«Дидактические игры по формированию лексико – грамматических средств языка у детей с задержкой психического развития»
Подготовил
учитель – дефектолог:
КИРЕЕВА А.В .
Наш детский сад
Сведение о детском саду «ЛЕСНАЯ СКАЗКА»
В ДОУ работает 7 групп для детей от 2-х до 6-ти лет.
Из них:
- младшего возраста – 2;
- среднего возраста – 1;
- старше-подготовительного возраста – 1;
- специализированные группы для детей с задержкой психического развития – 3.
Всего воспитанников – 104 ребенка
Посещают массовые группы – 67 детей
Посещают специализированные группы для детей с задержкой психического развития – 37 детей
Дидактическая игра -
Это переходная форма обучения дошкольников, в которой прослеживаются элементы двух типов ведущей деятельности (игровой и учебной), с постепенным нарастанием элементов учебной деятельности.
Задача дидактических игр
- развивать детскую речевую активность;
- учить понимать грамматические категории и формы слов;
- уметь пользоваться этими категориями в заученной, отраженной и самостоятельной речи;
- уметь изменять форму слова в зависимости от вопроса или ситуации;
- добиваться формирования навыков грамматической самокоррекции;
- проверять устойчивость усвоенных грамматических навыков на новом лексическом материале, а также с опорой на новые ситуации;
- обучать детей точному употреблению слов;
- обогащать и развивать словарный запас, как путем накопления новых словоформ, так и благодаря развитию у них умения пользоваться различными способами словоизменения и словообразования.
Принципы дидактической игры:
- должна опираться на программный материал;
- должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс более сохранные анализаторы;
- должна быть ясна и понятна детям назначения (предметов, картинок, пособий, смысл вопросов);
- должна быть внешне привлекательна;
- количество пособий должно соответствовать количеству детей.
На образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
«Назови ласково»
«Большой-маленький»
«Назови, не ошибись»
«Давай поможем!»
Игра «Большой-маленький»
Игра «Назови ласково»
Игра «Давай поможем»
На образование множественного числа существительных
«Один – много»
«Скромник и хвастун»
«Нет или много?»
Игра «Один - много»
На образование относительных прилагательных:
«Какой сок?
«Какое варенье?»
«Что получилось?»
Игра «Какой сок? Какое варенье?»
На согласование существительных и прилагательных, обозначающих цвет, форму, вкус:
«Какой, какая, какое?»
Игра «Какой, какая, какие?»
На согласование числительных с
существительными:
«Один - два»
«Посчитай-ка»
«Веселые числа»
Игра «Посчитай-ка»
1
5
2
На образование родительного падежа существительных единственного и множественного числа:
«Чего нет?»
«Кого без чего не бывает?»
«Какое что бывает?»
Игра «Кого не стало?»
Игра «Кого не стало?»
Игра «Кого без чего не бывает?»
На образование притяжательных прилагательных:
«Чей хвост, чья голова?»
«Чьи вещи?»
«Найди свой домик»
«Путаница»
Игра «Чей хвост?»
Игра «Чья голова?»
Игра «Чей домик?»
На подбор существительных противоположных по значению:
«Антонимы»
«Противоположности»
Игра «Противоположности»
На употребление предлогов
«Маленькое слово»
«Куда села бабочка?»
«Ложка и стакан»
«Придумай предложение»
Игры на образование предлогов
Игра «Придумай предложение»
Игры на обобщение и вычленение
«Назови одним словом»
«Четвертый лишний»
«Какое что бывает?»
«Ассоциации»
Игра «Назови одним словом»
Игра «Четвертый лишний»
Игра «Четвертый лишний»
Игра «Ассоциации»
Спасибо за внимание!