Урок «Алгоритмы»
Учитель: Лохмотова Татьяна Александровна, учитель информатики ГБОУ СОШ№ 22 г.о. Чапаевск. Самарской области,
Класс: 6
Структура и ход занятия
№ п/п | Этап занятия | Название используемых ЭОР (электронных образовательных ресурсов) | Деятельность педагога (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность обучающегося | Время (в мин.) |
| Мотивационный этап (организационный момент) | http://informatiksuper.ucoz.ru/load/skazochnye_algoritmy/1-1-0-75 или https://cloud.mail.ru/public/3ctS/4S2JA2YKq | Проверяет готовность к уроку и наличие отсутствующих Демонстрация презентации | отвечают на вопросы учителя Смотрят презентацию, выполняют задания устно | 5 |
| Этап актуализации знаний | http://informatiksuper.ucoz.ru/load/skazochnye_algoritmy/1-1-0-75 или https://cloud.mail.ru/public/3ctS/4S2JA2YKq | Сообщение темы, постановка цели урока. | Записывают тему в тетрадь | 2 |
| Этап открытий новых знаний: - Постановка проблемы - Выдвижение гипотезы | https://www.youtube.com/watch?v=lo9xqOYTAoA&feature=emb_logo http://informatiksuper.ucoz.ru/load/skazochnye_algoritmy/1-1-0-75 или https://cloud.mail.ru/public/3ctS/4S2JA2YKq | Демонстрация видео Объясняет новый материал Корректирует ответы обучающихся , направляет деятельность обучающихся | Смотрят видео Слушают объяснение учителя, выполняют задания, рисуют блок-схемы в тетради отвечают на вопросы учителя | 5 10 |
| Закрепление знаний обучающихся | http://informatiksuper.ucoz.ru/load/skazochnye_algoritmy/1-1-0-75 или https://cloud.mail.ru/public/3ctS/4S2JA2YKq | Анализирует ответы обучающихся, исправляет ошибки, активирует обучающихся высказываться | Приводят примеры сказок с алгоритмами. Определяю их тип | 7 |
| Рефлексия | http://informatiksuper.ucoz.ru/load/skazochnye_algoritmy/1-1-0-75 или https://cloud.mail.ru/public/3ctS/4S2JA2YKq | Проводит рефлексию | Оценивают свою активность на уроке | 3 |
| Практическая работа | https://codewards.ru/hourofcode | Объясняет , как выполняется задание, консультирует и помогает, проверяет организованность начала работы обучающихся, соблюдение правил техники безопасности, санитарии, гигиены труда | Выполняют задания в тренажере | 10 |
| Подведение итогов занятия педагогом | http://informatiksuper.ucoz.ru/load/skazochnye_algoritmy/1-1-0-75 или https://cloud.mail.ru/public/3ctS/4S2JA2YKq | Проводит анализ работы обучающихся во время урока, выставляет оценки Объясняет, как выполнять домашнее задание, отвечает на вопросы | Записывают домашнее задание, слушают инструктаж по его выполнению | 3 |
Перечень используемых на данном занятии ЭОР (Электронных образовательных ресурсов)
№ п/п | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. | Сказочные алгоритмы | презентация | презентация | http://informatiksuper.ucoz.ru/load/skazochnye_algoritmy/1-1-0-75 или https://cloud.mail.ru/public/3ctS/4S2JA2YKq |
2. | Типы алгоритмов | видеофильм | видеофрагмент | https://www.youtube.com/watch?v=lo9xqOYTAoA&feature=emb_logo |
3. | Кодвардс | Сайт Час кода | тренажер | https://codewards.ru/hourofcode |
Структура и ход занятия:
1. Организационный момент:
- приветствие;
- заполнение электронного журнала;
- проверка готовности обучающихся к занятию;
- настрой обучающихся на работу
-Сегодня у нас необычный урок, мы отправляемся в сказку, чтобы познакомиться со сказочными алгоритмами.
(Презентация слайды 1-2)
доведение до детей плана занятия.
2. Этап актуализация знаний обучающихся
- А кто напомнит, что такое АЛГОРИТМ? (определение)
(просмотр видео)
В сказках, как и в жизни, тоже встречаются алгоритмы. Давайте приведём примеры. (примеры)
-В сказках все алгоритмы записаны на естественном языке. А какие формы записи алгоритмов известны в информатике? (словесная, табличная, на языке блок-схем) (Презентация слайд 3)
-Запишите следующие алгоритмы (по возможности используйте разные формы записи):
Алгоритм 1. Оформите в виде алгоритма рецепт приготовления каши из русской народной сказки «Каша из топора»
Отрывок из сказки:
Поставил солдат топор вариться, помешивает, пробует. А старуха спрашивает:
-Ну, как? Вкусно?
- Скоро будет готово. – отвечает служивый. - Жаль вот только, посолить нéчем.
Подумала старуха, что можно немного соли дать:
- Посоли кашу, солдат, а то топор невкусный получится.
Служивый посолил, снова попробовал.
- Хорошá будет каша! Ежели бы сюда ещё крупы добавить горсточку…
Старуха засуетилась, принесла солдату мешочек с крупой.
Добавил он крупы в котелок. Варил-варил, снова попробовал:
- Ох и каша хорошá получилась, пальчики оближешь! Не лишне было бы в неё чуток масла добавить, но если нет масла…
Старуха и договорить не дала:
- Как же нет! Немного масла найдётся.
Сдобрил служивый кашу маслицем и говорит:
- Давай старуха хлеба, да будем приниматься за кашу. А топор жестковат, нужно ещё поварить. (Презентация слайд 4)
Алгоритм 2. Оформите в виде алгоритма действия падчерицы (по мотивам сказки «Морозко»)
Послала злая мачеха падчерицу к роднику за водой. А чтобы она подольше не возвращалась, да не стучала спицами, мешая спать родной дочери, старуха дала падчерице такое задание:
- Вот тебе вёдра на 5 и 7 литров, налей в кадушку воды, да чтобы было ровно 4 литра. Не больше и не меньше! (Презентация слайд 5)
Алгоритм 3. Оформите в виде алгоритма (кратко) поведение петушка из сказки А.С. Пушкина:
Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподнимет гребешок,
Закричит и встрепенётся
И в то место обернётся. (Презентация слайд 6)
К акие фигуры используются в блок-схемах, что они обозначают?
3. Этап открытий новых знаний
Сообщение темы, постановка цели урока.
В алгоритмах команды записываются в определённом порядке, а выполняются они не всегда в записанной последовательности. Сегодня мы познакомимся с типами алгоритмов. (Презентация слайд 7)
Объяснение нового материала.
В зависимости от порядка выполнения команд можно выделить три типа алгоритмов:
линейные алгоритмы,
алгоритмы с ветвлением,
алгоритмы с повторением.
Алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи, т.е. последовательно друг за другом, называется линейным алгоритмом.
Например, в сказке Ш.Перро мачеха, собираясь с дочками на бал, дала Золушке задания: собрать в амбаре рассыпанную крупу, перебрать её, наносить воды, почистить котёл до блеска, помыть пол и т.п.
Алгоритм с ветвлением или разветвляющийся алгоритм – это форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения некоторого условия совершается одна или другая последовательность шагов. (Презентация слайд 8)
Разветвляющийся алгоритм наблюдаем в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»:
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит. (Презентация слайд 9)
Ветвления бывают полные и неполные
Алгоритм с повторением или цикл - форма организации действий, при которой выполнение одной и той же последовательности команд повторяется, пока выполняется некоторое заранее установленное условие.
Вспомним, что в сказке принц искал Золушку, примеряя хрустальную туфельку всем девушкам королевства до тех пор, пока одной из них эта туфелька оказалась впору.
(Презентация слайд 10)
4. Закрепление знаний обучающихся
А теперь вы приведите примеры из сказок, где встречаются линейные алгоритмы.
Вспомните алгоритмы с ветвлением, когда герои сказок совершают выбор, определяющий их дальнейшие действия или даже судьбу.
В каких известных вам сказках имеет место циклическая форма организации действий?
5. Практическая работа: Работа с тренажером Кодвардс (Презентация слайд 11)
- А сейчас мы отправимся в волшебную страну Кодвардс, где вам пригодятся полученные на уроке знания.
а) Вводный инструктаж педагога:
- сообщение названия практической работы;
- разъяснение задач практической работы;
- помощь с выходом на сайт Час кода и непосредственно на страницу Кодвардс
б) -Показ (с помощью проектора), как выполнить первый уровень
- предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы;
- инструктаж по технике безопасности.
в) Самостоятельная работа обучающихся.
Учитель контролирует, все ли приступили к выполнению практического задания, помогает, консультирует.
Наблюдает за соблюдением правил техники безопасности, санитарии, гигиены труда;
- целевые обходы и инструктирование по выполнению отдельных операций и задания в целом, его эффективное и рациональное выполнение, оказание помощи слабо подготовленным детям, контроль за бережным отношением обучающихся к средствам обучения;
г) Заключительный инструктаж педагога:
- анализ выполнения самостоятельной работы обучающимися;
- разбор типичных ошибок, вскрытие их причин;
- повторное объяснение педагогом способов устранения ошибок.
6. Рефлексия.
Ребята, оцените свою работу на уроке и выберите один из трех смайликов, прикрепите его к доске:
«мне было интересно, и я хорошо работал» (смайлик улыбается)
«мне было не всё понятно, и я выполнил не все задания (нейтральный смайлик)
«мне ничего не понятно и мне было трудно выполнять задания» (грустный смайлик)
Подведение итогов занятия педагогом:
-В гостях у сказок хорошо, а дома лучше. Давайте повторим самое главное, чему мы научились сегодня на уроке и что нового узнали.
- сообщение педагогом о достижении целей занятия;
-«Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!» А какой урок нам сегодня преподали сказки? Что нового мы узнали на уроке? (ответ)
-Я не сомневалась, что все вы знаете и любите сказки, каждый из вас получит оценку за практическую работу, и хотелось бы отметить наиболее активных участников урока (выставляются оценки).
- А на следующем уроке нас ждут новые неизведанные тайны алгоритмов. Мы познакомимся с вами более подробно с линейными алгоритмами.
8. Домашнее задание. (Презентация слайд 12)
-Откройте дневники, запишем домашнее задание. В учебнике прочитать
§ 3.4, ответить на вопросы и выполнить задания в конце параграфа.
По желанию вы можете выполнить творческое задание, и оно связано со сказками и с алгоритмами.
На листе формата А4 запишите отрывок одной из ваших любимых сказок, представьте соответствующий алгоритм (укажите его тип) и нарисуйте иллюстрацию к этой сказке.
-Урок окончен, но наше сказочное знакомство с алгоритмами продолжается. Всем спасибо за работу.
Уборка рабочих мест.