СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактическая разработка открытого урока "Виды алгоритмов"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по теме "Типы алгоритмов" для учащихся 6 классов. В качестве примеров использованы различные фрагменты сказок.

Просмотр содержимого документа
«Дидактическая разработка открытого урока "Виды алгоритмов"»

Урок «Алгоритмы»

Учитель: Лохмотова Татьяна Александровна, учитель информатики ГБОУ СОШ№ 22 г.о. Чапаевск. Самарской области,

Класс: 6

Структура и ход занятия


п/п

Этап занятия

Название используемых ЭОР (электронных образовательных ресурсов)

Деятельность педагога (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность обучающегося

Время (в мин.)

Мотивационный этап (организационный момент)









http://informatiksuper.ucoz.ru/load/skazochnye_algoritmy/1-1-0-75

или

https://cloud.mail.ru/public/3ctS/4S2JA2YKq

Проверяет готовность к уроку и наличие отсутствующих Демонстрация презентации

отвечают на вопросы учителя




Смотрят презентацию, выполняют задания устно

5

Этап актуализации знаний

http://informatiksuper.ucoz.ru/load/skazochnye_algoritmy/1-1-0-75

или

https://cloud.mail.ru/public/3ctS/4S2JA2YKq

Сообщение темы, постановка цели урока.

Записывают тему в тетрадь

2

Этап открытий новых знаний:

- Постановка проблемы

- Выдвижение гипотезы

https://www.youtube.com/watch?v=lo9xqOYTAoA&feature=emb_logo








http://informatiksuper.ucoz.ru/load/skazochnye_algoritmy/1-1-0-75

или

https://cloud.mail.ru/public/3ctS/4S2JA2YKq


Демонстрация видео


Объясняет новый материал

Корректирует ответы обучающихся , направляет деятельность обучающихся




Смотрят видео



Слушают объяснение учителя, выполняют задания, рисуют блок-схемы в тетради

отвечают на вопросы учителя

5






10

Закрепление знаний обучающихся

http://informatiksuper.ucoz.ru/load/skazochnye_algoritmy/1-1-0-75

или

https://cloud.mail.ru/public/3ctS/4S2JA2YKq

Анализирует ответы обучающихся, исправляет ошибки, активирует обучающихся высказываться

Приводят примеры сказок с алгоритмами. Определяю их тип

7

Рефлексия

http://informatiksuper.ucoz.ru/load/skazochnye_algoritmy/1-1-0-75

или

https://cloud.mail.ru/public/3ctS/4S2JA2YKq

Проводит рефлексию

Оценивают свою активность на уроке

3

Практическая работа

https://codewards.ru/hourofcode


Объясняет , как выполняется задание, консультирует и помогает, проверяет организованность начала работы обучающихся, соблюдение правил техники безопасности, санитарии, гигиены труда

Выполняют задания в тренажере

10

Подведение итогов занятия педагогом

http://informatiksuper.ucoz.ru/load/skazochnye_algoritmy/1-1-0-75

или

https://cloud.mail.ru/public/3ctS/4S2JA2YKq

Проводит анализ работы обучающихся во время урока, выставляет оценки

Объясняет, как выполнять домашнее задание, отвечает на вопросы

Записывают домашнее задание, слушают инструктаж по его выполнению

3


Перечень используемых на данном занятии ЭОР (Электронных образовательных ресурсов)


п/п

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Сказочные алгоритмы

презентация

презентация

http://informatiksuper.ucoz.ru/load/skazochnye_algoritmy/1-1-0-75

или

https://cloud.mail.ru/public/3ctS/4S2JA2YKq

2.

Типы алгоритмов

видеофильм

видеофрагмент

https://www.youtube.com/watch?v=lo9xqOYTAoA&feature=emb_logo

3.

Кодвардс

Сайт Час кода

тренажер

https://codewards.ru/hourofcode



Структура и ход занятия:

1. Организационный момент:

- приветствие;

- заполнение электронного журнала;

- проверка готовности обучающихся к занятию;

- настрой обучающихся на работу

-Сегодня у нас необычный урок, мы отправляемся в сказку, чтобы познакомиться со сказочными алгоритмами.

(Презентация слайды 1-2)

доведение до детей плана занятия.


2. Этап актуализация знаний обучающихся

- А кто напомнит, что такое АЛГОРИТМ? (определение)

(просмотр видео)


В сказках, как и в жизни, тоже встречаются алгоритмы. Давайте приведём примеры. (примеры)

-В сказках все алгоритмы записаны на естественном языке. А какие формы записи алгоритмов известны в информатике? (словесная, табличная, на языке блок-схем) (Презентация слайд 3)


-Запишите следующие алгоритмы (по возможности используйте разные формы записи):

Алгоритм 1. Оформите в виде алгоритма рецепт приготовления каши из русской народной сказки «Каша из топора»

Отрывок из сказки:

Поставил солдат топор вариться, помешивает, пробует. А старуха спрашивает:

-Ну, как? Вкусно?

- Скоро будет готово. – отвечает служивый. - Жаль вот только, посолить нéчем.

Подумала старуха, что можно немного соли дать:

- Посоли кашу, солдат, а то топор невкусный получится.

Служивый посолил, снова попробовал.

- Хорошá будет каша! Ежели бы сюда ещё крупы добавить горсточку…

Старуха засуетилась, принесла солдату мешочек с крупой.

Добавил он крупы в котелок. Варил-варил, снова попробовал:

- Ох и каша хорошá получилась, пальчики оближешь! Не лишне было бы в неё чуток масла добавить, но если нет масла…

Старуха и договорить не дала:

- Как же нет! Немного масла найдётся.

Сдобрил служивый кашу маслицем и говорит:

- Давай старуха хлеба, да будем приниматься за кашу. А топор жестковат, нужно ещё поварить. (Презентация слайд 4)

Алгоритм 2. Оформите в виде алгоритма действия падчерицы (по мотивам сказки «Морозко»)

Послала злая мачеха падчерицу к роднику за водой. А чтобы она подольше не возвращалась, да не стучала спицами, мешая спать родной дочери, старуха дала падчерице такое задание:

- Вот тебе вёдра на 5 и 7 литров, налей в кадушку воды, да чтобы было ровно 4 литра. Не больше и не меньше! (Презентация слайд 5)

Алгоритм 3. Оформите в виде алгоритма (кратко) поведение петушка из сказки А.С. Пушкина:

Коль кругом всё будет мирно,

Так сидеть он будет смирно;

Но лишь чуть со стороны

Ожидать тебе войны,

Иль набега силы бранной,

Иль другой беды незваной,

Вмиг тогда мой петушок

Приподнимет гребешок,

Закричит и встрепенётся

И в то место обернётся. (Презентация слайд 6)

К акие фигуры используются в блок-схемах, что они обозначают?


3. Этап открытий новых знаний

 Сообщение темы, постановка цели урока.

В алгоритмах команды записываются в определённом порядке, а выполняются они не всегда в записанной последовательности. Сегодня мы познакомимся с типами алгоритмов. (Презентация слайд 7)

Объяснение нового материала.

В зависимости от порядка выполнения команд можно выделить три типа алгоритмов:

  • линейные алгоритмы,

  • алгоритмы с ветвлением,

  • алгоритмы с повторением.

Алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи, т.е. последовательно друг за другом, называется линейным алгоритмом.

Например, в сказке Ш.Перро мачеха, собираясь с дочками на бал, дала Золушке задания: собрать в амбаре рассыпанную крупу, перебрать её, наносить воды, почистить котёл до блеска, помыть пол и т.п.

Алгоритм с ветвлением или разветвляющийся алгоритм – это форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения некоторого условия совершается одна или другая последовательность шагов. (Презентация слайд 8)

Разветвляющийся алгоритм наблюдаем в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»:

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
(Презентация слайд 9)

Ветвления бывают полные и неполные

Алгоритм с повторением или цикл - форма организации действий, при которой выполнение одной и той же последовательности команд повторяется, пока выполняется некоторое заранее установленное условие.

Вспомним, что в сказке принц искал Золушку, примеряя хрустальную туфельку всем девушкам королевства до тех пор, пока одной из них эта туфелька оказалась впору.

(Презентация слайд 10)

4. Закрепление знаний обучающихся 

  • А теперь вы приведите примеры из сказок, где встречаются линейные алгоритмы.

  • Вспомните алгоритмы с ветвлением, когда герои сказок совершают выбор, определяющий их дальнейшие действия или даже судьбу.

  • В каких известных вам сказках имеет место циклическая форма организации действий?


5. Практическая работа: Работа с тренажером Кодвардс (Презентация слайд 11)

- А сейчас мы отправимся в волшебную страну Кодвардс, где вам пригодятся полученные на уроке знания.

а) Вводный инструктаж педагога:

- сообщение названия практической работы;

- разъяснение задач практической работы;

- помощь с выходом на сайт Час кода и непосредственно на страницу Кодвардс

б) -Показ (с помощью проектора), как выполнить первый уровень

- предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы;

- инструктаж по технике безопасности.

в) Самостоятельная работа обучающихся.

Учитель контролирует, все ли приступили к выполнению практического задания, помогает, консультирует.

Наблюдает за соблюдением правил техники безопасности, санитарии, гигиены труда;

- целевые обходы и инструктирование по выполнению отдельных операций и задания в целом, его эффективное и рациональное выполнение, оказание помощи слабо подготовленным детям, контроль за бережным отношением обучающихся к средствам обучения;

г) Заключительный инструктаж педагога:

- анализ выполнения самостоятельной работы обучающимися;

- разбор типичных ошибок, вскрытие их причин;

- повторное объяснение педагогом способов устранения ошибок.

6. Рефлексия.

Ребята, оцените свою работу на уроке и выберите один из трех смайликов, прикрепите его к доске:

«мне было интересно, и я хорошо работал» (смайлик улыбается)

«мне было не всё понятно, и я выполнил не все задания (нейтральный смайлик)

«мне ничего не понятно и мне было трудно выполнять задания» (грустный смайлик)


  1. Подведение итогов занятия педагогом:

-В гостях у сказок хорошо, а дома лучше. Давайте повторим самое главное, чему мы научились сегодня на уроке и что нового узнали.

- сообщение педагогом о достижении целей занятия;

-«Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!» А какой урок нам сегодня преподали сказки? Что нового мы узнали на уроке? (ответ)

-Я не сомневалась, что все вы знаете и любите сказки, каждый из вас получит оценку за практическую работу, и хотелось бы отметить наиболее активных участников урока (выставляются оценки).

- А на следующем уроке нас ждут новые неизведанные тайны алгоритмов. Мы познакомимся с вами более подробно с линейными алгоритмами.

8. Домашнее задание. (Презентация слайд 12)

-Откройте дневники, запишем домашнее задание. В учебнике прочитать

§ 3.4, ответить на вопросы и выполнить задания в конце параграфа.

По желанию вы можете выполнить творческое задание, и оно связано со сказками и с алгоритмами.

На листе формата А4 запишите отрывок одной из ваших любимых сказок, представьте соответствующий алгоритм (укажите его тип) и нарисуйте иллюстрацию к этой сказке.

-Урок окончен, но наше сказочное знакомство с алгоритмами продолжается. Всем спасибо за работу.


Уборка рабочих мест.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!