющих остатках листьев, веток, корней обитают микроскопические организмы – бактерии. На одном квадратном сантиметре почвы живут сотни миллионов бактерий.

  1. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова:

Жизнь организмов возможна вне среды их обитания. Воздействие условий среды, таких, как … (1), … (2), на организмы может быть благоприятным, не очень благоприятным и даже вредным. Взаимосвязи организмов со средой изучает наука …(3).

Слова для вставки: экология, температура, влажность.


  1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы ниже.

Все современные достижения биологии уходят корнями в древность. Первым биологическим знаниям мы обязаны развитию цивилизации в странах Средиземноморья. И начнём мы с Греции.

Гиппократ.
Знаменитый древнегреческий целитель и врач родился около 460 года до нашей эры на острове Кос, что в Эгейском море.

Он был первым, кто дал относительно подробное описание строения человеческого и животного организма, а также уже 400 лет до нашей эры указал на роль окружающей среды и наследственности в возникновении болезней. Наверное, вы знаете, что именно Гиппократа считают основоположником медицины. С его именем связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. Произнесение клятвы Гиппократа при получении врачебного диплома стало традицией. Как знать, возможно, через некоторое время произнесёте её и вы.

Аристотель.

Родился он почти на 100 лет позже Гиппократа. Этот древнегреческий философ стремился систематизировать окружающую нас живую и неживую природу. Согласно его представлениям, мир вокруг нас делится на четыре царстванеодушевлённый мир земли, воды и воздухамир растениймир животных и мир человека. В трудах Аристотеля, которые можно отнести к биологическим, содержались практически все известные к тому времени сведения о животных. Он изучал видовое разнообразие животных, их внешний облик, повадки, а также достаточно детально для своего времени исследовал внутреннее строение животного организма.
За перечисленные заслуги наиболее влиятельного философа древности относят к основоположникам зоологии вообще и систематики животных в частности.


  1. Какова заслуга Гиппократа в изучении окружающего мира?

  2. Кто первым попытался систематизировать и обобщить биологические знания?

  3. Каких ученых биологов вы знаете? Расскажите об их вкладе в развитие науки.


  1. На основе своих наблюдений за живой природой родного края выполните задания.

А.) Выясните, какие листопадные деревья встречаются вам по дороге в школу. Напишите их названия.

Как называют ученых, изучающих деревья и другие растения?


Б.) Выясните, какие съедобные грибы собирают в сентябре.

Как называют ученых, изучающих грибы?


В.) Выясните, что делается в вашем районе для сохранения природы. Как вы оберегаете природу?

Как называют ученых, усилия которых направлены на сохранение природы?