СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактическая разработка По теме: «Методические рекомендации по использованию пальчикового кукольного театра для развития связанной речи детей младшего школьного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дидактическая разработка По теме: «Методические рекомендации по использованию пальчикового кукольного театра для развития связанной речи детей младшего школьного возраста»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия имени А.Н. Островского»

городского округа Кинешма

155800, г. Кинешма Ивановской области, ул. Им. Крупской, д. 7,

факс/тел. 5-38-23,адрес э/почты E-mail: [email protected]

ОКПО 46183023; ОГРН 1023701273760;ИНН/КПП 3703012414/370301001



Дидактическая разработка



По теме: «Методические рекомендации по использованию пальчикового кукольного театра для развития связанной речи детей младшего школьного возраста»

















Работу выполнила

Учитель начальных классов

Еремеева Д.С.





2022

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский

Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием – это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека. Развивать речь - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.

Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности младших школьников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

Именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Дети младшего школьного возраста любят кукольный театр, постановки коротких кукольных представлений могут наглядно дополнить любой урок или внеурочное занятие. Самыми доступными как по изготовлению, так и по использованию являются пальчиковые куклы.



Мною было изготовлено пособие «Пальчиковый театр – средство речевого развития». Пособие было изготовлено в рамках предмета «Литературное чтение» и внеурочной деятельности.

Куклы создавались в течение двух месяцев. Всего 5 персонажей (мужик,волк,бабушка,2 девочки). Пальчиковые игрушки — собственно само название говорит уже о них, надевают на пальцы. Потому, когда их изготавливают, то оставляют не зашитым основание изделия. Наполнитель можно применять только для головы. Размер пальчиковой куклы может быть разным, смотря, на какой палец вы ее будете вязать. Игрушки максимально упрощают, ведь они не большого размера. Обычно пытаются не создавать много мелких деталей. Секрет вязания героев сказок для пальчикового театра прост, персонажи могут быть похожи друг на друга техникой вязания. Отличия их лишь в дополнительных элементах, глазах, ушах, одежде.

Для вязания куклы вам понадобится:

  • пряжа Kartopu bebe akrilik (100 грамм на 300 метров) светло-серого, желтенького и синего цветов;

  • крючок № 3;

  • цыганская и простая иголки;

  • швейные нитки желтого, черного и серого цветов;

  • черные бусинки для глазок и носика;

  • небольшой отрезок фетра;

  • несколько белых бисерин для зубок.

  • Кукла Волк своими руками: мастер класс
  • Голова
  • Используем серую пряжу.
    1 р.: 10 с. без н. в колечко амигуруми.
    2-3 рр.: по 10 с. без н.
    4 р.: *с. без н., уб.*, от * до * х 3, с. без н. = 7 п.
    5-6 рр.: по 7 с. без н.
    7 р.: 3 пр. п-с. с н., 4 с. без н. = 10 п.
    8 р.: пр., с. без н., пр. (с. без н., п-с. с н.), пр. п-с. с н., пр. п-с. с н., пр. (п-с. с н., с. без н.), пр. с. без н., 4 с. без н. = 16 п.
    9 р.: *с. без н., пр.*, от * до * х 8, с. без н. = 24 п.
    10-12 рр.: по 24 с. без н.
    13 р.: *2 с. без н., уб.*, от * до * х 6 = 12 п.
    14 р.: *с. без н., уб.*, от * до * х 6 = 12 п.
    15 р.: 6 уб. = 6 п.
    Нить стягиваем и прячем вовнутрь.

  • Нижняя челюсть
  • Набираем крючком цепочку из 4 в. п., после чего продолжаем вязание во вторую и далее п.: с. без н., с. без н., 4 п-с. с н. в 1 п., поворачиваем и с другой стороны вывязываем с. без н., с. без н.

  • Тельце
  • Начинаем вязание желтой пряжей.
    1 р.: 6 с. без н. в колечко амигуруми.
    2 р.: 6 пр. = 12 п.
    3 р.: *3 с. без н., пр.*, от * до * х 3 = 15 п.
    4 р.: за задние дольки петелек 15 с. без н.
    5-8 рр.: 15 с. без н., заменяем пряжу на синюю.
    9 р.: *2 с. без н., пр.*, от * до * х 5 = 20 п.
    10-14 рр.: по 20 с. без н.
    15 р.: *2 с. без н., уб.*, от * до * х 5 = 15 п.
    16-18 рр.: по 15 с. без н.

  • Лапки
  • Нам нужно связать две такие детали. Начинаем вязание серой нитью.
    1 р.: 6 с. без н. в колечко амигуруми.
    2 р.: 6 с. без н., ниточку меняем на желтую.
    3 р.: *2 с. без н., пр.*, от * до * х 2 = 8 п.
    4-7 рр.: по 8 с. без н.
    8 р.: *2 с. без н., уб.*, от * до * х 2 = 6 п.
    Наполняем лапки холлофайбером, стягиваем и убираем ниточку.

  • Ушки
  • Выполняем крючком две детали, пряжа – серая.
    В колечко амигуруми вяжем с. без н., п-с. с н., 2 с. с н., пико из 2-х в. п., 2 с. с н., п-с. с н., с. без н. После этого нужно стянуть колечко амигуруми, создавая аккуратный полукруг. Ниточки, как обычно, прячем вовнутрь с помощью цыганской иголки.

  • Сборка куклы
  • Для начала нам нужно пришить к голове волка нижнюю челюсть, прихватывая одновременно кусочек красного фетра (язычок). Далее пришиваем зубки из белого бисера (по три бисеринки). После этого нужно пришить ушки, глазки и вышить черной ниточкой бровки. Сшиваем голову куклы с ее телом, далее присоединяем лапки и хвостик. Вот и все, в наш пальчиковый театр добавился Волчок!

В каких литературных произведениях задействованы куклы:

Волк – персонаж сказок: Лев Толстой — Волк и мужик, Шарля Перро-Красная Шапочка, «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке» — русская народная сказка.

Мужик - сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб», Лев Толстой — Волк и мужик, Лазаря Иосифовича Лагина "Старик Хоттаббыч".

Пособие предназначено для знакомств с героями русских народных сказок, для закрепления, уточнения, повторения уже ранее прочитанных произведений. Читая с детьми, художественные произведения на уроках по литературному чтению, используются разнообразные методы и приемы, но более эффективным (как показывает практика) является практический метод, в том числе театрализованная деятельность, как один из видов игровой деятельности.

Младшие школьники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра - дело серьезное, но и веселое тоже. Пальчиковый театр даёт возможность использовать куклы как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи.

На уроке литературного чтения по теме «Каша из топора. Русская народная сказка". При помощи пальчикового театра, дети оформляли свои мысли в устной речи, объясняли своё отношение к героям, организовывалась самостоятельная работа по составлению кластера на главных героев (внешность, поступки и действия). В конце урока поставили мини-сценку. Дети выделяли суть нравственных поступков героев, мотивы поведения героев. Проявляли творческое отношение к постановки сценки.



Детям очень нравятся уроки в игровом формате. У детей появляется возможность показать себя в определенной роли, ребята активно включаются в работы. Благодаря игре, дети преодолевают страх публики.

Опыт работы показал, что участие детей в театрализованных играх благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей. Старшие дети вместе со взрослыми принимают участие в показе пальчикового спектакля малышам, где они учатся работать в коллективе и где воспитывается доброе отношение к малышам. Я обратила внимание на то, что у детей улучшается настроение, уверенность в себе, чувствуют они себя свободнее, раскованные, общаются доверчивее. Приобретенные умения в театрализованных играх дети переносят в повседневную жизнь - это и песни, и танцы, и стихи.

Организованная таким образом работа способствует тому, что театрализованная игра становится средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников.



На внеурочной деятельности в процессе рассуждений сами учащиеся под руководством учителя могут самостоятельно создавать различные сказки с помощью кукол, ставить мини-сценки по мотивам произведений из учебной программы.

В этот момент активно развиваются различные виды мышления, памяти, внимания и воображения, художественные способности. Дети учатся работать в группе, учитывать настроение и желание других, осваивают способы решения проблем творческого и поискового характера.

Данный материал полезен, для воспитателей детского сада и учителей начальной школы.

Варианты применения материала в образовательном процессе

Фронтальная работа - анализируем со всем классом прочитанный материал, даём характеристику героям.

Групповая работа – класс делится на группы, дети совместно реализуют свои мысли по прочитанному произведению. Совместно ставят мини-сценку.

Индивидуальная работа – ребенок берет определенного героя, сначала дает характеристику, затем с помощью куклы показывает какую роль герой занимает в произведение.

С помощью кукол, можно изучать новый материал и закреплять пройденный.

Практическая значимость пальчикового театра.  Полученные знания в дальнейшем могут быть использованы на уроках литературного чтения, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, на занятиях по внеурочной деятельности. Театр – это ролевая игра, в которой даже самый стеснительный  ребенок чувствует себя раскованно и свободно. Дети, играя вместе в спектакле, учатся общаться друг с другом, у них активно развивается речь, умение управлять сюжетом игры. Пальчиковые куклы стали нашими помощниками на уроках по литературному чтению. Мораль, высказанная применительно не к ребенку, а к кукле, воспринимается детьми без негатива.
С помощью куколок можно решать и проигрывать проблемные ситуации: трудности в общении, конфликты, страхи  и тревоги ребенка.



У детей создается чувство принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществляется взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивается собственное поведение и поведение окружающих. Умело подбирая литературное произведение для инсценировки, интересно организовав работу над игрой, можно дать возможность погрузиться ребенку в более благоприятный мир, увлечь его, ненавязчиво побудить тем самым его к действиям, к определенной реакции. 

В результате данный вид работы делает урок разнообразным и интересным. Эти уроки призваны научить ребёнка думать, отстаивать свои убеждения, творить. Занимаясь театрализацией, расширяется сфера коллективной и самостоятельной творческо-мыслительной деятельности, развиваются сенсорные способности детей. Наряду с целями и задачами стандартных уроков она развивает у учащихся интерес к самообучению, творчеству, формирует умение систематизировать материал, оригинально мыслить. Данные уроки позволяют учителю более творчески подойти к планированию всех этапов урока, пробудить любознательность детей и стимулировать познавательную активность.