СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические игры для детей раннего возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развитие сенсорного восприятия, развитие мелкой моторики пальцев рук.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры для детей раннего возраста»










Дидактические игры






































Карточка №1 «Загадочные пуговки»

Цель игры:

Развитие умения узнавать и называть цвета.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Игровой материал:

Представлено полотно, разделенное на 4 сектора, разного цвета, к нему прилагается 4 пуговки и 4 ленточки, каждая из которых соответствует определенному цвету сектора.

Ход игры:

Воспитатель показывает ребенку панно, разделенное на 4 сектора разного цвета, он рассказывает, что это домики для пуговок. Воспитатель обращает внимание на то, что каждая пуговка живет в домике своего цвета, и просит детей помочь найти пуговкам домик.

Взялись цвета мы изучать

Ну и с чего же нам начать?

Есть чудо пуговки у нас

Помогут нам они сейчас

Мы в руки пуговки возьмём

И дом по цвету им найдем.


Карточка № 2 «Волшебное поле»

Цель игры:

Развитие умения узнавать и называть цвета.

Игровой материал:

Круг с изображением 4 основных цветов, и стрелкой в верху, карточки основных цветов.

Ход игры:

Воспитатель показывает ребятам круг с изображением основных цветов. Поясняя при этом, что это волшебное поле, на котором живут цвета. Далее детям раздаются карточки соответствующих цветов. Воспитатель поворачивает волшебное поле, стрелка находящаяся на нем указывает на какой либо цвет, а дети в свою очередь должны поднять карту этого цвета.

Есть у нас игра одна

Очень круглая она

Тот кружок наш разделен

Четыре цвета включает он

И ребята с ним играют

Все цвета, там изучают

Зеленый, красный

Желтый, синий

Все известны нам отныне.


Карточка №3 «Радуга»

Цель игры:

Развитие умения узнавать и называть цвета и размер предмета,

Развитие мелкой моторики пальцев рук.



Игровой материал:

Плоское панно, состоящее из двух частей, одна часть скреплена между собой, а другая разрезана на разные по цвету и размеру лучи.

Ход игры:

Воспитатель кладет перед ребенком радугу одна половина лучей радугу целая, а вторая разрезана между собой на лучи. Задача ребенка подобрать лучи по цвету и размеру.

Радужная арка

У нас сияет ярко

Вот беда случилась с ней

Потеряла часть лучей

Лучи ребятки соберут

Все в порядок приведут

Станет радуга опять

Пуще прежнего сиять.


Карточка № 4 «Шарики»

Цель игры:

Развитие умения узнавать и называть цвета,

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Игровой материал:

Плоские шарики 4 основных цветов, и 4 ленты аналогичных цветов к ним.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям четыре воздушных шарика основных цветов и четыре ленточки таких же цветов к ним. Детям предлагают попробовать к каждому шарику подобрать ленточку того же цвета.

Красный, желтый, голубой,

Шар выбирай себе любой.

Чтобы шарик удержать

Нужно ленту привязать,

Мы в руки ленточки возьмем

И шар по цвету им найдем.


Карточка № 5 «Бабочка»

Цель игры:

Развитие умения узнавать и называть цвета,

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Игровой материал:

Плоское панно с изображением бабочки, крылья бабочки разделены на 4 основных цвета. В них проделаны отверстия, в которые вставлены горловины от бутылок к которым прикручиваются крышки подходящего цвета.

Ход игры:

Воспитатель показывает бабочку, крылья которой четырех основных цветов, в них проделаны отверстия в которые вставлены горловины от бутылок. Нужно украсить крылья бабочки, прикрутив крышки лежащие в предлагаемом детям поддоне к горловинам. Цвет крышки должен соответствовать цвету крыла бабочки.

Появилась перед нами

Бабочка – красавица.

Будем с бабочкой играть,

Цвет крышек к крыльям подбирать.


Карточка № 6 «Карусель»

Цель игры:

Развитие умения узнавать и называть цвета,

Развитие мелкой моторики пальцев рук,

Развитие различать предметы один – много.

Игровой материал:

Внешний вид шпульки из под ниток, верхний и нижний сектор разделены на 6 цветов: 4 основных, черный и белый. К верхнему сектору прикреплены мешочки (цвет мешочков соответствует цвету сектора к которому он прикреплен), в мешочках находятся кубики.

Ход игры:

Детям предлагается дидактическое пособие «карусель», верхний сектор которой разделен на 6 цветов. К каждому из которых прикреплен мешочек, в котором лежат кубики (цвет кубиков и мешочка соответствует цвету сектора). Задача детей развязать мешочки, вынуть кубики, и поставить их на сектор соответствующего цвета.

Закрутилась карусель,

Ну давай играть скорей.

Кубик ставим на свой цвет,

Будет правильный ответ?


Карточка № 7 «Занимайка»

Цель игры:

Развитие сенсорного восприятия,

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Игровой материал:

Пособие представлено в виде ширмы, на деревянный каркас которой прикреплены различные игры на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям многофункциональное дидактическое пособие «занимайка», которое состоит из различных дидактических игр.

«Гусеница» на развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики;

«Мешочки» на развитие тактильного восприятия;

«Колечки» на развитие мелкой моторики;

«Ленточки» на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия;

«Разноцветные палочки» на развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики;

«Осьминог» на развитие мелкой моторики.

Чудо ширма есть у нас,

Поиграем с ней сейчас!





Карточка № 8 «Яблонька»

Цель игры:

Развитие сенсорного восприятия,

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Игровой материал:

Пособие представлено в виде игрового панно с изображенной яблонькой, в панно проделаны отверстия, в которые вставлены горловины от бутылок, к которым прикручиваются крышки (яблочки).

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям панно с изображенной на ней яблонькой, и контейнер с крышками разных цветов, ребенку предлагается подобрать яблочки определенного цвета (красные, желтые). Дети берут крышки и прикручивают их к горловинам.

Будем с крышками играть,

Разные яблочки собирать.


Карточка № 9 «Волшебные колпачки»

Цель игры:

Развитие сенсорного восприятия,

Развитие слухового внимания,

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Игровой материал:

Представлены панно с изображением снеговиков, цветов, и т.д. В нем находятся отверстия, в которые вставляются горловины от бутылок. К дети прикручивают крышки.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает, что снеговик спешил в гости, но споткнулся и потерял один комочек. Нужно помочь снеговикам, воспитатель обращает внимание на то, что комочки у него белого цвета.

Воспитатель с детьми рассматривают картинку с изображением цветов, и обращают свое внимание на то, что у цветов нет серединки, он предлагает ребятам подобрать крышку, соответствующую по цвету каждому цветочку, и прикрутить ее к горловине.


Карточка № 10 «На что похожа фигура?»


Цель:

Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.

Игровой материал:

Вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов.

Ход игры:

Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.).


Карточка №11 «Спрячемся от дождика»

Цель:

Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.

Игровой материал:

Предварительно изготавливаются геометрические фигуры и три рисунка зонтиков. Взрослый выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре, это образец для детей.

Ход игры:

Игровая ситуация: “В теплый солнечный денек вышли геометрические фигурки погулять. Как вдруг на небе появилась огромная серая туча, закрыла солнышко и пошел дождик. Квадратикам, кружочкам и треугольникам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. А куда же спрятаться?”


Карточка № 12 «Выбери пуговки»

Цель:

Воспитывать умение группировать предметы по величине.

Игровой материал:

2 коробочки, большая и маленькая, пуговицы разные по величине (большие и маленькие)

Ход игры:

Педагог вместе с детьми раскладывает пуговицы на группы: самые большие, большие, маленькие и т.д. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке. Взрослый активизирует речь детей.


Карточка № 13 «Найди домик»

Цель:

Воспитывать умение различать предметы по величине.

Игровой материал:

Изготовленные из картона домики разной величины, изготовленные из картона зайчики разной величины.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает ребятам, что зайчики потерялись и не могут найти свой домик. Педагог предлагает ребятам помочь зайчикам, найти каждому домик.


Карточка № 14 Спрячь мышку от кошки.

Цель: Учить различать цвета.

Оборудование: Плоскостные домики из картона, окрашенные в разные цвета. Плоскостное изображение кошки и мышки.

Словарь: Кошка (мяу – мяу), мышка (пи – пи –пи), домик, дверь, хорошо, спрятать.

Ход игры.

Орг. момент.

Загадки: Мохнатенькая, усатенькая,

Молоко пьёт, песенки поёт.

(Кошка)

Живёт в норке – грызёт корки,

Кошки боится.

(Мышка)

Работа по теме.

Появление мышки (пищит). Мышка просит спрятать её от кошки в домик. Надо закрыть дверь домика, а то кошка найдёт мышку: «Надо найти дверь такого цвета, как домик». Ребёнок прячет мышку в домик, подбирает дверь такого цвета, как домик. Потом появляется кошка, бегает вокруг домика, ищет мышку, но не находит.

Итог.

Обратить внимание, что ребёнок хорошо спрятал мышку, правильно подобрал двери к домикам (все домики и двери одинаковые – одного цвета).


Карточка №15 « Найди цветок для бабочки.»

Цель: Учить различать цвета (обозначать результат словами «такой», «не такой»).

Оборудование: Цветы, вырезанные из картона разного цвета. Бабочки, вырезанные из картона.

Словарь: Бабочка, цветок, смотри, слушай, такой же, не такой же.

Ход игры.

1. Орг. момент.

Педагог просит ребёнка закрыть глаза. На столе педагог раскладывает бабочек и цветы. Просит ребёнка открыть глаза. И говорит, что на поляну цветов прилетело много красивых бабочек.

2. Работа по теме.

Рассматривание бабочек. Рассматривание цветов.

Объяснение педагогом задания: «Бабочки хотят найти свои цветы – сесть на такой цветок, чтобы их не было видно, и никто не смог бы их поймать». Педагог даёт образец (показывает): «Жёлтая бабочка села на жёлтый цветок».

Итог игры.

Оценка деятельности ребёнка.

Карточка №16 «Помоги Ёжику собрать грибы.»

Цель: Различать цвета, знакомить с названием цветов, развитие мелкой моторики.

Оборудование: Ёж, грибы на липучке, картинки с нарисованными грибами.

Словарь: Ёж, грибы, шляпка, хорошо, название цвета: красный, жёлтый, оранжевый.

Ход игры.

Орг. момент.

Педагог спрашивает детей, кто был в лесу (что растёт в лесу: деревья, ягоды, грибы), какие животные собирают грибы (белочка, ёж).

Работа по теме.

К детям приходит Ёж, он просит помочь ему собрать грибы.

1 вариант: Педагог показывает ребёнку картинку с изображением гриба и говорит, что ребёнок должен собрать все грибы такого цвета, какого цвета шляпка на картинке нарисована.

2 вариант: Педагог просит детей собрать грибы только те, у кого красная шляпка, жёлтая шляпка (т.е. по словесной инструкции).

Итог игры.

Оценка деятельности ребёнка.

Ёж благодарит ребёнка, что он помог ему собрать грибы. Педагог поощряет детей: «Смотрите, сколько собрал Ёж грибов, давайте скажем, какого цвета они» (ребёнок называет цвет). Можно посчитать, каких грибов больше: красных, жёлтых, оранжевых.


Карточка № 17 «Сделаем картинку.»

Цель: Учить зрительно и по слову производить выбор, соотнесение величин, развивать внимание.

Оборудование: Большой лист бумаги с нанесённым на неё контурным изображением (бабочки, медведя, гриба). Вырезанные из цветной бумаги изображения этих предметов, точно совпадающих с контурами рисунков.

Словарь: Бабочка, медведь, гриб; маленький, большой.

Ход игры.

Орг. момент.

Педагог загадывает загадки детям:

Он в берлоге спит зимой,

Под большущею сосной,

А когда придёт весна –

Просыпается от сна. (медведь).

Над цветком порхает, пляшет

Крыльями машет. (бабочка).

Я стою на ножке толстой,

У меня есть красивая шляпка –

Под сосною я расту. ( Гриб).

Потом педагог раздаёт детям контурные изображения (большой медведь – маленький медведь, большая бабочка – маленькая бабочка, большой гриб – маленький гриб).

Работа по теме.

Работа с трафаретами.

Педагог спрашивает: «У кого большой медведь?» (показывает трафарет). Ребёнок говорит: «У меня» (или поднимает руку), - потом должен наложить трафарет на контурное изображение.

Итоги.

Оценка деятельности ребёнка.


Карточка № 18 «Воздушные шарики.»

Цель: Учить различать разные цвета, выбирать цвет по образцу, развитие внимания.

Оборудование: Картинка с изображением медведя, зайца. Разноцветные шарики, вырезанные из картона.

Словарь: Мишка, зайчик, воздушный шарик, ниточка; название цвета.

Ход игры.

Орг. момент.

Работа над развитием мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика.

Надуваем мы шар,

Надуваем большой –

Вдруг, шар лопнул –

Воздух вышел,

Стал он тонкий и худой.

(Соединяем пальчики обеих рук).

Работа по теме.

Рассматривание картинки с изображением мишки и зайца. Педагог говорит, что у них улетели воздушные шарики, надо помочь животным: «Найти шарик такого же цвета, как ниточка. Зелёная ниточка – зелёный шарик».

Итог игры.

Оценка деятельности ребёнка.

Педагог спрашивает у ребёнка: какого цвета шарики у Мишки, у Зайчика. У кого больше шариков?


Карточка № 19 «Разноцветные поезда.»

Цель: Различение цвета, развитие мелкой моторики.

Оборудование: 2 поезда, 2 вагона, вырезанные из цветного картона.

Словарь: Поезд – чух – чух – чух, вагон, такой же, не такой, одинаково.

Ход игры.

Орг. момент.

Педагог говорит: Чух-чух-чух – вот поезд наш едет,

Колёса стучат – чух – чух –чух.

(демонстрация поезда с вагоном).

Работа по теме.

Рассматривание поезда, вагона: «Это поезд. А это вагон. У поезда есть колёса, окна. Поезд красного цвета, а вагон - какого цвета? (красного). Поезд и вагон одного цвета. Одинаково». Потом педагог отцепляет вагон от поезда, даёт другой поезд и вагон. Просит ребёнка прикрепить вагон к поезду: «Собери одинаково. Одного цвета должен быть вагон и поезд».

Итог игры.

Педагог обращает внимание, что один поезд красного цвета и вагон красного цвета – «одинаково». Другой поезд синего цвета и вагон синего цвета – «одинаково».

Карточка №20 «Лото (узнавание цвета).»

Цель: Учить различать разные цвета, продолжать выбирать цвет по образцу.

Оборудование: листы лото разных цветов с двумя прорезями, вкладки таких же цветов.

Словарь: У меня такой, цвет, правильно, название цвета, смотри внимательно.

Ход игры.

Орг. момент.

Работа по теме.

Педагог раздаёт детям листы лото. Потом педагог поднимает по одной маленькой карточке (вкладке) и спрашивает: У кого такая? (такой цвет?) Можно спросить, правильно ли ребёнок выбрал цвет.

Итог игры.

Оценка деятельности ребёнка: «Смотри внимательно, какой у тебя цвет? - А я какой показала?»


Карточка № 21 «Сделай дорожку.»

Цель: Закреплять знание названий форм, последовательно передвигать предмет по намеченному пути.

Оборудование: Зайчик, вырезанный из картона. Большой лист с контурным изображением геометрических фигур. Геометрические фигуры, вырезанные из картона (трафареты).

Словарь: заяц, дорожка, название геометрических фигур.

Ход игры.

Орг. момент.

Педагог спрашивает у детей, какие они знают геометрические фигуры. Дети называют.

Работа по теме.

Педагог объясняет: «Зайчику нужно пойти в лес, давайте ему поможем – сделаем дорожку». Дети рассматривают дорожку, на которой нарисовано контурное изображение геометрических фигур. Педагог обращается к каждому ребенку: «Ты должен назвать эти геометрические фигуры». Ребёнок называет форму (геометрическую фигуру) и накладывает на контурное изображение трафарет.

Итог.

Оценка деятельности каждого ребёнка: «Зайчик рад, что ты ему помог – сделал дорожку». «Давайте ещё раз назовём геометрические фигуры».

Карточка № 22 «Куда пойдёт Зайчик.»

Цель: Та же.

Оборудование: Заяц, вырезанный из картона. Большой лист бумаги с изображением домика, леса, геометрическими фигурами. Карточки с изображением разных форм (геометрических фигур).

Словарь: Зайчик, дом, лес, дорожка, название форм (геометрических фигур).

Ход игры.

Орг. момент

Угадайте, кто к нам сегодня в гости пришёл:

Длинные уши, любит морковку. (Заяц).

Работа по теме.

Рассматривание дорожек: «Зайчик к домику пойдёт по этой дорожке – посмотрите внимательно, на ней расположены формы: сначала треугольник, потом какая форма? (круг), а потом – квадрат. А в лес по этой дорожке – на ней расположены формы, сначала – круг, потом какая? (квадрат), а потом - треугольник. Дорогу нам покажут эти карточки, на них нарисованы разные формы, мы берём их, называем, какая форма и говорим, куда пойдёт зайчик».

Если ребёнок берёт карточку и называет форму, а на дорожке этой формы нет, то он берёт следующую или пропускает ход.

Итоги игры.

Оценка деятельности ребёнка.

Обратить внимание, знает ли ребёнок название форм (геометрических фигур).


Карточка № 23 «Зоопарк.»

Цель: Продолжать знакомить детей с относительностью величин предметов, учить соотносить их по величине зрительно и путём наложения.

Оборудование: Домики, вырезанные из картона. Животные, вырезанные из картона (жираф, слон, черепаха).

Словарь: Зоопарк, домик, животные: жираф, слон, черепаха; большой, маленький, высокий.

Ход игры.

Орг. момент.

Педагог загадывает загадки:

Быстро прячется от страха

В панцирь твёрдый… (Черепаха)

Вот так шея! Выше шкафа!

У пятнистого… (Жирафа).

Поднимает хобот он…

Кто же это? Это… (Слон).

(когда дети отгадывают загадки, педагог показывает животных).

Работа по теме.

Педагог говорит, что все эти животные живут в зоопарке: «Им привезли новые дома, надо помочь зверям правильно найти свой домик». Затем показывает детям домики. Дети рассаживают зверей по клеткам, зрительно соотнося их по величине (жираф высокий – ему высокий дом нужен, черепаха меньше всех и домик ей маленький нужен).

Итог игры.

Оценка деятельности педагогом. Можно попросить детей, чтоб они свои нарисовали домики для этих животных.